2

 

Разработка летающей лодки Breguet 730 

Одной из интересных инноваций, внедренных в конструкцию летающей лодки Breguet 730 [1], была замена классических двух реданов на основной V-образный редан и расположенный позади него острым выступом. Данное новшество имело два серьезных преимущества: позволило существенно улучшить гидродинамические характеристики при глиссировании (выход на редан во время взлета; данный показатель находился в диапазоне значений от 1/4 до 1/6) и более быстрое гидродинамическое торможение во время выполнения посадки благодаря более совершенным обводам корпуса.

Внедрение данного новшества логично привело к удлиненному фюзеляжу и более совершенной аэродинамике. В результате компания Breguet очень сильно продвинулась вперед в области создания крупных гидросамолетов и встала на один уровень с японскими авиастроителями, создававшими в годы Второй Мировой войны лучшие летающие лодки в мире.

Первый полет прототипа летающей лодки Breguet 730 состоялся 4 апреля 1938 года, а в июле того же года самолет был серьезно поврежден. Вследствие этого повреждения он до Перемирия в июне 1940 года не совершал никаких полетов. Авария вынудила приостановить серийное производство Breguet 730, хотя четыре летающие лодки данного типа находились на весьма продвинутой стадии изготовления.

В апреле 1941 года правительство режима Виши получило от немцев и итальянцев разрешение на производство боевых самолетов (в обмен французские авиационные заводы должны были изготавливать для ВВС Германии учебно-тренировочные и транспортные самолеты). Воссоздаваемая военная авиация – было разрешено изготовить тысячу боевых самолетов различных типов – должна была усилить силы обороны колониальных владений Франции. В общей сложности военно-морской флот Перемирия должен был получить 14 летающих лодок Breguet 730 (двумя производственными сериями – 6 и 8 машин соответственно).

В ожидании введения в эксплуатацию новых летающих лодок Breguet 730 было решено восстановить прототип, соединив фюзеляж, хранившийся на заводе с 1940 года, с крылом новых серийных машин. Воспользовавшись установкой нового крыла, было решено оснастить прототип теми двигателями, которые были запланированы для серийных машин. Перенумерованный в №1 прототип был единственным гидросамолетом данного типа, производство которого было завершено до того как свободная зона была оккупирована в ноябре 1942 года [2].

Постройка новых летающих лодок Breguet 730 была продолжена, но отличалась определенной медлительностью: очевидной целью такой работы на благо оккупанта было стремление избежать отправки в Германию персонала компании Breguet и … в то же самое время желание не дать противнику ценные боевые машины! Одиннадцать корпусов находились на различных стадиях готовности, но в результате налета Королевских ВВС, совершенного 6 апреля 1944 года на завод компании в Тулуза-Монтодран (Toulouse-Montaudran), восемь из них были уничтожены.

Три оставшихся корпуса были восстановлены после Освобождения, которое произошло спустя несколько месяцев после налета, и, в конечном итоге, были использованы при изготовлении дополнительного Br 730 и двух Br 731.

Карьера летающих лодок Breguet 730 №№1 и 2 

Восстановленная в Берре в начале 1942 года летающая лодка Br 730 №1 сделала несколько испытательных полетов. Полетов было сделано небольшое количество, поскольку основной упор был сделан на доводке двигателей, т.к. были обнаружены их многочисленные поломки. В ноябре 1942 года – на момент захвата немцами французских кораблей – гидросамолет был только что поставлен ВМФ режима Виши. Оккупанты не использовали самолет, и в августе 1944 года летающая лодка была списана. Немцы взорвали ангар, где находился Br 730 №1. Были уничтожены два гидросамолета Latécoère, … но не Br 730 №1! Несмотря на недостаток средств и вспомогательного оборудования, в октябре-ноябре 1944 года летающая лодка была извлечена, восстановлена и возвращена на воду. В декабре 1944 года были начаты официальные летные испытания, и в феврале 1945 года гидросамолет был переведен в Сен-Мандрие (Saint-Mandrier). Летающая лодка была приписана к флотилии 9 F Tr. и получила собственное имя Véga. Гидросамолет не был оснащен вооружением и использовался в качестве транспортного самолета и связного самолета большой дальности. В декабре 1948 года он погиб в Северной Африке во время случайно произошедшей катастрофы.

Постройка летающей лодки Br 730 №2 была завершена в Бискарроссе (Biscarosse); в этом же городке 14 июня 1946 года состоялся первый полет гидросамолета. Машина получила собственное имя Sirius и, как и Br 730 №1, была приписана к флотилии 9 F Tr. и выполняла ту же работу. Затем носовая часть гидросамолета была переделана. Карьера машины завершилась 27 июня 1951 года аварией в Порт-Лиоте (Port Lyautey).

летающая лодка Breguet 730 №1 Véga в Берре во время проведения испытаний, 1944-45 гг.

летающая лодка Breguet 730 на якоре

Sirius – вторая и последняя летающая лодка Breguet 730

профиль летающей лодки Breguet 730

Летающая лодка Breguet 730 bis 

В 1937 году конструкторское бюро компании Breguet на стадии строительства Br 730 провело исследовательские  работы по дальнейшему совершенствованию базовой конструкции. Проект получил обозначение Br 730 bis, но в дальнейшем его было решено переименовать в Br 830 в силу существенных отличий от оригинального Breguet 730.

В 1941 году проект, получивший обозначение Br 830, стал предметом дополнительных исследований.

Другие варианты семейства Br 730 

Крылья Breguet 730 (размах крыла 40,3 м) и Breguet 730 bis (43 м) были использованы в различных проектах, речь о которых пойдет в других главах данной книги:

• в проектах Br 750-767 практически без изменений использовалось крыло Br 730;
• проекты Br 740-741 представляли собой адаптацию гражданского варианта Br 730;
• проект Br 830, как уже сказано выше, был ничем иным как Br 730 bis, а его гражданский вариант получил обозначение Br 831;
• самолеты наземного базирования Breguet 840—843 представляли собой экстраполяцию гражданского самолета Br 760. Путем экстраполяции размеров на базе Br 730 были разработаны проекты Br 770 (размах крыла 46,7 м) и Br 770 (56 м) [4].

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Breguet 730 [3]

Назначение: транспортная летающая лодка

Статус: мелкосерийное производство

Силовая установка: четыре 14-цилиндровых радиальных двигателя Gnôme-Rhône 14 (по два N-44 и N-45), развивавших по 1150 л.с. и вращавших трехлопастные винты Ratier

Размеры:

размах крыла 40,36 м
относительное удлинение крыла 9,4 м
длина 24,37 м
высота 8,60 м
площадь крыла 171,86 м²

Вес:

пустого 16100 кг
с полной нагрузкой 28500 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1500 метров 330 км/ч
экономичная крейсерская скорость 230 км/ч
время набора высоты 2000 метров 13 мин (с нагрузкой)
дальность полета с 4400 кг нагрузки (грузы и пассажиры) 2500 км

Вооружение [4]:

стрелковое – одна 20-мм пушка, пять пулеметов
бомбо-торпедное – две торпеды или четыре 500 кг бомбы


[1] более подробно история создания летающей лодки Breguet 730 рассмотрена в книге «Histoire des Avions Breguet» (années 1920 à 1940)
[2] как это ни странно, но Br 730 отсутствует в списке самолетов, захваченных немцами в свободной зоне в ноябре 1942 года
[3] данные для варианта 1944 года
[4] было запланировано, но на Br 730 не устанавливалось

источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.52-54

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account