Лёгкая 105 мм самоходная гаубица Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf) – дедушка современных самоходок
История этой машины началась в 1942 году, когда в Германии была инициирована программа создания “транспортера вооружений”. Данная машина была представлена на конкурс компанией Рейнметалл, в котором она конкурировала с другой, более сложной и дорогой машиной от компании Крупп.
При взгляде на картинки может показаться что в качестве базы для этой машины была взята база танка Pz.Kpfw IV. Но это не совсем так, а точнее совсем не так. Ходовая часть, трансмиссия и корпус были практически без изменений взяты у дрогой САУ — Heuschrecke 10 (правда эта САУ построена на узлах и агрегатах Pz.Kpfw IV, но с серьёзными изменениями). Данное шасси отличалось от стандартной “четверки” увеличенным расстоянием между опорными катками (соответственно – удлиненным корпусом) и использованием ведущих колес от Pz.Kpfw.III. Бензиновый двигатель Maibach HL90 мощностью 360 л.с. и трансмиссия перешли от серийного танка.
В качестве основного вооружения была выбрана 105 мм гаубица leFH18/1. Данная гаубица была помещена в открытую рубку имевшую круговое вращение. Что являлось серьёзным преимуществом в то время. Так как известно что в годы Второй Мировой Войны почти все САУ были с неподвижными рубками.
Если сравнивать данную САУ с её донором – САУ Heuschrecke 10, то у Leichte PzH18/40/2 рубка была большего размера и выступала за габариты корпуса САУ. Именно из-за этого на САУ появились бронированные коробки, которые ставились на надгусеничных полках под башней.
Кроме этого изменения были внесены и в переднюю часть корпуса. Ещё была переделана бронировка моторного отделения, верхние бортовые листы которого были установлены под наклоном.
Также на данной САУ была запланирована возможность демонтажа гаубицы и использования её в качестве обычной полевой. Для чего в задней части были прикреплены колеса. Правда, портальный кран, который мог бы осуществить подобную операцию, на прототипе отсутствовал.
Все описанные выше переделки привели к тому что масса САУ по сравнению с её донором значительно возросла. Для того что бы это компенсировать разработчики пошли на уменьшение толщины брони. Корпус получил 20-мм броню, лобовая часть боевой рубки — 30 мм, а вся рубка была сделана из 10-мм бронеплит. Так же именно из-за этого боевую рубку решили сделать открытой.
Проделав все эти манипуляции удалось добиться массы САУ в 25 тонн.
Возимый боекомплект САУ составлял 80 выстрелов. Что было на много лучше чем у Heuschrecke 10 (в неё помещалось только 60 снарядов).
Испытания данной САУ прошли зимой 1943 года. На этих испытания данная машина не показала каких либо преимуществ против своего конкурента от компании Крупп. Впрочем, как и недостатков. Однако ко времени проведения испытаний требования к данным САУ у немецких военных кардинально изменились и она им уже не удовлетворяла. Проект был закрыт а данная САУ так и осталась в единственном экземпляре.
По материалам: П.Чемберлен, Х.Дойл "Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны"