0

После успешного участия в гонках легких самолетов в 1935 г. в конструкторской группе А.С. Яковлева решили спроектировать для участия в подобных состя­за­ниях специальный самолет, обладающий большой дальностью полета. Одновременно преследовалась вполне прагматичная цель – рекорд дальности полета в классе легких самолетов.

Легкие самолеты СССР для дальних перелетов. АИР-12

Схема АИР-12

Машина получила обозначение АИР-12, была оснащена двигателем М-11, рассчитана на двух членов экипажа, отличалась увеличенным размахом крыла, убираемым шасси. Такое шасси с баллонными колесами почти полностью повторяло аналогичное устройство на самолете ХАИ-1. Крыло не вполне обычное для «АИРов», с заметным сужением и значительной стреловидностью по передней кромке и с прямой задней кромкой.

Легкие самолеты СССР для дальних перелетов. АИР-12

Летчик размещался за крылом в кабине, оборудованной узким сдвижным фонарем. Пассажир находился в передней кабине над крылом. Этот второй член экипажа по определению считался штурманом, однако малые размеры кабины и остекление, не выступающее из фюзеляжа, более правильно определяли его как пассажира. Данных об установке дополнительного остекления снизу фюзеляжа не обнаружено. Одновременно при проведении рекордных полетов в этой кабине предполагалось монтировать дополнительный топливный бак.

Легкие самолеты СССР для дальних перелетов. АИР-12

АИР-12 построили в 1936-м, в мае он демонстрировался на выставке легких самолетов в Тушино, в летний сезон того же года аппарат выполнил ряд дальних тренировочных полетов. 21 сентября 1936 г. летчик Пионтковский совершил на нем беспосадочный перелет Москва – Харьков – Севастополь – Харьков дальностью около 2000 км за 10 ч 45 мин летного времени. Через год машину использовали для достижения одного из первых дальних женских перелетов.

Легкие самолеты СССР для дальних перелетов. АИР-12

24 октября 1937 г. Валентина Гризодубова совместно с Мариной Расковой осуществила успешный перелет Москва – Актюбинск. За 7 часов 23 минуты беспосадочного полета на легком спортивном АИР-12 они преодолели около полутора тысяч километров (1444 км), что почти в два раза превышало существовавший международный рекорд.

Легкие самолеты СССР для дальних перелетов. АИР-12


источник: М. Маслов, М. Орлов, В. Егоров «Легкие самолеты для дальних перелетов» // «Крылья» 01-2008

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account