Крылья Мира. Пассажирские летающие лодки Liore et Olivier H 47 и H 246. Франция
Серия статей "Крылья мира" Джона Страуда (JOHN STROUD) о межвоенных европейских авиалайнерах продолжается рассказом о летающих лодках Liore et Olivier H 47 и H 246.
Читателям цикла статей "Крылья мира" хорошо известно, что в течение двух десятилетий между двумя мировыми войнами французские авиакомпании, компании-авиапроизводители и французское правительство приложили значительные усилия в разработку, строительство и эксплуатацию коммерческих летающих лодок в основном для средиземноморских, а позднее и для трансатлантических трасс.
Эти усилия активировались в годы, предшествовавшие Второй Мировой войне, и в 1934-1935 годах были приняты меры, которые привели к производству двух очень похожих четырехмоторных летающих лодок Liore et Olivier H 47 и H 246.
Первая из них появилась в 1934 году, когда французское Министерство авиации от имени Air France выпустило спецификацию на летающую лодку с большим радиусом действия, способную действовать на Южно-атлантических авиалиниях между Дакаром (Сенегал) и Наталем (Бразилия). Новая летающая лодка должна была нести 1000 кг полезной нагрузки на дальность более 3000 км с крейсерской скоростью 250 км/ч на высоте 4000 метров с использованием 65% мощности силовой установки при встречном ветре в 50 км/ч.
Для удовлетворения данной спецификации был выбран LeO H 47, прототип которого был заказан 10 августа 1935 года.
схемы LeO H 47
Для достижения максимальной аэродинамической эффективности были предприняты все усилия, ибыли созданы отдельные проектные группы по одной для корпуса, силовой установки и крыла. Постройка самолета происходила на заводе Liore et Olivier в Аржантёй (Argenteuil), Антиб (Antibes).
H 47 был аэродинамически очень чистым свободнонесущим монопланом с одним килем и рулем направления и четырьмя двигателями, расположенными в двух тандемных парах.
схемы LeO H 47
Крыло состояло из прямоугольного центроплана, установленного над корпусам на обтекаемой надстройке и на своих наружных концах несущего двигатели, и консолей с суживающимися толщиной и длиной хорды. Два металлических ферменных лонжерона фоормировали основной кессон крыла, к которому были прикреплены передняя и задняя кромки. На задней кромке по всему размаху крыла были расположены закрылки и элероны; также в крыле размещались топливные баки емкостью 9000 литров. Крыло от передней кромки до лонжерона покрывалось листами гладкой металлической обшивки, а от второго лонжерона до задней кромки крыло покрывалось полотном.
прототип H 47; на фотографии показана надстройка, на которую установлены крыло и подвесные радиаторы
Цельнометаллические двухреданный фюзеляж имел V-образную нижнюю и изогнутую верхнюю части, был разделен на пять водонепроницаемых отсеков и был построен с продольными кильсонами, поперечными шпангоутами и продольными стренгерами. Корпус имел кладкую листовую обшивку. Подкосные расчаленные поплавки были расположены примерно на середине размаха крыла были аналогичной конструкции.
этот ракурс еще не получившего обозначения прототипа H 47 показывает удивительную чистоту линий самолета
Высокий киль был построен как единое целое с корпусом и имел трапецевидный стабилизатор, установленный на киле. Рулы высоты были разделены, а руль направления имел довольно прямоугольный внешний вид. По какой-то причине в 1939 году "Jane's all the world's aircraft" было заявлено, что на стабилизатор установлены два маленьких киля, однако нет никаких доказательств в поддержку этого заявления. Не упоминалось что, хотя рули высоты были разделены, руль направления был также разделен на верхнюю и нижнюю секции. Рули высоты и верхняя часть руля направления были оснащены триммерами. Руль направления, также как и рули высоты, покрывался полотном.
в этом ракурсе прототипа H 47 хорошо показаны состоявший из двух частей руль направлоения и расположенные по всему размаху крыла закрылки и элероны
Помещенные в обтекаемые капоты четыре 880-сильных V-образных двенадцатицилиндровых двигателя водяного охлаждения Hispano-Suiza 12Ydrs вращали трехлопастные винты переменного шага Ratier. Двигатели были установлены непосредственно перед передней кромкой и позади задней кромки и, как говорилось, были доступны в полете, но доступ к любому узлу был сильно ограничен. Большие круглые радиаторы были подвешены под крылом.
