Милая такая подробность… Красная свастика на белом фоне была опознавательным знаком ВВС независимой Латвии с 1919 года, когда бедный художник и бывший ефрейтор Адольф даже во сне не видел пока будущего Третьего Рейха. И, хотя сам знак этот весьма древний, но все в жизни происходит не просто так, а уж выбор государственных символов — тем более.
Тема эта не является таким уж секретом. Имеется соответствующая литература, которая активно цитируется в Интернете на ресурсах военно-исторической направленности (см. фото ниже), а еще ныне свободные латвийские историки тщательно пересчитали весь свой летающий утиль поштучно. Чем пользовались авторы этих трудов, коллектив канала не в курсе.
Так что мы книжки эту цитировать не будем, а обратимся сразу к документальным источникам, которые начали исследовать в первой части материала, т.е. опять откроем составленный отделом ОКХ «Иностранные армии» 95-страничный отчет «Военно-географический обзор Латвии» в форме оцифровки ЦАМО (ссылка в конце статьи). Рассмотрим сейчас подробно и без всяких идеологических изысков только один раздел этого Отчета — «Люфтваффе», т.е. Военно-воздушные силы. Первые три страницы см. ниже, далее перевод и фото, взятые, увы, из Интернета, т.к. в документе только текст.
Сокращенный перевод: Высшее руководство ВВС осуществляет военное министерство. ВВС Латвии являются не самостоятельным видом вооруженных сил, а скорее вспомогательным вооружением Армии и Флота. Подразделения авиации объединены в авиаполк, штаб которого расположен в Риге. Авиационные группы подчиняются командующему военной авиацией. Тактическое применение морской авиации определяется руководством ВМФ.
Авиационный полк подразделяется на
а) Армейскую авиацию (взят близкий по значению термин — прим. автора):
- две истребительные эскадрильи в Риге;
- две разведывательные эскадрилья в Риге;
- разведывательная эскадрилья в Кройцбурге.
б) Морскую авиацию:
- разведывательная эскадрилья в Либаве;
- бомбардировочная или скорее торпедоносная эскадрилья в Либаве.
Количество самолетов в каждой эскадрильи от 8 до 12, в среднем считается 10.
Таким образом получается 50 самолетов армейской и 20 морской авиации.
Кроме того, имеется еще одна истребительная и одна разведывательная эскадрилья в корпусе «защитников» или «охранном корпусе», который именуется в Латвии Aizsargi (подробней об этой структуре см. в первой части материала).
Личный состав армейской авиации — 1150 человек (80 офицеров, 120 унтер-офицеров, 950 рядовых), морской — 230 человек (20 офицеров, 30 унтер-офицеров, 180 рядовых).
Из них летный состав:
Армейская авиация — 165 человек (105 пилотов и 60 наблюдателей), морская — 50 человек (30 пилотов и 20 наблюдателей).
Далее подробней остановимся на типах самолетов.
Истребители: 15 Бристоль «Бульдог» и 28 Глостер «Гладиатор» по немецким сведениям. По данным латвийских исследователей «Гладиаторов» закуплено почти в два раза больше (4+9+13+26 = 52 штуки) в 1937-38 годах, так что немецкие данные явно неполные, с другой стороны, отчет датирован 1 сентября 1938 года, так что последняя августовская серия из 26 машин в него могла не попасть полностью.
Bristol Bulldog. Закуплены в Великобритании Латвией в несколько партий из разных серий выпуска в 1929-30 годах. После присоединения к СССР несколько этих машин хранились на складах, едва ли не в сараях, т.к. считались устаревшими. Латвийские источники утверждают, что так они пережили немецкую оккупацию по той же причине (никому не были нужны) и были утилизированы после возвращения советских войск.
Максимальная скорость 335 км/ч Практическая дальность 440 км . Практический потолок 9450 м . Экипаж 1чел. Вооружение — два синхронных пулемета винтовочного калибра.
Возможно, часть бывших латвийских истребителей этого типа в период Великой Отечественной использовали в качестве ложных мишеней для вражеской авиации, такая информация встречается в литературе.
Gloster Gladiator. Этот истребитель встал в строй RAF в 1937 году и успел повоевать с немцами в начальный период Второй мировой, пока его сменили Hurricane и Spitfire.
Максимальная скорость: у земли 346 км/ч на высоте — 414 км/ч. Практическая дальность 714 км. Скороподъемность 788 м/мин. Практический потолок 10211 м. Экипаж 1 чел. Вооружение — 4 пулемета винтовочного калибра.
