Краткая карьера в Королевских ВВС. Британский гигант Short SC.5 Belfast C. Mk 1

16

Краткая карьера в Королевских ВВС. Британский гигант Short SC.5 Belfast C. Mk 1

Предисловие редакции: Свой первый военно-транспортный самолет со стратегической дальностью полета Королевские ВВС получили в 1966 году, но всего десять лет спустя Short SC.5 Belfast, обладавший значительным объемом фюзеляжа и привлекательными эксплуатационными характеристиками, был снят с вооружения. О военно-транспортном самолете, созданном компанией Short Brothers & Harland (Short) рассказывает Карл Шварц (Karl Schwarz).

В 1950-х годах из-за экономических трудностей положение Великобритании как мировой державы пошатнулось. Базы, оставшиеся со времен Империи, были расформированы или сокращены. В то же самое время глобальные политические обязательства Великобритании оставались в силе. Одной из задач Транспортного командования (Transport Command) Королевских ВВС была переброска армейских подразделений, находившихся в метрополии. Несмотря на программу модернизации, включающую переоснащение на самолеты Comet 2, Bristol Britannia и Blackburn Beverley, Королевские ВВС нуждались в тяжелом военно-транспортном самолете, способном с одной промежуточной посадкой долететь до Австралии.

Помимо компаний Blackburn (компания работала над дальнейшим развитием военно-транспортного самолета Beverley с турбовинтовыми двигателями Tyne) и Handley Page (военно-транспортная версия бомбардировщика Victor) в компании Short также начали соответствующие исследования. Базирующаяся в Белфасте компания, которая на 69,5% принадлежала государству и по 15,25% компаниям Bristol Aeroplane Co (Bristol) и Harland & Wolf Ltd, срочно нуждалась в новых заказах. В связи с этим на производственных мощностях компании Short была организована вторая линия для окончательной сборки самолетов Bristol Britannia. Помимо всего прочего на этой линии должны были собрать все 23 машины, заказанные Королевскими ВВС. Первый самолет Bristol Britannia, изготовленный компанией Short, совершил свой первый полет 1 июня 1957 года.

По словам руководителя компании Short сэра Мэтью Слэттери (Sir Matthew Slattery) основой будущего военно-транспортного самолета должен был стать пассажирский самолёт, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями Bristol Proteus. Первые предложения по Проекту 18 (Project Design; PD 18) были представлены министерству снабжения в марте 1957 года. PD 18 должен был сочетать в своей конструкции крыло, хвостовое оперение и силовую установку пассажирского самолета Bristol Britannia с объемным фюзеляжем (размер грузового отсека около 24 × 3,6 × 3,6 метра), в задней части которого должна была находиться большая погрузочная платформа.

размеры «белфаста» соответствуют размерам современного военно-транспортного самолета A400M. «Блфасты» были изготовлены на заводе компании Short, расположенном на острове Куинс-Айленд. Снимок компании Short

размеры «белфаста» соответствуют размерам современного военно-транспортного самолета A400M. «Блфасты» были изготовлены на заводе компании Short, расположенном на острове Куинс-Айленд. Снимок компании Short

С самого начала инженеры предвидели возможности роста летно-технических характеристик в виде более мощных двигателей Proteus или Tyne и нового крыла. Это оказалось мудрым предвидением, поскольку по результатам дальнейших исследований, проведенных в течение 1958 года, штаб Королевских ВВС ужесточил свои требования. Теперь от создаваемого военно-транспортного самолета требовалась дальность полета 4000 миль (6670 км) с полезной загрузкой 13,5 тонн и наряду с вертолетами и бронетехникой в состав необходимой полезной нагрузки были включены ядерные ракеты Polaris.

В ответ на эти требования в компании Short разработали новую центральную часть крыла, увеличившую его размах примерно на пять метров, и в качестве силовой установки выбрала турбовинтовые двигатели Rolls-Royce Tyne. В этом варианте максимальная взлетная масса увеличилась до 88500 килограммов.

