Литва — от выплаты дани Руси до начала завоевания русских земель. Династия лютичей (Вилькинов) во главе Литвы

15

Восточные славяне столкнулись с летто-литовскими племенами в ходе расселения на территории Восточной Европы в период еще до создания собственной государственности. Славянский этнос оказался более активным, его доминирование наиболее очевидным образом определялось тем обстоятельством, что славяне занимали территории отнюдь не пустующие. При этом туземное население вынуждено было уступать свои территории, подчиняться пришедшим чужеземцам, активно шел процесс ассимиляции. Только на периферии славянского расселения в Восточной Европе балтские и финно-угорские племена сохраняли свою независимость, но и они вынуждены были строить свои отношения на принципе подчиненности.

Литва - от выплаты дани Руси до начала завоевания русских земель. Династия лютичей (Вилькинов) во главе Литвы

Первое столкновение славян с восточными балтами – летто-литовскими племенами, произошло в условиях продолжающейся славянской колонизации. Колонизационный импульс был еще достаточно силен и в конце IX–X в., когда восточные славяне создали государственную организацию с единой верховной властью. Государство обладало более широкими возможностями для проведения экспансионистской политики. В условиях активного взаимодействия с Древнерусским государством, затем с отдельными восточнославянскими княжествами-землями происходило зарождение основ будущего Литовского государства

Образование титульного этноса Великого Княжества Литовского –литвинов – произошло от племени лютичей-вильцов . От лютичей литвины унаследовали своё национальное имя (Лютва-Литва) и пассионарный заряд, который в XIII веке дал толчок образованию Великого Княжества Литовского. Тем более,что собственно прибалтийские племена носили название аукшайты и жемайты.Сами себя они называли велетами, лютичами. Название произошло от фарна-Волка-по западнославянски-Вильк, соответсвенно прозвание Зверя на Славянских языках-зверь Лютый. Лютичами их называли соседи и, таким образом, через летописи и другие исторические документы, они стали для нас лютичами.В XI – XIII веках лютичи небольшими группами проникают на территорию ятвягов, пруссов и кривичей, их боевые отряды переселенцев именуются Лютвой (позже Литвой). Самоназвание Литвы-LIETUVA, то есть ближе к Лютва. река Ве́нта (латыш. Venta, лит. Venta, нем. Windau, польск. Windawa, жем. Vėnta) — река в Литве (где называется Вянта) и Латвии, впадает в Балтийское море. Длина — 346 км (из них в Литве 28 % На реке Вента самый большой в Европе водопад. А венды, как известно, наименование славян в Балтийском регионе.

Легенда о Палемоне и основании Литвы выходцами из Рима впервые упоминается во второй редакции белорусско-литовских летописей, созданной в 1520-х или 1530-х годах. Авторы легенды довольно плохо знали географию Литвы и Белоруссии, поэтому в ней встречается множество географических ошибок и несообразностей. Кроме того, существовали многочисленные хронологические проблемы, а также несоответствие с некоторыми другими источниками. Поскольку большая часть текста касается окрестностей города Новогрудок, легенда, скорее всего, возникла именно в этом городе.

Кстати, в Литве древнейший город носит имя Расейняй.( В Российской империи до 1917 года назывался Россиены. ) Со всей очевидностью связан с присутствием русов в данной местности.

       Река Нярис Литвы- Нара Подмосковья


Река Нярис Литвы- Нара Подмосковья

Что подтверждает славянскую, вендскую теорию происхождения Палемоновичей, как предводителей лютичей, это многочисленные свидетельства летописей.

«Краткая Владимирская летопись»:

«Той бе Олег велик и страшен и грозен был… По немъ нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву… Княгини же его Олга с сыном своимъ мьсти кровь мужа своего и князя уби. Мала именемь, и всю Литву высече».

Что важно еще. Лев Диакон называет древлян германцами, но надо понять, что зачастую ромеи именовали народы по территориальному принципу. То есть древляне, ушли из Современной Льву Германии, а Германия в его время номиналбно подчинила западных славян. Тогда становится ясно,что древляне не германцы. а ушедшие из той земли.

Это упоминание не вписывается в современные представления по истории Литвы. Литва там – на Припяти, и литва – славянское племя дереван (древлян). Что за дереване? Народ древане ещё несколько веков назад был в восточной Германии, где назывался ещё Венетами.

