Создатели игры World of Warships часто спускают на воду проектные корабли, а наши коллеги с портала worldofwarships.ru в своей исторической рубрике рассказывают о машинах, которые в реальности остались в чертежах, зато в игре вовсю рассекают волны. Одним из таких кораблей был советский лёгкий крейсер проекта 94, получивший в игре название «Будённый».
Содержание:
Планы советских кораблестроителей
В начале 1936 года в Лондоне проходила конференция, посвящённая вопросу ограничения военно-морских вооружений. Напряжённость в мире нарастала, и это было заметно даже по ходу переговоров: 15 января британскую столицу покинула японская делегация, 26 марта — итальянская. В конце концов соглашение подписали только Великобритания, США и Франция. СССР в лице военно-морского атташе в Лондоне капитана 3 ранга Льва Анципо-Чикунского внимательно следил за ходом переговоров. Лондонские ограничения были учтены при разработке советской Программы крупного морского судостроения 1936 года.
Программа готовилась в обстановке особой секретности. Ею занимались лично начальник Морских сил РККА флагман флота 1 ранга Владимир Митрофанович Орлов и его сподвижники Иван Мартынович Лудри и Ромуальд Адамович Муклевич из так называемой «молодой школы», пришедшей в 1920-х годах на смену царским флотоводцам и кораблестроителям. Новая программа кардинально отличалась от планов 1920-х годов, предполагавших постепенное строительство небольших и в основном оборонительных военно-морских сил, опиравшихся на подводные лодки и торпедные катера. В соответствии с новыми планами предполагалось создание флота из 533 боевых кораблей всех классов общим водоизмещением свыше 1 300 000 т. Среди них нашлось место и пяти лёгким крейсерам нового типа в 7500 т стандартного водоизмещения. В соответствии с ограничениями международных договоров, главный калибр новых крейсеров принимался в 152 мм.
Планы 1936 года, хотя и были утверждены Политбюро и лично Сталиным, подверглись пересмотру уже в следующем году. Орлов и его «молодая школа» попали в категорию «врагов народа» и исчезли с горизонта. «План строительства боевых кораблей Морских сил РККА» 1937 года писали уже другие люди — новый начальник Морских сил Михаил Владимирович Викторов и командующий Краснознамённым Балтийским флотом Лев Михайлович Галлер. Они опирались на опыт событий в Испании, где советский гражданский флот, оказывая помощь Испанской республике, без надлежащего прикрытия со стороны военно-морских сил РККА оказался беззащитным перед провокационными действиями, а зачастую и открытыми нападениями итальянского флота. Новый план скорректировал распределение планируемых к постройке кораблей по типам и флотам. В нём впервые появились авианосцы водоизмещением 10 000 т. В сторону увеличения были скорректированы ТТХ будущих кораблей — лондонские лимиты были уже тесны.
Вскоре Викторов был заменён армейским комиссаром 1 ранга Смирновым, который вместе с Галлером 16 февраля 1938 года представил в Комитет обороны «Большую судостроительную программу», в соответствии с которой 424 единицы общим водоизмещением свыше 1 900 000 т должны были быть построены до 1 января 1946 года. В ходе очередных чисток Смирнова во главе ВМФ сменил Фриновский, которого спустя три месяца уже окончательно заменил командовавший до того Тихоокеанским флотом Николай Герасимович Кузнецов. 6 августа 1939 года он представил Сталину, Молотову и Ворошилову «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ», включавший уже 699 боевых кораблей основных классов общим водоизмещением 2 500 000 т, среди которых были 32 лёгких крейсера, в том числе шесть кораблей типа «Киров». В 1940–1942 годах планировалось заложить 21 лёгкий крейсер.
Проект 94
В феврале 1940 года правительство дало распоряжение наркомату обороны и тяжёлой промышленности начать проектирование лёгкого крейсера. 8 июня НКВМФ утвердил общее техническое задание на проектируемый корабль. Эскизный проект разрабатывало ОКБ-196 при судостроительном заводе № 196 «Судомех». Проект получил номер 94.
Основное назначение крейсеров проекта 94 заключалось в поддержке эсминцев в атаке, разведке, дозоре и набеговых операциях, защите и прикрытии линейных сил от эсминцев противника, а также участии в минных постановках. В соответствии с техзаданием, для этого было необходимо обеспечить «сильную боевую защиту всех жизненных частей, наивыгоднейшее для боя на сближении расположение всех видов артиллерии, надлежащую высокую скорость и большую живучесть». Артиллерийское вооружение крейсера по заданию НКВМФ составляло шесть 152-мм орудий в 2-орудийных башнях, шесть 100-мм орудий в спаренных башенноподобных установках, восемь 37-мм автоматов и восемь 12,7-мм пулемётов. Корабль также должен был иметь два 3-трубных 533-мм торпедных аппарата.
