Летающие лодки-разведчики Breuguet Bre-521 Bizerte. Франция
Крупная французская летающая лодка-дальний разведчик Breguet Bre-521 Bizerte относится к той категории самолетов-бипланов, которые в течение длительного времени находились в производстве и в эксплуатации. Эти летающие лодки стали настоящим воплощением надежности и высоких характеристик и пережили всех своих преемников, которые должны были заменить его. Возможно, это связано с их происхождением – летающая лодка Breuguet Bre-521 Bizerte ведет свое происхождение из Великобритании, что для французской авиации тех лет было редким исключением.
Когда на пороге тридцатых годов решалось будущее как французской морской авиации – как военной, так и гражданской, – адмиралтейство обнаружило, что отечественные разработки не соответствуют предъявляемым к ним требованиям ни по характеристикам, ни по срокам реализации. Поэтому было решено обратиться к имевшей хорошую репутацию британской авиастроительной компании Short Brothers (Short) и заказать у нее для проведения испытаний летающую лодку S-8 Calcutta. Самолет данного типа также был приобретен авиакомпанией Air Union. Обе заказанные летающие лодки были изготовлены компанией Short в 1931 году. Летающая лодка S-8 была пассажирским самолетом, рассчитанным на перевозку 15 человек и первоначально разработанным в 1928 году для эксплуатации авиакомпанией Imperial Airways на своих дальне-магистральных линиях. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию корпуса, несущих поверхностей и хвостового оперения (для компании Short это была первая цельнометаллическая конструкция) и отличался идеальной защитой поверхностей крыльев и оперения от воздействия морской воды.
Оба французских заказчика остались довольны летающими лодками Calcutta, и после приобретения лицензии компании Société anonyme des ateliers d’aviation Louis Breguet (Breguet) было поручено организовать на своих мощностях серийное производство. Однако «калькутты» стали не образцами для подражания, а лишь основой для дальнейших разработок французских авиаконструкторов. Инженеры компании Breguet значительно увеличили размах крыльев самолета (с 28,36 до 35,20 метров) и оснастили более мощными двигателями, после чего окончательный вариант был изготовлен в двух версиях: Дальний морской разведчик получил обозначение Bre-521 Bizerte, тогда как пассажирская лодка – Bre-530 Saigon. «Сайгонов» было изготовлено всего два; эти самолеты оснащались 790-сильными (580 кВт) рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Ybr и перевозили 20 пассажиров.
Первая военная летающая лодка Bre-521 с тремя двухрядными радиальными двигателями воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14Kdrs, развивавшими на взлете по 825 л.с. (606 кВт) каждый, впервые поднялась в воздух 11 сентября 1933 года и в апреле 1935 года была переведена в Шербур для оценочных испытаний в составе эскадрильи 1E2. В 1934 году был выдан заказ на три летающие лодки с 900-сильными (662 кВт) двигателями 14Kirs1. Вторая машина, а затем и все последующие имела ряд отличий от прототипа.
Первоначально у летающей лодки Bre-521 были три открытых стрелковых позиций, каждая из которых была оснащена одним 7,5-мм пулеметом Darne; две позиции находились в передней и задней оконечностях корпуса лодки, а третья на верхней части фюзеляжа за крыльями со смещением к левому борту. После доработки за кабиной экипажа по бортам были установлены закрытые пулеметные позиции, еще две стрелковые открытые позиции были оборудованы в бортах корпуса за крыльями, а в задней оконечности фюзеляжа была установлена закрытая пулеметная башня. Таким образом, вооружение летающей лодки состояло уже из пяти пулеметов. При этом на носовой части был создан застекленный коридор, ведущий из кабины пилота вперед к бомбардировочному прицелу. Именно этот элемент конструкции самолета был использован в летающей лодке Bre-730.
Экипаж Bre-521 насчитывал восемь человек. Основной целью принятия на вооружение летающих лодок данного типа стала дальняя морская разведка с возможностью нанесения бомбовых ударов по случайным целям. Под нижним крылом находились узлы крепления, к которым подвешивались четыре 75-кг бомбы G-2. Максимальная дальность полета составляла 3000 километров, при этом топливные баки в малом нижнем крыле вмещали 5240 литров бензина.
К концу 1936 года компания Breguet поставила в общей сложности 12 серийных машин, последняя из которых имела обозначение Bre-522 и осталась в единственном экземпляре. Изменение обозначения было связано со сменой силовой установки: вместо авиамоторов Gnom-Rhône она получила двигатели Hispano-Suiza 14AA мощность 1063 л.с. (793 кВт). После изготовления двенадцати серийных машин производство продолжилось, но медленными темпами. 28-я серийная машина была передана авиации французских ВМС в сентябре 1938 года. Год спустя компания Breguet получила заказ еще на двенадцать машин, но в декабре 1939 года его уменьшили до трех экземпляров; летающие лодки этой серии получили 900-сильные (662 кВт) двигатели Gnome-Rhône 14N-1. Первый самолет этой серии был передан авиации ВМС Франции в феврале 1940 года.
Летающими лодками Bre-521 были оснащены эскадрильи E1, E2, E3, E5 и E9. Эти гидросамолеты хорошо зарекомендовали себя при дальнем патрулировании Атлантики и Средиземного моря. Битву за Францию пережили 20 летающих лодок, из которых десять были в пригодном для полетов состоянии. Немцы передали правительству Виши эскадрильи 1E и 9E (за это время положение цифр и литер изменилось) первая из которых базировалась в Алжире, а вторая – на озере Берр. В составе каждой из эскадрилий действовали по три летающие лодки Bre-521. В начале ноября 1942 года южная часть Франции была оккупирована немцами, которые реквизировали летающие лодки эскадрильи 9E (озеро Берр). Немецкие ВВС использовали эти машины в службе спасения для поиска сбитых пилотов. Летающие лодки действовали с баз в Лорьяне, побережье Атлантики, и Сен-Мандрие-сюр-Мер, Средиземное море.
В августе 1944 года одна из реквизированных немцами машин была обнаружена французской армией на средиземноморском побережье страны. Французские ВМС довели самолет до пригодного к полетам состояния и использовало в составе флотилии 9FTr до тех пор, пока не закончился запас запасных частей.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breuguet Bre-521 Bizerte
Назначение: летающая лодка-разведчик
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Société anonyme des ateliers d’aviation Louis Breguet, Гавр, Франция. После национализации Société nationale des constructions aéronautiques du ’Nord (SNCAN)
Экипаж: 8 человек
Силовая установка: три 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhоne 14Kirs, развивавших мощность по 900 л.с. (662 кВт)
Размеры:
размах крыла 35,20 м
длина 20.60 м
высота 7,50 м
площадь крыла 162,80 м²
Масса:
пустого самолёта 9480 кг
взлетная нормальная 15105 кг
взлетная с перегрузкой 16620 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 1000 метров 243 км/ч
крейсерская скорость 200 км/ч
время набора высоты 2000 метров 8,75 минут
практический потолок 6000 м
дальность полета
• нормальная 2100 км
• максимальная 3000 км
Количество изготовленных: 32 экземпляра
ПРИЛОЖЕНИЕ
источники:
- текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «Letadla 39-45 Breuguet Bre-521 Bizerte» «L+K» 2/89, стр.29/69
- фотографии и рисунки – http://www.airwar.ru/enc/sww2/br521.html