Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

4

Окончание первоапрельской литературной мистификации с канадского сайта http://www.vintagewings.ca.

Часть I

Часть II

В конце августа состоялись вторые крупные учения с участием канадских мигов – «Perogy», которые вызвали серьезный кризис в отношениях между Канадой и Соединенными Штатами. Теперь в RCAF знали, что получение американцами информации о наличии у Канады программы «Redhawk» является лишь вопросом времени. Фактически канадские военные были удивлены тем фактом, насколько долго им удалось сохранить в тайне программу. Однако во время учений «Perogy» произошли два крупных события: один из Redhawk-ов стал жертвой своей страсти к потреблению топлива и упал к югу от авиабазы Колд-Лейк неподалеку от небольшого городка Глендон, провинция Альберта.

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

летчики RCAF на своей шкуре почувствовали малый боевой радиус Redhawk-ов. В сентябре 1960 года во время учений «Perogy» вновь окрашенный CF-121F (59-319) совершил посадку на брюхо на пшеничном поле недалеко от Глендона. Двигатель самолета флаинг-офицера (старший лейтенант авиации) Игги Гузенко (Flying Officer Iggy Gouzenko) заглох во время бреющего полета над фермерским домом. Хотя Redhawk был сразу же удален с поля, тридцать лет спустя он был возвращен на место своего падения в виде гигантского пельменя на вилке (фотография из архива RCAF)

Другим более драматичным событием стало раскрытие существования программы и завершение режима секретности. Группа из четырех Redhawk-ов 441-й эскадрильи была отстранена от участия в учениях «Perogy» для подготовки к показу на канадском национальном авиашоу, которое должно было состояться на следующей неделе в Торонто. Это был публичный дебют нового истребителя. Звено из четырех самолетов Red Fox 21 было снято американским военнослужащим во время туристического похода в провинции Альберта. В течение нескольких дней шаблон был готов. Зернистая фотография четырех Redhawk-ов, летящий в плотном строю на малой высоте над верхушкой холма, расположенного неподалеку от озера Мус (Moose Lake), оказалась на первых полосах газет в Америке, Канаде и Европе. «Охотники» и Советы были  по меньшей мере ошеломлены.

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

довольно плохой снимок Red Fox 21 — группы из принадлежавших 441-й эскадрилье четырех истребителей CF-121 Stratocaster (место дислокации  — авиабаза Колд-Лейк) — был сделан американским туристом в провинциальном парке Мус-Лейк примерно в сорока километрах от авиабазы RCAF Колд-Лейк. Фотографом был отпускник — сержант ВВС США Карл Тэттлер (Karl Tattler) с авиабазы Марч (March), штат Калифорния. Тэттлер поднялся на холм, чтобы сфотографировать озеро, но поймал в кадр промчавшееся на малой скорости звено истребителей. Он точно знал, что он снял и, скрестив пальцы на удачу (чтобы фотография получилась ясной), собрал вещи и немедленно отправился на юг. На следующей неделе снимок проделал путь на первую полосу «Los Angeles Mirror News», появившись в выпуске от 8 сентября 1960 года

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

снимок, ставший известным как «Moose Lake» появился на следующей неделе на первой странице «Los Angeles Mirror News» и привел в движение бурю, завершившую программу канадских истребителей CF-121F Redhawk – многие в этом видят больше чем просто вмешательство американцев во внутренние дела Канады. – как некоторые назвали это «Разрушение небесной стрелы» (фотография из архива Los Angeles Mirror News)

“New York Times» напечатала заголовок

«Канадский заговор сорван — рядовой ВВС спасает нацию»,

в то время как «Chicago Tribune» ограничилась простым

«Канадские коммунистические мерзавцы»,

а «Washington Post» использовала двойной смысл

«Рубеж Зла – советские истребители накапливаются на границе».

Канадские и американские дипломаты пытались понять, что все-таки только что произошло. В течение одного дня фокус безопасности для США повернулся на 180° с Кубы на Канаду. В течение следующей недели днем и ночью U-2 выполняли полеты над канадскими военными базами, и Канада не могла остановить их. Части национальной гвардии США от Мэна до Монтаны были мобилизованы, пехотные, механизированные подразделения и батареи зенитных ракет Bomarc стали накапливаться у 49-й параллели.