Было ясно, что по своим характеристикам корабль будет уступать аналогичным зарубежным лёгким крейсерам. Поэтому в декабре 1940 года ОКБ-196 представило на рассмотрение НКВМФ два варианта эскизного проекта — с шестью и девятью 152-мм орудиями главного калибра.
Наименование | 6-орудийный вариант | 9-орудийный вариант |
Длина по КВЛ, м | 185 | 185 |
Длина максимальная, м | 191 | 191,9 |
Ширина, м | 16,5 | 17,1 |
Средняя осадка при нормальном водоизмещении, м | 6,3 | 6,66 |
Водоизмещение стандартное, т | 7500 | 8200 |
Водоизмещение нормальное, т | 8100 | 8800 |
Водоизмещение полное, т | 8715 | 9565 |
Водоизмещение максимальное, т | 10 150 | 11 170 |
Мощность ГТЗА, л.с. | 132 000 | 132 000 |
Скорость | 38 | 37 |
Дальность плавания (18 узл.), миль | 7700 | 8100 |
Дальность плавания (полный ход), миль | 1900 | 2050 |
Вооружение (боезапас) | ||
152 мм/57 | 3 — МК-4(150) | 3 — МК-5(150) |
100 мм/55 | 3 — Б-54(300) | 3 — Б-54(300) |
37 мм | 2 — 66-К, 1— 46-К(3000) | 3 — 46-К(3000) |
12,7 мм | 4 — ДШКМ(3000) | 4 — ДШКМ(3000) |
ТА 533 мм | 2 — 1Н(12) | 2 — 1Н(12) |
В марте 1941 года, после рассмотрения обоих вариантов, НКВМФ решил отказаться от 6-орудийного проекта из-за неудовлетворительного состава вооружения. Был одобрен 9-орудийный вариант, и началась разработка технического проекта. Однако разразилась Великая Отечественная война, и реализовать это решение не удалось.
Конструкция корпуса
Для максимального снижения водоизмещения был принят тип двухпалубного корабля без полубака, с верхней палубой, плавно повышающейся от кормы до 1-й башни и более круто — от 1-й башни до форштевня. Водонепроницаемые поперечные переборки делили корпус на 26 отсеков. В пределах цитадели и в корму от неё устанавливались продольные водонепроницаемые переборки противоторпедной защиты, ограничивавшие машинно-котельные отделения, посты и погреба, а также бортовые топливные и водяные отсеки (цистерны). При постройке корпуса планировалось активно использовать электросварку. Сварными должны были быть все стыки наружной обшивки и её пазы за пределами цитадели ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ), весь угловой набор по обшивке, все стрингеры за исключением вертикального киля, все стыки настила двойного дна, оконечности нижней и верхней палуб.
Силовая установка
В качестве главных механизмов на крейсеры должны были устанавливаться два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА), котлы и вспомогательные механизмы, разработанные для эсминцев проекта 35, мощностью 44 000 л.с.
Вооружение
В качестве главного калибра крейсера было решено использовать башни МК-5, уже разработанные к тому времени для крейсеров проекта 68. Это позволяло унифицировать корабли по номенклатуре вооружения, сократить сроки проектирования и ускорить постройку кораблей. Универсальный калибр составляли три 2-орудийные башни Б-54, также унифицированные с крейсерами проекта 68. Изготовлял установки завод № 232 «Большевик».
Калибр, мм | 100 |
Длина ствола в калибрах | 56 |
Число орудий в башне | 2 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 870 |
Вес снаряда, кг | 15,6 |
Скорость горизонтального наведения, гр/с | 15 |
Скорость вертикального наведения, гр/с | 15 |
Углы возвышения, гр | 85/-8 |
Скорострельность (на ствол), в/мин | 16 |
Вес установки, т | 42,4 |
Зенитное вооружение было представлено тремя 37-мм башенными счетверёнными установками 46-К производства завода № 8 имени Калинина и четырьмя спаренными 12,7-мм пулемётами ДШКМ.
Системы управления огнём
Управление огнём артиллерии главного калибра осуществлялось с помощью командно-дальномерного поста (КДП) Б-41, оснащённого двумя 8-метровыми дальномерами (один из них двойной) и визиром ВМЦ-4 (стабилизированным). Непосредственное управление огнём осуществлялось с центрального артиллерийского поста, где был установлен центральный автомат стрельбы ЦАС-1. Дополнительно все башни главного калибра имели встроенные 8-метровые башенные дальномеры. Универсальный калибр управлялся с двух стабилизированных постов наводки СПН-300, оснащённых 4-метровыми дальномерами и установленных побортно, а также центрального автомата стрельбы «Смена». Углы обстрела по горизонту для башен главного калибра составляли 302° для первой и 298° — для остальных башен.
Для управления торпедными аппаратами использовался 4-метровый дальномер СПН-300, а также ночные визиры, установленные на крыльях ходового мостика. Также целеуказание на ТА могло выдаваться с КДП Б-41.
Источник — https://warspot.ru/18133-proektnye-korabli-kreyser-budyonnyy