15
Кусачие клопы «Рейнметалла» и «Порше»

Кусачие клопы «Рейнметалла» и «Порше»

Содержание:

На фоне хорошо известных серийных конструкций проекты немецких танков Typ 245, Schwerer kleiner Panzerkampfwagen и Typ 250 выглядят весьма необычно. Странно в них буквально всё: и внешний вид, и несвойственная немцам компоновка, и состав вооружения. Возникает целый список вопросов: с какой целью они проектировались, почему получились такими необычными, и какие новые идеи в них применялись. Однако на данный момент читать на русском языке по данной теме практически нечего. Информации в немногочисленных имеющихся публикациях явно недостаточно, а между тем, пройти мимо этой темы никак нельзя.

Во второй половине войны немцы столкнулись с непростой ситуацией: старые танки весом 10–20 тонн стремительно устаревали, а новые «Тигры» и «Пантеры» были слишком дорогими и тяжёлыми, чтобы полностью заменить их. Поэтому сразу несколько фирм начали проектирование лёгких и средних многоцелевых танков по новым концепциям. В этой статье мы расскажем о линейке многоцелевых танков, работы по которым совместно вели фирмы «Порше» и «Рейнметалл».

У страха глаза велики

27 мая 1943 года состоялось совместное заседание Танковой комиссии (Panzerkommission) во главе с Фердинандом Порше и Комиссии по вооружению (Waffenkommission). В ходе него обсуждалось дальнейшее развитие бронетехники, а также был сделан вывод о необходимости создания танков нового типа.

Во-первых, требовалось значительно повысить уровень защиты. Немцы получили сведения о том, что враги разработали ручное противотанковое оружие, способное пробить более 110 мм брони на дистанции 400 метров, а также лёгкие бомбы весом всего лишь около килограмма, пробивающие 40–50 мм брони — то есть, крышу любого серийного немецкого танка. Хотя прямо это не сказано, в описаниях легко угадываются американские «базуки» и советские ПТАБы. Полученные сведения заставили задуматься: существующие танки рисковали оказаться слишком уязвимыми. Было необходимо существенно повысить защищённость, причём в лёгком и среднем весе.

Примерная реконструкция VK 28.01. Во внешнем облике танка до сих пор остаётся много неясного

Примерная реконструкция VK 28.01. Во внешнем облике танка до сих пор остаётся много неясного

Во-вторых, на совместном заседании обсуждалась противовоздушная оборона танков. Адекватной была признана зенитная самоходная установка весом около 30 тонн и с максимальной скоростью 50–60 км/час, вооружённая четырьмя 20-мм пушками, двумя-тремя 37-мм пушками или одним 55-мм зенитным орудием. Проблема в том, что для этих зенитных самоходок у немцев не было подходящего современного серийного шасси. Кроме того, в марте 1943 года генерал-полковник Хайнц Гудериан был назначен генерал-инспектором бронетанковых войск. На новой должности он продвигал идею обеспечения защиты от вражеской авиации на каждом танке, причём его поддержал Гитлер.

Исходя из этих соображений, к 1 июля 1943 года были сформулированы требования к танку нового типа. Он мыслился как быстроходная многоцелевая боевая машина с мощным бронированием и возможностью вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция должна была стать простой и пригодной к массовому производству. Нужно учитывать, что примерно в это время вслед за Pz.Kpfw.III обсуждалось прекращение серийного производства Pz.Kpfw.IV. Однако в этом случае немцы оставались без массового шасси 20-тонного класса. Эту нишу и должны были занять многоцелевые танки, которые предназначались для поражения пехоты и лёгкой бронетехники, разведки и противовоздушной обороны.

А далее история разворачивалась по принципу «никогда такого не было, и вот опять». Под влиянием Гудериана отдел №6 Управления вооружений составил требования на многоцелевой танк VK 28.01 и передал задание фирме «Крупп». Та подготовила проекты среднего танка с башней от Pz.Kpfw.IV и зенитной самоходной установки со счетверённой 20-мм установкой на его базе, но уже в конце октября 1943 года программу закрыли. Параллельно и независимо от «Круппа» работы вели «Порше» и «Рейнметалл»: первая отвечала за шасси, а вторая за вооружение. Их проектная деятельность продолжалась и в 1944 году, а всего дуэт фирм создал три семейства проектов многоцелевых танков с целым рядом необычных для немцев технических решений. Рассмотрим их по порядку.

