Линейные корабли и линейные крейсера Российского императорского флота после Первой Мировой

18

Вечером 31 мая 1918 года были торжественно спущены флаги на кораблях Флотилии Северного Ледовитого океана. ФСЛО была расформирована, а ее корабли выведены в резерв или исключены из состава флота.

Это событие стало вехой знаменующей новый этап строительства Российского императорского флота и новое, средиземноморское, направление политики России.

Окончание Великой войны застало российский флот далеко не в лучшем состоянии, усугублявшемся необходимостью освоения нового морского театра – Средиземноморского. Выполнить стоящие здесь перед Российской империей задачи было невозможно без мощного флота линейных кораблей.

В составе же флота находилось в тот период лишь семь порядком устаревших линкоров-дредноутов и столько же старых додредноутов, еще не выслуживших свой срок, но пригодных лишь для учебных целей. Спешно достраивались три линейных крейсера типа «Измаил», которые должны были войти в состав Средиземноморского флота (четвертый, «Наварин», сильно пострадал от пожара летом 1917 года, вызванном как предполагалось германскими агентами, и его было решено не достраивать).

По принятой летом 1918 года новой кораблестроительной программе предстояло построить 7 новых линейных кораблей, 4 для Балтийского флота и 3 для Средиземноморского. Государственная дума приняла программу, урезав, однако, выделенные средства таким образом, что водоизмещение новых линкоров не могло превышать 35000 т. Скрепя сердцем, инженеры совершили, по словам В. П. Костенко, преступление, сократив водоизмещение проектируемых кораблей, главным образом за счет скорости, до требуемой величины. Корабли были заложены на стапелях заводов: ОНЗиВ («Боспор» и «Царьград»), Балтийского («Орел»), Ревельского Русско-Балтийского («Победа»), Путиловского («Варшава») и Адмиралтейского («Кёнигсберг»).

Линейные корабли и линейные крейсера Российского императорского флота после Первой Мировой

Первоначально они числились как линкоры типа «Орел», но вскоре, поскольку большинство из них получили названия в честь побед России в Великой войне, они стали именоваться линейные корабли типа «Победа».

Нормальное водоизмещение: 35200 т. Скорость: 23 уз.

Мощность машин: 40000 л.с.

Вооружение: 3х3 406-мм, 2х2 и 8х1 152-мм, 4х1 102-мм.

Бронирование: борт (цитадель) 280+100 мм.

Размерения (квл) 215,4х32,5х9,37 м.

Однако еще до закладки большинства из них произошло событие коренным образом изменившее отношение Государственной Думы к строительству флота.

В сентябре 1919 года знаменитый итальянский поэт Габриэле д’Аннунцио, во главе своих чернорубашечников захватил принадлежащий Королевству сербов, хорватов и словенцев город Риека (бывший Фиуме). Королевство обратилось за помощью к России, и Средиземноморский флот в составе 3 линейных кораблей, 3 линейных и 4 легких крейсеров, сопровождаемых 17 миноносцами, вошел в Адриатическое море. Но тут в дело вмешалась Великобритания, выславшая в Адриатику 7 линейных кораблей и 5 линейных крейсеров из состава своего Средиземноморского флота. Россия была вынуждена отступить.

Расследование инцидента, повлекшего «беспрецедентное унижение Российской империи», в Думе, вылилось в новую кораблестроительную программу, предполагавшую постройку для Средиземноморского флота еще 3 линейных кораблей и 3 линейных крейсеров. Ходили слухи, что после принятия этой программы, директор-распорядитель Русско-Балтийского завода послал комманданте д’Аннунцио восторженную телеграмму.

Весной 1921 года на стапеле Ревельского завода был заложен линейный крейсер «Варяг», в общих чертах воплотивший идеи максимального линкора В. П. Костенко, проектировавшегося еще в 1916-1917 гг.

Линейные корабли и линейные крейсера Российского императорского флота после Первой Мировой

Нормальное водоизмещение: 45400 т. Скорость: 30 уз.

Мощность машин: 120000 л.с.

Вооружение: 3х3 406-мм, 8х2 152-мм, 4х1 102-мм.

Бронирование: борт (цитадель) 280+100 мм.

Размерения (квл) 244,5х30,4х9,38 м.

Апофеозом военно-морских амбиций России стали закладываемые с конца 1921 года линейные корабли типа «Варна». Первоначально их планировалось вооружить двенадцатью новыми 42-калиберными 18-дюймовыми орудиями, но в целях экономии и так крайне возросшего водоизмещения число их было сокращено до 10. Нижние носовая и кормовая башня были выполнены двухорудийными, что крайне благоприятно сказалось на обеспечении защиты кораблей от минного оружия – ПМО были выполнены одной ширины на всем протяжении цитадели. Для подьема гидроплана (планировалась в дальнейшем установить на третьей башне катапульту) была разработана новая модель крана.

