Легкие гидросамолеты-разведчики Fairey Seafox. Великобритания

16
Легкие гидросамолеты-разведчики Fairey Seafox. Великобритания

Легкие гидросамолеты-разведчики Fairey Seafox. Великобритания

Интересная винтажная статья из выпуска журнала «Flight» за 9 декабря 1937 года, которая, думаю, заинтересует коллег.

Легкий самолет-разведчик

Катапультируемый гидросамолет Fairey Seafox; двигатель Napier Rapier VI; монококовый фюзеляж; простота обслуживания

Традиционно немногословные моряки незаметно для всех ввели в эксплуатацию несколько поплавковых гидросамолетов Fairey Seafox из большой партии, производство которой было заказано для действий в интересах Королевского флота. Официальный термин «легкий самолет-разведчик» (light reconnaissance; LR) является новым и требует некоторого разъяснения. Летательный аппарат типа LR, получивший типовое обозначение Seafox, является легким слабо вооруженным гидросамолетом, который в основном предназначенный для действий с крейсеров в любых, но не в самых худших, погодных условиях. Первостепенное значение имеет легкая управляемость на воде и на борту корабля, и ремонтопригодность конструкции самолета. Seafox является первой машиной подобного типа, которая может эксплуатироваться с небольших катапульт, которые предназначены для работы с более тяжелыми амфибиями и поплавковыми гидросамолетами. В сложенном состоянии Seafox обладает компактными размерами, позволяющими перевозить на крейсере три машины данного типа.

этот рисунок служит не только ключом к сопровождающим статью рисункам, но и указывает общую компоновочную схему поплавкового гидросамолета Seafox

этот рисунок служит не только ключом к сопровождающим статью рисункам, но и указывает общую компоновочную схему поплавкового гидросамолета Seafox

схема гидросамолета Seafox. Благодаря крыльям и шасси наблюдается определенное сходство между гидросамолетом Seafox и предыдущими гидросамолетами компании Fairey

схема гидросамолета Seafox. Благодаря крыльям и шасси наблюдается определенное сходство между гидросамолетом Seafox и предыдущими гидросамолетами компании Fairey

С начала этого года несколько гидросамолетов Seafox, оснащенных двигателями Napier Rapier VI, действуют в водах Восточной и Западной Индий, Южной Африки и в Средиземноморье. Несмотря на то, что скороподъемность и практический потолок оказались не соответствующими требованиям спецификации, пилотажные характеристики обеспечили гидросамолетам Seafox популярность среди пилотов авиации Королевского флота.

данный снимок показывает насколько компактен гидросамолет Seafox со сложенными консолями крыльев. Существует оригинальное устройство для соединения элементов управления для закрылков и элеронов когда консоли крыльев развернуты (снимок журнала Flight)

данный снимок показывает насколько компактен гидросамолет Seafox со сложенными консолями крыльев. Существует оригинальное устройство для соединения элементов управления для закрылков и элеронов когда консоли крыльев развернуты (снимок журнала Flight)

Ожидается, что Seafox не только сможет безопасно приводняться на очень бурную морскую поверхность, но а также должен выдерживать волны пороховых газов от выстреливших в непосредственной близости корабельных орудий, и длительное воздействие морской воды и соленого воздуха.

Точное количество заказанных гидросамолетов Seafox является конфиденциальной информацией, но поскольку расположенный в Хэмбле завод компании Fairey полностью загружен производством машин данного типа, то можно предположить, что объем является существенным.

Персонал на заводе в Хэмбле возглавляет генеральный директор г-н Б. Дж. Слэйтер (Mr B. G. Slater), начальником производства является г-н Дж. Лайон (Mr. G. Lyon), а заведующим конструкторским бюро – г-н К. Дж. Джеймс (Mr. C. G. James).

Seafox, разработанный с учетом тех же факторов, что и высокоскоростной средний бомбардировщик Fairey Battle, в отличие от бомбардировщика является двухстоечным бипланом с двухпоплавковым шасси, фюзеляжем с изготовленной из алькледа работающей обшивкой и крыльями с полотняной обшивкой. Машины данного типа изготавливаются исключительно в варианте гидросамолета.

