Лёгкие украинские бронеавтомобили КрАЗ. Часть 2. КрАЗ Spartan

5

Бронированный автомобиль КрАЗ Spartan предназначен для транспортировки личного состава в условиях повышенной опасности с обеспечением необходимого уровня защиты. Он разработан компанией Streit Group на шасси легкого коммерческого грузового автомобиля Ford F550. В феврале 2013 г. на выставке IАV-2013 в британском Фарнборо был представлен первый демонстрационный образец. В 2014 г., после начала так называемого АТО Донбассе, компания предложила поставлять Украине бронеавтомобили Spartan (как и Кугуар), с последующей возможностью их сборки на местных предприятиях. Выбор пал снова на «АвтоКрАЗ», единственное на то время автомобильное предприятие на Украине, которое еще не закрылось.

КрАЗ Spartan ранней серии с большим лобовым стеклом

КрАЗ Spartan ранней серии с большим лобовым стеклом

Производство КрАЗ Спартан началось в августе 2014 г. При этом доля украинской составляющей не превышала 15%. Позже она приблизилась к 20%. На тот период стоимость одной такой бронемашины составляла 5,35 млн гривен (примерно 340 тыс. долл. (США по курсу августа 2014 г.). Для сравнения: значительно более проходимый, подвижный, надежный и защищенный российский бронеавтомобиль СБМ-233136 «Тигр» тогда поставлялся на экспорт на 100 тыс. долл. США дешевле.

В январе 2015 г. по результатам эксплуатации 15 первых бронемашин Спартан в украинской армии были выявлены 17 конструктивных недостатков: одним из наиболее серьезных стала недостаточная прочность ходовой части коммерческого автомобиля Ford F550, не выдерживавшей нагрузок, возросших после установки тяжелого бронекорпуса.

КрАЗ Spartan ранней серии в зоне АТО, батальона «Азов» с необитаемым боевым модулем оснащённым 7,62 мм пулемётом ПКТ

КрАЗ Spartan ранней серии в зоне АТО, батальона «Азов» с необитаемым боевым модулем оснащённым 7,62 мм пулемётом ПКТ

Первый КрАЗ Spartan, поступивший в подразделения украинской армии в конце декабря 2014 г., вышел из строя спустя месяц после начала эксплуатации, а к концу января 2015 г. за ним последовали 12 из 14 бронемашин этого типа из состава 95-й отдельной аэромобильной бригады. В это же время ОАО «АвтоКрАЗ» пообещало усовершенствовать конструкцию ходовой части Спартана, прежде всего это касалось амортизаторов и редукторов.

К началу июня 2015 г., по результатам боевого использования эксплуатации бронемашин в вооруженных силах и Национальной гвардии Украины, были выявлены дополнительные недостатки их конструкции. Так, отмечались неэффективные тормоза, низкая прочность ступиц задней оси, недостаточная проходимость вне дорог с твердым покрытием и очень низкая — в условиях бездорожья. К апрелю 2016 года в ходе эксплуатации 30-и Спартанов зафиксировали 180 поломок.

КрАЗ Спартан имеет классическую компоновку с передним расположением силовой установки, отделением управления в средней части машины, в кормовой части расположено десантное отделение. Бронеавтомобиль оснащен однообъемным пятидверным бронированным корпусом, который обеспечивает защиту в соответствии с уровнем ВR6 по европейскому стандарту защиты СЕN, т.е. от обычных не бронебойных пуль патронов 7,62*51 мм НАТО с расстояния 10 м. Днище корпуса также бронировано и имеет V- образную форму для повышения противоминной стойкости; обеспечивается защита экипажа от взрыва под машиной двух ручных гранат DМ51.

КрАЗ Spartan позднего выпуска сделанный для украинской полиции

КрАЗ Spartan позднего выпуска сделанный для украинской полиции

В каждом борту бронированного корпуса выполнены по две двери, в верхней части которых установлены стеклоблоки из пуленепробиваемого стекла. Под ними оборудованы закрывающиеся бронированными крышками амбразуры для стрельбы из табельного стрелкового оружия. Передние две двери — для водителя и командира машины, задние две — для десанта. Для удобства посадки и высадки под дверями оборудованы подножки. В верхней части бортов десантного отделения в кормовой части бортов корпуса установлены по два стеклоблока из пуленепробиваемого стекла. Между ними и впереди переднего оборудованы закрывающиеся бронированными крышками амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия (по две с каждой стороны). Лобовое стекло сплошное, пуленепробиваемое.