Лёгкий универсал

Первое семейство объединяет три проекта лёгких танков 18-тонного класса. Два из них внутри фирмы «Порше» получили индекс Typ 245, а третий создавался на схожей базе. Хотя перед войной немцы обозначили бы их как средние танки, по меркам 1943 года Typ 245 были отнесены к лёгким.

Чертежи танка Typ 245-010. Обратите внимание на крепление подвески и компоновку моторного отсека

Чертежи танка Typ 245-010. Обратите внимание на крепление подвески и компоновку моторного отсека

Первый вариант назвался Typ 245-010, или Leichter Panzerkampfwagen mit 5.5 cm vollautomatischer Waffe, что подразумевает «Лёгкий танк с 55-мм автоматическим орудием». При его разработке перед «Порше» и «Рейнметаллом» стояла непростая задача: создать приспособленный к массовому производству в условиях мировой войны и одновременно хорошо защищённый быстроходный танк весом до 18 тонн с универсальным вооружением против наземных и воздушных целей.

Стремясь уложиться в требования, инженеры нашли немало интересных решений. Для упрощения производства они предложили выполнить корпус и башню литыми, хотя немцы традиционно предпочитали катаную броню. Есть мнение, будто форма корпуса продумывалась под влиянием Т-34, но на самом деле инженеры стремились уменьшить площадь крыши для защиты от авиации. Оригинально и очень компактно было скомпоновано моторно-трансмиссионное отделение. Гидромеханическая трансмиссия фирмы «Фойт» находилась в корме, а перед ней поперечно устанавливался двигатель с системой охлаждения. Вся трансмиссия объединялась в единый блок, а система охлаждения размещалась на двигателе, что значительно упрощало сборку и ремонт танка.

Чертёж двигателя танка Typ 101/4 с генератором и системой охлаждения. На проекте Typ 245 вместо генератора был предусмотрен привод к трансмиссии

Чертёж двигателя танка Typ 101/4 с генератором и системой охлаждения. На проекте Typ 245 вместо генератора был предусмотрен привод к трансмиссии

На Typ 245-010 использовался 10-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Typ 101 мощностью 350 л.с. (часто указывается 345 л.с.). Изначально он создавался для VK 45.01 (P), но заслужил отвратительную репутацию из-за проблем с охлаждением, что во многом и стало причиной провала производства «Тигра» на фирме «Порше». На Typ 245-010 планировалось ставить позднюю версию мотора с улучшенной по результатам испытаний системой охлаждения. А вот ходовая часть напоминала таковую у сверхтяжёлого танка «Маус». На каждый борт приходилось шесть опорных катков с внутренней амортизацией диаметром 600 мм, которые попарно блокировались в три тележки на буферных пружинах. У бронекорпуса были двойные борта, которыми танк «ложился» на поперечные балки тележек. Таким образом, предельно упрощался монтаж подвески: достаточно было закрепить балки тележек, чтобы они не выпали при движении. Вместо поддерживающих катков на балки крепились салазки. Для сравнения, у «Мауса» на одной балке собиралось четыре опорных катка с двумя пружинами, а над балкой вместо салазок крепилось два поддерживающих ролика.

Экипаж состоял всего из трёх человек: механика-водителя и двух башнёров. В башне устанавливалось 55-мм автоматическое орудие MK 112 фирмы «Рейнметалл» с углами склонения от −8 до +82° и скорострельностью 300 выстрелов в минуту. Боезапас к нему составлял около 350 выстрелов. Кроме того, в башне были предусмотрены пулемёт с независимым наведением, а также мортирка. Наблюдение велось через перископы в люках.

Фотография макета танка Typ 245-010

Фотография макета танка Typ 245-010

Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения, сокращение экипажа до трёх человек и применение внешней подвески позволили уменьшить заброневой объём практически до возможного минимума. Как следствие, для массы в 18 тонн Typ 245-010 был хорошо защищён. Лобовая броня, установленная под углами 30 и 55°, имела толщину 60 мм; верхняя часть борта имела толщину 40 мм и угол установки 28°, а нижняя представляла собой пакет из двух 16-мм листов, установленных под прямым углом. Толщина брони у башни по кругу была 40 мм под углом 30°. Хорошая защита не исключала высокую подвижность. При удельной мощности 19,4 л.с. на тонну ожидалась максимальная скорость 65 км/час. Запас хода составлял до 240 км по дорогам и до 150 км на бездорожье.