Как часто указывалось в нашем журнале, для современных самолетов одним из основных недостатков фюзеляжа с работающей обшивкой являются затруднения при установке сложного оборудования. Несмотря на слово «легкий» в официальном обозначении гидросамолета Seafox, данная проблема является очень острой, поскольку его стандартная нагрузка очень похожа на таковую у оснащенного двигателем Pegasus X крупного торпедоносца-разведчика Fairey Swordfish, действующего в «разведывательном» варианте. Сложности, связанные с работающей обшивкой, были значительно облегчены, когда было решено изготавливать фюзеляж из нескольких секций. Основная часть – приблизительно в форме подковы – оснащена продольным листом комингса и верхним настилом, который фактически используется в качестве обтекателя. Разумеется, для в листе комингса должны были быть оставлены большие отверстия для кабины экипажа. Нижняя часть фюзеляжа усилена продольными межшпангоутными элементами и стрингерами. Однако по большей части в конструкции фюзеляжа нет стрингеров в общепринятом смысле этого термина, поскольку каждый лист алькледа скручен вдоль одного из краев и получившийся бортик занимает место обычного приклепываемого стрингера. Таким образом, каждая пластина фактически получила свой собственный стрингер. Разумеется, шпангоуты имеют выемки для соединения с этими стрингерами.

ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ FAIREY SEAFOX: ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ. Большой «разобранный» рисунок показывает, что в целях облегчения установки оборудования гидросамолет Seafox состоит из каких крупных сборочных узлов. На рисунке показаны соединители, установленные в корневых частях консолей нижнего крыла. Крепление заднего лонжерона также используется в качестве узла крепления к катапульте

ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ FAIREY SEAFOX: ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ. Большой «разобранный» рисунок показывает, что в целях облегчения установки оборудования гидросамолет Seafox состоит из каких крупных сборочных узлов. На рисунке показаны соединители, установленные в корневых частях консолей нижнего крыла. Крепление заднего лонжерона также используется в качестве узла крепления к катапульте

За основной частью фюзеляжа расположена клиновидная задняя часть, которая соединяется с основной с помощью болтов. К задней части фюзеляжа крепится трехлонжеронный стабилизатор, который имеет металлическую обшивку и который по конструкции напоминает стабилизатор бомбардировщика Battle. Крепление стабилизатора к задней части фюзеляжа осуществляется с помощью конических болтов с разрезными втулками.

Складные двухстоечные консоли крыльев имеют длину 40 футов (12,19 м) и оснащены расположенными в передней кромке слотами Handley Page (только верхнее крыло), элеронами и имевшими большое относительное удлинение закрылками Fairey. В качестве основы силового набора крыльев используется обычная двухлонжеронная структура; составные части лонжеронов соединяются у корневых частей так, как показано на рисунках ниже. Изготовленные из тянутых стальных труб лонжероны имеют полки с поперечным сечением в виде цифры 8, усиленные нервюры из стали и обычные нервюры из дюралюминия. Законцовки крыльев сделаны легкосъемными для замены в случае повреждения в результате контакта с бортом корабля-носителя в ненастную погоду. В конструкцию крыла включены хитроумные механизмы складывания; складывание консолей значительно облегчается с помощью трубчатых тяг управления с шарикоподшипниками, используемых для управления полетом. Устройство стопорных штифтов переднего лонжерона довольно простое: штифты для консолей нижнего крыла управляются от поплавков, а для складывания верхнего крыла используется рычаг, расположенный в задней части кабины пилота и связанный со специальными стержнями.

конструкция крыла гидросамолета Seafox довольно традиционного типа: с двумя лонжеронами и полотняной обшивкой. Трубы из тянутой стали используются для полок лонжеронов, которые в той или иной степени похожи на цифру 8. Законцовки крыльев являются легкосъемными

конструкция крыла гидросамолета Seafox довольно традиционного типа: с двумя лонжеронами и полотняной обшивкой. Трубы из тянутой стали используются для полок лонжеронов, которые в той или иной степени похожи на цифру 8. Законцовки крыльев являются легкосъемными

Когда консоли крыльев расправлены, то расположение кулачка и пальца в соединениях нижнего крыла автоматически связывает управляющие закрылками карданные трубы и управляющие стержни элеронов. Ориентируемые посадочные фары, расположенные на передней кромке нижнего крыла и покрытые перфлексом, управляются с помощью боуденовских тросов и поэтому никаких осложнений на этот счет не возникает. Во время складывания их выводы находятся под контролем с помощью пружинного устройства. Когда консоли крыла сложены они крепятся к стабилизатору с помощью зажимов, установленных их законцовках.