24 сентября 1960 года в своем экстренном обращении к нации президент Эйзенхауэр возложил ответственность за все дипломатические затруднения на военно-промышленный комплекс (данную фразу Эйзенхауэр вновь использовал в 1961 году в своей прощальной речи). Вице-президент Ричард Никсон высказал более резкую обличительную речь и выступил с подстрекательскими комментариями. Его довольно образная и знаменитая фраза

«Советский Канюкистан опустил железный занавес на 49-й параллели, но Соединенные Штаты Америки снесут его и очистят Канаду от его остатков»,

вызвала сильную дрожь в стенах парламента.

В октябре Соединенными Штатами была послана в Оттаву делегация, включавшая всех членов объединенного комитета начальников штабов и госсекретаря Кристиана Хиртера (Christian Hirter) и выставившая канадцам состоявший из двух условий ультиматум: к февралю 1961 года избавиться от мигов и уволить виновных в их приобретении. Канада в своем типичном для себя стиле пообещала представить технико-экономическое обоснование, но сначала, как заявили канадские представители, им придется выполнить парламентское расследование, которое сможет начаться после возвращения депутатов с рождественских каникул, которые продлятся с 3 ноября по 16 января. Затем, когда парламентарии разберутся в этом вопросе, они, скорее всего, создадут пост омбундсмена, который должен будет рассматривать американские жалобы подобного рода. После того как этот человек будет выбран и будет выделен бюджет смогут начаться работы по разработке процесса обеспечения соблюдения исходящих из министерства финансов национальных стандартов связи. И вот только после выполнения всех вышеперечисленных процедур может наступить прогресс в определении формы и размеров стола для переговоров и план рассадки за ним делегатов из обеих стран.

После того как все механизмы, предназначенные для создания «понятного» процесса, будут на месте и будет установлен высочайший уровень «ответственности», чиновники среднего звена должны будут взвалить на себя текущую механику процесса и без какой-либо политики заняться решением вопросов управления и верховенства закона. Эти умопомрачительная бюрократия и внимание к мелочам процесса имели наркотический эффект, заметно уменьшавший давление и воспринимавший на себя часть гнева, исходившего от таких задир как генерал Кёртис Эмерсон ЛеМей.

В январе 1961 года президент Кеннеди вступил в должность и обещал, что Камелот [7] готов к переговорам и что двери между двумя народами открыты.

Термин «челночная дипломатия» был впервые применен во время «инцедента красных ястребов», когда делегации летали туда и обратно между Вашингтоном и Оттавой. К середине мая 1961 года риторика остыла, сделка была заключена и начался процесс распутывания дипломатического узла. Если Канада к середине лета гарантирует завершение программы «Redhawk», то Соединенные Штаты демобилизуют размещенные на границе войска, позволят Канаде изготавливать по лицензии некоторые американские самолеты и проявят уважение к национализации Канадой своей системы здравоохранения.

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

страница сайта министерства национальной обороны с информацией о Королевских ВВС Канады

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

возможно это наилучшая сохранившаяся фотография канадского CF-121F Redhawk (59-322); фотография взята с сайта RCAF [на данной фотографии не МиГ-21Ф, а скорее всего МиГ-21М — byakin]. Во время учебных воздушных боев, проводившихся в рамках учений, советский истребитель был чрезмерно заметен вследствие своей блестящей алюминиевой обшивки. Низкое качество [??? — byakin] советской алюминиевой обшивки привело к быстрой поверхностной коррозии, которая к моменту вывода Redhawk-ов из эксплуатации сделала эти машины похожими на окрашенные в матовый серый цвет. В этом было одно преимущество — истребитель сделался менее заметным. Положительным опытом программы «Redhawk» стали опыты по применению на самолетах завоевания господства в воздухе снижающей заметность окраски, которая впоследствии с большим успехом будет применена на CF-18. Считается, что эта фотография датируется началам 1961 года — кануном отмены программы «Redhawk» (фотография из архива RCAF) 

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

сорок лет спустя Канада в дни празднования 75-летия RCAF перекрасит один из своих CF-18 в честь Redhawk-ов (фотография из архива RCAF) 