двигатели Tyne размещались в гондолах, имевших относительно небольшие размеры. Снимок компании Short

двигатели Tyne размещались в гондолах, имевших относительно небольшие размеры. Снимок компании Short

Вероятно, с самого начала министерство снабжения положительно отнеслось к разработке военно-транспортного самолета на базе авиалайнера Britannia как в силу низких затрат на разработку и низкого технического риска, так и в силу соображений промышленной политики. В то время британская авиационная промышленность находилась в кризисном состоянии, и правительство выступало за сокращение числа компаний. Трудно сказать, что в конечном итоге решило исход дела, но 11 февраля 1959 года министр обороны Дункан Сэндис объявил в Палате общин, что в качестве будущего тяжелого военно-транспортного самолета Королевских ВВС им был выбран Britannic 3 (такое обозначение получил проект компании Short). Руководство компании Short обещало, что первый полет состоялся в апреле 1961 года, и выразило уверенность в том, что низкие эксплуатационные расходы также позволят им привлечь гражданских клиентов.

К. Д. Хаттон (C. D. Hatton) был назначен главным конструктором, и весной 1959 года компания Short представила первую секцию фюзеляжа с внушительным наружным диаметром 5,35 метра. Другие изменения в машине, получившей обозначение SC.5 Britannic 3A, касались расположения двигателей, гондолы которых теперь подвешивались под консолями крыла и были расположены значительно дальше друг от друга. Максимальная взлетная масса увеличилась до 98900 килограммов.

схема военно-транспортного самолета Short SC.5 Belfast C. Mk 1. Рисунок Мишель Марсан

схема военно-транспортного самолета Short SC.5 Belfast C. Mk 1. Рисунок Мишель Марсан

В сентябре 1959 года на авиасалоне в Фарнборо председатель правления компании Short сэр Мэтью Слэттери заявил, что над проектом работало около 350 инженеров и что ожидается, что затраты на разработку составят 5,3 миллиона фунтов стерлингов, которые будут окуплены за счет продажи 30 самолетов. Первый рейс был запланирован на начало 1962 года, а в 1965-66 годах должна была быть представлена гражданская версия с 255 пассажирскими местами, размещенными на двух палубах.

В рамках программы Britannic субподрядные работы выполняли другие британские авиастроительные компании: Bristol (разработка и изготовление несущих поверхностей), Saunders-Roe (разработка задней части фюзеляжа) и Boulton Paul (гондолы двигателей). Разумеется, в рамках программы принимали участие различные британские компании, выступавшие в качестве поставщиков различного оборудования. В состав оборудования также была включена современная система слепой посадки Smiths (автопилот SEP.5), которая ранее использовалась только на авиалайнере Hawker Siddeley Trident.

21 декабря 1960 года после долгих переговоров министр авиации Питер Торникрофт объявил о размещении заказа на десять самолетов, которые теперь получили название Belfast. Официальный заказ был крайне необходим, поскольку положение компании Short было настолько сложным, что в марте 1961 года правительство Северной Ирландии было уполномочено одолжить компании до пяти миллионов фунтов стерлингов на разработку программы Belfast.

Тем временем работы, подкрепленные моделью кабины экипажа и силовым набором фюзеляжа, предназначенными для испытаний под нагрузкой, продвигалась вперед. Первый самолет Belfast был собран на заводе компании Short, расположенном на острове Куинс-Айленд, вход в Белфастский залив. Тем не менее, выкатка самолета из сборочного цеха состоялась только 8 октября 1963 года. К Рождеству машина с номером гражданской регистрации G-ASKE (военный номер XR362) был готов к полету, но плохая погода позволила совершить первый взлет с прилегающего к заводу белфастского аэропорта Сиденхем (Sydenham) только в воскресенье, 5-го января 1964 года. За штурвалом сидел главный летчик-испытатель компании Денис Тейлор (Denis Taylor); в полете Тейлора сопровождали еще шесть человек. После первого, слишком высокого захода на посадку, Денис Тейлор на 55-й минуте остановил Belfast на полосе аэродрома Олдергроув (Aldergrove), где ему не пришлось пролетать над жилой застройкой.