Швартовочное отделение самолета размещалось в носу, а вслед за ним отделения для почты и багажа. Позади этих отсеков находились закрытые помещения для двух пилотов, борт-инженера, радиста и штурмана. Под крылом был расположен салон для четырех или восьми пассажиров, и сообщалось, что помещение могло быть преборазовано в четыре каюты с одним спальным местом в каждой. На каждой стороне салоны были установлены четыре квадратных окна и несколько небольших круглых иллюминаторов. В кормовой части пассажирского салона находился туалет; в левом борту располагался входной люк с изогнутой, открывающейся вперед дверью.
Еще будучи незарегистрированным, 25 июля 1936 года прототип H 47 совершил свой первый полет в Антибе. Этот самолет был поставлен компании Air France, после чего она в марте 1937 года заказала еще пять таких машин. К сожалению, 19 мая 1937 года во время выполнения тестов на перегрузку, корпус не выдержал испытаний, и LeO H 47 затонул.
первый серийный H 470 Atlantique I, F-APPR
Несмотря на потерю прототипа Air France сохранила свою веру в самолеты данного типа, и, уже как H 470, он был изготовлен Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Est, которым была поглощена Liore et Olivier. Серийные самолеты имели более длинные и прочные корпуса, измененное хвостовое оперение и увеличенный запас топлива. По крайней мере, два серийных H 470 несли номера гражданской регистрации F-APPR Atlantique I и F-AROB (заводские номера 1 и 2), первый из которых 23 июля 1938 года совершил свой первый полет. когда началась война, Air France с F-APPR проводила испытания на продолжительность полета, и поэтому ни один из этих самолетов не приступил к коммерческим рейсам. Вместо этого они были переделаны в дальние морские разведчики и были переданы французскому ВМФ.
этот ракурс на второй серийный LeO H 470 F-AROB показывает измененное хвостовое оперение
В общем, H 246 напоминал H 470 и был примерно тех же размеров, но с меньшим общим полетным весом и сниженными характеристиками. Тем не менее, самолеты двух типов отличались в ряде основных отношений. Крыло H 246 имело цельнодеревянную структуру и все четыре двигателя были установлены перед переднй кромкой крыла.
схемы LeO H 246
Двухлонжеронное крыло, установленное над корпусом на пилоне, имело на участке между двигателями постоянные хорду и толщину, однако наружние части имела суживающиеся хорду и толщину, а также угол поперечного V. Закрылки и элероны были расположены на задней кромке на протяжении всего размаха крыла, в том числе и над корпусом. Крыло было разделено на несколько водонепроницаемых отсеков и имело фанерную обшивку, однако закрылки и элероны имели дюралевую конструкцию и покрывались полотном. Было заявлено, что крыло будет держать самолет на плаву даже при поврежденном корпусе.
Изготовленный из дюралюминия двухреданный корпус, как представляется, по своей конструкции был схож с фюзеляжем H 470. Также как и на H 470 подкосные расчаленные стабилизирующие поплавки были расположены примерно на середине размаха крыла.
Представляется, что конструкция хвостового оперения была идентична констукции оперения оригинального H 47, до того как оно подверглось модернизации. Поверхности хвостового оперения имели дюралюминиевую конструкцию с покрытием полотном отклоняемых поверхностей. Как и в случае H 47, руль направления был разделен на верхнюю и нижнюю секции.
этот без опознавательных знаков LeO H 246 в Мариньяне был, вероятно, прототипом
Силовая установка состояла из четырех 720-сильных дверадцатицилиндровых V-образных двигателей водяного охлаждения Hispano-Suiza 12Xir, вращавшие трехлопастные винты изменяемого шага Hispano-Hamilton. Двигатели были тщательно закапотированы; под каждой гондолой двигатели довольно далеко позади были расположены радиаторы круглого поперечного сечения.
Закрытая кабина экипажа H 246 была расположена значительно ближе к носу, чем у H 47. Корпус был довольно глубоким, и пилоты сидели на более высоко, по сравнению с пассажирским салоном. Правая передняя часть фюзеляжа имела швартовочное отделение, затем шла кабина пилотов с сиденьями сидящих бок-о-бок пилотов, позади которой были расположены кабины штурмана и радиста. Помещение для пассажиров было разделено на две части туалетом, расположенным по правому борту, и баром, расположенным по левому борту. В носовой части по правому борту было восемь мест, в двух отделениях расположенных парами лицом друг к другу. В передней части с левой стороны была другая пара с расположенными лицом друг к другу сдвоенными сиденьями, за ними была пара сидений смотрящих назад. Всего в передней части было 14 пассажирских мест. В задней части по правому борту были два отделения с расположенными лицом друг к другу сиденями, по левому борту были четыре одиночных смотрящих вперед сидений. Позади пассажирского салона были отделения для багажа и грузов. Входная верь располагалась по левому борту позади пассажирского салона. На каждой стороне было расположено по десять окон. Отдельная дверь для экипажа была расположена спереди по правому борту.
