Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Дизайны в жанре «суперме́ха» максимально странные и подчёркнуто нереалистичные[/caption]
С жанром реалистичной ме́хи всё куда интереснее. Её авторы не только рассказывают истории о больших роботах и их пилотах, но и пытаются понять, как они встроятся в реальный мир, как изменят тактику и стратегию. И, хотя и у них с физикой и логикой не всегда всё хорошо, о таких ОБЧР уже имеет смысл говорить. И для того, чтобы упростить себе задачу, рассматривать всё это мы будем на примере одного аниме-сеттинга — Mobile Suit Gundam. Это целая франшиза, включающая в себя множество разных «таймлайнов» (различных вселенных с разной историей и иногда даже разной физикой), которые объединяет наличие в них огромных боевых роботов. Некоторые истории ближе к нашим дням и более-менее реалистичны, другие скатываются в откровенное фэнтези. Наиболее интересна, с нашей точки зрения, самая первая вселенная (Универсальный, или вселенский век — сокращённо UC), представленная в рамках франшизы. История в ней происходит в 2179 году, к этому моменту человечество уже неплохо освоило Солнечную систему и построило множество искусственных колоний в точках Лагранжа (где силы притяжения Земли и Луны уравнивают друг друга). Конечно, колонисты быстро начинают ощущать гнёт со стороны Матушки-Земли и стремятся сначала к независимости, а потом и к ответному порабощению угнетателей. Именно войне между единым земным правительством (Земной Федерацией) и союзом части колоний (Республикой, а затем Герцогством Зион) и посвящён самый первый сериал франшизы. Сериал был впервые показан в 1979 году, и об этом стоит помнить. Техника — особенно вычислительная — с той поры ушла невообразимо далеко вперёд, что предсказать заранее было почти невозможно. Отсюда происходит, например, явная недооценка автором управляемого вооружения даже в специфичных условиях сеттинга. Мехи, показанные в сериале, относительно реалистичны и следуют внутренней логике повествования. Более того, у них есть не только сильные, но и слабые стороны. Попробуем разобрать их. Ме́хи во вселенной UC появились изначально как космические строители — способные к работе и маневрированию как в вакууме без гравитации, так и в земных условиях. В дальнейшем «мобильные доспехи» (местное название для человекоподобных роботов) сначала приспособили для космических боёв, а потом и для наземных. В чём же плюсы этих монстриков высотой в 18 метров? Это, конечно же, тактическая подвижность. Человекоподобная схема куда манёвреннее, чем обычный танк — тот может ехать вперёд, ехать назад и поворачиваться (иногда даже на месте). А теперь сравните это с тем многообразием, что может вытворять человек. Второй плюс — скорость. Человекоподобная схема при прочих равных и правда может бежать куда быстрее, чем танк, оснащённый схожим мотором. А главное — эту скорость можно развить на пересечённой местности, просто переступая через препятствия, серьёзно замедляющие гусеничную технику. Главное — решить вопрос с устойчивостью бегущей махины в 60-70 тонн… Недостатки также очевидны. Главный из них, конечно же, размеры. Нога банально больше, чем гусеница. Как ни старайся, но при равном весе ОБЧР будет значительно больше танка. А из этого вытекают и другие минусы. Больше размер — больше площади надо бронировать, а значит, тоньше броня по итогу. Частично это компенсируется бо́льшим объёмом — меху ещё надо попасть в уязвимую часть тела. Некоторые минусы авторы «Гандама» понимали и пытались показать их решение. Например, не стали рисовать робота на узком каблуке (этим страдают многие художники), а выдали ему нескромных размеров широченную лапищу, в итоге обеспечив вполне нормальное давление на грунт. Но всё равно, как-то не выходит ОБЧР сильным противником. Да, он будет опасен для танка на малой дистанции за счёт своей отличной манёвренности, но до этого ближнего боя надо сначала дойти. Шагающего в полный рост восемнадцатиметрового робота просто уничтожат издалека — ведь он не танк, который легко укрыть складками местности (и то — в наше время уже и для танков это проблема). И тут в дело вступает, наверно, самая главная особенность всей франшизы Mobile Suit Gundam — физика Миновского. Это пример «одного большого допущения», отвечающего за все местные фантастические штуки — от компактных термоядерных