Лучший контрбатарейный артиллерийский комплекс Первой Мировой. 15 cm Autokanone M. 15/16. 1917
Если аккуратно и не предвзято смотреть на историю техники в Первую Мировую, да и, наверно, и во Вторую Мировую, окажется, что несмотря на проигрыш в обоих войнах маркетинг германской инженерии оказался лучшим. Именном маркетинг, а не реальное положение дел. Все знают о германских танках — неповоротливых A7V и больших 420-мм мортирах «Большая Берта» («Dicke Bertha»), но то, что за всю войну Германии не произвела и полусотни боевых бронированных машин и менее двух десятков тяжёлых пехотных орудий, обычно остаётся зак кадром. Вера в то, что пушки Круппа были лучшими и, например российская армия много потеряла, приняв на вооружение французские 122 и 152-мм гаубицы, до сих пор отравляет обсуждения истории российской армии. Во многом «пушки Круппа» это легенда, они не были лучшими и почти всем позициям уступали французской артиллерии, а если посмотреть на обычно забываемую артиллерию Австро-Венгрии, то после включения в «соревнование» орудий производства Škoda Plzeň «крупповские» опустятся ещё ниже. Едва ли не самое дальнобойное полевое орудие не только Первой мировой, но и всего межвоенного периода было создано в 1915 году в Пльзене и полностью называлось 15 cm Autokanone M. 15/16 — 150-мм автопушка образца 1915/1916. Автопушка — это в трактовке сухопутных войск императорской армии (Landstreitkräfte von Österreich-Ungarn) было орудие сразу разработанное для тяги с использованием тягачей с двигателями внутреннего сгорания — АВТОмобилей. С определённой точки зрения, тогда считали что это САУ — самоходная артиллерийская установка, ведь она ехала «сама», хотя и включала в свой комплекс тягач и орудие, дальность стрельбы которого достигала 22 километров.
Характеристики 115 cm Autokanone M. 15/16/150-мм автопушка образца 1915/1916:
- Страна: Австро-Венгерская империя (Österreich-Ungarn)
- Год выпуска: 1916/1917
- Производитель: Škoda Plzeň
- Кол-во выпущенных: 28 (M15) + 44 (M15/16)
- Калибр: 152.40 mm
- Масса в боевой позиции: 12200 kg (M15)/13300 kg (M15/16)
- Длина ствола: 34 калибра
- Масса снаряда: 56 kg
- Начальная скорость: 700 m/s
- Темп стрельбы: 1 выстр/мин
- Дальность стрельбы: 19000 m (M15)/22000 m (M15/16)
- Угол вертикальной наводки: -6 — +30(M15); -6 — +45 (M15/16)
- Угол горизонтальной наводки: +_6 грд
- Тягач: Saurer Typ AE/Austro-Daimler М12/16 Zugwagen
- Где посмотреть:
- Австрия Vienna — Heeresgeschichtliches Museum
- Франция Fillols (66) — Col des Milleres
- Румыния Bucarest — Ferdinand the 1st military museum
- Триест, Италия «Civico Museo della Guerra per la Pace Diego de Henriquez»
По итогам первого года войны военное руководство Австро-Венгрии признало, что иногда промышленники видят дальше чем сами генералы и возобновило работы по дальнобойной полевой артиллерии. Необходимо было найти противодействие итальянской и российской артиллерии, которая обеспечила противнику вполне удачные результаты 1914 года на фронте с Австро-Венгрией. Благо ещё с 1910 года в Богемии на заводах Шкоды в Пльзене отрабатывалась 152,4-мм пушка, которая должна была придти на замену категорически устаревшей 15 cm Kanone M 80 с максимальной дальностью стрельбы всего в 8500 м. И, хотя с началом войны работы по новой системе были прекращены, в начале 1915 года они были возобновлены, что быстро привело к результату, уже в мае 1915 первые образцы 15 cm M15 AutoKanone были представлены на испытания.
Стандартным тягачом в системе 15 cm M15 AutoKanone подразумевался 5-ти тонный артиллерийский тягач Saurer. Орудие получилось достаточно тяжёлым и для перевозки оно разбиралось на две транспортные позиции — ствол, размещенный на ствольной тележке и сам лафет. Австрийцы не стали придумывать извращенную систему типа германской Lastenverteilergerat Ehrhardt-Brauer. У Шкоды был богатый опыт по созданию мобильных артиллерийских комплексов для 305-мм мортир 30,5cm moždíř vz. 11, у которых в качестве тягачей использовались полноприводные трактора от Austro-Daimler и сами системы разбирались для транспортировки на несколько узлов.
Изначально великолепные 80-100-сильные тягачи от Austro-Daimler не планировались для работы со 150-мм пушками, оснастить систему планировалось более легкими, но возможно не сильно более дешёвыми Заурерами. Причина этого не до конца понятна, возможно Австро-Даймлеров просто не хватало, возможно всё производство полноприводных тягачей шло на плановое оснащение батарей 305, 380 и 420-мм мортир и гаубиц. В итоге все равно к концу войны 15-см автопушки таскались различными вариантами 100-сильных тягачей, но начиналось по плану с более лёгких машин. Швейцарский производитель грузовиков Adolph Saurer AG считался одним из лучших в мире производителей этого типа автомобилей. Кроме выпуска в Швейцарии и продажи отличных грузовиков со своего завода напрямую, Ипполит Заурер создал целую сеть производств по всей Европе. В Австрии завод Österreichische Saurerwerke AG начал работать в 1908, во Франции — в 1910, в США Saurer Motor Truck Company начал выпускать машины в 1911. Там где не было собственных заводов продавали лицензии — например M.A.N. c 1915 года собирал автомобили по лицензии в Германии, а Officine Meccaniche (OM) в Италии. В том или ином виде в «филиалах» выпускали одинаковые с главным заводом марки — Adolphe Saurer AG.
