Крейсера империи — «Орланы» и «Атланты» (Орлы Отечества)
Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я публикую сразу два типа кораблей — крейсера I и II ранга по моей классификации. Первый из них — альтернативный 1144-й «Орлан», немного измененный и адаптированный под мои «хотелки», а 1164-й заменен на полностью альтернативный корабль взамен реального «Атланта». Оба этих типа будут представлять тип ракетных крейсеров России в моей альтернативе в 80-90х годах XX века. Прототипы выбраны с учетом личных субъективных предпочтений. Короче, эстетства пост представляю вам.
Содержание:
Вступление
1144-е эпичны. Отказываться от таких — грех.
Тема крейсеров для действий в составе АУГ на самом деле достаточно спорная. Тут есть много мнений, начиная от «крейсера России не нужны» (видел и такое) и «крейсера сугубо под одну задачу» до «нужно строить одни ТАРКРы» (жаль, автора забыл) и «нам нужны многоцелевые корабли этого класса». Собственно сам я придерживаюсь последней точки зрения в своей альтернативе — пока экономика позволяет, деньги есть и есть цели для этих кораблей, то нужно строить, причем чем универсальнее — тем лучше. И даже если ради универсальности придется строить крупные корабли, а не «ракетные лидеры эсминцев» — то так тому и быть. Кроме того, с учетом серьезного развития тяжелых противокорабельных ракет в моей альтернативе, нужен еще один тип крейсеров — собственно носитель тяжелых ПКР, суровый и брутальный. Вот про эти два крейсера и пойдет речь в альтернативе — и если с 1144-м изменений получилось не особо много, то с 1164-м я «оторвался по полной».
Как и в прошлый раз, текст сведен к минимуму дабы не мучать коллег своим крайне х….м слогом в случаях, когда я текст «не хочу». Да и коплю я тут потенциал для одного дела — надеюсь, там хоть получится написать складно…
Особо акцентирую внимание коллег на то моменте, что эта альтернатива не бесспорна концептуально. Да, 30-тысячетонные ракетные крейсера I ранга — это дорого, возможно избыточно или даже ошибочно, но это — один из возможных путей. Люди разные, как и теоретики и их взгляды, и постройка подобных кораблей теоретически возможна. У меня их будет минимум — как по объективным, так и по субъективным причинам. Если же кто-то считает вообще корабли вроде реальных 1144-х крейсеров избыточными или ненужными — просьба не развязывать из-за этого срач в комментариях, а просто пропустить ту часть статьи, которая посвящена им.
Проект 1144 «Орлан» Балтийского завода
1144-е монументальны. СССР, вероятно, не сотворил более прекрасного корабля, чем они.
Развитие программы «Довод» привело в конце 1970-х годов к поднятию вопроса о проектированию крейсеров I ранга с вооружением, размещенным в УВП различных типов. Крейсера проекта 1143 [1] хоть и отвечали основным требованиям моряков, но уже выглядели морально устаревшими из-за громоздкого способа размещения вооружения. Перед взорами адмиралов замаячила перспектива получения в их распоряжение настоящего «линкора современности» с настолько развитым ракетным вооружением и защитными системами, что в одиночку такой корабль будет способен с высокими шансами на успех столкнуться с неавианосным соединением противника, а при поддержке своих авианосцев — обеспечить решающее превосходство своего соединения над вражеским. Вопросы о стоимости подобного корабля решались довольно просто — многие высокопоставленные чины, включая наследника престола Николая и императрицу Марию Александровну, были сторонниками постройки больших и эффектных кораблей, которые помимо прочего могли бы красиво представить флаг в каком-то заморском порту и послужить наглядной иллюстрацией могущества промышленности империи.
При проектировании кто-то с легкой руки вычеркнул из списка требований пункт «умеренность», из-за чего размеры корабля возросли до 30 тысяч тонн. Так как корабль получил множество электронных систем и являлся фактически аналогом авианосца (при несколько меньшей стоимости), было решено установить на нем атомную ЭУ вместо котлотурбинной на предшественниках. Артиллерия корабля перетерпела изменения — вместо установок АК-152 [2] были использованы более новые, АК-252, обладающие улучшенной системой управления огня и ускоренной перезарядкой. Общее количество ракет возросло до 584 единиц — рекордное количество не только для РИФ, но и для всего мира! Ячеек под тяжелые ПКР нового поколения удалось разместить целых 36 единиц. Из-за особенностей размещения вооружения пришлось отказаться от использования новых ЗАК «Кортик» — вместо них установили 10 проверенных АК-630, адаптированных под управление от современной БИУС «Ультиматум-Б». Последняя представляла собой шедевр своего времени — как по возможностям, так и по массогабаритам (модификация Б, созданная специально для больших кораблей, обладала повышенными возможностями в сравнении с А и М, а также могла брать резервное управление вооружением какого-то из корабля соединения — всего этого удалось добиться благодаря серьезному росту занимаемых объемов внутри корабля и высокой сложность системы).
Постройкой крейсеров проекта 1144 занялся Балтийский завод в Петрограде, который и отвечал за проектирование этих кораблей. Первый корабль серии — «Цесаревич» — был заложен в 1978 году, и со стапелей сошел три года спустя. Введение в строй первенца затянулось до 1984 года, но после этого скорость постройки кораблей серии ускорилась. Всего было решено построить 6 крейсеров пр. 1144 — по одному для каждой АУГ с атомным авианосцев в своем составе. Корабли назывались в честь предшественников — линкоров и броненосцев былых времен. Собственно, в обиходе «Орланы» (так назывался проект) и именовались линкорами — слишком велик был их отрыв от любых аналогов, как по размерам, так и по могуществу. Тем не менее, их высокая стоимость нельзя было игнорировать — и в результате после постройки 6 единиц было решено более не строить крейсера I ранга, и сосредоточиться целиком на постройке более дешевых крейсеров II ранга. Тем не менее, проекты развития этих великолепных кораблей с завидной регулярностью продолжают всплывать в МТК и СМИ империи, что говорит о том, что идея ракетных линкоров не до конца отвержена. Ну а построенные «Орланы» продолжают нести службу в составе Российского Императорского флота, играя роль флагманских кораблей крупных ударных соединений.
Водоизмещение: стандартное 29950 тонн, полное 30500 тонн
Размерения: 254,6х26,5х10,3м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 2 ядерных реактора, 2 резервных паровых котла, 160000 л.с. = 31 узел
Дальность: не ограничена
Вооружение: 2х2 152/70-мм АК-252, 10 30-мм автоматов АК-630, 36 ячеек УВП «Довод-А», 208 ячеек УВП «Довод-Б», 340 ячеек УВП «Довод-К», 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-6000, 2 реактивных бомбомета РБУ-12000, 4 СППП ПК-2, 10 СППП ПК-10, 3 вертолета Ка-27
БИУС: «Ультиматум-Б», СОИ «Орфей»
РЛС: РЛС МР-800 «Флаг», РЛС МР-710М «Фрегат-М» или МР-750 «Фрегат-МА», 2 РЛС МР-350 «Подкат», 3 РЛС МР-212 «Вайгач», 2 РЛС 3Р100 «Зенит», 2 РЛС МР-900 «Пантера»
РЭБ: комплекс средств РЭБ «Кантата-М»
ГАК: МГ-355 «Полином»
Прочая электроника: СОНО 12КР, КРС «Тайфун-2», навигационные системы КПФ-3К и КПИ-7Ф, ККС «Кристалл-БК» + «Циклон», комплекс МКРЦ «Коралл-БН», 1 КСУС «Пурга», 1 СППВ «Привод-В»
Экипаж: 114/689 человек
Проект 1164 «Атлант» Русско-Балтийской верфи
1164-е реальные довольно симпатичные, но увы — у меня они абсолютно другие.