В том же 1937 году Латвия направила двух своих летчиков в чине капитана в Великобританию для изучения возможности закупки этих истребителей. Уже в сентябре 1937 года первые 4 «Гладиатора» были доставлены морским путем в Латвию. В октябре Латвия получила 9 «Гладиаторов», которые первоначально заказывали с открытой кабиной (позже дополнительный фрагмент закупался отдельно). В апреле 1938 года пришло 13 самолетов этого типа. В августе 1938 года прибыла самая большая партия — еще 26 таких машин. Это по латвийским данным. Эти самолеты участвовали в авиашоу, как теперь говорят, посвященному вхождению Латвии в состав СССР — латвийские летчики выступали как часть общей программы. Фестиваль состоялся 17 августа 1940 года. Большинство истребителей этого типа в составе уже ВВС СССР не пережили первых ударов Люфтваффе по аэродромам в июне 1941 года. Немногие уцелевшие были захвачены немцами и использовались в качестве буксировщиков планеров до 1943 года.
Разведчики (легкие бомбардировщики):
Avro 504. Эти машины закуплены в Великобритании. Максимальная скорость 153 км/ч . Крейсерская скорость 124 км/ч. Практическая дальность 402 км. Практический потолок, 4875 м. Экипаж 2 чел. Вооружение: один пулемет.
В Латвии имелись модификации 504K и 548N, закупленные в основном для организации летной подготовки. С 1936 года эти самолеты поступили также в эскадрилью Aizsargi — военизированной структуры, осуществляющей функции охраны порядка, помощь полиции и проводящей военную подготовку.
SV-5. Это закупленный в Бельгии двухместный биплан смешанной конструкции производства фирмы Stampe-et-Vertongen. К 10 купленным добавились еще 6 самолетов лицензионного выпуска (VEF), отличие от бельгийского варианта заключалось в замене двигателя Armstrong Siddley Serval V на 355-сильный Cheetah IX. После присоединения к СССР самолеты состояли на вооружении 24-й отельной разведывательной эскадрильи. Несколько единиц уже при немцах передали в эстонскую эскадрилью. В марте 1944 в составе Люфтваффе появилась группа ночных штурмовиков — NSGr.12, где служили латышские летчики. Группа имела на вооружении несколько типов самолетов, в том числе и SV-5.
Максимальная скорость 272 км/ч. Крейсерская скорость 226 км/ч . Практическая дальность 480 км . Скороподъемность 476 м/мин. Практический потолок 7500 м. Экипаж, 2 чел. Вооружение: два 7.7 мм пулемета Browning , до 8 х 50-килограммовых бомб (400 кг бомбовой нагрузки).
RK.26 Tigerschwalbe. Возможно, закуплен в Швеции, где и выпускался компанией ASJA, с другой стороны, в латвийских источниках такой машины НЕТ. Скорее всего тут имеется в виду побег автора первоначального проекта Антония Рааба из Германии в Латвию в 1933 году. Конструктор прихватил с собой и чертежи, пытаясь их реализовать уже в Латвии, но проекты не были завершены.
В немецком Отчете упомянут популярный в то время разведчик и легкий бомбардировщик Letov S.328, о котором мы уже писали в статье про авиацию Словакии, но латвийские исторические сайты приводят другие данные — на вооружении состоял Letov Smolik S.16, изображение которого Вы видите на заставке. Как дело обстояло в реальности, теперь уже выяснить сложно, но S.16, как минимум, точно в Латвии был, есть его фото, они с пометками частных коллекций, так что публиковать их не будем.
Что за торпедоносец Хейнкеля немцы обнаружили в латвийской морской авиации, автор выяснить не смог.
Указаны также учебные самолеты, которых в реальности было, скорее всего большее разнообразие. Немцы упомянули некий DH, под которым, видимо, подразумевался DE HAVILLAND DH.9A (такие фото есть, машины этого типа летали в Латвии до 1937 года). Весь этот хлам после присоединения к СССР разобрали на запчасти и упаковали в ящики для отправки «куда-то на Восток», как утверждают латвийские источники.
Дополнительно укажем (в цитируемом документе их нет) самолеты, перелетевшие в сентябре 1939 из Польши, т.е. на момент написания Отчета они еще были польскими.
38 (по другим сведениям 36) RWD-8s,
35( по другим сведениям 33) PWS-26s,
4 (по другим сведениям 8) Lublin types (R XIII C, R и R XIV),
2 PZL-11,
1 RWD-21.
Конечно, Отчет писали военные специалисты другого государства и использовать его в качестве справочника, наверное, не стоит. Но учтем, что писали его аккуратные немцы и не для авиационного журнала, а для сведения своего Oberkommando des Heeres — Верховного командования сухопутных сил. Так что в чем-то он вполне может быть достоверней современных изысков латвийских историков, готовых без конца рисовать трагическими красками безмерное величие своей скороспелой державы, предательски порушенное «советской оккупацией».