«Австрийский Saurer» — Österreichische Saurerwerke AG, основанный в 1908 году на базе небольшого завода Kraftfahrzeug GmbH, со своего создания активно работал с представителями k.u.k. Armee, так как военные заказы во все времена были лакомым куском, особенно не в самой богатой империи. На базе унифицированной серии машин был предложен грузовик для участия в австро-венгерской государственной программе создания армейских стандартизированных машин грузоподъемностью 5 тонн, которые будут субсидироваться при заказе частными лицами. После испытаний машину включили в список транспорта к которым будут применяться субвенции, можно встретить название Saurer Subvention 5t или просто Sub.5. Стоимость 5-ти тонного грузовика определялась в 26500 крон, 10 000 крон субсидировала армия, 16500 платил будущий владелец. Подразумевалось, что раз в год машину будут вызывать на смотр, и могут мобилизовать сроком на 6 лет. В 1914 все «субвенционные» грузовики были реквизированы у собственников и поступили в распоряжение Армии.
Скорее всего именно такие машины Saurer Subvention 5t и подразумевались в качестве тягачей для 150-мм пушек фирмы Шкода Пльзень. Хотя возможно на Шкоде и рассчитывали на специальные артиллерийские тягачи Заурера Typ AE, но нет подтверждений, что они использовались. В 1916 году именно автомобили австрийского производства Saurer применялся на итальянском и сербском фронтах в составе 15 cm Autokanone M. 15. Несмотря на отличную баллистику, пушки образца 1915 года, поступление который в армию началось в 1916-м, не полностью удовлетворяли военных. По их мнению лафет с углом возвышения в 30 градусов не позволял полностью использовать данные ствола длиной в 34 калибра. Параллельно с подготовкой нового лафета в Пльзене продолжали выпускать раннюю модель, всего ворота завода покинуло 28 пушек первого типа. В новом лафете со смонтированными на нём гидравлическими противооткатными приспособлениями угол возвышения был увеличен до 45 градусов и дальность сразу выросла до 22 километров. Ствол при наведении по горизонтали мог передвигаться по оси колес, что обеспечивала наводку на 6° в обе стороны В итоге пушка 15 cm Autokanone M. 15/16 стала самым дальнобойным пехотным орудием в мире и не оставляло шансов в противобатарейной борьбе, особенно при правильном планировании использования и разведке с использованием приданных средств воздушного наблюдения.
Первые пушки 15 cm Autokanone M. 15/16 начали поступать на вооружение в середине лета 1917 года и приняли активное участие в одной из самых эффективных операций Первой мировой — Би́тве при Капоре́тто или двенадцатой битва при Изонцо, в ходе которой итальянская армия была практически уничтожена и только усилия союзников не позволили фронту окончательно развалится. Всего было выпущено 44 пушки нового типа, в основном тягачами для пушек служили полноприводные тягачи Austro-Daimler М12/16 Zugwagen и их более новые варианты обр 1917 года.
Хорошая мобильность пушек, несмотря на их немалый вес определялась в большей степени хорошими тягачами и удачным лафетом с металлическими колёсами. Несколько пушек были переданы германской армии, которая до конца войны так и не смогла наладить серийное производство близких к богемским пушек в достаточном количестве. И хотя та же германская 15-cm-Kanone 16 (kurz K 16) или знаменитая французская Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) modèle 1917 «155-мм пушка большой мощности системы Фийю образца 1917 года») были легче, дальность стрельбы их была меньше, а мобильность не выше из-за отсутствия комплексного решения с тягачами.
После окончания войны в Австрии осталось только 2 автопушки, ещё 11 орудий стояли на вооружении чехословацкой армии как 15-cm těžký kanón vz.15 с тягачами Traktor vz. 20 typ Z (Skoda Z).
Более 30 систем было захвачено итальянцами после развала фронта после Битвы на Пьяве, когда венгерские части просто оставили позиции и начали возвращаться к себе на родину. 29 из этих пушек стояли на вооружении итальянской армии после модернизации «Виккерс-Терни» как Cannone da 152/37. Несмотря на новый ход у итальянцев были проблемы с транспортировкой тягачами и были варианты перевозки орудия в собранном виде прямо в прицепах с использованием в качестве тягачей Lancia 3Ro, так как скорость тяжения не в прицепе всё равно была небольшой.
После аншлюса Австрии и захвата Богемии и Моравии пушки из арсеналов чехословацкой армии попали на службу в вермахт под названием 15.2cm K 15/16(t), а итальянские трофеи как 15.2cm K 410(i). Вермахт использовал орудия в береговой обороне Атлантического вала.
До настоящего времени сохранилось четыре артсистемы без тягачей
Триест, Италия «Civico Museo della Guerra per la Pace
Diego de Henriquez» — пушка в транспортном положении со ствольной и лафетной тележками:
Австрия Vienna — Heeresgeschichtliches Museum — пушка до 2014 года находилась в основной экспозиции, затем была вывезена на реставрацию, где сейчас точной информации нет.
Франция Fillols (66) — Col des Milleres:
Источник — https://dzen.ru/a/ZIhhDtcpHwHpWo-L