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

сегодня святым Граалем коллекционеров нашивок остаются, безусловно, нашивка «CF-121 Stratocaster» и нашивка издевательски недолго просуществовавшей 441-й эскадрильи с ее девизом «Преследовать и уничтожать» (“Stalk and Kill”[8]), написанным кириллицей на русском языке. Недавно на Ebay оригинальная нашивка Strat-а была продана более чем на $650.00. Фотография размещена с любезного разрешения музея авиации и космонавтики Канады

Хотя Соединенные Штаты потребовали немедленного вывода всех Redhawk-ов с территории Северной Америки, они запросили доставить на авиабазу Эдвардс один CF-121 для проведения оценок и испытаний.

Пока происходили все эти политические баталии, пилоты 441-й эскадрильи продолжали летать на Redhawk-ах и получать опыт применения советских машин, который, как они знали, окупится в ближайшие годы. В мае-июне полеты были сокращены, а затем программа была резко закрыта. В отличие от программы Arrow все, включая и Советы, об этом решении. Пилоты 441-й эскадрильи были востребованы на Западе среди членов экипажей самолетов стран НАТО в качестве лекторов, рассказывающих о достоинствах и недостатках истребителей МиГ-21. Во время всей политической суматохи они вели себя крайне сдержанно, поскольку были чрезвычайно смущены своим наивными, радостными и несколько неправильно истолкованными идеями о возможности трансполярного альянса. На момент закрытия программы последние два Redhawk-а были в пути к нанимателю, но так и не были доставлены.

“Охотники» были очень уважаемы в кабинетах штаб-квартиры министерства национальной обороны, но примерное наказание должно было быть произведено. Ро ушел в отставку и был предан забвению, а все более младшие офицеры к концу лета были отправлены в качестве операторов РЛС системы дальнего радиолокационного обнаружения. 

Зима 1960-61 годов была временем самых напряженных канадско-американских отношений со времен 1812 года, но теперь это в прошлом. 

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

из тридцати Redhawk-ов двадцать семь машин в конечном итоге возвратились назад в Советский Союз. RCAF сохранила один для будущей музейной экспозиции, а про два других было сообщено, что они разбились во время учебных полетов. На самом деле разбился (приземлился) только один — «глендонский планер”. Третий самолет летом 1961 года был тайно доставлен на авиабазу Эдвардс, штат Калифорния. Здесь Redhawk (59-328), принадлежавший ранее 441-й эскадрилье, был испытан летчиками авиабазы, изучавшими сильные и слабые стороны советского истребителя. Пилоты RCAF были присланы обучать и информировать американцев, заложив, тем самым, традицию посещения канадцами школы летчиков-испытателей ВВС США. Два пилота нашего сайта Vintage Wings — Крис Хэдфилд (Chris Hadfield) и Джон Айткен (John Aitken) — были выгодоприобретателями этой традиции — и все из-за истребителя коммунистов!

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

когда программа «Redhawk» была закрыта, 441-я эскадрилья была одним из первых подразделений, получивших новые истребители Lockheed CF-104 Starfighter. На данном снимке «цветная птица» 441-й эскадрильи «серебряный лис», окрашенная со ставшей уже традиционной склонностью к шахматным клеткам, в сопровождении раскрашенных Starfighter-ов из 439-й эскадрильи «саблезубые тигры» (439 Squadron Sabre Tooth Tigers) и из 421-й эскадрильи «красные индейцы» (421 Squadron Red Indians). Знание характеристик и систем истребителей МиГ-21 сделали 441-ю эскадрилью самым опытным и грозным подразделением НАТО из числа оснащенных Starfighter-ами. Летавшие на Redhawk-ах пилоты 441-й эскадрильи были распределены по расквартированной в Западной Европе первой авиационной дивизии (Number One Air Division), делая канадские подразделения и их пилотов предметом зависти всех остальных летчиков НАТО (фотография из архива RCAF)