С башней или без?

Для немецких конструкторов бронетехники было характерно, что в ответ на задание они часто прорабатывали несколько вариантов конструкции, чтобы заказчик выбрал оптимальный, с его точки зрения, вариант. Это произошло и в случае с Typ 245. «Порше» и «Рейнметалл» спроектировали второй вариант танка, который назывался Typ 245-011 или, Aufklaerungs-Panzer mit 5.5 cm vollautomatischer Waffe — то есть, «Разведывательный танк с 55-мм автоматическим орудием».

Проекции танка Typ 245-011 и его компоновка. Сверху приведено сравнение силуэтов самого большого и самого малого танков, спроектированных «Порше»

Проекции танка Typ 245-011 и его компоновка. Сверху приведено сравнение силуэтов самого большого и самого малого танков, спроектированных «Порше»

На Typ 245-011 конструкторы радикально пересмотрели концепцию танка. Его 55-мм орудие теперь размещалось в корпусе. По сторонам от орудия теперь сидели водитель и командир, а от третьего члена экипажа вовсе отказались. Над командиром в башенке кругового вращения устанавливался 7,92-мм пулемёт MG 42 с углом возвышения до 72° (по другим данным до 75°). Отказавшись от башни и третьего члена экипажа, инженеры ужали корпус до предела. Высота танка составила 1450 мм при клиренсе в 410 мм! За это пришлось заплатить углами наведения орудия — всего лишь 10° по горизонтали. Вес сокращался до 15 тонн, при этом бронирование даже немного возросло: например, броня лба составляла 60 мм под углами 30 и 60°; верхняя часть борта имела толщину 40 мм и угол установки 50°, а нижняя представляла собой пакет из листов толщиной 16 и 25 мм, установленных вертикально.

Шасси тоже облегчили. Ширину гусениц сократили с 480 до 450 мм — при удельном давлении на грунт 0,59 кг/см² большего не требовалось. Диаметр опорных катков уменьшили до 590 мм. Вместо 350-сильного двигателя V-10 поставили рядный мощностью 250 л.с.; при удельной мощности 16,7 л.с. на тонну он обеспечивал максимальную скорость 58 км/час. Что это был за мотор, до сих пор не ясно. В документах CIOS (Combined Intelligence Objectives Sub-Committee — «Англо-американский разведывательный подкомитет») он обозначен как шестицилиндровый «Майбах», однако воздушное охлаждение отвергает эту версию.

Компоновка боевого отделения танка Typ 245-011

Компоновка боевого отделения танка Typ 245-011

Автор считает, что данный двигатель был задуман как рядный 6-цилиндровый с цилиндрами от Typ 101 под наддувом. Известно, что Порше прорабатывал 12-цилиндровый V-образный мотор с наддувом на основе Typ 101 мощностью 500 л.с. — то есть, на шесть цилиндров как раз и приходилось 250 л.с. Другая неясность связана с орудием. И в работе Йенца и Дойла, и в архивных данных оно обозначено как MK 112, однако на чертежах ясно видно, что орудие Typ 245-011 намного больше, чем у Typ 245-010. Возможно, это был вариант с большей длиной ствола.

На шасси Typ 245-010 был спроектирован ещё один танк. Немцы обозначили его как Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd und Luftziele mit 5.5. cm vollautomatischer Waffe, то есть «Лёгкий танк против наземных и воздушных целей с 55-мм автоматическим орудием». Фактически это была зенитная самоходная установка, которая при необходимости могла превращаться в лёгкий танк без башни. Орудие MK 112 устанавливалось в корпусе и прикрывалось сверху круглым люком из двух половинок. С открытым люком это была классическая зенитная самоходка с орудием кругового наведения. При необходимости люк можно было закрыть, и в этом случае углы наводки ограничивались 10° по горизонтали, зато экипаж из трёх человек защищался в ближнем бою. При весе 18,5 тонн бронирование было аналогично Typ 245-010. Предусматривался и альтернативный вариант весом 16,5 тонн с облегчённой бронёй — 50-мм лоб и 30-мм борта.