Прототип H 246 совершил свой первый полет 30 сентября 1937 года с озера Этан-де-Берр (Etang de Berre), что недалеко от Марселя. Самолет был зарегистирован как F-AOUJ (заводской номер 01) и позднее был назван Maroc.
прототип LeO H 246 F-AOUJ, он выполнил первый полет 30 сентября 1937 года с озера Этан-де-Берр
В январе 1938 года компания Air France в дополнение к прототипу заказала еще шесть LeO H 246. Они должны были быть перевозить 26 пассажиров и предназначались для транссредиземноморских трасс, связывавших Марсель с Алжиром, Тунисом и Триполи (город на севере Ливана). Как и в случае с H 47, прототип H 246 был сильно поврежден во время испытаний в бурном море, в следствие чего корпус должен был быть усилен. Это привело к изменению в обозначении типа самолета на H 246-1.
летящий вблизи Марселя прототип LeO H 246
Когда началась война первый серийный самолет и прототип готовились к вводу в эксплуатацию. Шесть серийных лодок были зарегистрированы и названы F-AREI Senegal, F-AKEJ Mauritanie, F-AREK, F-AREL Oranie, F-AREM Algerie и F-AREN Tunisie (заводкие номера 402-407).
LeO H 246-1 F-AREL Oranie несет синие, белые и красные национальные опознавательные знаки; самолет просуществовал до сентября 1946 года
F-AREK был реквизирован французским ВМФ и, возможно, никогда больше не носил это имя, тогда как другие вплоть до 8 ноября 1942 года эксплуатировались Air France на маршруте Марсель-Алжир. По меньшей мере три LeO H 246 (F-AREI, F-AREM и F-AREN) были захвачены Люфтваффе в Мариньяне (Марсель) и доставлены в Германию, но находившиеся в Алжире F-AREJ и F-AREL спаслись и сразу же после войны летали по маршруту Марсель-Алжир. Сообщалось, что F-AREK, который попал на флот, весной 1944 года был уничтожен во время атаки союзников на Лион.
захваченные Люфтваффе в Мариньяне LeO H 246
В французских сообщениях говорится, что первый LeO H 246 F-AOUJ был введен в эксплуатацию 14 октября 1939 года и летал на линии Марсель-Алжир с 27 пассажирами, 540 кг грузов и 409 кг почты. К апрелю 1941 года самолет налетал 888 часов, но по некоторым причинам в конце этого года был выведен из эксплуатации. По-видимому, два оставшихся у Air France самолета LeO H 246 были выведены из эксплуатации в сентябре 1946 года, налетав F-AREJ — 1079 часов и F-AREL — 1459 часов.
на рисунке Кейта Вудкока (KEITH WOODCOCK) изображен принадлежавший Air France LeO H 246-1 Oranie с опознавательными знаками военного времени
Непостроенный улучшенный H 246-1 был спроектирован в качестве амфибийной версии для Aeromaritime. Он имел основные колеса, втягивающиеся в борта корпуса и полностью убираемое хвостовое колесо. Он также имел аэродинамически чистые капоты двигателей с радиаторами в носовой части мотогондол. Чертеж показывает, что с каждой стороны было бы по четыре иллюминатора в передней и шесть иллюминаторов в задней части салона.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
LeO H 47 |
LeO H 246-1 |
Размеры |
||
размах крыла, м |
31,80 |
31,72 |
длина, м |
21,20 |
21,17 |
высота, м |
7,10 |
7,15 |
площадь крыла, м² |
135 |
131 |
Вес |
||
пустого, кг |
10070 |
9800 |
с полной нагрузкой, кг |
17900 |
14960 |
Летные характеристики |
||
максимальная скорость, км/ч |
360 |
334 |
крейсерская скорость, км/ч |
290 |
255 |
практический потолок, м |
7000 |
7800 |
практическая дальность, км |
4000 |
1500 |
источник: JOHN STROUD "WINGS OF PEACE Liore et Olivier H 47 and H 246" Aeroplane Monthly, January 1992