Крейсерство адмирала де Сюффрена

12
Крейсерство адмирала де Сюффрена

Крейсерство адмирала де Сюффрена

Интересная статья Сергея Махова с сайта WARSPOT.

Содержание:

В ходе Войны за независимость США французский флот показал, что способен на равных сражаться с англичанами. Лучшим доказательством этого тезиса являются действия французского адмирала Пьера-Андре де Сюффрена в Индийском океане в 1781–1783 годах. Французский флотоводец вступил в союз с правителем княжества Майсур, провёл несколько славных боёв с англичанами и заслужил прозвище Адмирал Сатана.

На пути в Индию

К 1781 году Великобритания понесла чувствительные военные и финансовые потери, однако сохранила под своим контролем почти все южные штаты и колонию Нью-Йорк. Ещё в прошлом году французы переправили в Америку свой особый корпус, однако он до поры до времени ничем себя не проявил. Одновременно с этим Франция решила открыть военные действия и в Индийском океане, чтобы отвлечь силы англичан от Америки и Карибского моря. Для этого была создана специальная эскадра под началом лейтенант-генерала (вице-адмирала) Пьера-Андре де Сюффрена в составе шести линейных кораблей, пяти фрегатов и трёх корветов.

Пьер-Андре де Сюффрен де Сан-Тропе. wikimedia.org

Пьер-Андре де Сюффрен де Сан-Тропе. wikimedia.org

22 марта 1781 года из Бреста вышел мощный французский флот адмирала Франсуа де Грасса. У Азорских островов от него отделился отряд де Сюффрена и взял курс на Индийский океан. 16 апреля отряд зашёл в Порто-Прайя на островах Зелёного Мыса в Атлантическом океане, чтобы пополнить запасы воды, и обнаружил там английскую эскадру коммодора Джонсона: 74-пушечный «Хироу», 64-пушечный «Монмут», 50-пушечные «Айсис», «Юпитер» и «Ромни», а также фрегаты — 38-пушечный «Апполо», 36-пушечный «Джейсон», 32-пушечный «Эктив», 28-пушечный «Дайана», шлюп, брандер и бомбардирский кеч. Французы шли в походных колоннах, часть кораблей отстала, часть вырвалась вперёд, в то время как стоявшие на якорях англичане не были готовы к бою. Однако выбора у них не оставалось.

В бою со стороны французов реально участвовали 74-пушечные «Аннибал» и «Эро», 64-пушечные «Артизан», «Ванжер» и «Сфинкс» и корвет «Фортюн». Флагман де Сюффрена «Эро» сразу же атаковал «Хироу» и «Монмут», два сильнейших корабля английской эскадры. Вскоре на подмогу ему подошёл «Аннибал». Немного отставший «Артизан» перехватил британского ост-индийца «Ханчинбрук», который пытался скрыться из гавани. «Ванжер» и «Сфинкс», опасаясь мелей, начали обстрел противника с дальней дистанции, за что их капитаны после боя получили выволочку от де Сюффрена.

В жестоком бою «Аннибал» потерял две из трёх мачт. Английские корабли были сильно повреждены. Французы смогли захватить «Фортитьюд» — ещё один корабль Ост-Индской компании — и судно снабжения «Эдуард», а на внешнем рейде — брандер «Инфернал» и бомбардирский кеч «Террор».

Битва у Порто-Прайя, 16 апреля 1781 года. wikimedia.org

Битва у Порто-Прайя, 16 апреля 1781 года. wikimedia.org

Джонсон покинул Порто-Прайя через три часа после боя и пустился в погоню за де Сюффреном. Ему почти удалось нагнать француза. Головной 50-пушечный «Айсис» даже затеял перестрелку с замыкающим французскую эскадру «Сфинксом», но получил повреждения и вернулся в порт. Де Сюффрену пришлось оставить захваченные «Инфернал», «Террор» и «Фортьютид», которые сильно замедляли скорость отряда.

Эскадра Джонсона была послана с секретной миссией — захватить Капштадт и Капскую колонию, чтобы лишить испанцев, французов и голландцев перевалочного пункта на пути в Индию. Вместо этого в Капштадт зашёл де Сюффрен, оставил там отряд в 500 французских солдат для помощи в защите и взял курс на Иль-де-Франс (так в 1715–1810 годах назывался Маврикий). Джонсон прибыл к мысу Доброй Надежды только через месяц и атаковать после боя с де Сюффреном не решился. Коммодор отошёл к Салдана-бей, где напал на пять кораблей голландской Ост-Индской компании, четыре из которых захватил, а один голландцы успели выбросить на мель и сжечь. Правда, два «ост-индийца» при переходе в Англию утонули из-за повреждений, и призовой фонд эскадры составил лишь 68 000 фунтов.

В Индийском океане

Эскадра де Сюффрена прибыла к Иль-де-Франсу 25 октября 1781 года и там соединилась с кораблями графа Тома д’Орва. К 7 декабря объединённая эскадра в составе 74-пушечных «Эро», «Орьяна» и «Аннибала», 64-пушечных «Сфинкса», «Брийана», «Севэ», «Бизара», «Артизана», «Ванжера», 56-пушечного «Фламман» и 50-пушечного «Пти Аннибала», а также семи фрегатов (28–40 орудий) и двух корветов отплыла к Индии. Во время перехода, 6 февраля 1782 года, Тома д’Орв умер, и де Сюффрен получил всю полноту власти.

Уже 17 февраля у Садраса француз перехватил английский отряд адмирала Хьюза, который, как он думал, перевозил войска к Мадрасу. Де Сюффрен в своей обычной манере атаковал противника, который имел девять линкоров (74-пушечные «Сюперб» и «Хироу», 64-пушечные «Игл», «Монмут», «Вустер», «Бурфорд» и «Экзетер», 50-пушечный «Айсис» и 68-пушечный «Монарка»), а также четыре фрегата (24–28 орудий, слабее своих французских визави) и два шлюпа.

В 15:30 французы нагнали эскадру Хьюза. Де Сюффрен приказал атаковать англичан в ближнем бою. Только семь из одиннадцати французских кораблей выполнили приказ, остальные стреляли с дальней дистанции — надо полагать, для очистки совести. Флагманский «Эро» атаковал «Экзетер», нанёс ему тяжелейшие повреждения, и к концу боя британский 64-пушечник еле держался на воде. «Сюпербу» разворотили корму и сбили фок-мачту. Выполни все капитаны приказы де Сюффрена, англичане лишились бы как минимум двух кораблей. Это было очень важно, ибо совокупные силы британцев в регионе превышали французские и составляли 18 линейных кораблей против 12. Гордых галлов спасало то, что часть английских линкоров находилась в разных портах Индии — Негапатаме, Тринкомали, Куддалоре и в бухте Провиденс.

Сражение при Садрасе. wikimedia.org

Сражение при Садрасе. wikimedia.org

К ночи Хьюзу удалось выйти из боя, и он отправился в цейлонский порт Тринкомали для ремонта. Французский же флот для пополнения припасов и исправления повреждений прибыл в Порто-Ново, который правитель индийского княжества Майсур Хайдер Али захватил на исходе декабря. Именно в Порто-Ново произошла первая встреча де Сюффрена и Хайдера. Правитель Майсура был рад видеть долгожданного союзника и просил у него денег, оружия и военных советников. Де Сюффрен согласился помочь и оставил отряд в 2000 французских солдат под командованием графа дю Шемена, а сам двинулся к голландскому Цейлону.