радость после первого полета 5 января 1963 года. На лестнице главный летчик-испытатель Денис Тайлер. Снимок компании Short

радость после первого полета 5 января 1963 года. На лестнице главный летчик-испытатель Денис Тайлер. Снимок компании Short

первый «белфаст» (военный номер XR362) с шерстяными нитями для обнаружения отрыва потока, вызывающего повышение сопротивления. Снимок из архива Флинтем (Flintham)

первый «белфаст» (военный номер XR362) с шерстяными нитями для обнаружения отрыва потока, вызывающего повышение сопротивления. Снимок из архива Флинтем (Flintham)

К середине февраля Тейлор и его экипаж в семнадцати испытательных полетах налетали в общей сложности 30 часов. Второй «белфаст» впервые поднялся в воздух 1 мая, и вновь за штурвалом был Денис Тейлор. В рамках испытаний на эксплуатацию в жарком климате этот опытный военно-транспортный самолет выполнял полеты с аэродрома Террихон, Испания. Третий «белфаст» с весны 1965 года использовался для испытаний автопилота SEP.5, в то время как четвертый «белфаст» с мая того же года использовался для проводившихся в Боскомб-Дауне испытаний радиоаппаратуры.

демонстрационные полеты, подобные этому пролету, выпаленному в 1964 году в Фарнборо, сегодня немыслимы. Снимок из KL-Dokumentation

демонстрационные полеты, подобные этому пролету, выпаленному в 1964 году в Фарнборо, сегодня немыслимы. Снимок из KL-Dokumentation

20 января 1966 года в Брайз-Нортоне (Brize Norton) первый «белфаст» был окончательно передан воссозданной 53-й эскадрилье Транспортного командования Королевских ВВС. Эскадрилья, возглавляемая подполковником авиации А. Д. А. Хэнли (Wing Commander A. D. A. Hanley), не теряла времени даром и уже в середине февраля совершила свой первый дальний перелет, во время которого в Окленд, Новая Зеландия, была доставлена демонстрационная модель транспортного средства на воздушной подушке компании Westland.

в состав полезной нагрузки военно-транспортного самолета Short SC.5 Belfast входили пушечный бронеавтомобиль Saladin, 105-мм самоходная гаубица Abbot и разведывательные бронеавтомобили Ferret. Снимок компании Short

в состав полезной нагрузки военно-транспортного самолета Short SC.5 Belfast входили пушечный бронеавтомобиль Saladin, 105-мм самоходная гаубица Abbot и разведывательные бронеавтомобили Ferret. Снимок компании Short

Однако позднее введение в эксплуатацию не обошлось без критики. В июле 1967 года бюджетный комитет парламента в Лондоне заявил, что перерасход средств только на разработку системы автоматической посадки составил восемь миллионов фунтов стерлингов. Между тем, Королевские ВВС столкнулись с весьма практической проблемой, заключающейся в том, что «белфаст» не смог добиться обещанных показателей. Причиной были отрывы потока в области изогнутой вверх задней части фюзеляжа, которые были усугублены некоторыми мерами по улучшению поведения самолета при сваливании. Только после обширных испытаний в аэродинамической трубе инженеры компании Short нашел решение этой проблемы в виде двух небольших пластин, размещенных на фюзеляже под стабилизатором. В результате, по словам представителей компании-производителя самолет соответствовал техническим характеристикам, за исключением небольшого недобора в крейсерской скорости.

К июлю 1967 года все десять «белфастов» были переданы в состав 53-й эскадрильи. Однако к 1969 году все самолеты были возвращены компании Short для модернизации вспомогательных пластин и установки системы автоматической посадки. В последующий период «белфасты» использовались для операций по всему миру. К ним относятся, например, возвращение одиннадцати вертолетов Whirlwind 230-й эскадрильи из Индонезии или вывод британских войск из Адена в ноябре 1967 года. Помимо специальных задач, таких как перевозка летающей лодки Supermarine Stranraer из Канады для музея Королевских ВВС, выполнялись регулярные полеты Гютерсло (Gütersloh) и Вильденрат (Wildenrath).