на данном снимке показано как расположение кулачка и пальца соединяет органы управления закрылками и элеронами нижнего крыла (снимок журнала Flight)

на данном снимке показано как расположение кулачка и пальца соединяет органы управления закрылками и элеронами нижнего крыла (снимок журнала Flight)

Все органы управления отклоняющимися поверхностями хвостового оперения расположены внутри самолета. Руль направления управляется с помощью рычага, ось которого установлена под углом 45 градусов к осевой линии трубчатого вала управления рулем. Аналогичное устройство используется для регулировки триммера рулей высоты. Управление триммером осуществляется с помощью тросов, цепей и боуденовских тросов. Основным соображением выбора данной системы является координация.

При выгрузке машины на море предусмотрена фиксация отклоняющихся поверхностей. Слоты также могут быть заблокированы, чтобы в штормовую погоду предотвратить «колебания» на катапульте. Если пилот перед взлетом забудет разблокировать слоты крыла, то они автоматически освобождаются изменением положения элеронов.

Двигатель – 16-цилиндровый средненаддувный Н-образный авиамотор воздушного охлаждения Napier Rapier VI – установлен на прочной конструкции из труб квадратного и круглого поперечного сечений, которая включает в себя упругие резиновые опоры, которые позволяют совершать перемещения величиной 3/16-1/4 дюйма (4,76-6,35 мм). Последние данные для двигателя Rapier VI следующие: нормальный режим работы – 355/370 л.с. при 3650 об/мин и высоте 4750 футов (1448 м), максимальный режим работы – 380/395 л.с. при 4000 об/мин и высоте 6000 футов (1829 м). На взлете двигатель при 3500 об/мин развивает 365 л.с.. Интересно отметить, что при наддуве в 2,5 фунта на кв. дюйм (1758 кг/м²) для предельной скорости пикирования максимальная частота вращения составляет 4800 об/мин. Носовой обтекатель двигателя Rapier является неотъемлемой частью силовой установки гидросамолета Seafox. Особенностями носового обтекателя являются створки охлаждения, маслорадиатор Fairey и новейший углубленный выпускной коллектор. Перед ручкой управления пилота расположена педаль запуска пневматического пускового устройства. Двигатель вращает металлический трехлопастный воздушный винт фиксированного шага Fairey-Reed, который подвергнут анодированию и покрытый черной краской.

Большой бак, разделенный на «основную» и «чрезвычайную» части, вертикально установлен в фюзеляже за моторным отсеком, и прикреплен болтами в четырех точках. Ослабив два болта, весь бак можно вынуть через отверстие в нижней части фюзеляжа.

на левом снимке показано как легко можно удалить бак через отверстие в нижней части фюзеляжа гидросамолета Seafox. На правом снимке показаны элементы моторной рамы двигателя Napier Rapier VI (снимок журнала Flight)

на левом снимке показано как легко можно удалить бак через отверстие в нижней части фюзеляжа гидросамолета Seafox. На правом снимке показаны элементы моторной рамы двигателя Napier Rapier VI (снимок журнала Flight)

Подрессоренное поплавковое шасси исключительно прочное. Одной из отличных особенностей поплавков компании Fairey, которые изготовлены на новом большом заводе в Стокпорте (Stockport), является малое брызгообразование. Поплавки гидросамолета Seafox являются однореданными и изготовлены в основном из алькледа, хотя также используется анодически обработанный дюраль. Пружинное устройство в целом аналогично тому, которое использовалось на предыдущих поплавковых гидросамолетах компании Fairey, и включает в себя множество резиновых колец и резиновые буферы хода отдачи, расположенные в нижней части. Принцип действия подобного устройства объясняется в одном из сопровождающих статью эскизов. Лесенки установлены по всей длине каждого из поплавков. В одном поплавке размещается якорь (не путать с буем или плавучим якорем, который укладывается в ящик за кабиной наблюдателя), и в их задних частях установлены мощные водяные рули. Эти рули обладают очень аккуратной конструкцией и имеют сварные кромки. Утверждается, что при силе ветра 25 миль в час (40 км/ч) Seafox способен развернуться с радиусом разворота равным его длине.