Как раз в этот момент в Индию прибыл граф Джордж Макартни, которого французы не так давно разбили на острове Гренада. Макартни прославился тем, что, сдавшись в плен, долго торговался об условиях капитуляции, чего французский адмирал д’Эстен откровенно не понял и разрешил своим солдатам и морякам немного пограбить богатый остров. Бравые французы растащили всё фамильное серебро и личные вещи губернатора, и на ужин к д’Эстэну Макартни явился, кутаясь в халат, поскольку более никакой одежды у него не осталось. После этого граф прибыл в Англию, где получил от правления Ост-Индской компании назначение на должность губернатора Мадраса. С собой в Индию граф привёз новость: оказывается, в конце 1780 года Англия объявила войну Голландии, и теперь есть возможность захватить ещё и голландские колонии.

Бои у Провиденса и Негапатама

Англичане свозили к недавно захваченному Тринкомали десант, чтобы захватить голландские владения на Цейлоне. Де Сюффрен увидел корабли Хьюза и бросился в погоню. Эскадра англичан чуть увеличилась: к ней присоединился 74-пушечный «Султан». К де Сюффрену же подошёл 64-пушечный «Аякс».

Около полудня 12 апреля 1782 года у скалистого островка Провиденс в Бенгальском заливе французы выстроили линию и пошли в атаку. Капитаны двух концевых кораблей решили в ближний бой не лезть, и в результате де Сюффрен оказался с десятью кораблями против 11 английских. Под удар попали концевые англичан — «Монмут» и уже сильно пострадавший при Садрасе «Сюперб». В итоге «Монмут» потерял две мачты из трёх, «Сюперб» лишился 28 орудий, сбитых с лафетов, и получил сильные повреждения. Хьюз, пытаясь помочь своим кораблям арьергарда, приказал сменить галс, чтобы иметь возможность атаковать противника и авангардом. Неизвестно, что бы из этого получилось, но в 18:00 разразилась настоящая буря. Противники прервали сражение и вышли в открытое море переждать шторм.

Когда буря утихла, Хьюз вошёл на рейд Тринкомали, а де Сюффрен отправился в голландскую колонию Баттикалоа, расположенную чуть южнее, и провёл там шесть недель, пока ремонтировались корабли и отдыхали экипажи. Здесь же де Сюффрен получил приказ вернуться на Иль-де-Франс. Однако он понимал, что, уходя из индийских вод, оставляет хозяином на море Хьюза и тем самым предаёт Хайдера. Именно поэтому бальи решил на этот приказ наплевать.

Сражение у Провиденса, 12–13 апреля 1782 года. wikimedia.org

Сражение у Провиденса, 12–13 апреля 1782 года. wikimedia.org

Капитаны двух кораблей — Биде де Морвиль с «Артизана» и де Кювервиль с «Ванжера» — были крепко недовольны методами войны на море де Сюффрена. В обоих сражениях именно капитаны этих кораблей не исполняли приказы своего командующего сблизиться на пистолетный выстрел и сражаться с врагом на близкой дистанции. Бальи предполагал, что на Иль-де-Франсе они могут обратиться с жалобами к губернатору и представителям военной администрации. В походе же командир эскадры — царь и бог, и жаловаться тут некому.

По соглашению с Хайдером Али, воевавшим на тот момент с англичанами, французы обязались захватить для него какой-либо порт с тем условием, что на него мог бы базироваться французский флот. И вот 6 мая майсурцы и дю Шемен внезапно атаковали и захватили Куддалур, а 60 000 индийцев осадили британский гарнизон в Вандваше.

Де Сюффрен же, отремонтировавшись и отдохнув, вышел в море и узнал, что эскадра Хьюза проследовала к Негапатаму. Адмирал бросился в погоню и, желая в своём обычном духе навязать английскому флоту генеральное сражение, решил оттеснить противника от бывшей голландской колонии и захватить Негапатам. 5 июля он нагнал Хьюза, но тут налетел шторм, и «Аякс» потерял мачты. Только к утру он смог поставить фальш-мачты и стал относительно боеспособным.