реакторов и до энергетических сабель. Следует отметить, что в ранних произведениях авторы пытаются поддерживать хотя бы внутреннюю логику и строго определяют, что с помощью физики Миновского сделать можно, а что — нет. Термоядерные реакторы Миновского не только приводят в движение местных ОБЧР и даже позволяют им прыгать с помощью реактивных двигателей. Побочным эффектом их работы становится поле частиц Миновского, которое просто блокирует любые радиолокационные и инфракрасные лучи низкой интенсивности. Как итог — нет радиосвязи, не работают радары, серьёзно усложнено тепловое обнаружение и наведение. Более того, в поле Миновского быстро деградирует любая сколь-либо сложная неэкранированная электроника, а необходимая защита довольно массивна. В итоге во вселенной UC ушло в прошлое любое дальнобойное и высокоточное вооружение. Проблемы со связью мешают проведению сложных скоординированных операций — сражение теперь обычно сводится к стычкам сравнительно небольших отрядов, выполняющих заранее полученный приказ. Конечно, если мы посмотрим на это из нынешнего времени, то понятно, что создать оптические системы наведения, запихнуть в средних размеров беспилотник самостоятельный ИИ — не так уж и сложно (ведь электроника тех же мобильных костюмов вполне хорошо экранирована). Но в 1979 году термоядерный реактор казался меньшей фантастикой, чем современные процессоры. Простим это автору и не будем придираться. В итоге применение ОБЧР в UC достаточно логично. В ближнем бою (а другой почти невозможен) подвижная машина даже с не самой выдающейся бронёй и вооружением покажет себя на «отлично». Но и танки при должном применении остаются серьёзной силой, что и не стесняются показывать в рамках продолжений сериала. Смоделировать исход столкновения нашей техники с техникой UC, с одной стороны, просто, а с другой — почти невозможно. Проблема в том, в рамках каких правил мироздания происходит бой. Предположим, что отряд наших танкистов на Т-90 попадёт в UC и вступит в противоборство с отрядом мобильных костюмов MS-06 Zaku II — самого распространённого боевого робота в рядах армии Герцогства Зион. Ещё до самой стычки наши танкисты столкнутся с невозможностью связи между танками и быстрой деградацией любой электроники за бронёй — даже частично экранированные бронёй электронные устройства будут выдавать частые сбои. Использование ПТУР окажется невозможно, даже лазерный дальномер практически недоступен. Если в таких условиях противник и будет визуально обнаружен издалека — попасть в него будет непросто. На ближней же дистанции решающей станет подвижность. И пускай Zaku II очень слабо бронированы, и пускай они вооружены 120-мм пушками с достаточно слабыми снарядами (каморными с небольшой дульной скоростью), которые не берут Т-90 в лоб. Наши полуслепые и малоподвижные танки просто будут расстреляны в борта и корму. Попасть же в прыгающего и бегающего на скорости до 80 км/ч робота, да попасть так, чтобы отстрелить ему что-то важное, — задача очень нетривиальная. И ровно обратной будет ситуация, произойди попадание уже Zaku II к нам. В таком случае большие и заметные ме́хи могут быть расстреляны ещё на большой дистанции — практически как в тире. Сами ответить они не смогут, не имея почти никакого по-настоящему дальнобойного оружия. Несмотря на все допущения и все «но», сеттинг UC остаётся по-прежнему одним из самых логичных и проработанных в вопросе ОБЧР. Во многом именно им вдохновлялись уже создатели западной вселенной про больших роботов — BattleTech. И, хотя многие считают её более серьёзной и реалистичной, на самом деле у неё гораздо больше проблем с внутренней логикой, чем у японского прародителя. Поэтому даже если вас мало интересуют огромные роботы и похождения их пилотов, посмотреть некоторые произведения из франшизы всё-таки стоит. Можно попробовать и сам оригинальный сериал, но сейчас он всё же подустарел, особенно по графике. Неплохо пойдут в таком случае Mobile Suit Gundam: 08-th MS Team или серия достаточно недавних короткометражек Mobile Suit IGLOO — особенно вторая часть про превозмогание неприятельских ОБЧРов силами вполне обычной пехоты и танков. Автор благодарит за помощь в написании статьи Алексея Широ он же The same Fonzeppelin. источник: https://warhead.su/2020/03/12/kto-kogo-ogromnyy-boevoy-robot-protiv-tankaМех и логика
Смертельный бой