Крейсера типа «Петербург» Народной России

18

Крейсера типа «Петербург» Народной России

…. Современных турбинных крейсеров в составе флота не было, но имелись шесть уже спущенных на воду корпусов лёгких крейсеров, и судостроительной промышленности новой России (к счастью, не разрушенной до основанья) оказалось вполне по силам их достроить. Первоначальный проект был в корне переделан: достроенные крейсера получили по восемь шестидюймовых орудий итальянского образца в четырёх двухорудийных башнях и по четыре спаренные 100-мм зенитки. Переименован был только головной корабль – игривое женское имя сочли для него неподходящим. Крейсер был назван «Адмирал Макаров» (с намёком, поскольку его планировали отправить на Дальний Восток), и к концу двадцатых годов в строй вошли ещё четыре однотипных корабля: на Балтике – «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» (в 1930 году ушёл на Север), на Чёрном море – «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» (в 1931 году крейсер перешёл на Дальний Восток).

На этом «крейсерское наследство» российского императорского флота свои возможности исчерпало – пора было строить новые корабли. Судостроительная промышленность Новой России, окрепшая, сохранившая старые кадры и взрастившая кадры новые, накопившая опыт модернизаций и достроек, готова была приступить к постройке кораблей любого класса с нуля, от закладки до сдаточных испытаний. В конце тридцатых годов на флот (со стапелей заводов Петрограда и Николаева) стали поступать новые крейсера.

Первые четыре корабля, названные «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Александр Невский» и «Дмитрий Донской» (правители новой России, извлекая из прошлого звучные имена, странным образом уравняли в заслугах князей и разбойников) вошли в строй в 1939. Эти крейсера выросли из бывших «светлан»: они имели большее водоизмещение, в четырех башнях главного калибра было по три орудия, дополнительные зенитные «сотки», ход в тридцать три узла и стомиллиметровую броню. По совокупности характеристик «князья-разбойники» не уступали вашингтонским крейсерам – меньший (по сравнению с восьмидюймовками) вес 152-мм снарядов компенсировался числом стволов, скорострельностью (что было особенно важно в бою с эсминцами противника) и превосходной баллистикой новых шестидюймовых орудий. К постройке были намечены ещё восемь «воевод» (четыре единицы были заложены в 1938-1939 годах) – не собираясь ограничиваться обороной своих берегов, Россия строила океанский флот.

И если с главными силами флота – линкорами все было понятно (так в тридцать седьмом году были заложены два первых линкора – «Победа» и «Слава», в тридцать восьмом – «Чесма» и «Синоп»), то с крейсерами было не особенно хорошо.

Европейские державы, а также Япония и США, для своих флотов, строили как легкие, так и тяжелые крейсера. При этом, США и Франция заложили еще и линейные крейсера (Германия, Япония, Великобритания располагались достаточным числом линейных крейсеров; впрочем, это не мешало Японии работать над новым проектом линейного крейсера – впрочем не вступившего в строй).

Народная Россия из-за слабости своей промышленности не могла одновременно строить и тяжелые и линейные крейсера (точнее вариант совмещающий и тяжелые и линейные крейсера требовал больше денег и больше времени). Следовательно, приходилось выбирать между линейными крейсерами (2 штуки) или тяжелыми крейсерами (8 штук).

Учитывая, что Россия (и не важно Народная она или нет), есть стык двух (а то и более) цивилизаций, сторон света, то и решение было (как и в большинстве случаев) соответствующее: пойти своим оригинальным-уникальным путем.

Два линейных крейсера (9 305-мм, 35 тыс тонн) не решат ситуацию – ведь фактически, флот получал двух «белых слонов», слишком дорогих и громоздких что бы отправлять их в каждую операцию.

Тяжелые крейсера (8-12 203-мм, 15 тыс.тонн ), хотя и имели достаточную численность, но не имели превосходства (или слишком малое превосходство) над вражескими крейсерами.

Поэтому, надо создать нечто среднее между тяжелым и линейным крейсером – массовый корабль для придания боевой устойчивости различным группировкам сил флота в море от возможных атак легких и тяжелых крейсеров противника.

Конструктора предоставили два варианта нового крейсера.

Первый проект имел 9 220-мм орудий главного калибра и 8 100-мм зенитных орудий (здесь так же имелись различия – разместить зенитную артиллерию ромбом с 6-ю зенитками на борт или квадратом, с 4 орудиями на борт).

