22

Приветствую, уважаемые коллеги. Сегодняшний материал представляет собой возврат ко временам русско-японской войны – и попытку обрисовать несколько иные типажи русских крейсеров 2-го ранга, участвовавших в данном конфликте, нежели имевшие место в реальности. Насколько автору это удалось – судите сами.

… По прошествии стольких лет уже трудно однозначно определить, по чьей именно инициативе русское Морское министерство пересмотрело в начале 1898 года свои требования к крейсерам 2-го ранга, предполагавшимся к отправке на Тихий океан. Как бы там ни было, вместо изначально данного МТК  П.П.Тыртовым задания на проектирование кораблей с водоизмещением в 3000 тонн и скоростью в 25 узлов в уточненной программе фигурировали уже 24-узловые крейсера с предельным водоизмещением в 2250 тонн.

Очевидно, за счет сокращения тоннажа будущих боевых единиц российские моряки надеялись увеличить их число – и в какой-то мере их надежды оправдались. Так, если крейсеров-«шеститысячников» до войны и во время нее появилось всего шесть, то малых крейсеров 2-го ранга – восемь. И даже с учетом того, что три из них строились за счет сокращения числа эскадренных миноносцев, заказанных в Германии и Франции (соответственно на две и одну единицу), по завершении русско-японской войны вряд ли кто-то мог сказать, что это было неверным решением.*

*Справочно:

В данной альт-истории три из описанных ниже крейсеров заменяют собой два 350-тонных миноносца, в действительности заказанных фирме «Шихау», и один 300-тонный, заказанный фирме «Форж э Шантье».

С уменьшением водоизмещения под нож наряду со скоростью пошла и броня, толщина которой уменьшалась во всех элементах. А вот вооружение корректировки затронули минимально – все восемь новых крейсеров получили по шесть 120-мм орудий Канэ, четыре 47-мм пушки, два пулемета и столько же 381-мм надводных минных аппаратов. При этом большое для своих размеров число стволов ГК выгодно отличало их от ряда иных кораблей довоенных проектов.

Самыми удачными из этой восьмерки признавались четыре корабля, построенных немецкой фирмой «Шихау». Головным в данной серии являлся крейсер «Новик», а остальные три получили названия «Боярин», «Витязь» и «Наездник». Немцы умудрились не то что не перегрузить свои корабли, но даже выполнить их примерно на 100-150 тонн легче, чем предусматривалось проектом. Вкупе с превышением мощности машин над проектной это привело к тому, что наибольшая скорость «новиков» на испытаниях в среднем на 1 узел превзошла требуемую по техзаданию.

Заказ столь крупной серии однотипных кораблей позволил русским получить от немецкого подрядчика полный комплект построечных чертежей для воспроизводства крейсеров данного типа уже в российских условиях. Увы, «Жемчуг» и «Изумруд», созданные Невским заводом на базе «Новика», но с рядом отступлений от его проекта (например, в виде замены восьми котлов Шихау на двенадцать системы Ярроу, а также изменившихся толщин брони из-за их адаптации к «дюймовой» системе мер), едва уложились в изначальные 2250 тонн. При этом в ходе спешной достройки уже в военное время и столь же экстренной приемки до ухода на Дальний Восток положенные 24 узла они так и не развили – в состоявшихся зачетных пробегах их максимальные скоростные показатели колебались в диапазоне от 23,6 до 23,9 узла.

Лучше меньше – да больше…

Лучше меньше – да больше…

Заказ на еще один крейсер, «Яхонт», достался датской фирме «Бурмейстер ог вайн». И датчане не подвели – сделанный ими крепкий и ладный кораблик, как и «немцы», превысил 24-узловую проектную скорость, хотя и всего на полузла. Помимо того, в число достоинств датского проекта входило применение столь милых Механическому отделу МТК котлов Бельвиля (12 штук), а также наличие хотя бы небольшой фок-мачты, что в сравнении с одномачтовыми «новиками» и их отечественными копиями облегчало подъем многофлажных сигналов.

Детище датских корабелов тоже воспроизвели в России – правда, в единственном экземпляре. «Алмаз», как назвали этот крейсер, строил Балтийский завод – и лучшее судостроительное предприятие России с копированием датского образца справилось блестяще. Крейсер развил на пробах положенные 24 узла, а перегрузки не имел вовсе.

Лучше меньше – да больше…

Лучше меньше – да больше…

Моряки, служившие на этих кораблях, обычно достаточно тепло отзывались о них. По сути единственной значимой претензией к ним было отсутствие полубака, ограничивающее их возможности по нахождению в море в свежую погоду. Но то были издержки заданного жесткого лимита водоизмещения при достаточно высоких проектных ТТХ, особенно в части скорости и вооружения – и дополнительные корпусные конструкции в него, увы, никак не вписывались.

К январю 1904 года, когда началась русско-японская война, в состав Тихоокеанской эскадры успели войти четыре немецких корабля и «Яхонт». Все они базировались в Порт-Артуре – и все в той или иной мере хлебнули военного лиха.