В корме корпуса расположена одностворчатая распашная дверь для посадки и высадки десанта. В ее верхней части установлены два небольших прямоугольных пуленепробиваемых стеклоблока, под левым (по ходу машины) оборудована закрывающаяся бронированной крышкой амбразура для стрельбы из табельного стрелкового оружия. Под дверью для удобства посадки и высадки смонтирована подножка. Справа и слева от нее на корме на всю ширину машины установлены подставки для размещения снаружи машины небольшой штурмовой группы.

На крыше корпуса имеется люк, закрывающийся бронированной крышкой. Кресла десантного отделения в стандартном варианте исполнения выполнены складными вверх, что позволяет использовать десантное отделение в качестве грузового отсека для перевозки грузов.

Передний бампер бронемашины — усиленный, рассчитан на возможность тарана препятствий. За бампером установлена электрическая лебедка. На крыше корпуса на люке может быть смонтирован вращающийся погон. На нем допускается использование турельной установки или корончатой башни с 7,62-мм пулеметом ПКС или 12,7-мм НСВ-12,7 «Утес» (при их отсутствии — даже с ДШКМ). Может применяться и 30-мм автоматический гранатомет АГС-17.

КрАЗ Spartan украинской армии с боевым модулем состоящим из ПКТ и ПТРК

КрАЗ Spartan украинской армии с необитаемым боевым модулем состоящим из ПКТ и ПТРК

КрАЗ Спартан оснащен турбированным 8-цилиндровым дизельным двигателем Ford V8-6,7L Тurbо Diesel, развивающим максимальную мощность 300 л. с. и соединенным с пятискоростной автоматической коробкой передач ОЕМD Ford F550. Агрегаты силовой установки заимствованы у базового шасси Ford 550.

В качестве опций для установки на бронемашину предлагается следующее дополнительное оборудование: радиостанция, GPS-навигатор, система видеонаблюдения с функцией видеорегистратора, лебедка для самовытаскивания застрявшей бронемашины и других машин аналогичной или меньшей массы, устройство для отстрела дымовых гранат, проблесковые маячки и сирена или светосигнальная громкоговорящая установка (СГУ).

Несмотря на рекламируемые возможности, данные бронеавтомобили обладают многими недостатками. Некоторые недостатки присущи лишь единичным образцам, но подавляющее большинство из них относятся ко всем машинам, поставленным в войска. «Единичными случаями» стали обрывы кронштейнов амортизаторов из-за высоких эксплуатационных нагрузок. У одного автомобиля не выдержала нагрузки лебедка.

У всех машин было обнаружено подтекание жидкости из амортизаторов. Отмечался и такой недостаток, как невозможность включения переднего моста из кабины: для этого требовалось покинуть кабину и включать передний мост вручную. Претензии также вызывает сложность эксплуатации и обслуживания. Так, например, невозможность армейского снабжения поставлять топливо требуемого качества привело к тому, что у 60% эксплуатируемых броневиков срабатывал индикатор неисправности двигателя. Кроме того, для полноценного обслуживания машин было необходимо специфическое оборудование и компьютерная диагностика, что зачастую невозможно обеспечить в полевых и армейских условиях.

Подорвавшийся на мине КрАЗ Spartan ранней серии

Подорвавшийся на мине КрАЗ Spartan ранней серии

В ходе эксплуатации КрАЗов Спартан выяснилось, что во время езды по пересеченной местности на рулевую колонку передаются сильные удары.

Наблюдались серьезные проблемы с защитой и вооружением бронеавтомобилей. Лобовая броня не оправдала ожиданий — при первом же попадании осколка или пули машина выходила из строя. Лобовое стекло после первого попадания из стрелкового оружия уже не выдерживает второго выстрела. При стрельбе из пулемета, установленного на люке на крыше, гильзы по крыше и лобовому стеклу скатываются под капот, что иногда приводило к поломке двигателя. Защиту пулеметчика также признали слабой. Для замены магазина с патронами стрелок должен был значительно высунуться из-за штатных щитков.

Естественно, при наличии подобных недостатков бронеавтомобили Спартан не могли эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Получилось так, что в целом интересный броневик, как следовало из рекламных материалов, на поверку оказался «сырым» и требующим серьезной дальнейшей доводки. Проблемы можно было бы списать на некачественную сборку машин в Кременчуге. Однако большое количество недочетов вызвано ошибками, допущенными в ходе проектирования и производства сборочных комплектов.

Таким образом украинские военные в спешном порядке и без должной проверки закупили броневики с массой «врожденных» недостатков. Такая ситуация в принципе немыслима при принятии на вооружение или снабжение новой техники. Впрочем, и в нашей стране однажды приняли на снабжение по фальсифицированным результатам испытаний итальянские броневики Iveсо LМV благо потом опомнились. Как результат – армия получила бронемашины, почти не пригодные для полноценной эксплуатации.

