Линкоры типа «Пушкин».
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Земную жизнь пройдя до середины, Онегин очнулся в сумрачном лесу, где может быть гуляли вы?
Скажи-ка дядя, ведь не даром
Проснувшись утром рано, в окно увидела Татьяна…
Вергилий добрый мой приятель родился на берегах Невы,
когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил:
Скажи-ка дядя, ведь не даром сосед соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать.
Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова….
***
Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят.
Флотская мудрость, гласила о том же, подкидывая занятия матросам.
А чем занять матросов, да еще и на таких кораблях?
Естественно, творчеством!
Что из этого получалось – когда две команды объединяли свои произведения, вынесено в эпиграф.
«Александр Сергеевич Пушкин» — первый линкор российского императорского флота. Является головным в серии «русских писателей», а также периода «золотого века русской литературы» — «Пушкин», «Крылов», «Гнедич», «Жуковский».
Серия линкоров типа «Пушкин» была заложена на Балтике в 1909 году, спущены на воду в 1910-1911 годах, вступили в строй в 1913 году.
В 1910 году, на Черном море была заложена вторая серия «русских классиков»: «Лермонтов», «Гоголь», «Грибоедов» и «Карамзин», строившаяся на основе «Пушкина», но имевшая некоторые специфические особенности (башня №3 была повернута на нос).
За исключением некоторых особенностей, вся серия «русских классиков», представляла собой, корабли длинной 190 метров, водоизмещением около 24 тыс.тонн, и скоростью хода в 23 узла. Вооружение включало 12 305/52-мм орудий главного калибра в четырех трехорудийных башнях. Противоминный калибр, разбитый на три группы:(по 4 орудия в носовой и кормовой части, и 8 орудий в центральной части (или если на борт то 2+4+2) имел калибр 120-мм. Торпедные аппараты, хотя и были предусмотрены проектом, отсутствовали.
Первый вариант линкора типа «Пушкин» имел длину всего 180 метров, с центральными башнями повернутыми назад. Этот вариант был отвергнут по множеству причин, как из-за недостаточной дальности плавания, так и со сложностями с машинным отделением.
Что не помешало, на втором проекте (прибавившем в размерах, имевшим иную носовую оконечность, и имевшем повернуты на нос центральные башни) снова наступить на грабли (которые в отличие от первого варианта малость подросли: и стали как больше, так и массивнее).
И только на основе третьего эскиза и вышел будущий «классик» отечественного кораблестроения: вторая дымовая труба отлипла от кормовой надстройки, что благоприятно сказалась на работе всех кормовых надстроек. Машинное отделение была размещено в корме, удалось довести дальность до приемлемого уровня, да и скорость хода немного увеличилась.
и
На рубеже 20-30-х годов, «классики российской литературы» прошли обширную модернизацию, которая заключалась в установке многочисленной зенитной артиллерии и улучшении мореходных качеств путем добавления полубака.
и
В отличие от своих человеческих прототипов, металлические корабли почему-то имели иную судьбу, и можно сказать трагичную. Так в Персидском конфликте серьезно пострадал линкор «Грибоедов», после чего перешел в разряд учебных кораблей. Линкор «Пушкин», участвуя в поимке и подавлении восстания на французском линкоре «Дантон», получил серьезные повреждения, и долго чинился во Франции (так долго, что возникла версия, что русский линкор погиб, а французы построили линкор заново. Линкор «Лермонтов» на учениях получил залп с другого русского же линкора, и так же перешел в разряд учебных кораблей.
Не исключено, что будь на месте металлических кораблей, обычные люди, то их настигла бы смерть.
В общем, наука наукой, случайности случайностями, но флот (может из-за суеверий, может еще по каким-то причинам), предпочел всю серию «русских писателей» отправить на покой.
Заметим, что суеверий было куда больше – те же линкоры спокойно участвовали в Китайской войне, и не получили серьезных повреждений. Тяжелые повреждения приходились на тот момент, когда корабль выполнял боевую задачу, вот только экипаж был расслаблен. Но, идея, что у серии «Пушкин» трагическая судьба, уже была принята флотом как аксиома. С другой стороны, 20 лет службы – долгий срок для любого корабля. Моря тем временем бороздили уже линкоры (серия «Рождество Христово») куда более мощные, и флот всего лишь искал причину как бы избавиться от устаревших кораблей. И версия, что на кораблях данной серии проклятие, и их надо перевести в учебные, была не лучше, но и не хуже, иных.
К концу 30-х годов, вся серия линкоров типа «Пушкин» где в статусе учебных, где плавучих казарм, где плавучих складов.
К середине 40-х годов, все корабли были благополучно разделаны на металл.
***
П.С.
Ну и русский вариант «Данте Алегьри»: