2

 

ВМФ Советской России в мире независимой УССР.
 
Часть 1. Восстановление.
 
(Эта статья посвящена обзору крупных российских кораблей в мире с независимой Советской Украиной).

 
Началось всё, естественно с ввода в строй линкоров типа «Севастополь» и достройки лёгких крейсеров типа «Светлана» причём, несколько позже, чем это было в реальной истории, поскольку возвести вместо оставшегося в независимой УССР Донецкого промышленного района новый – Южноуральский, было и сложно, и затратно (в т. ч. по времени). Благо, что работу не пришлось начинать с нуля. Тем не менее, именно это, было первостепенной задачей Советской России и решена в полном объёме, она была только к 1935-му году.
Таким образом, только к началу 30-х в строй были введены два (а не 3 как в РИ) линкора типа «Севастополь» названные «Октябрьская Революция» и «Коммунистический Интернационал». Причём за недостатком средств, в несколько упрощённом виде. На кораблях были демонтированы ВСЕ казематные 120 мм орудия противоминного калибра, ликвидирована вторая башня главного калибра, на месте которой разместили артиллерийскую палубу для дивизиона универсального калибра (ДУКа) и орудий батареи ближней ПВО.
Так же, благодаря пространству, полученному после демонтажа второй башни ГК, были смонтированы два дополнительных котла высокого давления, что позволило довести скорость кораблей до вполне приемлемых 24 узлов полного и 25 узлов максимального (форсажного) хода.
За счёт развитых булей были улучшены остойчивость и противоторпедная защита.
Подобно крейсерам типа «Светлана», линкоры получили универсальные установки Минизини в виде спаренных 100 мм орудий (по 8 на корабль), 40 мм автоматические пушки «Виккерс-Терни» (и те и другие, специально закуплены в Италии) и новейшие по тому времени отечественные, длинностволые 25 мм автоматы обр. 30 г., созданные по типу пушек Маклена.
Причём впервые в отечественном кораблестроении, часть автоматов Виккерса устанавливалась в двухствольном «пом-помовском» исполнении!
Торпедное вооружение на кораблях отсутствовало. Зато появилась летающая лодка-разведчик, стартующая с поверхности моря и базирующаяся на крыше центральной башни ГК.
Учитывая ТТХ полученных в результате такой модернизации кораблей, (а главным образом уровень вооружения, бронезащиты и водоизмещения современных линкоров того времени) было принято решение об их переклассифицировании в линейные крейсера.
В строй линейные крейсера «Октябрьская революция» и «Коммунистический Интернационал», вошли соответственно в 1932 и 1933 г.г. став флагманскими кораблями Балтийского и Черноморского флотов.
Все прочие крупные корабли, стоящие на долгосрочной консервации в различной степени готовности, были безжалостно разделаны на металл, которого в стране пока ещё катастрофически не хватало. Особенно жаль было линкор «Гангут», практически боеготовый (находился в той же степени готовности, как и два его более удачливых собрата до модернизации), а так же собранный почти на 70 % линейный крейсер «Измаил». Но, что поделаешь…

В 1937 году крейсера прошли модернизацию, в ходе которой ПВО было дополнено четырьмя сдвоенными автоматами типа «Бофорс», а по планам модернизации 42 года (которым, в силу известных обстоятельств, суждено было состояться лишь в 1945 году) 100 мм универсалки Минизини, предполагалось заменить на новейшие 125 мм универсальные спарки отечественной конструкции.

 Крейсера СССР в мире с независимой УССР.

 К неспешной достройке-модернизации лёгких крейсеров приступили сравнительно поздно – только в 1925-ом году. Этому предшествовала жаркая дискуссия о том, в каком, собственно, виде их следует достраивать. Вариантов предполагалось довольно много. Причём имея в планах перспективу вооружения 130 мм артиллерией эсминцев следующего поколения, от достройки крейсеров в изначально задуманном виде, отказались сразу.

Более того. Определяя круг задач для крейсеров, на первое место неизменно выдвигались поддержка прибрежных действий сухопутных войск, защита собственного побережья и набеговые операции на транспортные коммуникации и побережье противника. Учитывая слабость бронирования крейсеров и их уже не вполне адекватную для лёгких крейсеров скорость, участие в морских баталиях предполагалось весьма ограниченным – в лучшем случае это атака слабо защищённых конвоев, огневой перехват дальних разведчиков и отражение нападений эсминцев.
По совокупности требований к вооружению, было принято вполне беспрецедентное решение вооружить крейсера четырьмя 180 мм орудиями в одноорудийных башнях методом наименее затратной перестволовки имеющихся восьмидюймовых орудий. При сохранении лафетов и противооткатных устройств 203 мм орудий, баллистические данные новых 180 мм пушек ожидались рекордными при существенной экономии на весе «возимого» боекомплекта. Это позволит крейсерам не только чрезвычайно эффективно выполнять их главную задачу (работать по берегу), но и вести успешную артиллерийскую дуэль с современными лёгкими (и даже отчасти, при особо благоприятных условиях, тяжёлыми) крейсерами противника. Однако в конце 1926 года произошло событие, круто изменившее отношение руководства к предполагаемому ГК. Финский (или по тогдашней советской терминологии бело-финский) парламент принял программу военного судостроения, в которой значились три броненосца береговой обороны вооружённых 210 мм орудиями!
Это был реальный противник (как Польша на суше), с которым стоило считаться! Но из того что имелось под руками, наиболее близким калибром были всё те же восьмидюймовые (203 мм) пушки.
В принципе, конструкция крейсеров типа «Светлана» вполне такое вооружение допускала (при водоизмещении не слишком уступающем вашингтонскому лимиту и очень лёгком бронировании, это было не сложно) и такие пушки уже имелись в наличии. Причём некоторые совершенно новые – сделанные в 1917 году и ещё даже не стрелявшие. Требовалось всего лишь выбрать лучшие, или хотя бы одинаковые по износу стволов – по 4 на корабль.
Как и было в РИ, для крейсеров были закуплены универсальные 100 мм орудия фирмы «О.Т.О» в спаренных установках Минизини (такие же, какие устанавливались на линейных крейсерах), причём ради облегчения установок и увеличения их динамичности, толщина брони щитового прикрытия была уменьшена до почти символических 7 мм, обеспечивающих защиту расчётов от некрупных осколков и пуль авиапулемётов винтовочного калибра. Каждый крейсер решили вооружить четырьмя такими установками (как и было у РИ «Красного Кавказа»).
Оружие ближней ПВО, как и ГК, использовали по принципу «что имелось». Это были 40 мм автоматические пушки системы «Виккерса»,  которые предполагалось модернизировать, добившись упрощения конструкции и повышения нач. скорости снарядов. (В РИ такой модификацией «Виккерса» стала отечественная 37 мм автоматическая пушка обр. 1928 г.) Поскольку в производстве своими силами имелись большие проблемы (фактически, в РИ это был кустарный выпуск с индивидуальной подгонкой деталей, довольно низкой надёжностью и не слишком хорошей меткостью, что впрочем, объяснялось не качеством орудий, а неудачной геометрией новых 37 мм снарядов), конструкцию и технологическую карту частично позаимствовали у той же «О.Т.О.», успешно выпускавшей свою версию данного автомата – «Виккерс-Терни» и в качестве одиночных орудий, и в виде известных «пом-помов». Причём итальянцы учли крайне неудобную систему заряжания «Виккерса» и ненадёжную подачу патронов из матерчатой (!) ленты, где этих 40-мм «огурчиков» помещалось всего 25 штук. У «Виккерса-Терни» имелся надёжный металлический магазин на 50 патронов и перезарядка была секундным делом. В итоге, образцом для советских автоматов (в АИ), послужили именно итальянские «Виккерс-Терни», закупленные для вооружения линейных крейсеров.
Кроме того, отечественные специалисты дополнили кожух автомата системой непрерывной подачи охлаждающей воды (по типу капонирного), что сделало наш автомат весьма «долгостреляющим».
Для конца 20-х, для каждого крейсера посчитали достаточным иметь 2 двуствольных и 3 одноствольных автоматов. (К нач. ВОВ ближняя ПВО была усилена. Вместо одноствольных установили двуствольные пушки той же конструкции, а на площадку между дымовыми трубами, где прежде стояли спаренные установки по образцу «Виккерса-Терни», водрузили два спаренных 37 мм автомата, созданных на базе L-60 от «Бофорса». Одноствольным «Виккерсам» тоже, безусловно, нашлось местечко).
Торпедное вооружение включало два трёхтрубных ТА.
Так же, каждый крейсер предполагалось оснастить летающей лодкой – разведчиком, причём с катапультой для её запуска прямо с борта корабля.

Крейсера СССР в мире с независимой УССР.

 Первоначальные планы предусматривали достройку всех имеющихся в закладке 6 крейсеров (по дивизии в 3 единицы для ЧФ и БФ). Однако в связи с трудоёмкостью и удорожанием работ, программа была сокращена до 4 единиц и два последних корпуса (как и было в РИ) достраивали в виде танкеров. Но, не простых, а приспособленных для возможной переделки в гидроавиатранспорты.