Крейсера типа «Петербург» Народной России

*

Крейсера типа «Петербург» Народной России

Второй проект имел 12 220-мм орудий главного калибра, зенитное вооружение состояло из зенитных автоматов (имелись различные проекты с 85-мм, 76-мм, 57-мм и 45-мм зенитными автоматами).

Учитывая, что недолинейный / большой крейсер в первую очередь строился как «истребителей крейсеров» (тех самых, что в большом количестве входили в состав флотов Англии и Америки), то выбор был очевиден в пользу второго проекта.

Крейсера типа «Петербург» Народной России
Крейсера типа «Петербург» («Севастополь», «Выборг», «Симферополь») были заложены в 1937 году в Петрограде и Николаеве (еще два крейсера – «Очаков» и «Петропавловск») были заложены в 1940-году в Комсомольске.

Крейсера типа «Петербург» Народной России
Грянувший в ноябре 1939 года бой в Норвежском море, заставил призадуматься адмиралов и кораблестроителей всех стран. Оказалось, что угроза с воздуха куда существеннее чем предполагалось, и необходимо усилить зенитное вооружение. Результат подобной модернизации порадовал моряков – 9 четырёхствольных 45-мм установок и 6 спаренных 23-мм зенитных автоматов обеспечивали сплошной зонтик от вражеских пикировщиков.

В попытке усилить зенитное вооружение, без кардинальной переработки проекта, привели к созданию многочисленных зенитных автоматов различных систем – как спаренных, так и счетверенных – 23-мм, 37-мм, 57-мм, 76-мм и 85-мм (опытный образец 85-мм такой установки во время испытаний на «Очакове» сорвался в море, после чего конструктора пришли к выводу что судьба аналогичных «монстров» будет такой же).

Крейсера типа «Петербург» приняли участие в войне с первой же операции – захват Исландии (был поврежден крейсер «Выборг»). Превосходство в скорости, вооружении и огневой мощи позволяло выходить победителем при встрече с английскими или американскими крейсерами. Впрочем, в большинстве случаев, русские крейсера все же использовались в группе, а не в одиночных рейдах, где была большая вероятность словить бомбу или торпеду. Еще одной проблемой – для одиночного крейсерства, оказалось отсутствие штатного авиационного вооружения – не критично для действий в составе группы, но необходимое в одиночных операциях. Только два последних крейсера — «Очаков» и «Петропавловск» наоборот несли гидросамолеты (типа «Пеликан»).

Крейсера типа «Петербург» Народной России

 

***

В 1943 году русское командование начало операцию по вторжению на Аляску. Для этого, Алеутскую группировку в течение нескольких лет постоянно пополнялась новыми кораблями: новейший авианосец «Гангут», линкор «Победа», большие крейсера «Петропавловск» и «Очаков», лёгкие крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» и до тридцати эскадренных миноносцев.

При этом, был интересный момент с вооружением российских крейсеров, так большие крейсера «Петропавловск» и «Очаков» достраивались уже с восемью 254-мм орудиями (вместо 12 220-мм) – для борьбы с кораблями (и береговыми укреплениями) в первую очередь требовалась огневая мощь, а часть «воевод» (начиная с крейсера «Александр Суворов») была напротив перевооружена на 130-мм (вместо 152-мм) орудия – при отражении воздушных атак скорострельность была важнее огневой мощи.

Крейсера типа «Петербург» Народной России

Американская воздушная разведка своевременно засекла появление кораблей России у Аляскинского полуострова, однако вице-адмирал Кинкейд медлил с развёртыванием своих сил. Он ждал приказа Нимица следовать в Пёрл-Харбор, на помощь флоту, изнемогавшему в боях за Полинезию, или приказа атаковать соединение Озавы, пиратствовавшее в океане, – Кинкейд считал, что его корабли нужнее против японского флота, а для прикрытия Аляски хватит и береговой авиации. Даже если русские и высадят десант, далеко ли они уйдут по северному бездорожью? А на границе Канады их встретит американская армия и навсегда отобьёт у этих злостных неплательщиков охоту посягать на территориальную целостность Соединённых Штатов Америки. Однако командующий Тихоокеанским флотом подтвердил прежнюю задачу – остановить русское вторжение на Аляску, – и адмирал Кинкейд скрепя сердце приступил к выполнению операции «Зимняя жара», запланированной месяц назад.