отличная управляемость – на борту корабля, на воде и в воздухе – является отличительной особенностью гидросамолетов. Правый снимок показывает как мало брызг создают поплавки гидросамолета Seafox (снимок журнала Flight)

отличная управляемость – на борту корабля, на воде и в воздухе – является отличительной особенностью гидросамолетов. Правый снимок показывает как мало брызг создают поплавки гидросамолета Seafox (снимок журнала Flight)

Однако одной из второстепенных проблем, связанных с проектированием самолетов для запуска с катапульты, является размещение подъемных устройств и крепление к катапульте помощью строп. У гидросамолета Seafox эти тросы проложены под передней кромкой верхнего крыла; тщательно разработанная система проводов в передней кромке центроплана верхнего крыла ведет к кольцу, которое соединяется с крюком подъемного крана. В ключевых местах предусмотрено размещение ручек, а к передним стойкам поплавков прикреплены буксировочные уздечки. Каждый поплавок имеет буксирную проушину, а в одном из поплавков размещен багор.

Хотя кабина пилота оставлена открытой (несомненно, из-за необходимости пилоту иметь полную свободу передвижения во время выполнения строповки), кабина наблюдателя полностью закрыта плексигласовым фонарем, который в открытом положении обеспечивает стрелку достаточное укрытие. Все соединители в кабинах изготовлены из немагнитной нержавеющей стали чтобы на компас – жизненно важный прибор при полетах над водой – не было оказано воздействие. Устройство педалей пилота и его регулируемое сиденье имеют стандартную для компании Fairey конструкцию. Двойное управление может быть установлено за двадцать минут, при этом имеются два быстро съемных комплекта. Место наблюдателя такое же, как на торпедоносце Swordfish, и также складывается на полу.

хотя кабина наблюдателя закрыта фонарем, показанным на данном снимке, пилот гидросамолета Seafox обходится без «оранжереи». Обязанности пилота во время подъема гидросамолета Seafox на борт судна требуют свободы передвижения (снимок журнала Flight)

хотя кабина наблюдателя закрыта фонарем, показанным на данном снимке, пилот гидросамолета Seafox обходится без «оранжереи». Обязанности пилота во время подъема гидросамолета Seafox на борт судна требуют свободы передвижения (снимок журнала Flight)

Вооружение состоит из пулемета Lewis, размещенного в кабине наблюдателя, и бомб. Крепление пулемета имеет специально разработанную в компании Fairey конструкцию и адаптировано из стандартного «высокоскоростного» типа, который в течение последних нескольких лет использовался на большинстве двухместных самолетов компании Fairey. Когда пулемет не используется, он укладывается в желоб в верхнем настиле фюзеляжа. В самолете предусмотрена подвеска осветительных ракет и дымовых буйков.

Как уже упоминалось, состав бортового оборудования на удивление всеобъемлющ и включает в себя ручную фотокамеру F.24, дальномер, светофильтры, морские сигналы бедствия, средства для окрашивания участка водной поверхности и ручной сигнальный фонарь Олдиса. Светофильтры представляют собой кусочки цветного стекла для наблюдения за объектами в мерцающем море, а средства для окрашивания участка водной поверхности представляют собой коробки с алюминиевой пылью.

Предусматривается установка колпака для обучения слепым полётам для использования в сочетании с двойным управлением.

FAIREY SEAFOX

Легкий поплавковый гидросамолет-разведчик. Двигатель Napier Rapier VI

РАЗМЕРЫ:

Размах крыльев 40 футов 0 дюймов (12,19 м)
Длина 33 фута 5,5 дюймов (10,20 м)
Высота 12 футов 1 дюйм дюймов (3,68 м)
Площадь крыльев 434 кв. фута (40,32 м²)

МАССА:

Пустого 3805 фунтов (1726 кг)
С полной нагрузкой 5420 фунтов (2459 кг)
Полезной нагрузки (исключая пилота, топливо и масло) 642 фунта (291 кг)

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Максимальная скорость на уровне моря 120 миль в час (193 км/ч)
Максимальная скорость на высоте 5860 футов (1786 м) 124 мили в час (193 км/ч)
Начальная скорость набора высоты 420 футов в минуту (128 м/мин)
Скорость набора высоты на высоте 10000 футов (3048 м) 150 футов в минуту (46 м/мин)
Время набора высоты 5000 футов (1524 м) 10,4 мин.
Практический потолок 11000 футов (3353 м)
Абсолютный потолок 12000 футов (3658 м)
Дальность полета 440 миль (708 км)

источник: «FOR LIGHT RECONNAISSANCE» «FLIGHT» DECEMBER 9, 1937, стр.570-574

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account