0

Малые линейные корабли по-японски: Вернемся к "Асамам" и "Ицукисимам".

 

Данный материал родился после комментария коллеги НФ к теме "карманных линкоров по-японски". В некотором роде, материал является предисловием (решил разделить на две части) к другому материалу — "малым линкорам Японии". Так сказать черновой путь, наброски которые проложили путь линии в следующем материале. 

 

Вашингтонский договор 1922 года похоронил надежды Японии добиться не только численного превосходства, но даже и равенства сил с Великобританией и/или США (а желательно сразу с обеими державами). С другой стороны как бы реагировала бы та же Англия, если бы Япония еще не так давно заказывающие корабли в Англии (1915 год), вдруг получила бы возможность (1922 год) держать флот равный Королевскому флоту! Ладно США добились равенства с Великобританией — это можно простить — свои "белые", бывшая колония, но что бы вот и азиаты….

                Тут либо Великобритании пришлось удавливаться от позора, либо горячо поддерживать Японию и натравливать ее на Америку (а вы что думали, Великобритания ослабленная войной полезет сама в драку???). А потом, помочь победителю залезть в долги, можно конечно и в петлю, только с должника денег можно срубить больше чем с покойника. 

                Но, все это относилось "а что было бы, если" — ведь Японию не интересовали возможные варианты истории. Япония хотела найти выход из создавшегося положения, т.е. соотношения 5:5:3 или 15:15:9 зафиксированного Вашингтонским договором. А именно тем или иным способом получить флот не уступающий, а то и превосходящих флот "вероятных противников".

                Но вот как сделать так, что бы линейный флот Японии оказался бы равен по численности (превосходство и вовсе было в мечтах) флоту США или Великобритании?

 

На помощь пришла история.

 Данный проект-предположение (построить кучу "мини-линкоров") возник под влиянием удачного опыта использования броненосных крейсеров типа "Асама" во время русско-японской войны 1904-1905 годов. Не в силах сравняться по численности с Россией в броненосцах, Япония добилась равенства, а то и перевеса сил с помощью броненосных крейсеров. Крейсера типа "Асама", по сути "мини-броненосцы", встали в линию с броненосцами настоящими, и не смотря на нагрузку (все-таки броненосный крейсер есть крейсер, а не броненосец), успешно вынесли ее. Причем играли броненосные крейсера не последнюю роль — в Цусимском сражении 2/3 главных сил адмирала Того являлись броненосными крейсерами.

Теоретически, все получалось очень хорошо. Возьмем "Асаму" в качестве прототипа, увеличим водоизмещение в 2-3 раза, калибр то же увеличим. Получается корабль водоизмещением 20-25 тыс.тонн, вооруженный от 8 305-мм до 9 356-мм, а то и  8 410-мм (скромностью Япония не страдала) орудий. Противоминный калибр должен был быть представлен 120 или 127-мм орудиями в количестве 6-8 спаренных установок.

Учитывая, что новых "Асам" или "гарибальдийских линкоров 2.0", если их так можно назвать, будет штук 8, то удастся добиться равенства сил Великобритании или США.

Малые линейные корабли по-японски: Вернемся к "Асамам" и "Ицукисимам".

Но все портил все тот же Вашингтонский договор: 25 тыс.тонн или даже 20 тыс.тонн — это уже линейный корабль (если это не линейный корабль, то это уже будет корабль который не укладывается в Вашингтонский договор), который и так стал помощником линкоров и ограничен Вашингтонским договором. Другими словами — стройте свои новые "Асамы", но оставайтесь в соотношении 5:5:3 или 15:15:9. А поскольку в рамках договора разрешены корабли гораздо больших размеров — в 35 тыс.тонн, то овчинка выделки не стоила. Зачем городить огород создовая корабли слишком большие для разрешенных размеров, но и слишком слабые опять таки для размеров разрешенных? 

 

Но невозможность построить "Асаму-2" не останавливала конструкторов Восходящего Солнца. У Японии был другой опыт — средние крейсера но с тяжелыми орудиями. Речь шла о типе "Ицукусима". Теоретически все складывалось замечательно, корабль в 4,5 тыс.тонн водоизмещения, вооружен тяжелым орудием в 320-мм, и способен эффективно пробивать броню вражеских (китайских) броненосцев. Новая "Ицукусима", должна была так же прибавить в размерах — в два-три раза (до 10 тыс.тонн), а вот калибр, если брать в миллиметрах, прибавлял слабо (всего 356-мм), зато брал численностью — два орудия вместо одного. А вот с противоминным калибром, так же сохранялась "преемственность" 10-12 120-мм (или 127-мм) орудий.

Малые линейные корабли по-японски: Вернемся к "Асамам" и "Ицукисимам".

Казалось можно было кричать "ура" (точнее "банзай") и на радостях пить саке или сразу шампанское, но… "Но" было опытом и практикой. А опыт и практика показали, что "Ицукусима" показали себя не очень…. например ни разу не попали из своих сверх орудий. Как говорили русские на свой "Гангут", что было очень применимо к "Ицукусимам" — "одна труба, одна мачта, одно орудие, одно недоразумение".

Малые линейные корабли по-японски: Вернемся к "Асамам" и "Ицукисимам".

Так что, новые "Ицукусимы" несмотря на 10 против 4,5 тыс.тонн, в боевом отношении сильно рисковали оказаться такими же, неудачными кораблями как и их исторические прототипы.

От проекта "Ицукусимы-2" пришлось отказаться.

Но не от проекта мини-линкоров.

Японские теоретики были уверенны что идут в правильном направлении. 

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account