Но есть сообщения о Литве, связанные с более ранними историческими событиями. Правда, в песне. Песня – былина «Седой Дунай«, записанная в 19 веке в Кижах этнографом Гильфердом. В ней повествуется об известном историческом факте: в конце 10 века Великий князь Киевский Владимир сватался к Рогнеде, дочке Полоцкого князя Рогволода, но был отвергнут. В песне Полоцкое княжество называется «Хороброй Литвой», а князь Рогволод – «Королём Литовским«: «Владимиръ, князь стольно-киевский! Знаю я тебе княгиню супротивницу. В той есть во славной Литвы, у того есть у короля Литовского». В том же сборнике – Песня «О Дюке Степановиче» (записано в Кенозеро). Герой Песни встречает русских богатырей. Те ему: «Здравствуй, заезжий добрый молодец. Ты коей орды, ты коей Литвы?»

Игумен Орест в 1781 году писал: «Страна сия, нынешняя Могилёвская губерния… называлась областью Кривской, по причине поселившихся в оной Литовских жителей Кривичей. Радимичи и Кривичи были идолопоклонники… Славяне… зашедшие от Вислы из Литвы, поселившиеся на берегах Днепра, назывались Кривичи».

Российский историк И.Е. Забелин в 1908 г.: «морской залив, в который впадают Висла с юга и Неман с востока, называется Венедским, конечно, по той причине, что в нем господствовали Венеды, частно своим населением по его берегам, а больше всего именно торговым мореплаванием. В восточном углу этого залива, стало быть в устьях Немана, Птолемей помещает Вендскую же отрасль, Вельтов, по западному Велетов, по нашему Волотов или Лютичей, коренное жилище которых находилось в устьях Одера, а здесь следовательно они были колонистами… Глубокая древность славянских поселений на Балтийском море больше всего может подтверждаться Скандинавскими сагами, которые много рассказывают о Ванах и Венедах, Вильцах-Велетах, о стране Ванагейм, куда Норманны посылали своих богов и славных мужей учиться мудрости».

Вообще, венды проживали и в Латвии. Венды Ливонии (лат. wendi) — племя западнославянского, из северной Курсы, которых курши в XI веке прогнали из устья реки Вента. После этого они какое-то время ютились на «Древней Горе, у которой ныне построен город Рига». Оттуда венды «были опять изгнаны куршами; многие убиты

Литва - от выплаты дани Руси до начала завоевания русских земель. Династия лютичей (Вилькинов) во главе Литвы

«В округах Виленском и Троцком до первой половины 13 века жили Вилчи и Велеты, потомки Невров и другие славяне… Вельты: так назывался сильный и в истории Средних веков больше прочих славян прославившийся народ, Велеты или Лютичи, прозванные Волками, в первый раз упоминаются Александрийским географом…. Их жилища….в губернии Виленской. Я их признаю предками последующих Кривичей». Полабские славяне [к ним относились и Велеты — Вильцы] так же мигрировали из тех земель, которые у Одера, за Вислу, на Западную Двину и Березену. Густо расселились через Одер до Эльбы, постепенно и в разное время.»П. Й. Шафарик, хранитель и директор библиотеки Пражского университета, XIX в.

«….волками Невры (готский народ) называли Вильтов (Литвинов) или Вильцев… Живущие в верховьях Двины Кривичи, построили там Witepsk и Полоцк и в южной оконечности озера Псков или Oleskau и Изборск. Широким потоком первой иммиграци заполнили пространство между Двиной и Неманом, сохранив имя Литовцев….»

«Журнал этнологии» (нем.), Т. 1 (19 век)

Имя Лютувера (Lutuver) — легендарного отца князей Витеня, Воина и Гедимина — многие исследователи так же выводили от лютичей-велетов (lutizi-veltae-wilzians).

      Герб Литвы Колюмн и Погоня. Колюмн неотличим от знака Рюриковичей


Герб Литвы Колюмн и Погоня. Колюмн неотличим от знака Рюриковичей

Литва - от выплаты дани Руси до начала завоевания русских земель. Династия лютичей (Вилькинов) во главе Литвы

«Миндовг чтил богов своих потаенно. Первого Нанадая, и Телявеля, и Диверикза». Между тем, это слова из прусского языка. Нанадай — это «numons dajs», Телявель — это «tawo walle», а Дивирикс — «Deiwe riks». Все вместе они образуют прусскую фразу «numons dajs tawo walle, Deiwe riks» — «Пусть будет воля Твоя, Господи Боже». Как видно,звучит фраза совершенно по -славянски,только мешает латиница.

Согласно легендарной родословной, содержащейся в Воскресенской летописи, Миндовг происходит из династии полоцких князей, а его отцом был Мовкольд. «Великая хроника о Польше, Руси и их соседях» называет Миндовга королём пруссов. Историк Э.Гудавичюс считает, что в этот момент вокруг князя Миндовга группировались три силы: поборник национальной идеи Тренята, супруга Марта — опора немцев и сын Войшелк (Годскальк имя князя ободритов)— православный и сторонник сближения с русскими. Войшелк Родился в 1223 году.

