Круглый щит Древней Греции: поэма и реальность
Небольшая, но интересная статья с канала «Историческое оружиеведение» на яндекс-дзене.
Содержание:
Специалисты считают, что щиты эти начали распространяться в Древней Греции в самом конце микенской эпохи, стали преобладать где-то в 1050 годах до н.э., однако, «тот самый» щит гоплита, т.н. гоплон, который в специальной литературе часто называется аргивским щитом — круглый, бронзовый, сильно выпуклый — появился только в 8 веке до н.э.
Что описывалось
Описание конструкции этого щита раннего периода можно встретить у Гомера при описании щита Ахиллеса, сделанного Гефестом:
«И вначале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.
Щит из пяти составил листов…»
К сожалению, из каких именно «пяти листов» состоял щит — неизвестно. Можно только предположить, что наружный «лист» щита был сделан из бронзы — на нем Гефест изобразил множество сцен из жизни людей. Причем стоит отметить и надежность этого «листа»: в ходе поединка Ахиллеса и Гектора, он выдержал удар копьем, брошенным героем троянцев:
«…и, мощно сотрясши, копье длиннотенное ринул (Гектор — ИО)
И не прокинул: в средину щита поразил Ахиллеса;
Но далеко оружие щит отразил…»
Кстати, сам Гектор защищался щитом, который поэт отметил как «выпуклосветлый», что вполне совпадает с общим видом аргивского щита.
Впрочем, конструкцию щита Гомер уточняет при описании вооружения другого героя «Илиады» — Аякса, когда тот вышел на поединок с Гектором:
«Быстро Аякс подходил, пред собою несущий, как башню
Медяный щит семикожный, который художник составил
Тихий, усмарь знаменитейший, в Гиле обителью живущий,
Он сей щит сотворил легкодвижимый, семь сочетавши
Кож из тучнейших волов и восьмую из меди поверхность».
Конечно, тут есть нюанс — Аякс, в отличие от других героев поэмы, носил более старый ростовой или башенный щит (о нем канал «Историческое оружиеведение» уже писал), но можно предположить, что его конструкция вряд ли отличалась от конструкции круглых щитов.
Что удалось найти
В настоящее время известен только один аргивский щит, сохранность которого позволяет судить о его конструкции.
Щит этот хранится сегодня в коллекции Ватикана и был найден в гробнице в 1830 году в Италии, вероятнее всего, в этрусской гробнице и датируется (ориентировочно) 4 веком до н.э. Примечательно то, что щит побывал в бою — на нем сохранились две косые царапины, похожие на оставленные рубящим ударом клинка.
Сохранившийся щит (а у него частично сохранились деревянные и кожаные элементы) и позволил установить недостающие подробности.
Конструкция щита
Как оказалось, аргивский щит был довольно сложной конструкции.
Его основа была деревянной, причем толщина дерева была неравномерной: если кромка щита имела толщину 12 — 18 мм, то потом дерево утончалось до 5 — 6 мм, а к центру снова увеличивалось до 8 мм. Даже с учетом усушки дерева, оцениваемой в 25%, щит явно не поражал своей толщиной (впрочем, считают, что ранние щиты могли быть толще).
Бронзовый лист, покрывавший деревянную основу был совсем тонким — около 0,5 мм.
Система, позволявшая удерживать щит, состояла из скобы (порпакс), в которую просовывалась рука так, чтобы щит лежал на предплечье, и ручки, закрепленной у края щита, которая удерживалась уже рукой.
С внутренней стороны деревянная основа щита была выложена тонкой кожей.
Диаметр ватиканского щита — 81,5 — 82 см.
Вес конструкции не превышал 6,2 кг, из которых около 3 кг приходилось на бронзу.
Считается, что щит этот мог удерживаться и с помощью левого плеча, на которое укладывалась верхняя вогнутая его часть.
Изготовление щита
Изготовление его было тоже достаточно сложным процессом:
Сначала собиралась деревянная основа, на которую шла какая-нибудь твердая порода дерева (в случае с ватиканским щитом — тополь). Собиралась она из досок, которые потом обрабатывались так, чтобы придать щиту куполообразную форму.
Потом к этой основе крепилась система удержания щита. Крепилась она гвоздями, острия которых, вышедшие на внешнюю сторону деревянной основы, загибались внутрь.
После этого мастер накладывал бронзовую внешнюю часть, края которой, выходившие за окружность деревянной основы, тоже заворачивались внутрь и подгонялись с помощью деревянных плашек (они заметны на ватиканском щите).
Кстати, следует отметить, что известны несколько щитов, у которых система, предназначенная для удержания щита крепилась прямо к бронзовому покрытию, которое в таком случае выступала основой. Однако специалисты полагают, что эти щиты не предназначались для боя, а делались специально для подношения храму, согласно существовавшей в те времена традиции.