Линейные корабли и линейные крейсера Российского императорского флота после Первой Мировой

Нормальное водоизмещение: 47600 т. Скорость: 23 уз.

Мощность машин: 60000 л.с.

Вооружение: 3х3 и 2х2 457-мм, 8х2 152-мм, 6х1 102-мм.

Бронирование: борт (цитадель) 305+100 мм.

Размерения (квл) 243,8х32,9х9,71 м.

Велось так же проектирование новых линейных крейсеров заказанных ОНЗиВ («Россия») и Балтийскому заводу, на котором спешно шло сооружение нового, расположенного под большим углом к Неве, большого стапеля. Первоначально их предполагалось строить по образцу «Варяга», но информация из Англии о проектировании там линейных крейсеров с 18-дюймовыми орудиями заставила спешно корректировать проект. Теперь его вооружение состояло из 8 457-мм орудий расположенных в трех башнях, причем нижняя носовая была выполнена двухорудийной. Водоизмещение перевалило за 50000 т.

Линейные корабли и линейные крейсера Российского императорского флота после Первой Мировой

Между тем Морское министерство закончило разработку новой 15-летней кораблестроительной программы 1923-1937 гг. К моменту ее выполнения, Российский флот должен был состоять из 32 линейных кораблей и 16 линейных крейсеров, то есть с учетом уже строящихся и заказанных предстояло построить 22 линкора и 13 линейных крейсеров. Государственная Дума пришла в ужас от требуемых на это ассигнований, тем более что генерал-лейтенант Крылов проговорился, что скоро пойдет речь о строительстве линкоров водоизмещением в 70-80 тыс. т., вооруженных 20-дюймовыми орудиями.

Возможно, что именно по этому на Вашингтонской конференции Россия заняла довольно мягкую позицию, согласившись на равенство по тоннажу линейных кораблей с японским флотом, но выговорив право на достройку трех линейных кораблей с 16-дюймовыми орудиями.

В итоге, в 20-е годы, в состав Балтийского флота входили линейные корабли «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава», а так же линейные крейсера «Измаил», «Бородино» и «Кинбурн», Средиземноморского же: линкоры «Боспор», «Орел», «Победа», «Император Николай I, «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».

По заключенному в 1930 году Лондонскому морскому соглашению Россия обязалась вывести из состава флота все три линейных корабля типа «Гангут», причем один из них превратить в учебный корабль, а два сдать на слом. Это повлекло за собой передислокацию оставшихся линейных сил и, в начале 1931 года, линейные корабли «Орел» и «Императрица Екатерина Великая» перешли на Балтийский (то есть де-факто Североморский флот, базирующийся в Киле). Линейный корабль «Орел» тут же получил у флотских остряков кличку «Орлов».

На Кильскую гавань базировались так же линейные крейсера «Бородино» и «Кинбурн». В Средиземном море остались линейные корабли «Победа», «Боспор»,  «Император Николай I, «Император Александр III» и линейный крейсер «Измаил».

Строительство ЛК и ЛКР в 1918-1922 гг. 

 1. ЛК Боспор                                    19-21-23         ОНЗиВ (Руссуд )

 2. ЛК Орел                                       19-21-24         Балт. з.

 3. ЛК Победа                                   20-22-23         РБЗ

 4. ЛК Кёнигсберг                            20-22-Х          Адм. з.

 5. ЛК Царьград                                20-Х-Х           ОНЗиВ (Руссуд)

 6. ЛК Варшава                                 20-Х-Х           Пут. в.

 1. ЛКР Варяг                                    21-Х-Х           РБЗ

 7. ЛК Варна                                     21-Х-Х           ОНЗиВ (Руссуд)

 8. ЛК Сорокамыш                           22-Х-Х           ОНЗиВ (Наваль)

 9. ЛК Чесма                                      22-Х-Х           РБЗ

10. ЛК Наварин                                Х-Х-Х            Пут. в.

 3. ЛКР Россия                                  Х-Х-Х            ОНЗиВ

 4. ЛКР (без названия)                                     Х-Х-Х             Балт. з.

 

Линейные корабли и линейные крейсера Российского императорского флота после Первой Мировой

Силуэт линейного крейсера «Измаил» взят с сайта  http://www.shipbucket.com/

 

Подписаться
Уведомить о
guest

148 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account