Примерно в 1970 году самолетам, которые с 1967 года находились в ведении Военно-транспортного авиационного командования (Air Support Command; переименованное с 1 августа 1967 года Транспортное командование) Королевских ВВС, были присвоены имена персонажей греческой мифологии (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Однако дни «Энцелада», «Аякса» и «Гектора» были сочтены, поскольку они стали одними из жертв решительных сокращений, принятых в обзорном докладе по вопросам обороны за 1974 год, что в частности, привело к сокращению парка транспортной авиации Королевских ВВС вдвое. Летом 1976 года «белфасты», налетавшие в общей сложности около 82000 летных часов, были переведены на авиабазу Кембл, а 14 сентября того же года 53-я эскадрилья была официально расформирована. Таким образом, служба военно-транспортных самолетов Belfast длилась всего 10 лет.

в полете военно-транспортный самолет Short SC.5 Belfast (XR369) Spartacus

в полете военно-транспортный самолет Short SC.5 Belfast (XR369) Spartacus

«белфасты» не только летали на дальние базы, но и доставляли грузы для расквартированной в Германии Британской Рейнской армии. На снимке показан взлет «белфаста» с аэродроме Тегель. Снимок компании Short

«белфасты» не только летали на дальние базы, но и доставляли грузы для расквартированной в Германии Британской Рейнской армии. На снимке показан взлет «белфаста» с аэродроме Тегель. Снимок компании Short

Как и другие самолеты, «белфасты» были выставлены на продажу министерством обороны Великобритании. В конце 1976 года конкурс на приобретение «белфастов» выиграла компания Pan African Air Industries (PAAI). Эта компания со штаб-квартирой в Вашингтоне хотела создать сеть грузовых перевозок в Западной Африке, но в конечном итоге не смогла собрать деньги. Таким образом, в августе 1977 года в Лондоне появилась компания Eurolatin Commercial, которая ранее работала агентом компании PAAI. Однако и здесь возникли проблемы с финансированием, в результате чего сменились владельцы трех самолетов.

После нескольких слияний и реструктуризации британских грузовых авиакомпаний «белфасты» в конечном итоге оказались в собственности компании HeavyLift (ранее TAC HeavyLift). Из-за требования британского управления гражданской авиации об установке автомата отдачи ручки вперёд процедура гражданской регистрации, которая была поддержана компанией Marshall Group, затянулась. «Белфасты» нельзя было эксплуатировать до марта 1980 года. Один самолет изначально базировался в лондонском аэропорте Станстеде, другой – в Сингапуре. В 1982 году во время войны за Мальвинские (Фолклендские) острова «белфасты» были арендованы британскими военными для перевозки грузов на промежуточную станцию на острове Вознесения в Южной Атлантике.

После того как в сентябре 2002 года компания HeavyLift обанкротилась, один «белфаст» был отправлен в Австралию. В последний раз «белфаст» совершал полет по заданию авиакомпании HeavyLift Cargo Airlines в Брисбене и нес филиппинский регистрационный номер. В заключение следует сказать, что единственный сохранившийся «белфаст» находится в музее Королевских ВВС в Косфорде.

последним эксплуатантом «белфастов» была австралийская авиакомпания HeavyLift Cargo Airlines. Принадлежавшие ей самолеты получили филиппинские номера гражданской регистрации и перевозили тяжелые габаритные грузы. Снимок компании Short

последним эксплуатантом «белфастов» была австралийская авиакомпания HeavyLift Cargo Airlines. Принадлежавшие ей самолеты получили филиппинские номера гражданской регистрации и перевозили тяжелые габаритные грузы. Снимок компании Short

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Short SC.5 Belfast C. Mk 1

Назначение: военно-транспортный самолет

Статус: малосерийное производство

Экипаж: 4 человека

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Tyne RTy.12 с тягой по 5806 л.с. (4270 кВт) каждый

Размеры:

размах крыла 48,42 м
длина 41,69 м
высота 14,30 м
площадь крыла 229 м²
размеры грузового отсека:
максимальная длина 25,27 м
ширина 4,90 м
высота 4,09 м

Масса:

пустого (макс.) 57600 кг
полезной нагрузки 35400 кг
максимальная взлетная 104300 кг

Запас топлива: 46820 л

Летные характеристики:

максимально допустимая скорость М = 0,65.
оптимальная крейсерская скорость 566 км/ч
экономичная крейсерская скорость 540 км/ч
практический потолок 9145 м
длина разбега 2195 м
длина пробега 1525 м
дальность полета:
• с максимальным запасом топлива 8530 км
• с максимальной полезной нагрузкой 1610 км

