Лайнер из курятника или первый американский самолёт Сикорского S-29А

11

Любопытно, что в тот самый день, 4 мая 1924 года, когда впервые поднялся в воздух вертолет Эмишена, авиаконструктор-эмигрант Игорь Сикорский вывел на испытания свой первый самолет, спроектированный и сделанный в США. Из-за безденежья ему пришлось строить эту машину под деревянным навесом на ферме, принадлежавшей другому русскому эмигранту, бывшему военному летчику Виктору Утгофу, который разрешил Сикорскому работать там и даже не брал с него плату за электричество.

Конструкторское бюро Сикорского располагалось … в пустующем курятнике той же фермы, а в другом углу курятника авиаконструктор оборудовал маленькую механическую мастерскую. В общем, условия для работы были, мягко говоря, спартанские, а материалы приходилось искать повсюду, в том числе и на свалках.

Тем не менее, к весне 1924 года самолет, напоминавший слегка уменьшенный двухмоторный вариант «Ильи Муромца» был построен. Конструктор присвоил ему обозначение S-29А. Цифра «29» обозначала, что это 29-я машина Сикорского, а дополнительная буква «А» указывала на то, что она сделана в Америке.

На последние 250 долларов были куплены два старых и изношенных 200-сильных мотора «Испано-Сюиза», давно выработавшие ресурс. Нормальные авиационные моторы аналогичной мощности стоили, как минимум, в 10 раз дороже. В курятнике движки перебрали и кое-как привели в работоспособное состояние, но паспортной мощности они все равно не выдавали. Это едва не стоило жизни Сикорскому, а заодно и его рабочим, уговорившим конструктора взять их с собой в первый испытательный полет.

На взлете машина разбегалась очень долго. Сикорский, сидевший за штурвалом, чувствовал, что моторы не тянут, но прерывать разбег было уже поздно. В конце летного поля пилоту пришлось резко дернуть штурвал на себя, чтобы перескочить через стоявшую на пути телеграфную линию.

Самолет, задрав нос, преодолел препятствие, но при этом потерял скорость.

В следующую секунду машина «клюнула», просела и ударилась колесами об грунт. К счастью, шасси, спроектированное с большим запасом прочности, выдержало удар, а Сикорский успел выключить зажигание. С-29-А прокатился по инерции несколько десятков метров, угодил колесом в канаву и скапотировал, уткнувшись в землю носом и законцовкой нижнего крыла.

Пилот и пассажиры не пострадали, но Сикорский понял, что с этими моторами самолет летать не сможет. Однако через некоторое время ему удалось раздобыть пару вдвое более мощных, чем «Испано-Сюизы», американских двигателей «Либерти». Разумеется, они тоже были сильно изношенными и отслужили свой срок в ВВС, но Сикорский верил, что с ними С-29А все-таки взлетит.

И он не ошибся. 25 сентября того же года авиаконструктор вновь занял место в пилотской кабине и пошел на взлет. Теперь машина разгонялась гораздо увереннее. Оторвавшись от земли, Сикорский сделал круг над аэродромом, убедившись, что самолет – устойчив и хорошо слушается рулей. Это был долгожданный успех. Теперь самолету предстояло отработать вложенные в него средства.

Сикорский начал зарабатывать деньги, возя на S-29А пассажиров и различные грузы. Авиалайнер обладал внушительной грузоподъемностью, что выгодно отличало его от большинства конкурентов, а потому заказы шли непрерывно. Однажды пришлось перевозить даже рояль. Со временем удалось накопить на новые моторы, с которыми S-29А стал летать еще лучше.

Но профессия «воздушного извозчика» Сикорского не привлекала, он хотел создавать самолеты. Поэтому, когда в 1926 году профессиональный летчик Роско Тёрнер решил заняться авиаперевозками и предложил продать ему S-29А за хорошую цену, Сикорский, не долго думая, согласился, ведь это позволяло ему начать строить новую машину.

Тёрнер еще два года использовал С-29А для чартерных перевозок, а заодно – в качестве летающего рекламного стенда, рисуя на бортах эмблемы и логотипы разных фирм. В 1928 году он перепродал самолет эксцентричному миллионеру Говарду Хьюзу, захотевшему снять грандиозный игровой фильм про летчиков Первой мировой войны.

В фильме под названием «Ангелы ада» S-29А сыграл роль немецкого тяжелого бомбардировщика, сбитого в воздушном бою. Всё было снято «по-настоящему»: самолет подожгли в воздухе и перед кинокамерами картинно разбили об землю, после того как летчик-каскадер выпрыгнул из него с парашютом. Так закончилась история дебютной машины Сикорского на Американском континенте. Но авиаконструктора не сильно огорчил такой финал, поскольку он уже давно работал над новыми проектами. Оказывается, можно было продуктивно работать без шарашек и гулагов. И это не врожденная привилегия Запада, русские на это тоже вполне способны. А на заставке — S-29A, «загримированный» под германский бомбовоз.

Каркас S-29А на ферме Утгофа.

Каркас S-29А на ферме Утгофа

Сикорский (в центре, в куртке с поясом) среди рабочих и инженеров - участников постройки S-29А. В основном, это были такие же, как он, русские эмигранты, не захотевшие жить при большевицком режиме. Поверив Сикорскому, они работали на постройке самолета бесплатно, в расчете на будущую прибыль.

Сикорский (в центре, в куртке с поясом) среди рабочих и инженеров — участников постройки S-29А. В основном, это были такие же, как он, русские эмигранты, не захотевшие жить при большевицком режиме. Поверив Сикорскому, они работали на постройке самолета бесплатно, в расчете на будущую прибыль

S-29А с новыми моторами "Либерти".

S-29А с новыми моторами «Либерти» 

S-29А во времена коммерческой эксплуатации.

S-29А во времена коммерческой эксплуатации

Участники церемонии передачи самолета Роско Тернеру.

Участники церемонии передачи самолета Роско Тернеру


Источник — https://vikond65.livejournal.com/902739.html

Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account