Такие топонимы, как Волковыск, Вильча, Вильчицы, Вильно, Вилькомир, Волчин, Литва, Люта, Лютца, Лютовичи в Виленской, Гродненской, Минской, Витебской областях не выглядят случайными. Имеются археологические и антропологические свидетельства того, что даже в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. В частности, отмечаются сходства конструкции некоторых типов построек, а также параметров черепов из захоронений у полабских славян и новгородских словен:

«В противовес летописной версии некоторые лингвисты и археологи придерживаются гипотезы о происхождении словен из Польского Поморья.» Археологический словарь. — М.: Прогресс. Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев. 1990.Связь Полоцкого княжества с вильцами-велетами-вильтинами рассматривал А. Н. Веселовский в своей работе «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)».

Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) — историк литературы, профессор Петербургского университета, академик. Был награжден Константиновской медалью — высшей наградой Императорского Русского географического общества. ]В дальнейшем становится понятной полонизация Виленского края- лютичи стали поляками, ведь языки достаточно близки , ближе чем язык аукшайтов и жемайтов. И сближение Литвы-лютичей и поляков- вполне естесственно, ведь и язык лютичей был близок именно польскому, а не русскому.

Расселившиеся на территории северной, лесной части Восточной Европы славяне оказались более активным элементом. Археологические исследования дают возможность оценить характер славянской миграции на новые земли: она носила характер последовательной колонизации. Славяне занимали земли надолго, для своего проживания, ведения собственного хозяйства, хорошо приспосабливаемого к местным условиям. Славяне селились компактными группами, возможно, в соответствии с децимальной (десятичной) системой. Местное балтское население некоторое время проживало отдельными вкраплениями, «островами» в уже освоенных славянами областях, подвергалось ассимиляции (этот процесс продолжался до XII–XIII вв.), физически уничтожалось или вытеснялось на северо-запад. Несмотря на то что острова литовского населения остаются на территории, уже вошедшей в ареал славянского расселения, славяне отодвигают свою границу на запад и северо-запад.

Есть все основания утверждать, что колонизация новых земель являлась целенаправленной, последовательной политикой государственной власти Древней Руси, а затем Полоцкого (несомненно, и Киевского) княжества. Именно в русле данной политики происходило строительство порубежных крепостей, расположение которых позволяет наметить направления продолжающейся славянской экспансии. Невозможно также принять тезис о мирном характере отношений Руси и литвы (затем Полоцкого княжества). До определенного времени балтское население в области славянского расселения вынуждено было уступать безусловному военно-политическому превосходству славян. Отношения Руси и литвы изначально не были взаимодействием двух равноправных партнеров: восточные славяне, находившиеся на более высоком уровне общественно-политического развития, подавляли в своих интересах развитие балтских племен, оказавшихся на пути их экспансии.

Источники позволяют наметить эволюцию политических взаимоотношений Руси и литвы. Самая общая тенденция заключается в постепенном усилении Литвы и принципиальном изменении характера ее взаимоотношений с Русью: от безусловного подчинения и выплаты дани к участию в междоусобных войнах и переходу к собственным грабительским набегам, а затем и территориальным захватам. Данная трансформация взаимоотношений была обусловлена не только переменами в политической ситуации на восточнославянских землях (начало периода политической раздробленности), но и изменениями в самом литовском обществе: разложении родоплеменного строя, выделении племенной верхушки, определенном прогрессе в экономическом развитии, позволившим мобилизовать часть населения для проведения военных акций и т. д. Значительным фактором, вызвавшим консолидацию балтских племен, являлось проникновение в Восточную Прибалтику немецких рыцарей, крестоносцев.

Лишь приблизительно можно назвать время существования даннической зависимости литвы от Руси. Вполне определенно литва платила дань в начале XII в. Именно в это время была создана Повесть временных лет, в недатированном введении к которой литва (как племя) присутствует среди народов, «иже дань дають Руси». Начало же подчинения литвы можно связать с походом Ярослава Мудрого 1040 г. (1044 г.). Но чрезвычайно лаконичное летописное сообщение не исключает возможности того, что поход киевского князя был вызван отказом подчиненного племени соблюдать ранее утвердившиеся обязательства. Вполне определенно литва не платила дань во второй половине XII в. Освобождение от даннических обязательств, несомненно, нужно связывать с раздроблением Древней Руси. Весьма продуктивным представляется предположение о прекращении выплаты дани литвой после событий 1129 г. – высылки полоцких князей в Византию. В таком случае поход киевского князя на литву в 1132 г. нужно рассматривать как попытку восстановления прежних отношений. Поход, видимо, не достиг цели. Как отмечает летописец, «киян тогда много побиша Литва».