Примерно так должен быть выглядеть «Лёгкий танк против наземных и воздушных целей с 55-мм автоматическим орудием»

Примерно так должен быть выглядеть «Лёгкий танк против наземных и воздушных целей с 55-мм автоматическим орудием»

Наконец, осталось разобраться, как эти проекты соотносятся между собой. 14 июля 1943 года был подготовлен первый концепт с MK 112 в корпусе с открывающейся крышей. 2 августа был готов чертёж Typ 245-010, который, видимо, отражал изначальные пожелания военных. Возможно, далее конструкторы и заказчик пришли к выводу, что Typ 245-010 не удался: для линейного танка он был слишком слабо вооружён, а для зенитной самоходки его башня едва ли была удобной. Поэтому 3 сентября был предложен проект танка-разведчика Typ 245-011 с более мощным орудием, а к 28 октября были переработаны и чертежи зенитной самоходной установки с непроизносимым длинным названием.

В среднем весе

Совместная работа «Порше» и «Рейнметалл» по танкам в среднем весе началась ещё до проектов Typ 245. 13 мая 1943 года они обсудили первый вариант проекта под незатейливым обозначением Panzerkampfwagen Porsche, то есть «Танка Порше». Это был концепт небольшой боевой машины высотой 1,95 метра с литым корпусом из двух частей, верхней и нижней. При массе 25 тонн танк был отлично защищён: толщина лобовой брони составляла 120 мм, бортов, кормы и крыши (!) — 80 мм, дна — 50 и 30 мм.

Первый вариант проекта Panzerkampfwagen Porsche

Первый вариант проекта Panzerkampfwagen Porsche

Он вооружался 105-мм орудием во лбу корпуса. Экипаж состоял из четырёх человек. Фактически это была перспективная замена для самоходных орудий StuG III и StuH 42. Следует отметить, что в те годы немцы считали возможным отказаться от башни на танках для упрощения производства, а также снижения веса и высоты силуэта. Все упомянутые в этой статье боевые машины, за исключением, разве что, зенитной самоходки на базе VK 28.01, даже самые безбашенные, обозначались именно как танки.

15 мая 1943 года на заседании Танковой комиссии было объявлено, что Гитлер поддержал идею Гудериана о защите каждого танка от вражеской авиации. В ответ «Рейнметалл» представил башенку с 30-мм автоматической пушкой MK 108, изначально спроектированной для авиации. 29 июля был готов переработанный проект Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, или «Тяжёлый малый танк со 105-мм орудием». Командирский купол заменили башенкой с 30-мм пушкой, а броню бортов, кормы и крыши уменьшили до 70 мм.

Переработанный «тяжёлый малый танк» с башенкой фирмы «Рейнметалл»

Переработанный «тяжёлый малый танк» с башенкой фирмы «Рейнметалл»

Теперь вес оценивался в 27 тонн, из них 15,5 тонн приходилось на бронекорпус, а 7 тонн — на двигатель, трансмиссию и ходовую часть. У автора нет сведений о типе двигателя, трансмиссии и подвески, поскольку на имеющемся чертеже подробно показано только боевое отделение. В работе Томаса Йенца и Хилари Дойла об этом тоже нет сведений — вполне возможно, проект был проработан лишь в общих чертах, или часть информации попросту утеряна.

К 3 февраля 1944 года проект «тяжёлого малого танка» был значительно переработан с оглядкой на Typ 245. Двигатель Typ 101 и гидромеханическая трансмиссия «Фойт» были скомпонованы как на Typ 245-010. Ходовая часть проектировалась аналогично, но с поправкой на вес в 26,6 тонн. Танк был очень небольшим: 6,75 м в длину, 3,15 м в ширину и 2,2 м в высоту — для сравнения, Typ 245-010 имел габариты 4,88×2,92×2,575 м. Верхнюю часть лба защищали 80 мм брони, нижняя часть, крыша и корма имели толщину 60 мм. Толщина верхней части бортов составляла 40 мм, а нижней — 40+20 мм. Экипаж состоял из четырёх человек: водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Чертёж Schwerer kleiner Panzerkampfwagen со 105-мм гаубицей

Чертёж Schwerer kleiner Panzerkampfwagen со 105-мм гаубицей

Танк вооружался 105-мм гаубицей le.F.H.43 с боезапасом 77 выстрелов и 30-мм автоматической пушкой MK 108 в башенке с боезапасом 600 выстрелов. Прорабатывался альтернативный вариант с жёсткой установкой 105-мм орудия, отдача которого гасилась всем корпусом. Примерно в это же время фирма «Алькетт» как раз испытывала подобную установку 75-мм орудия на самоходной установке Jagdpanzer 38(t).