Работы по устранению недостатков Cпартана на Украине, конечно же, были организованы. Уже в мае 2015 г. на выставке «Волонтерский военпром» в Киеве «АвтоКрАЗ» представил модернизированный вариант бронемашины. На ней прямоугольное лобовое стекло большой площади заменили на составное — из двух стеклоблоков меньшей площади, взаимозаменяемых при ремонте. Между ними внизу оборудовали закрывающуюся броневой крышкой амбразуру для ведения огня из стрелкового оружия вперед по ходу движения машины. В том же году продемонстрировали новый вариант модернизации Спартана, в котором помимо разделенного лобового стекла были установлены новые широкие шины украинской компании «Росава» для повышения проходимости.

КрАЗ Spartan ранней серии десантно-штурмовых войск Украины. 2017 год

КрАЗ Spartan ранней серии десантно-штурмовых войск Украины. 2017 год

В марте 2016 г. Кременчугский автозавод передал украинской армии бронеавтомобиль КрАЗ Спартан, в конструкцию которого внесли изменения в соответствии с пожеланиями военных: усилили защиту на поворотной башне, балку переднего моста и кронштейны амортизаторов передней подвески, внедрили воздушный фильтр новой конструкции, новые колесные диски производства Кременчугского колесного завода, более широкие шины украинской компании «Росава», пневмосистему производства Полтавского автоагрегатного завода, фары, как на серийных грузовиках КрАЗ, и другие новые элементы.

В октябре того же года в Киеве на выставке «Оружие и безопасность-2016» была представлена беспилотная версия бронеавтомобиля. Внешне она отличалась от базовой наличием аппаратуры системы Pilotdrive (разработчик — Запорожская инжиниринговая компания Infocom Ltd). Она включает: комплекс специальных датчиков, тепловизор с системой автоматического целеуказания и захвата, видеокамеру с охватом 360°, передний и задний радары для обнаружения препятствий, дальномер, емкостной датчик присутствия человека в радиусе 18 м и антенны передачи данных. Связь с автомобилем осуществляется по цифровым радиоканалам передачи данных WiFi/wimax; дальность связи — от 10 км до 50 км.

Дополнительно беспилотная версия оснащена программно-аппаратным комплексом SmartDriwe с системой обучения в реальном масштабе времени Теаch-inDrive, которая запоминает заданный маршрут. Координаты следования для занесения в базу передаются по GРS через спутник. Управление беспилотным бронеавтомобилем может осуществляться с помощью планшета, «умной перчатки» или операторской станции. По заявлениям разработчиков, благодаря наличию системы Pilotdrive, беспилотная машина легко распознает ширину дороги и находящиеся вокруг препятствия. Система анализа и принятия решений срабатывает за доли секунды.

Отмечается, что основная цель создания беспилотного варианта КрАЗ Спартан — минимизация рисков и сохранение жизни личного состава при выполнении различных тактических задач. Речь идет о перевозке боеприпасов, продовольствия, топлива, медикаментов в зону боевых действий, а также для эвакуации раненых. Правда, дальше единственного опытного образца дело пока не продвинулось.

По различным данным, в 2014 г. Украина получила 36 бронеавтомобилей Спартан от компании Streit Group, а в 2014-2015 гг.- еще 39 единиц из Канады. На 2021 г., на снабжении Национальной гвардии Украины имелось не менее 21 машины, не менее 30 единиц КрАЗ Спартан числились на балансе ВСУ. Одна такая машина имелась в составе Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД Украины. По всей видимости, 23 броневика были потеряны в ходе вооруженного конфликта на Донбассе и при проведении различных испытаний.

Беспилотный КрАЗ Спартан на полигоне:

Основные технические характеристики бронеавтомобиля:

  • Колесная формула – 4х4,
  • Полная масса, т — 8,8,
  • Экипаж + десант, чел – 2+6 (+6 снаружи)

Размеры, мм:

  • длина корпуса — 6020
  • ширина — 2430
  • высота – 2114
  • расстояние от грунта до днища а корпуса — 510

Уровень защиты по стандарту СЕN:

  • баллистической – BR6,
  • противоминной – 120 г ТНТ (2 гранаты DМ51)
  • Мощность двигателя, л. с – 300
  • Скорость по шоссе, км/ч. – 110
  • Запас хода по шоссе, км — до 800
  • Преодолеваемый брод, м – 1,2

Автор – Сергей Суворов.

Источник – Журнал «Техника и вооружение» №1 2023 года.

Предыдущая статья по теме:

Лёгкие украинские бронеавтомобили КрАЗ. Часть 1. КрАЗ Кугуар

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account