Утром 6 июля буря прекратилась. Ветер задул со стороны берега, что было на руку Хьюзу, имевшему 11 кораблей — 74-пушечные «Сюперб», «Хироу» и «Султан», 64-пушечные «Игл», «Монмут», «Вустер», «Бурфорд», «Экзетер» и «Маньяэм», 50-пушечный «Айсис» и 68-пушечный «Монарка» — против такого же количества у своего противника. Правда, на «Аякс» надеяться не стоило, и Хьюз имел преимущество.

Сражение при Негапатаме. wikimedia.org

Сражение при Негапатаме. wikimedia.org

В 9:30 две эскадры сошлись на дистанции в 2 кабельтова (360 м). «Фламман» вёл бой сразу с двумя кораблями — «Хироу» и «Экзетером». «Аннибал» атаковал «Айсис». «Севэ» составил пару «Бурфорду». «Брийан», несмотря на то, что был слабее, затеял бой с «Султаном», а «Эро» накинулся на «Сюперб». «Сфинкс» и «Монарка» вели бой на дистанции в 4 кабельтова (740 м), и это, скорее всего, была стрельба «в направлении». «Фламман» сильно пострадал от огня англичан, но смог нанести обоим своим противникам сильные повреждения. «Брийан», имевший 64 орудия против 74 у «Султана», за час потерял одну из мачт, семь пушек были сбиты с лафетов, погибли до 30 матросов. На помощь ему подошёл флагманский «Эро», и «Султан», не выдержав огня, выкатился из линии.

В 13:00 Хьюз потерял управление эскадрой. Де Сюффрен же, обогнав противника, из-за больших повреждений не стал продолжать бой и взял курс на Куддалур.

Адмирал Сатана

После боя адмирал решил провести суд над капитанами, не поддержавшими атаку. Капитаны «Аякса», «Бизарра» и «Севэ» были обвинены в трусости и небрежении своими обязанностями. Во время следствия выяснилось, что капитан «Севэ» во время боя вообще чуть не спустил флаг, и лишь офицеры корабля воспрепятствовали этому! Гуэ де Фробервилль, армейский офицер, находившийся при эскадре, писал:

«С некоторого времени в исполнении долга появилась чрезвычайная расхлябанность. Действия главнокомандующего раздражали многих членов офицерского корпуса, совершенно не приученных подчиняться. Они не находят в своём командире отвратительного кастового духа, столь вредного общественным интересам, кастового духа, на котором вскормлены кадеты. Их привилегии, почести и возраст лишь укрепляют этот дух в тех, кто состарился на службе. Мы видим доказательство этого в заговоре, который привёл к отставке 30 или 40 этих офицеров».

По итогам слушаний два из трёх капитанов лишились своих постов. По словам исследователя Филиппа Мэзона,

«Сюффрен всюду действовал оригинально. Он сочетал агрессивный темперамент со способностью уловить критический момент боя и отрицанием принятых правил. Хотя Сюффрен не имел численного превосходства над противником, он постоянно пытался охватить его линию, в то время как Биго де Морог рекомендовал этот манёвр только для флота, имеющего численное преимущество.

В целом Сюффрен вёл кампанию в стиле корсара или командира лёгкой эскадры. Его наступательный дух давал ему преимущество над Хьюзом. Человек, которого англичане стали называть Адмирал Сатана, почти всегда захватывал инициативу, атакуя врага. Он неоднократно повторял нападения, несмотря на тяжёлые потери в людях и повреждения своих кораблей».

Бой у Тринкомали

Потерпев неудачу у Негапатама, де Сюффрен развернулся на юг и решил захватить Тринкомали. Ещё в Куддалуре он узнал, что к Баттикалоа прибыли два французских линейных корабля, три фрегата и транспорты с двумя полками французских солдат (800 человек). 21 августа он соединился с этими силами и 25 августа произвёл высадку к востоку от города. Три дня французы копали редуты и ставили пушки. 28 августа началась бомбардировка города одновременно с моря и суши. Английский гарнизон в 500 человек под командованием капитана Макдауэлла не выдержал, и 30 августа согласился на почётную сдачу. 1 сентября французы вошли в город, а у Тринкомали показались паруса эскадры Хьюза.