План этой операции не претендовал на оригинальность. Предполагалось, что русский флот вторжения, поддерживая десантный корпус, втянется в Аляскинский залив, где будет атакован всеми силами американской береговой и палубной авиации и разгромлен, будучи прижат к Аляскинскому полуострову, после чего надводные корабли Кинкейда должны были зачистить залив и уничтожить все уцелевшие вражеские боевые единицы. Оставшись без поддержки флота, русский десант на полуострове вынужден будет капитулировать – другого выхода у него нет. Всё очень просто…

Для решения этой задачи Кинкейд располагал линейными кораблями «Калифорния» и «Теннеси», тяжёлыми крейсерами «Индианаполис» и «Миннеаполис», лёгкими крейсерами «Бойз» и «Ричмонд» и тремя десятками эсминцев; в заливе были развёрнуты одиннадцать подводных лодок. Тихоокеанский флот Народной России не уступал американцам по числу боевых кораблей: вице-адмирал Ливитин имел два линкора (в том числе новейший линкор «Победа», вошедший в строй в сорок втором и прибывший на Дальний Восток в начале сорок третьего года), восемь крейсеров с восьми– и шестидюймовой артиллерией, около пятидесяти эсминцев и свыше сорока подводных лодок, нацеленных на коммуникации вдоль западного побережья Северной Америки. По крейсерам русские имели ощутимый перевес, но американцы надеялись, что с ними справится «большой крейсер» «Аляска», вооружённый двенадцатидюймовыми орудиями и только что построенный на старейшей военной верфи США Маре-Айленд в городке Вальехо, в сорока километрах от Сан-Франциско.

Однако ночной бой с 22 на 23 июня, произошедший между островом Кадьяк и полуостровом Кенай, практически сразу же склонился в пользу русских. Хотя «Аляска» и имела превосходство в вооружении и водоизмещении (а также превосходстве в РЛС) по сравнению с «Петербургом», но два русских больших крейсера суммарно превосходили противника. Помня трагическую судьбу английского линейного крейсера «Худ» — который в ноябре 1940 года так же хотел проучить узкоглазых варваров, а в результате потонул сам, американцы рисковать не хотели и осторожничали (учитывая, что русские оказались вооружены не 220-мм, а 254-мм орудиями, оснований для осторожности у американцев было достаточно). Попытки русских (так же вспомнивших данный бой), продемонстрировать что не только японцы могут ловить большого противника оказались не удачны. «Аляска» хотя и уходила, но огрызалась, и после попадания в «Очаков» (вышла из строя башня №3), адмирал Ливитин вспомнил что «Худ» все же потопил «Конго». Посчитав что размен 1:1 не выгодным, русские сбавили пыл. К утру, потрепанные крейсера разошлись, благополучно избежав атак авиации.

***

Кузнецов, державший флаг на «Симферополе», жаждал боя. Он ещё ощущал под ногами палубу тонущего «Красина», и ноющая боль в скуле, рассечённой осколком американской бомбы, напоминала о том, что случилось. Приказ командующего флотом, предписывавший не путаться под ногами у «больших дядей», а искать эскортные авианосцы, контр-адмирал воспринял с удовлетворением – руки у него были развязаны. И около часа дня, когда «Аляска» с «Петропавловском» и «Очаковым» ещё обменивались последними ударами, его эскадра, состоявшая из шести крейсеров и шестнадцати эсминцев, обнаружила одну из трёх групп американского соединения – пять «каноэ» и четыре эсминца охранения.

Адмирал Спрэгью, командовавший вспомогательными авианосцами, никак не ожидал встречи с крупными надводными кораблями русских. Из отрывочных донесений ему было известно об атаке подводными лодками русских крейсеров, но в них говорилось о четырёх крейсерах, два из которых были потоплены, а в радиограммах «Аляски» сообщалось о бое «с кораблями противника» – во множественном числе, – из чего Спрэгью сделал вывод, что два уцелевших русских крейсера перехвачены «белым слоном» и доживают последние минуты под залпами его двенадцатидюймовых орудий.

По сути, нападение русских крейсеров на эскортные авианосцы походило на групповую атаку охраняемого конвоя (с той лишь разницей, что транспорты использовали для самозащиты боевые самолёты) – именно к таким атакам русское морское командование, тщательно изучавшее опыт германских рейдерских операций в Атлантике, и готовило свои крейсера: их офицеры знали, что и как надо делать….

Подписаться
Уведомить о
guest

44 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account