Полезная нагрузка:

• до 150 полностью экипированных солдат
• 1 танк Chieftain
• 10 автомобилей Land Rover
• 2 баллистические ракеты Polaris
• 3 зенитные ракеты Bloodhound
• 6 разведывательных бронеавтомобилей Ferret

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предложение компании Short относительно новых версий военно-транспортного самолета Belfast

С самого начала руководство компании Short пытались увеличить продажи «белфастов», предлагая следующие варианты:

      • SC.5/10: военно-транспортный самолет, реализованный для Королевских ВВС.
      • SC.5/13: Модификация с более мощными двигателями.
      • SC.5/20: Модификация SC.5/10 с более мощными двигателями Tyne Stage 3 и воздушными винтами диаметром 6 метров для эксплуатации на более коротких взлетно-посадочных полос.
      • SC.5/21: Модификация для тактических задач и действий с коротких взлетно-посадочных полос за счет закрылков и отклоняющихся поверхностей со сдувом пограничного слоя. Три компрессора Rolls-Royce должны были быть установлены на верхней части фюзеляжа. Длина разбега не должна была превышать 350 метров.
      • SC.5/31: Гражданская версия с двумя палубами и откидывающейся носовой частью вместо задней погрузочной платформы. Силовая установка – четыре двигатели Tyne мощностью по 7286 л.с. (5359 кВт) каждый. Полезная нагрузка должна увеличиться до 45 тонн. На верхней палубе были предусмотрены сиденья для размещения 138 пассажиров.
      • SC.5/35: Военный вариант SC.5/31. Дальность полета 7700 километров с полезной нагрузкой 27200 кг.
      • SC.5/40 Jet Belfast: Для дальнейшего радикального усовершенствования «белфаста» в компании Short планировали использовать крыло военно-транспортного самолета Lockheed- C-141A Starlifter. Крейсерская скорость должна быть 815 км/ч.
смелой идеей был проект SC.5/40 Jet Belfast, в котором планировалось использовать крыло военно-транспортного самолета Lockheed- C-141A Starlifter. Снимок компании Short

смелой идеей был проект SC.5/40 Jet Belfast, в котором планировалось использовать крыло военно-транспортного самолета Lockheed- C-141A Starlifter. Снимок компании Short

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Серийный номер Военный номер Номер гражданской регистрации Наименование Примечание
SH1816 XR362 G-BEPE Samson (Самсон) Первый полет с номером гражданской регистрации G-ASKE. Списан в феврале 1994 года.
SH1817 XR363 G-OHCA Goliath (Голиаф) В 1979 году отправлен на хранение в Саутенд (Southend). Позднее списан на слом.
SH1818 XR364 Pallas (Паллант) Продан на металлолом компании Rolls-Royce.
SH1819 XR365 RP-C8020,
9L-LDQ,
G-HLFT
Hector (Гектор) Последний «белфаст», совершивший полет в Австралию.
SH1820 XR366 Atlas (Атлас) Продан на металлолом компании Rolls-Royce.
SH1821 XR367 G-BFYU Heracles (Геракл) Последний полет состоялся в июне 1992 года, после чего самолет стал источником запасных частей для самолетов компании HeavyLift.
SH1822 XR368 G-BEPS Theseus (Тезей) Эксплуатировался компанией HeavyLift. Выведен из эксплуатации в марте 2001 года и списан в октябре 2008 года в Саутенде.
SH1823 XR369 Spartacus (Спартак) Продан на металлолом.
SH1824 XR370 Ajax (Аякс) Продан на металлолом компании Rolls-Royce.
SH1825 XR371 Enceladus (Энцелад) С октября 1978 года экспонируется в Музее Королевских ВВС, Косфорд.

источник: Karl Schwarz «Kurze Karriere bei der Royal Air Force. Britischer Riese. Short SC.5 Belfast C. Mk 1» «Klassiker der Luftfahrt» 2010-03, Seiten 46-51

перевод впервые опубликован —  https://vk.com/@710541705-kratkaya-karera-v-korolevskih-vvs-britanskii-gigant-short-sc

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account