Самая несчастливая судьба выпала «Боярину» в виде гибели на собственных минах в первые же дни войны. Однако четыре оставшихся крейсера стали изрядной головной болью для японских легких сил – так, к примеру, именно на их счету было спасение миноносца «Страшный» 31 марта 1904 года и расстрел в июле того же года группы японских минных катеров, уже нацелившихся на стоявшие в бухте Тахэ миноносцы «Боевой» и «Лейтенант Бураков». Правда, в ходе последнего боя «Наездник» в суматохе схватки получил торпеду, но повреждения от нее удалось устранить к середине сентября 1904 года, когда Макаров в свете угрозы для эскадры от японской осадной артиллерии принял решение прорываться из Порт-Артура во Владивосток.

Увы, но этот прорыв для все того же «Наездника» стал уже последним, когда русские бронепалубные крейсера схлестнулись с неприятельскими кораблями аналогичного класса. Пришедшиеся на старую рану с ее наполовину импровизационным военным ремонтом подводные попадания снарядов японских среднекалиберных скорострелок не оставили кораблю шанса на спасение.

«Жемчуг», «Изумруд» и «Алмаз», вошедшие в состав Второй Тихоокеанской эскадры, также добрались вместе с ней до Владивостока. Там все оставшиеся шесть русских крейсеров 2-го ранга и встретили окончание войны.

 

Характеристики бронепалубных крейсеров «Новик», «Боярин», «Витязь» и «Наездник»:

 

водоизмещение (нормальное/полное, среднее для кораблей серии):

фактическое – 2125/2250 т (по проекту – 2250/2375 т);

размеры – 91,25 (длина по ВЛ)/90,0 (длина наибольшая)/10,5 (ширина на миделе)/4,0 (фактическая осадка при нормальном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 11250 л.с. (по проекту – 10500 л.с.);

скорость:

по проекту – 24,0 узла;

на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 25,0 узлов;

запас угля – 250 (нормальный)/375 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе топлива  – 3000 миль на 10 узлах;

бронирование (броня Круппа и хромоникелевая (палуба)):

нижняя (броневая) палуба – 40 (карапасы и скосы, включают в себя 13-мм палубный настил)/25 (плоская часть, включает в себя 10-мм палубный настил)/60 (гласис машинного отделения, включает в себя 13-мм палубный настил) мм;

щиты 120-мм орудий – 25,4 мм;

элеваторы боезапаса 120-мм орудий – 25 мм;

боевая рубка – 60 (бок)/25 (крыша и пол) мм;

коммуникационная труба боевой рубки (от пола боевой рубки до нижней (броневой) палубы) – 40 мм;

вооружение – 6-120х45, 4-47, 2 пулемета, 2-381 мм т.а. (надводные, 6 торпед).

 

Характеристики бронепалубных крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд»:

 

водоизмещение (нормальное/полное, среднее для кораблей серии):

фактическое – 2250/2375 т (по проекту – 2250/2375 т);

размеры – 91,29 (длина по ВЛ)/89,99 (длина наибольшая)/10,52 (ширина на миделе)/4,11 (фактическая осадка при нормальном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 10500 л.с. (по проекту – 10500 л.с.);

скорость:

по проекту – 24,0 узла;

на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 23,75 узла;

запас угля – 250 (нормальный)/375 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе топлива  – 3000 миль на 10 узлах;

бронирование (броня Круппа и хромоникелевая (палуба)):

нижняя (броневая) палуба – 38,1 (карапасы и скосы, включают в себя 12,7-мм палубный настил)/25,4 (плоская часть, включает в себя 9,5-мм палубный настил)/63,5 (гласис машинного отделения, включает в себя 12,7-мм палубный настил) мм;

щиты 120-мм орудий – 25,4 мм;

элеваторы боезапаса 120-мм орудий – 25,4 мм;

боевая рубка – 63,5 (бок)/25,4 (крыша и пол) мм;

коммуникационная труба боевой рубки (от пола боевой рубки до нижней (броневой) палубы) – 38,1 мм;

вооружение – 6-120х45, 4-47, 2 пулемета, 2-381 мм т.а. (надводные, 6 торпед).

 

Характеристики бронепалубных крейсеров «Яхонт» и «Алмаз»:

 

водоизмещение (нормальное/полное, среднее для кораблей серии):

фактическое – 2250/2375 т (по проекту – 2250/2375 т);

размеры – 92,96 (длина по ВЛ)/91,44 (длина наибольшая)/10,52 (ширина на миделе)/4,06 (фактическая осадка при нормальном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 11000 л.с. (по проекту – 10500 л.с.);

скорость:

по проекту – 24,0 узла;

на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 24,25 узла;

запас угля – 250 (нормальный)/375 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе топлива  – 3000 миль на 10 узлах;

бронирование (броня Круппа и хромоникелевая (палуба)):

нижняя (броневая) палуба – 38,1 (карапасы и скосы, включают в себя 12,7-мм палубный настил)/25,4 (плоская часть, включает в себя 9,5-мм палубный настил)/63,5 (гласис машинного отделения, включает в себя 12,7-мм палубный настил) мм;

щиты 120-мм орудий – 25,4 мм;

элеваторы боезапаса 120-мм орудий – 25,4 мм;

боевая рубка – 63,5 (бок)/25,4 (крыша и пол) мм;

коммуникационная труба боевой рубки (от пола боевой рубки до нижней (броневой) палубы) – 38,1 мм;

вооружение – 6-120х45, 4-47, 2 пулемета, 2-381 мм т.а. (надводные, 6 торпед).

 

Картинки в чуть большем разрешении — как обычно, здесь:

https://stvolar.livejournal.com/38718.html

 

С уважением. Стволяр.

Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account