Имена крейсерам присвоили следующие:
БФ: «Коммунист» и «Большевик», вошли в 1-ю дивизию.
ЧФ: «Революция» и «Республика» – во 2-ю дивизию.
Последний из «коммунистов» вошёл в строй ВМФ весной 1934 года.
Поскольку достройка крейсеров, заложенных по старым проектам, всегда рассматривалась лишь временной и вынужденной мерой, Главный штаб ВМС (ГШВМС) республики сумел пробить через РВС постановление «об усилении Черноморского и Балтийского флотов флагманскими кораблями в виде новейших, полноценных, скоростных тяжёлых крейсеров, способных выполнять все задачи стоящие перед существующими ныне крейсерами, но гораздо более качественно. И при этом, придавать устойчивость имеющимся лёгким силам флотов».
Учитывая, что опыта постройки современных тяжёлых крейсеров у республики не было, как и совершенной промышленной базы для производства всех необходимых комплектующих, в середине 1933 года была достигнута договорённость с фирмой «Ансальдо» о техническом содействии в постройке двух тяжёлых крейсеров, получивших при закладке имена «Степан Разин» (головной) и «Емельян Пугачёв». (Среди матросов, впоследствии, получивших прозвища «Разиня» и «Емеля», чему способствовали известные недостатки, свойственные всем крейсерам итальянской разработки).
 

Крейсера СССР в мире с независимой УССР.

 Это были почти классические «вашингтонские» тяжёлые крейсера (превышение лимита по тоннажу было не существенным), созданные под полным влиянием итальянской кораблестроительной школы и начинённые по большей части итальянскими же машинами и оборудованием.

Крейсера получили современные, лейнированные 203/50 пушки в четырёх, весьма совершенных для того времени, двухорудийных башнях главного калибра почти под копирку срисованных с крейсера «Больцано».
ДУК был вооружён беспрецедентно большим количеством орудий – 9 двуствольных 100 мм установок Минизини (уже отечественного производства), аналогичных тем, что закупались для крейсеров типа «Коммунист».
Поскольку автоматы, созданные на основе «Виккерса», считались к середине 30-х уже устаревшими, ПВО ближнего боя была представлена морской версией 25 мм автоматических пушек обр. 30 г. с отличной баллистикой, созданных на основе конструкции 37 мм автоматов Маклена (Первые такие автоматы устанавливались на линейные крейсера типа «Октябрьская революция», где благодаря длинный и тяжёлым стволам, а так же простой и надёжной автоматике, действующей за счёт отвода пороховых газов, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны).
Поскольку предполагалось использование крейсеров в набеговых операциях к побережью противника и существовала серьёзная вероятность воздушных налётов, ПВО создавалось для того времени чрезвычайно мощным. 18 100 мм зениток дальней ПВО (в упомянутых установках Минизини) и 14 25 мм зенитных автоматов – для того времени это было весьма круто.
Строящиеся в качестве флагманских, крейсера торпедного вооружения не несли. Зато в кормовой надстройке у них имелся шикарный адмиральский салон и помещения для размещения мобильного штаба с самими современными (для того времени) средствами связи.

Закладка крейсеров состоялась в торжественной обстановке, в присутствии большой и представительной итальянской делегацией в самом начале 1934 года. В строй крейсера вступили в 1938 году.

 

 

«Октябрьская Революция»
1932 г.

«Коммунист»
33 г.

«Степан Разин»
36 г.

Водоизм. Станд (т)

25 000

7 600

12 800

Водоизм. Полн. (т.)

26 500

8 500

14 700

Дл/ш/угл (м)

184.5/31/9.1

169/15.7/6.5

198/19/6.3

Мощность СУ (л.с.)

75 000

56 000

150 000

Скорость хода полного/крейсерская

25/22

29/27

34/32

Дальность хода (миль)

2.7 тыс. (14 уз.)

1.4 тыс. (13 уз.)

3.5 тыс. (16 уз.)

Броня макс.(мм)
Пояс –
Траверзы –
Палуба –
Барбеты –
Башни ГК –
Рубка –

 
225
125
125
203
305
250

 
75
50
25
25
25
75

 
150
125
115
150
150
200

Вооружение
ГК –
ДУК –
Ближн. ПВО –
 
ТА –

 
9 (3х3) 305
16 (8х2) 100
14 (4х2)+(6х1) 40
6 (6х1) 25

 
4 (4х1) 203
8 (4х2) 100
7 (2х2) 37
(3х1) 37
6 (3х2) 450

 
8 (4х2) 203
18 (9х2) 100
14 (14х1) 25
 
6 (3х2) 533

Самолёты/катапульты

1/–

1/1

2/1

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

91 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account