Летающие лодки-истребители Hansa Brandenburg CC (Brandenburg-Phönix KDW). Германия и Австро-Венгрия
Первой летающей лодкой немецкой авиастроительной компании Hansa urd Brandenburgishe Flugzeugwerke (Hansa Brandenburg) стала трехместная летающая лодка типа FB, разработанная Эрнстом Хейнкелем на базе конструкции австрийской компании Lohner и построенная в 1915 году небольшой серией для авиации военно-морских сил Германии и Австро-Венгрии. Весной следующего года Эрнст Хейнкель разработал небольшую одноместную летающую лодку-истребитель оригинального типа, которую он назвал в честь владельца компании Hansa Brandenburg Камилло Кастильоне (Camillo Castiglione) – Hansa Brandenburg CC. После испытаний прототипа, проведенных в мае 1916 года, немецкие ВМС заказали еще один экземпляр (номер 948), который был доставлен в Варнемюнде только в феврале 1917 года.
Как и прототип, и все изготовленные позднее серийные летающие лодки-истребители Hansa Brandenburg CC оснащались шестицилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Benz Bz III, развивавшими мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавшими двухлопастными деревянными винтами. Двигатель устанавливался на стальных опорах с деревянными профилированными накладками чуть ниже верхнего крыла. Радиатор системы охлаждения двигателя располагался непосредственно перед двигателем.
Необычное расположение системы межкрыльевых стоек очень напоминало истребитель наземного базирования Hansa-Brandenburg KD, который был принят на вооружение австро-венгерской авиацией (Императорско-королевские военно-воздушные силы (Kaiserliche und Königliche [K.u.K.] Luftfahrtruppen – LTF) под обозначением D.I. Каждая из межкрыльевых стоек представляла собой конструкцию из восьми длинных жестких стержней каплевидного поперечного сечения, протянутых попарно-диагонально и сходящихся в едином узле между консолями примерно на половине межкрыльевого расстояния. В виде сверху крылья с прямыми законцовками были также идентичны крыльям сухопутного истребителя Hansa-Brandenburg KD. Элероны были установлены только на верхнем крыле. Крылья, горизонтальное оперение и руль направления имели полотняную обшивку.
Однореданный корпус летающей лодки имел цельнодеревянную конструкцию. Несмотря на плоские стенки лодочного корпуса были достигнуты хорошие аэродинамическое качество и поведение гидросамолета на воде. Киль вертикального оперения был изготовлен с корпусом лодки как единое целое. Устойчивость летающей лодки на воде обеспечивалась вспомогательными поплавками, установленными под нижней поверхностью нижнего крыла. Вооружение летающей лодки состояло из одного 7,92-мм пулемета Maxim LMG-08/15 производства Шпандау. Пулемет устанавливался по оси фюзеляжа перед пилотом и проходящего через большой прозрачный ветрозащитный козырек.
Командование немецкого флота не верило в летающие лодки и больше полагалось на поплавковые гидросамолеты и дирижабли, однако летные характеристики и летные качества летающих лодок Hansa-Brandenburg CC, по-видимому, были настолько хорошими, что были заказаны две серии машин, первая из 10 и вторая из 25 единиц. Обе серии были изготовлены в 1917 году. Последние изготовленные летающие лодки Hansa-Brandenburg CC были немного модифицированы: у них был удлиненный корпус, водяной радиатор, установленный горизонтально в правой центральной части верхнего крыла (как на немецких истребителях Albatros D.III и D.V) и нес усиленное вооружение из двух пулеметов, установленных по бортам ветрового козырька. По крайней мере у одного экземпляра двигатель был размещен внутри капота овального поперечного сечения с заостренным коком воздушного винта. Некоторые летающие лодки Hansa-Brandenburg CC получили дополнительные V-образные межкрыльевые стойки.
К сожалению, ничего точно не известно об боевой применении летающих лодок-истребителей Hansa-Brandenburg CC авиацией немецкого флота. Больше информации об истории эксплуатации летающих лодок данного типа в составе авиации флота Австро-Венгрии, командование которой проявило интерес к истребителям Hansa-Brandenburg CC, поскольку очень ценило летающие лодки. Вполне возможно Hansa-Brandenburg CC принимали участие в воздушных боях над северной частью Адриатического моря. Было принято решение организовать их серийное производство на мощностях авиастроительной компании Phönix Flugzeugwerke A.G. (Phönix), также принадлежавшей Камилло Кастильоне, под обозначением Brandenburg-Phönix KDW (Kampf Doppeldecker Wasser – морской истребитель-биплан). При этом самолет не следует путать с немецким поплавковым гидросамолетом Hansa-Brandenburg KDW – машиной совершенно другого типа.
Изготовленный в Германии прототип летающей лодки KDW был оснащен двигателем Hiero мощностью 185 л.с. (136 кВт). Одна из серийных машин была передана наиболее результативному австро-венгерскому военно-морскому летчику-истребителю лейтенанту Готфриду Банфилду (Gottfried Banfield), который летал на Brandenburg-Phönix KDW с октября 1916 по март 1917 года. На этой летающей лодке Готфрид Банфилд смог сбить только один самолет противника (13 октября 1916 года), который официально не был подтвержден.
Летающие лодки, изготовленные компанией Phönix, оснащались в основном 200-сильными (147 кВт) шестицилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Hiero. Только пять машин получили двигатели Austro-Daimler той же мощности. Как и немецкие машины австро-венгерские гидросамолеты сначала были оснащены одном, а позднее двумя пулеметами. Летающие лодки Brandenburg-Phönix KDW успешно действовали при обороне портов и военно-морских баз на побережье Адриатического моря. По сравнению со своим основным противником – итальянским истребителем наземного базирования Nieuport 11 – они были более скоростными, что компенсировало их несколько меньшую маневренность. Примером может служить новогодний 1917 года поединок Готфрида Банфилда с лучшим итальянским истребителем Франческо Баракка, который закончился вничью и взаимными поздравлениями.
Австро-венгерские летающие лодки-истребители Brandenburg-Phönix KDW получили серийные номера с литерой «A», которую также получили три последующих типа летающих лодок производства компании Phönix. В общей сложности были изготовлены 36 истребителей Brandenburg-Phönix KDW. Они имели серийные номера от A.13 до A.48 (прототип носил номер A.12). Общее количество самолетов с литерой «A» составило 126 экземпляров. На 1918 году одна летающая лодка Brandenburg-Phönix KDW с серийным номером A.45 была переделана в триплан.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hansa Brandenburg CC
Назначение: летающая лодка-истребитель
Статус: серийное производство
Компания-производитель:
- Германия – Hansa urd Brandenburgishe Flugzeugwerke, Бранденбург
- Австро-Венгрия – Phönix Flugzeugwerke A.G. .Вена-Штандлау
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz III, развивавший мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 9,30 м
длина 7,65 м
высота 3,58 м
площадь крыльев 26,50 м²
Масса:
пустого самолета 601 кг
взлетная 1081 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 175 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 5 мин
• 2000 метров 11,2 мин
продолжительность полета 3,5 ч
источник: Text Jiří Hornát, Výkres Stanislav Smékal «Letadla 14-18. Hansa Brandenburg CC (Brandenburg-Phönix)» «L+K» 20/90, str.35/795
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-letauschie-lodki-istrebiteli-hansa-brandenburg-cc-brandenbur