Летающая лодка Hiro F.5. Япония
Данная летающая лодка хотя и является серийной моделью, но, тем не менее, я решил выложить на сайт статью про нее. Лицензионное производство британских летающих лодок Felixstowe F.5 являлось пробой пера арсенала Хиро, позволило нарастить научно-технический и производственный потенциал арсенала, чтобы затем приступить к созданию как прототипов, так и серийных машин, информация о которых будет представлена на сайте.
Арсенал Хиро был создан 1 августа 1920 года в качестве первого принадлежащего флоту авиаремонтного и авиапроизводственного завода и первоначально назывался авиационный отдел отделения в Хиро военно-морского арсенала Куре. В то время в Йокосуке и Сасебо уже работали два военно-морских авиационных завода, но их площади были ограничены. Для увеличения производственных мощностей Военно-морской арсенал Куре был расширен путем создания отделения арсенала в Хиро в трех милях к юго-востоку от Куре на равнине между устьями двух рек Хиро Окава (Hiro Ohkawa) на западе и Мисакаидзи-гава (Misakaiji-gawa) на востоке. Постройка этого нового завода, известного под сокращенным названием Хиросо (Hirosho), была завершена в октябре 1921 года, после чего была начато лицензионное производство летающих лодок F.5. 1 апреля 1923 года отделение арсенала в Хиро было повышено в статусе до военно-морского арсенала Хиро, которому принадлежал авиационный отдел.
Летающая лодка F.5
Результатом деятельности британской авиационной миссии, помогшей в течение 1921-22 годов подготовить японские военно-морские авиасилы, стала доставка в Японию морем десятка типов британских самолетов. Среди них был построенный Short Brothers самолет Felixstowe F.5, имевший репутацию лучшей из крупных летающих лодок. В то время Флот планировал постройку для своих нужд самолетов этого типа, для чего в Японию был приглашен 21 инженер компании Short Brothers. Группа специалистов, возглавляемая инженером компании Short Доддсом (Dodds), прибыла в Японию в апреле 1921 года и начала работы в артиллерийско-техническом управлении арсанала Йокосука, где планировалась постройка летающих лодок. Японский контингент, возглавляемый британцами, включал в свой состав капитана (капитана 1-го ранга) (артиллерии) Рюзо Танака (Capt (Ordnance) Ryuzo Tanaka), капитана (капитана 1-го ранга) (артиллерии) Томасу Кояма (Capt (Ordnance) Tomasu Koyama), лейтенанта (капитан-лейтенанта) Кисичу Умакоси (Lieut Kishichi Umakoshi), лейтенанта (капитан-лейтенанта) Мисао Вада (Lieut Misao Wada), инженера Масасуке Хасимото (Masasuke Hashimoto) и других. Производство F.5 было началом многолетнего строительства в Японии больших летающих лодок.
схемы летающей лодки Hiro F.5
В дополнение к лицензионному производству Short Brothers помимо оснастки и инструкций к технологическим процессам поставила первые шесть* частично построенных F.5для завершения их сборки в Японии. Эти F.5 были собраны в арсенале Йокосука; сборка первого из них состоялась в апреле 1921 года. Поскольку F.5 уже был известен во всем мире как отличная двухдвигательная цельнодеревянная летающая лодка, то было неудивительно, что собранные в Японии машины имели отличные характеристики. Когда первая из этих летающих лодок в октябре 1921 года прибыла в Токио, то общественность была впечатлена ее огромными размерами.
вид на носовую часть и кабину пилотов летающей лодки Hiro F.5
Следующие самолеты импортной и японской сборки начиная с октября 1921 года серийно изготавлявались в авиационном отделе военно-морского арсенала Куре. Вплоть до 1929 года компания Aichi дополнительно изготовила сорок F.5.
летающая лодка Hiro F.5
Первоначально на этих самолетах использовались импортные 360-сильные двигатели Rolls-Royce Eagle. В августе 1924 года по мере продолжения работ моторостроительный завод арсенала Хиро изготовил по лицензии свои первые 400-сильные двигатели Lorraine. В 1925 году в арсенале Хиро на одну из летающих лодок F.5 экспериментально установили эти новые двигатели, после чего машина получила обозначение F.1. Когда мощность двигателей Lorraine была увеличена до 450 л.с., то ими была оборудована еще одна лодка, получившая затем обозначение F.2. Хотя в арсенале Хиро ожидали, что F.1 и F.2 будут приняты в качестве серийных модификаций, но прототип самолета так и не был запущен в производство, поскольку конструкция планера уже считалась устаревшей, так как она была основана на строительных решениях времен Первой Мировой войны. В дополнение к прототипам появились другие модификации, прежде всего с изменениями в силовой установке: одна из версий была оснащена двумя 360-сильными безредукторными двигателями, установленными в обтекаемые гондолы и охлаждавшимися радиаторами Ламблена. Эти двигатели вращали двухлопастные винты.
летающая лодка Hiro F.5
Авиация японского флота приняла на вооружение только версию F.5. С 1922 по 1930 год они использовались с баз в Сасебо и Йокосуке в качестве дальних патрульных самолетов. Во время эксплуатации эти летающие лодки хорошо показали себя, и многочисленные газетные статьи рассказывали об их дальних полетах над океаном. К сожалению, в результате проблем с двигателями, неправильного технического обслуживания и плохой погоды были многочисленные аварии со смертями и травмами. Тем не менее, F.5 оставил свой след в истории японской авиации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Описание: двухдвигательная летающая лодка-биплан. Цельнодеревянная конструкция с фанерной обшивкой корпуса, хвостового оперения и поверхностей управления
Экипаж:
первоначально 4 человека: 2 пилота, наблюдатель/передний стрелок, бортинженер/задний стрелок
позднее 6 человек: 2 пилота, наблюдатель/передний стрелок, бортинженер/задний стрелок, штурман, радист
Силовая установка: два 360-сильных двенадцатицилиндровых рядных двигателя водяного охлаждения Rolls-Royce Eagle, вращавших четырехлопастные деревянные винты
|
Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию самолётов |
Данные японского флота |
Размеры |
|
|
размах крыльев, м |
31,59 |
31,59 |
длина, м |
15,03 |
15,16 |
высота, м |
5,75 |
5,75 |
площадь крыльев, м² |
131,3 |
– |
Вес |
|
|
пустого, кг |
3720 |
3784 |
с полной нагрузкой, кг |
5627 |
5800 |
удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
42,7 |
44,1 |
удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
8,04 |
8,05 |
Летные характеристики |
|
|
максимальная скорость, км/ч |
164 |
144 |
подъем на высоту 2000 метров |
16 мин 06 сек |
15 мин |
практический потолок, м |
|
3550 |
дальность, км |
1146 |
|
продолжительность полета, час |
7 |
8 |
Производство: в арсенале Йокосука построено 10 (включая 6 разобранных импортных), в арсенале Хиро построено 10, компанией Aichi построено 40
Вооружение: два подвижных 7,7-мм пулемета
* — по данным британских источников Short экспортировала в Японию 7 летающих лодок, оснащенных двигателями Rolls-Royce Eagle, и три летающие лодки, оснащенные двигателями Napier Lion
PS Несколько архивных фото от уважаемого коллеги Евгения Аранова
источник: Robert C Mikesh & Shorzoe Abe "Japanese Aircraft 1910-1941"