Данный материал, представляющий собой малоинформативный и достаточно забавный взгляд из ФРГ на советский высотный самолет-разведчик Як-25РВ, был переведен уважаемым коллегой NF. Перевод был выполнен в марте 2016 года.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев – самый влиятельный на то время человек в стране – в гневе бил своим ботинком по трибуне Генеральной ассамблеи ООН. Всему миру стало известно о том, как отреагировали в СССР на полёты американских высотных самолётов-разведчиков Lockheed U-2 над СССР. В мае 1960 года советские зенитные ракеты предоставили достаточно доказательств тому, что эти полёты действительно имели место: им удалось сбить этот черный секретный самолёт-разведчик ВВС США. Русские смогли не только предоставить всему миру обломки этого самолёта, но и имели возможность продемонстрировать попавшего к ним в плен пилота сбитого самолёта: Гарри Пауэрс имел возможность отравиться прежде чем он попал в руки советских спецслужб, но он не сделал этого.
Но в то же время как полёты американских «самолётов-шпионов» во всём мире привлекали к себе внимание, о подобной советской разработке самолёте Яковлева Як-26 получившем в NATO условное обозначение Mandrake (мандрагора), до сих пор мало что известно.
Этот тип самолёта был создан благодаря комбинации средней и задней части фюзеляжа, хвостового оперения и шасси от первого всепогодного истребителя-перехватчика советских ВВС – Як-25 с новой передней частью фюзеляжа и новыми консолями крыла с увеличенным размахом и большим относительным удлинением. В результате этой комбинированной конструкции был получен самолет, который в пятидесятые-шестидесятые годы имел потолок полёта в 18000-20000 метров, что в то время было границей технических возможностей.
схемы дальнего высотного разведчика Як-25РВ (представление немецкого художника)
Оснащенный радиолокационным, фотографическим оборудованием и оборудованием для приема радиосигналов этот советский самолет редко могли обнаружить в небе Европы. Также самолеты этого типа совершали многочисленные секретные полёты над просторами Китая, Индии и Пакистана.
Вне всякого сомнения, космические спутники со временем заменили и превзошли самолёты U-2 и «Mandrake», однако и сегодня в век дальнобойных зенитных ракет эти самолёты-шпионы не являются абсолютно устаревшими.
Приведенные ниже данные летно-технические характеристик самолета являются оценочными.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Як-25РВ
Назначение: дальний высотный разведчик
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два турбореактивных двигателя РД-9 с тягой 2600 кг каждый
Размеры:
размах крыла 21,6 м
длина 15,5 м
Вес:
взлётный около 9540 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 14000 метров 750 км/ч
экономическая скорость на высоте 19800 метров 650 км/ч
практический потолок полёта 21400 м
практическая дальность полёта до 4000 км
источник: «Mandrake … die U-2 der UdSSR» «Luftfahrt International» 28