7 апреля 1944 года был готов ещё более экзотический вариант со 105-мм пусковой установкой PAW 1000 (10H64) и боезапасом в 56 выстрелов. Это было гладкоствольное орудие низкого давления, стреляющее оперёнными минами. Оно отличалось небольшим весом и очень высоким бронепробитием кумулятивными снарядами. Аналогичное 80-мм орудие PAW 600 фирмы «Рейнметалл» в 1944 году успешно прошло испытания и показало впечатляющее бронепробитие, хотя и с плохой точностью. Наконец, 1 июня 1944 года датированы последние изменения: были добавлены инфракрасный прицел и стереоскопический дальномер в башенке.

Жёсткая установка 105-мм гаубицы

Жёсткая установка 105-мм гаубицы

Конкурент E-25

По данным CIOS, в мае 1944 года фирма «Порше» начала работы по проекту Typ 250. Это был последний танк, спроектированный под руководством Фердинанда Порше. Он основывался на лучших решениях Typ 245 и Schwerer kleiner Panzerkampfwagen и обещал самые высокие характеристики.

Schwerer kleiner Panzerkampfwagen с орудием PAW 1000, поперечный разрез

Schwerer kleiner Panzerkampfwagen с орудием PAW 1000, поперечный разрез

В отличие от предыдущих проектов, корпус предлагалось варить из катаных плит. Бронирование было резко дифференцированным. Толщина верхней лобовой детали, установленной под углом 58°, составляла 120 мм, нижней лобовой детали — 50 мм при 55°, башенки — 80 мм под углом 35° по кругу. При этом толщина бортов не превышала 45 мм, а кормы — 30 мм. Несмотря на впечатляющее лобовое бронирование, масса Typ 250 оценивалась в 27,5 тонн, из них 12,5 тонн приходилось на бронекорпус. Это стало возможным за счёт предельного сокращения заброневого объёма: высота танка по крыше корпуса составляла лишь полтора метра.

Вооружение состояло из 105-мм гаубицы, 30-мм автоматической пушки MK 108 в башенке, а также мортирок для обороны в ближнем бою. Хотя корпус Typ 250 был не намного больше, чем у Typ 245-011, в нём умудрились разместить четверых членов экипажа, 50 выстрелов к 105-мм гаубице и 300 выстрелов к 30-мм пушке. По словам Фердинанда Порше, в планах был автомат заряжания для 105-мм орудия, что позволило бы отказаться от заряжающего, но работы по этой теме на «Рейнметалле» не продвинулись дальше эскизов.

Примерно так бы выглядел танк Typ 255 в металле

Примерно так бы выглядел танк Typ 255 в металле

Моторно-трансмиссионное отделение было скомпоновано аналогично Typ 245-010. Двигателя Typ 101 на 350 л.с. едва хватало, поэтому «Порше» предложила новый на его базе. За счёт добавления двух цилиндров, наддува и непосредственного впрыска топлива максимальная мощность возрастала до 500 л.с. С удельной мощностью 18,2 л.с. на тонну ожидалась максимальная скорость 60 км/час при запасе хода до 250 км.

На Typ 250 предусматривалась полностью автоматическая гидромеханическая трансмиссия «Фойт». Она состояла из двух гидротрансформаторов, трёхскоростной коробки передач и двухпоточного механизма поворота в виде двойного дифференциала. Водитель лишь задавал режим работы (передний ход, нейтраль или задний ход), а передачи переднего хода переключались автоматически. Для движения на высокой скорости по хорошим дорогам предусматривалась четвёртая передача, в которой для снижения расхода топлива гидротрансформатор не использовался. В качестве альтернативы предлагался проект Typ 255 с механической трансмиссией, однако подробных данных о нём у автора нет.

