Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

17

Создатели игры World of Warships часто спускают на воду проектные корабли, а наши коллеги с портала worldofwarships.ru в своей исторической рубрике рассказывают о машинах, которые в реальности остались в чертежах, зато в игре вовсю рассекают волны. Одним из таких кораблей был советский лёгкий крейсер проекта 94, получивший в игре название «Будённый».

Содержание:

Планы советских кораблестроителей

В начале 1936 года в Лондоне проходила конференция, посвящённая вопросу ограничения военно-морских вооружений. Напряжённость в мире нарастала, и это было заметно даже по ходу переговоров: 15 января британскую столицу покинула японская делегация, 26 марта — итальянская. В конце концов соглашение подписали только Великобритания, США и Франция. СССР в лице военно-морского атташе в Лондоне капитана 3 ранга Льва Анципо-Чикунского внимательно следил за ходом переговоров. Лондонские ограничения были учтены при разработке советской Программы крупного морского судостроения 1936 года.

Программа готовилась в обстановке особой секретности. Ею занимались лично начальник Морских сил РККА флагман флота 1 ранга Владимир Митрофанович Орлов и его сподвижники Иван Мартынович Лудри и Ромуальд Адамович Муклевич из так называемой «молодой школы», пришедшей в 1920-х годах на смену царским флотоводцам и кораблестроителям. Новая программа кардинально отличалась от планов 1920-х годов, предполагавших постепенное строительство небольших и в основном оборонительных военно-морских сил, опиравшихся на подводные лодки и торпедные катера. В соответствии с новыми планами предполагалось создание флота из 533 боевых кораблей всех классов общим водоизмещением свыше 1 300 000 т. Среди них нашлось место и пяти лёгким крейсерам нового типа в 7500 т стандартного водоизмещения. В соответствии с ограничениями международных договоров, главный калибр новых крейсеров принимался в 152 мм.

Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

Планы 1936 года, хотя и были утверждены Политбюро и лично Сталиным, подверглись пересмотру уже в следующем году. Орлов и его «молодая школа» попали в категорию «врагов народа» и исчезли с горизонта. «План строительства боевых кораблей Морских сил РККА» 1937 года писали уже другие люди — новый начальник Морских сил Михаил Владимирович Викторов и командующий Краснознамённым Балтийским флотом Лев Михайлович Галлер. Они опирались на опыт событий в Испании, где советский гражданский флот, оказывая помощь Испанской республике, без надлежащего прикрытия со стороны военно-морских сил РККА оказался беззащитным перед провокационными действиями, а зачастую и открытыми нападениями итальянского флота. Новый план скорректировал распределение планируемых к постройке кораблей по типам и флотам. В нём впервые появились авианосцы водоизмещением 10 000 т. В сторону увеличения были скорректированы ТТХ будущих кораблей — лондонские лимиты были уже тесны.

Вскоре Викторов был заменён армейским комиссаром 1 ранга Смирновым, который вместе с Галлером 16 февраля 1938 года представил в Комитет обороны «Большую судостроительную программу», в соответствии с которой 424 единицы общим водоизмещением свыше 1 900 000 т должны были быть построены до 1 января 1946 года. В ходе очередных чисток Смирнова во главе ВМФ сменил Фриновский, которого спустя три месяца уже окончательно заменил командовавший до того Тихоокеанским флотом Николай Герасимович Кузнецов. 6 августа 1939 года он представил Сталину, Молотову и Ворошилову «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ», включавший уже 699 боевых кораблей основных классов общим водоизмещением 2 500 000 т, среди которых были 32 лёгких крейсера, в том числе шесть кораблей типа «Киров». В 1940–1942 годах планировалось заложить 21 лёгкий крейсер.

Проект 94

В феврале 1940 года правительство дало распоряжение наркомату обороны и тяжёлой промышленности начать проектирование лёгкого крейсера. 8 июня НКВМФ утвердил общее техническое задание на проектируемый корабль. Эскизный проект разрабатывало ОКБ-196 при судостроительном заводе № 196 «Судомех». Проект получил номер 94.

Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

Основное назначение крейсеров проекта 94 заключалось в поддержке эсминцев в атаке, разведке, дозоре и набеговых операциях, защите и прикрытии линейных сил от эсминцев противника, а также участии в минных постановках. В соответствии с техзаданием, для этого было необходимо обеспечить «сильную боевую защиту всех жизненных частей, наивыгоднейшее для боя на сближении расположение всех видов артиллерии, надлежащую высокую скорость и большую живучесть». Артиллерийское вооружение крейсера по заданию НКВМФ составляло шесть 152-мм орудий в 2-орудийных башнях, шесть 100-мм орудий в спаренных башенноподобных установках, восемь 37-мм автоматов и восемь 12,7-мм пулемётов. Корабль также должен был иметь два 3-трубных 533-мм торпедных аппарата.

Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

Было ясно, что по своим характеристикам корабль будет уступать аналогичным зарубежным лёгким крейсерам. Поэтому в декабре 1940 года ОКБ-196 представило на рассмотрение НКВМФ два варианта эскизного проекта — с шестью и девятью 152-мм орудиями главного калибра.

Наименование6-орудийный вариант9-орудийный вариант
Длина по КВЛ, м185185
Длина максимальная, м191191,9
Ширина, м16,517,1
Средняя осадка при нормальном водоизмещении, м6,36,66
Водоизмещение стандартное, т75008200
Водоизмещение нормальное, т81008800
Водоизмещение полное, т87159565
Водоизмещение максимальное, т10 15011 170
Мощность ГТЗА, л.с.132 000132 000
Скорость3837
Дальность плавания (18 узл.), миль77008100
Дальность плавания (полный ход), миль19002050
Вооружение (боезапас)
152 мм/573 — МК-4(150)3 — МК-5(150)
100 мм/553 — Б-54(300)3 — Б-54(300)
37 мм2 — 66-К, 1— 46-К(3000)3 — 46-К(3000)
12,7 мм4 — ДШКМ(3000)4 — ДШКМ(3000)
ТА 533 мм2 — 1Н(12)2 — 1Н(12)

В марте 1941 года, после рассмотрения обоих вариантов, НКВМФ решил отказаться от 6-орудийного проекта из-за неудовлетворительного состава вооружения. Был одобрен 9-орудийный вариант, и началась разработка технического проекта. Однако разразилась Великая Отечественная война, и реализовать это решение не удалось.

Конструкция корпуса

Для максимального снижения водоизмещения был принят тип двухпалубного корабля без полубака, с верхней палубой, плавно повышающейся от кормы до 1-й башни и более круто — от 1-й башни до форштевня. Водонепроницаемые поперечные переборки делили корпус на 26 отсеков. В пределах цитадели и в корму от неё устанавливались продольные водонепроницаемые переборки противоторпедной защиты, ограничивавшие машинно-котельные отделения, посты и погреба, а также бортовые топливные и водяные отсеки (цистерны). При постройке корпуса планировалось активно использовать электросварку. Сварными должны были быть все стыки наружной обшивки и её пазы за пределами цитадели ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ), весь угловой набор по обшивке, все стрингеры за исключением вертикального киля, все стыки настила двойного дна, оконечности нижней и верхней палуб.

Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

Силовая установка

В качестве главных механизмов на крейсеры должны были устанавливаться два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА), котлы и вспомогательные механизмы, разработанные для эсминцев проекта 35, мощностью 44 000 л.с.

Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

Вооружение

В качестве главного калибра крейсера было решено использовать башни МК-5, уже разработанные к тому времени для крейсеров проекта 68. Это позволяло унифицировать корабли по номенклатуре вооружения, сократить сроки проектирования и ускорить постройку кораблей. Универсальный калибр составляли три 2-орудийные башни Б-54, также унифицированные с крейсерами проекта 68. Изготовлял установки завод № 232 «Большевик».

Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

Калибр, мм100
Длина ствола в калибрах56
Число орудий в башне2
Начальная скорость снаряда, м/с870
Вес снаряда, кг15,6
Скорость горизонтального наведения, гр/с15
Скорость вертикального наведения, гр/с15
Углы возвышения, гр85/-8
Скорострельность (на ствол), в/мин16
Вес установки, т42,4

Зенитное вооружение было представлено тремя 37-мм башенными счетверёнными установками 46-К производства завода № 8 имени Калинина и четырьмя спаренными 12,7-мм пулемётами ДШКМ.

Лёгкий крейсер «Будённый» или корабли Проекта 94

Системы управления огнём

Управление огнём артиллерии главного калибра осуществлялось с помощью командно-дальномерного поста (КДП) Б-41, оснащённого двумя 8-метровыми дальномерами (один из них двойной) и визиром ВМЦ-4 (стабилизированным). Непосредственное управление огнём осуществлялось с центрального артиллерийского поста, где был установлен центральный автомат стрельбы ЦАС-1. Дополнительно все башни главного калибра имели встроенные 8-метровые башенные дальномеры. Универсальный калибр управлялся с двух стабилизированных постов наводки СПН-300, оснащённых 4-метровыми дальномерами и установленных побортно, а также центрального автомата стрельбы «Смена». Углы обстрела по горизонту для башен главного калибра составляли 302° для первой и 298° — для остальных башен.

Для управления торпедными аппаратами использовался 4-метровый дальномер СПН-300, а также ночные визиры, установленные на крыльях ходового мостика. Также целеуказание на ТА могло выдаваться с КДП Б-41.

Источник — https://warspot.ru/18133-proektnye-korabli-kreyser-budyonnyy

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account