Можно выделить три периода во взаимоотношениях Руси и литвы
до середины XIII в.:

1. Первая половина XI – первая треть XII в.: отношения даннической зависимости. Полное доминирование Древней Руси в Прибалтике.

2. 1130-е гг. – конец XII в.: паритет сил, использование литовцев в междоусобицах. Литва в этот период «поднялась до уровня желаемого для русских князей союзника»5. Тем не менее на этом этапе литовцы выступают как пассивная сила, используются в интересах других. Уже на следующем этапе на первый план выходят их собственные интересы.

3. Первая половина XIII в. – переход Литвы к активной экспансии на русские земли, первоначально в форме грабительских набегов, а затем и территориальных захватов.

Необходимо несколько уточнить содержание выделенного выше первого этапа русско-литовских отношений. Безусловно признавая факт выплаты литвой дани (зафиксированный в польских и древнерусских источниках), нужно определить адресат этой дани и, главное, время, с которого дань, адресованная Киеву, переходит к Полоцку. Источники не позволяют однозначно и сколько-нибудь точно разрешить обозначенные проблемы. Поход киевского князя Ярослава Владимировича в 1040 (1044) г. на литву дает возможность определенно утверждать, что дань после этого события (а возможно, и в более ранее время) поступала в Киев. Время же перехода дани к Полоцку можно установить лишь предположительно. Возможно, это произошло в первый период правления в Полоцке Всеслава Брячиславича (1044–1067). Именно в это время явно проявляется противодействие расширению влияния Полоцка в северо-восточном направлении со стороны других древнерусских княжеств.В таких условиях Полоцк стремится закрепить свое влияние по Западной Двине, среди племен ливов, земгалов, куршей и латгалов. Возможно, тогда же была переадресована Полоцку и литовская дань. Следует также обратить внимание на непродолжительный период нахождения на киевском престоле Всеслава Брячиславича.

Значительную сложность представляет определение времени прекращения даннической зависимости литвы от Полоцка. В этом отношении, видимо, важное значение имеет поход киевского князя Мстислава Владимировича на литву в 1131 (1132) г. В походе Мстислава можно обнаружить начало реализации нового вектора внешней политики: после подчинения Киеву Полоцка необходимо было подтвердить права и на сферу влияния последнего, в том числе осуществить и практическую переадресацию дани. Но из-за скорой смерти киевского князя этот вектор остался незавершенным, а слабость Полоцка не позволила последнему восстановить данническую зависимость литвы.

Взаимодействие Литвы с Русью принимало различные формы: это и торговые, и матримониальные связи, и совместная борьба с немецкой экспансией. Даже в период возросшей опасности со стороны крестоносцев полоцкий князь готов идти на соглашение с последними, чтобы «тем легче противостоять литовцам».

Анализ имеющихся в распоряжении историка письменных источников, характеризующих отношения Древней Руси с прибалтийским регионом в целом, позволяет обнаружить некоторые особенности политики в отношении литвы. Так, отмечаются многочисленные походы на финно-угорское племя чудь (1113, 1116, 1130, 1131, 1133, 1178, 1191, 1212, 1217, 1222 гг.), в то время как русские походы на Литву единичны: в XII в. это только походы 1131 г. киевского князя Мстислава Владимировича (в летописи 1132 г.) и смоленского князя Романа Ростиславича в 1173 г., указанный в труде В. Н. Татищева. Литва с конца XII в., и особенно в первой половине XIII в., выступает как активная сила.

Древнерусские княжества-земли вынуждены отражать нападения литовцев и наносить ответные удары (1200, 1203, 1221, 1225, 1228, 1229, 1237), но инициатива в данном случае принадлежит противнику. Показательно в этом отношении событие 1236 г., показавшее возрастание могущества Литвы. Внушительная коалиция немецких рыцарей («в силе велице»), чуди и псковичей потерпела сокрушительное поражение от «безбожной Литвы», так что «приидоша коиждо десятыи в домы своя». Добавив к этому другие победы литовцев над немецкими рыцарями, приходится констатировать складывание очень мощной политической организации на базе литовского этноса, консолидированной сильной верховной властью, уже в первой половине XIII в.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/historyrus/litva-ot-vyplaty-dani-rusi-do-nachala-zavoevaniia-russkih-zemel-dinastiia-liutichei-vilkinov-vo-glave-litvy-6191d5cafd613f6151806c6d

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account