Компоновка и бронирование танка Typ 250. Схемы сделаны неким П. Шмидтом по памяти

Компоновка и бронирование танка Typ 250. Схемы сделаны неким П. Шмидтом по памяти

Надо сказать, с Typ 250 и Typ 255 до сих пор немало путаницы. Дело в том, что в документах CIOS они по ошибке назывались E.25, хотя и со знаком вопроса. Отсюда возник миф, будто на E.25 планировалась башенка с автоматической пушкой, хотя она предусматривалась только проектами «Порше».

Подводя итоги

С лета 1943 года немцы вели работы над многоцелевыми танками в лёгком и среднем весе сразу по трём направлениям: VK 28.01, Typ 245 и Schwerer kleiner Panzerkampfwagen/Typ 250. При этом нужно учитывать, что примерно в то же время под руководством Генриха Книпкампа из отдела №6 Управления вооружений разрабатывались безбашенные танки E-10 и E-25. Уже в октябре 1943 года был закрыт проект VK 28.01, но «Порше» и «Рейнметалл» продолжали работу и в 1944 году.

Схема гидромеханической трансмиссии Typ 250: фирма «Фойт» снова предлагала что-то необычное

Схема гидромеханической трансмиссии Typ 250: фирма «Фойт» снова предлагала что-то необычное

Вероятно, их деятельность по многоцелевым танкам закончилась в сентябре или октябре 1944 года с принятием последней программы танкостроения Третьего рейха. Таким образом, сначала немцы распыляли усилия, затем махнули рукой на получившиеся наработки и… снова начали новую программу по разработке многоцелевого лёгкого шасси 38D! Разумеется, с таким подходом к развитию бронетехники вермахт вовсе остался без современных лёгких танков.

Что касается многоцелевых танков «Порше» и «Рейнметалла», то оценивать их непросто, поскольку они так и не воплотились в металле. С одной стороны, эти проекты не были проработаны до конца. Например, не вполне ясно, как предлагалось заменять ствол пулемёта MG 42 на Typ 245-011. 12-цилиндровый двигатель мощностью 500 л.с. для Typ 250 существовал только на бумаге, да и к трансмиссии «Фойт» есть вопросы. Союзники отмечали, что использование гидромуфт вместо фрикционов в механизме поворота приведёт к задержке около секунды — этот принцип был испытан на британском монстре TOG 1A. Инженеры «Фойт» были уверены в работоспособности идеи, хотя до испытаний дело так и не дошло. Но самые главные трудности вызвало вооружение. Фирма «Рейнметалл» так и не успела довести до ума автоматическое орудие MK 112. Если бы работы по Typ 245 продолжались в 1945 году, танк пришлось бы перевооружать.

Как и Typ 250, танк E 25 проектировался с подвеской вне корпуса, кормовой трансмиссией и поперечным расположением двигателя. Однако никакой башенки с автопушкой у него нет

Как и Typ 250, танк E 25 проектировался с подвеской вне корпуса, кормовой трансмиссией и поперечным расположением двигателя. Однако никакой башенки с автопушкой у него нет

С другой стороны, в проектах многоцелевых танков «Порше» и «Рейнметалла» применили немало новых идей, которые были очень кстати идущему в тупик немецкому танкостроению. Предложенную концепцию лёгкого шасси с простой ходовой частью и рациональной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения можно было с успехом использовать для новой самоходной установки, создаваемой на замену StuG III и Jagdpanzer 38(t). Проблема заключалась в том, что Typ 245 и Typ 250 с самого начала были обречены. В декабре 1943 года Фердинанда Порше сняли с должности главы Танковой комиссии. Его влияние на немецкое танкостроение явно уменьшилось, да и своей производственной базы у «Порше» не было. Наконец, у многоцелевых танков были конкуренты в лице E-10 и E-25, работы над которыми, вопреки сложившемуся катастрофическому положению, продолжались до конца войны.

Автор выражает благодарность Александру Сотникову за помощь в работе над статьёй.

Источники и литература

  1. Документы BAMA (Bundesarhiv)
  2. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-1) — Panzer Tracts, 2001
  3. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklaerungs-, Beobachtungs- and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-2) — Panzer Tracts, 2002
  4. Walter J. Spielberger. Gepard: The History of German Anti-Aircraft Tanks — Bernard & Graefe, 1982

источник: https://warspot.ru/12483-kusachie-klopy-reynmetalla-i-porshe

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account