На другом берегу Финского залива, в Ревеле (название Таллин так и не прижилось, хотя и оставалось официальным наименованием столицы автономной Эстонии) тем временем шел другой процесс — Русско-Балтийская верфь, крупнейшее судостроительное предприятие империи [3] «отхватил кус» в виде проектирования крейсера II ранга для нужд флота. От нового крейсера требовалось обеспечение ПВО крупных соединений, а также возможность ведения самостоятельных действий или в составе небольших боевых групп. Водоизмещение стандартное на сей раз ограничили 12 тысячами тонн, но и этого оказалось много — одни из лучших конструкторов империи уложились и в меньшее. Вооружение состояло из 300 ячеек для ракет (преимущественно зенитных), 152-мм артустановки АК-252 и шести ЗАК «Кортик». Крейсер обладал значительными возможностями по обнаружению и поражению воздушных целей благодаря новым ракетами и РЛС 3Р100 «Зенит», но обладал возможностями и для иного применения. Какое-то время обсуждалась возможность использования ядерной ЭУ на корабле, но вместо этого было решено использовать ГТД. Значительные запасы топлива обуславливали высокую дальность плавания — 7500 миль экономического хода.
Постройка крейсеров велась исключительно силами РБВ, причем одновременно два крейсера строились на стапелях, и два — у достроечной стенки. Высокое качество работ и чрезвычайно удачный проект обусловили высокую популярность этих кораблей на флоте, а изящный и стремительный внешний вид стали причиной популярности «Атлантов» (проект получил серийный номер 1164 и шифр «Атлант») среди журналистов и иностранцев. Крейсера этого типа хоть и стоили заметно дороже эсминцев, но благодаря своим широким возможностям чрезвычайно ценятся моряками и сегодня, продолжая службу в составе всех флотов Российской империи.
Водоизмещение: стандартное 11750 тонн, полное 14200 тонн
Размерения: 184,2х20,5х6,6(8,8)м
Механизмы: 2 вала, 2 ГТА, 6ГТД, 120000 л.с. = 32 узла
Дальность: 7500 миль (18 узлов)
Вооружение: 1х2 152/70-мм АК-252, 6х2 30-мм ЗАК «Кортик», 200 ячеек УВП «Довод-Б», 100 ячеек УВП «Довод-К», 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-12000, 2 вертолета
БИУС: «Ультиматум-Б», СОИ «Орфей»
РЛС: РЛС МР-750 «Фрегат-М2», РЛС «Восход» или «Форум-М», 3 РЛС МР-212 «Вайгач», 2 РЛС 3Р100 «Зенит», 1 РЛС МР-900 «Пантера», РЛК «Минерал-2Б»
РЭБ: комплекс средств РЭБ «Кантата-М», 2 станции постановки активных помех «Гурзуф-А» и 2 «Гурзуф-Б», станции РТР «Ограда» + «Старт», 4 СППП ПК-2М, 8 СППП ПК-10
ГАК: МГ-355 «Полином»
Прочая электроника: СОНО 12КР, навигационные системы КПФ-3К и КПИ-7Ф, системы космической навигации «Шлюз» + «Парус» + «Цикада», радиопеленгатор «Румб», КРС «Тайфун-2», ПУСБ «Буря», СППВ «Привод-В»
Экипаж: 55/451 человек
Примечания
1) У меня это будут именно тяжелые ракетные крейсера — СВВП за борт, меньше водоизмещение, больше «Базальтов».
2) Без понятия, что это будет конкретно, но в общем — автоматическая 152-мм установка. У британцев была в реале, у меня будет и у русских в альтернативе, а там глядишь и американцы таки утвердят использование своих Mk.71 на крейсерах и может даже эсминцах…
3) И так могло бы быть в реальности. Но случилась ПМВ, потом революция — и в результате потенциально самый крупный судостроительный завод империи, растасканный на все 4 стороны, оказался не нужен молодой независимой Эстонии. Что-то это мне напоминает…
P.S. На правах упоротости:
По-моему, очень даже ничего так получилось, хоть бери и полноценный линкор ВМВ пили на основе «Орлана»!
P,P,S, А вот теперь можно заняться авиагруппой на авианосец, хотя это дело у меня до сих пор панику вызывает…