Хьюз имел десять кораблей, де Сюффрен вместе с подкреплениями — 16. Он ратовал за энергичную атаку, однако — как всегда! — часть капитанов выступила категорически против агрессивной тактики. Де Сюффрен настоял на своём, приказав выходить в море и сформировать линию.

Изначально французы следовали на противника строем фронта, а в 3 кабельтовых сделали поворот на 8 румбов на север, и линия была сформирована. Из-за такого манёвра часть кораблей арьергарда оказалась чуть в стороне от боя, а центр французской эскадры — на расстоянии 1,5–2 кабельтовых от противника. Именно в центре и произошел самый жаркий бой.

План боя у Тринкомали. wikimedia.org

План боя у Тринкомали. wikimedia.org

74-пушечники «Эро» и «Иллюстр», а также 64-пушечный «Аякс» оказались против 74-пушечных «Сюперба», «Хироу» и «Султана» и 64-пушечных «Монарки» и «Бурфорда». Жестокая схватка продолжалась час, при этом на флагмане де Сюффрена постоянно висел сигнал, обращённый к 60-пушечному «Сен-Мишелю» и 50-пушечному «Аннибалу» — вступить в ближний бой. Однако приказы адмирала были проигнорированы. На исходе часа, словно устыдившись, атаку поддержал «Брийан», а получившего сильные повреждения «Аякса» сменил «Артизан».

Ситуация стала критической, когда на «Эро» рухнула грот-мачта. Вопреки советам офицеров, де Сюффрен отказался выходить из боя и продолжил вести огонь по флагману Хьюза. В арьергарде жёстким огнём французов были повреждены «Айсис», «Вустер» и «Монмут». «Экзетер» получил несколько ядер под ватерлинию, потерял капитана и вышел из линии.

Бой продолжался. Арьергард французов, проходя вдоль английской линии, постепенно сближался с центром Хьюза, уже довольно потрёпанным в бою. Де Сюффрен же, выпустивший в общей сложности 1800 ядер, палил холостыми, надеясь напугать англичан и не допустить сближения с флагманом. Оба этих обстоятельства заставили Хьюза отвернуть под ветер, и в 17:30 британский адмирал вышел из боя. «Эро» потерял грот- и бизань-мачты, «Вустер» лишился фок-мачты, «Экзетер», сильно осевший в воду, медленно уходил, кренясь на левый борт. «Сюперб» и «Монмут», виляя разбитой кормой, маневрировали парусами, так как оба во время боя лишились рулей.

Де Сюффрен бросился в погоню, но его корабли были сильно повреждены, и вскоре он вернулся в Тринкомали для ремонта. Хьюз через неделю еле-еле дошёл до Мадраса. Осмотр линкоров показал, что они фактически небоеспособны на ближайшие три месяца. Англичане очень опасались, что следующим на очереди окажется Мадрас, и срочно запросили переброску войск из Бенгалии и Бомбея. Хьюз же, видя, что в Мадрсе нормально корабли отремонтировать не удастся, взял курс на Бомбей, попал в сезон муссонов и шёл два месяца, де-факто до конца года выбыв из борьбы.

Последние бои

Примерно в это же время глубоко больной командующий армией британской Ост-Индской компании Кут был вынужден уйти со своего поста. Казалось, время компании на юге Индии подходит к концу. 7 декабря 1782 года внезапно скончался Хайдер Али. Погиб он не от рук врагов и не от заговора, а от раковой опухоли. Британский историк Бауринг дал ему такую характеристику:

«Он был смелым, оригинальным и предприимчивым полководцем, искусным в тактике, умело распоряжавшимся ресурсами, полным энергии и никогда не унывающим даже во времена поражений. Он был всегда верен своим обязательствам и прямолинеен в своей политике по отношению к англичанам (…) Его имя всегда упоминается в Майсуре с уважением, если не с восхищением».

Новый губернатор Французской Индии Шарль Жозеф де Бюсси, прибывший в сентябре на Иль-де-Франс, отплыл из Порт-Луи к берегам Индии 18 декабря 1782 года. Соединившись с де Сюффреном у Малабарского побережья, де Бюсси узнал неприятную для французов весть о смерти Хайдера и решил высадиться у Куддалура. В жестоком бою де Бюсси и сын покойного правителя Майсура Типу Сахиб свели сражение вничью и отошли в город. Обескровив противника, де Бюсси рассчитывал не на решительный штурм неприятеля, а на длительную осаду и надеялся, что флот де Сюффрена всё-таки подойдет к Куддалуру.

Де Сюффрен не подвёл. Он снялся с якоря 11 июня и уже 15 числа был на месте. Французский флот состоял из 15 кораблей. Хьюз же собрал все наличные силы и имел 18 линкоров.

20 июня ветер переменился на благоприятный, и де Сюффрен приказал атаковать. Бой начался в 16:00, но Хьюз по опыту прошлых сражений не хотел сближаться вплотную с кораблями противника. Перестрелка на дистанциях от 400 до 600 м продолжалась три часа. Англичане начали отходить и к вечеру бросили якорь в 25 милях к югу от Куддалура. На кораблях Хьюза состоялся военный совет. Заслушав неутешительные отчёты кэптенов о повреждениях, о нехватке провизии и о начинающейся цинге, английский адмирал принял решение идти в Мадрас и сражение за Куддалур прекратить. Де Сюффрен же вернулся в порт и сгрузил в помощь де Бюсси 1200 солдат. Теперь гарнизон города увеличился до 3600 штыков.

Последней операцией этой войны стала вылазка французов из Куддалура 29 июня 1783 года. Она оказалась довольно неудачной: несколько офицеров попали в засаду к англичанам. Правда, удалось похитить два английских знамени, однако решающего значения для общего хода военных действий это событие не имело. Англичане, не видя поддержки от своего флота, не рискнули атаковать Куддалур, хотя имели большое численное превосходство.

Вскоре между Англией и Францией начались переговоры, был заключён мир, а 2 июля 1783 года военные действия прекратились. В Индии было восстановлено положение status quo ante bellum — такое же, как до войны.

Одновременно англичане вели переговоры о мире с Майсуром. В только что завоёванном Мангалоре Типу Сахиб издевательски предложил провести предварительные слушания. Это было для Ост-Индской компании неслыханным унижением, но выбирать не приходилось — британцы в Индии оказались настолько ослаблены, что не имели сил даже на оборону Мадраса, и 11 марта 1784 года мир был подписан. В договоре стороны обязались не помогать прямо или косвенно врагам друг друга, вернуть друг другу все завоёванные крепости и города, произвести обмен военнопленными. Англичане обещали Типу режим наибольшего благоприятствования в торговле, свободную передачу требуемых технологий, отсутствие запретов на поставку и продажу оружия.

В Англии этот документ расценили как позор. После обнародования Мангалорского договора цены на акции британской Ост-Индской компании упали в два раза. Типу ударил дельцов из Сити по самому больному месту — по карману.

Литература

      1. Howard R. Killion. The Suffren Expedition: French Operations in India during the War of American Independence. — Duke University, 1972.
      2. François Caron. La guerre incomprise, ou, Le mythe de Suffren: la campagne en Inde, 1781–1783. — Service historique de la marine, 1996.
      3. Régine Pernoud. La Campagne des Indes, lettres inédites du bailli de Suffren. — Mantes, imprimerie Du Petit Mantais, 1941.
      4. Georges Lacour-Gayet. La marine militaire de la France sous le règne de Louis XVI. — Paris: Honoré Champion, 1905.

источник: https://warspot.ru/18586-kreyserstvo-admirala-de-syuffrena

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account