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

сегодня очень мало что осталось от эксперимента 441-й эскадрильи с истребителями МиГ-21. Из-за секретности большинства операций эскадрильи с применением Strat-ов, лишь немного снимков было сделано и сохранено. Когда программа «Redhawk», сопровождаемая почти неминуемой катастрофой, была закрыта, 27 из 30 приобретенных самолетов были спешно возвращены назад в Советский Союз. Три машины из двадцати семи (59-324, 59-327 и 59-330) были предложены Демократической Республике Вьетнам. Два из них были сбиты американскими истребителями недалеко от Ханоя, а оставшийся третий (59-324) сохранился до наших дней и представлен в открытой экспозиции в Народном саду страдания и победы (People's Garden of Suffering and Victory), Ханой. Солнце и жара сохранили опознавательные знаки ДРВ и сделали почти незаметной старую окраску 441-й эскадрильи RCAF 

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

другой снимок бывшего канадского CF-121F Redhawk в ханойском Народном саду страдания и победы со счастливыми эскурсоводами. На самолете все еще можно увидеть старую стрелу молнии, доставшуюся в наследство от RCAF, а также «звезду и полосы ВВС США», свидетельствующую, что возможно на данном миге во время вьетнамской войны был сбит самолет противника [9] — заключительная ирония. О службе в RCAF этого мига напоминают три последние цифры четырехзначного бортового номера — 324 (см. предыдущий снимок). Интересно, является ли совпадением то, что в воздушных силах Северного Вьетнама машина несла тот же номер?

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

«глендонский планер» (59-319) был удален с фермерского поля неподалеку от Глендона, провинция Альберта, на которое он рухнул в 1960 году после выработки бортового запаса топлива. Машина была списана, так как было недостаточно запчастей и несклонностью просить помощи русских в ремонте [странно, ведь согласно договору СССР должен был предоставлять запчасти и осуществлять помощь в ремонте — byakin]. 319-й оставался на хранении вплоть до 1989 года. Списанный самолет был продан на металлолом фирме Matrix Contracting company, которая принадлежала бывшему пилоту 441-й эскадрильи Рокки Седименчуку, который был родом из Глендона. Седименчук отправил обломки на переплавку. Из истребителя, когда-то изготовленного русскими, получился слиток алюминия, вес которого составил почти 400 кг. Из этого слитка были изготовлены гигантская вилка, протыкающая и поддерживающая массивную стекловолоконную (из фибергласа) еду — крупнейший в мире пельмень. Данный «памятник» был сделан, честно говоря, лишь для привлечения в Глендон туристов. Гигантский пельмень стал меккой как для пилотов 441-й эскадрильи, так и RCAF, а также летчиков-истребителей со всего мира, которые приезжают, чтобы засвидетельствовать свое почтение и сфотографироваться с ним [если бы сохранили самолет, то посетителей, имхо, было бы в разы больше — byakin]

Красные ястребы. История применения истребителей МиГ-21 в составе Королевских ВВС Канады. Часть 3

из тридцати мигов, закупленных в СССР в рамках программы «Redhawk» на сегодняшний день только один остался неизменным на канадской земле, оставшись в качестве хранителя ворот авиабазы Колд-Лейк (4-е крыло), пров. Альберта. Redhawk 59-316 был впервые представлен в 1978 году во время первых учений «кленовый флаг» (“Maple Flag”) и с тех пор неоднократно подвергался вандализму со стороны посещавших американских пилотов и членов экипажей. Сотрудники технического персонала 4-го крыла уже давно отказались от попыток нанести на него аутентичную окраску 441-й эскадрильи и просто нарисовали на цельносерой поверхности простые стрелы молний RCAF. Каждой лето по окончании учений «кленовый флаг» технический персонал перекрашивает самолет. В перспективе планируется переместить Redhawk в экспозицию старинных крыльев Канады (Vintage Wings of Canada)


7 — в американском контексте слово «Камелот» иногда используется для обозначения президентства Джона Кеннеди
8 — автор тупо перевел девиз гуглом не вдаваясь в смысл полученной фразы
9 — в ВВС ДРВ победы отмечали красными звездочками 

источник: http://www.vintagewings.ca/VintageNews/Stories/tabid/116/articleType/ArticleView/articleId/285/language/fr-FR/The-Breaking-Point—Canadian-MiGs-test-American-friendship—2011-APRIL-FOOLS-HOAX.aspx

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account