Країна героїв. Третья Железная дивизия УНР

-13

ИСТОРИЯ 3-й Железной дивизии АРМИИ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО мемуарам и Жизнеописанию СОВРЕМЕННИКОВ

«Под названием« Железный »известна была дивизия армии УНР, прославилась своей боеспособностью, за которую как раз и получила свое почетное название« Железной »дивизии», — такую оценку дает известный отечественный военный историк в эмиграции Лев Шанковский (1903-1995) на страницах своей статье одном из лучших воинских формирований украинской регулярной армии эпохи революций 1917-1921 гг [1, с. 117].

Країна героїв. Третья Железная дивизия УНР

Боевой путь 3-й Железной дивизии Армии Украинской Народной Республики (УНР), который начался в начале июня 1919 года и проходил в течение трех (Второй украинской-большевистской 1918-1919, украинская-белогвардейской 1919 и польско-советской 1920) войн, приходится на наиболее трагичный в ХХ веке период вооруженной борьбы украинского народа за свою государственную независимость. Мужество и доблесть, трагедия и героизм украинских генералов, старшин и воинов славной 3-й Железной стрелковой дивизии визивав заслуженное восхищение и уважение среди современников, ведь их противниками были военные формирования, возглавляемые известными военачальниками времен Гражданской войны — командиром южной группы войск 12-й советской армии И. Якиром, начальником 17-й Кавказской красной кавалерийской дивизии Г. Котовским, командиром 54-го им. Ленина советского стрелкового полка и предводителем одесского бандита Мишку Япончика (М. Винницким), белогвардейским генералом Н. Голицыным.

Задачей этой статьи является попытка осветить историю создания и боевой путь 3-й Железной стрелковой дивизии Армии УНР с помощью мемуаров и жизнеописаний участников революций 1917-1921 годов в Украине.

Країна героїв. Третья Железная дивизия УНР

Важным источником исследования малоизвестных страниц отечественной истории выступают мемуары участников тех событий. Мемуары (фр. mémoires — воспоминания) — повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Написанные непосредственными участниками событий, мемуарные источники (воспоминания, автобиографии, записки, дневники, письма) помогают ученым лучше воспроизвести исследуемые ими исторические события, глубже почувствовать мечты, настроения и чаяния многих исторических лиц и персоналий.

Мемуарам присуща документальность, историческая достоверность, хотя и не исключается право автора на художественный вымысел, чем значительно усложняется процесс их исследования как исторических источников.

Знакомство с библиографическими справочниками И. Калиновича, Чайковского, П. Зленко и др.. [2] дает нам возможность утверждать, что большинство воспоминаний и жизнеописаний, посвященных событиям 1917-1921 годов в Украине вышли в период между двумя мировыми войнами на страницах русскоязычных газет: «Летопись Красной Калины», «Тризуб», «За Государственность», «Табор», и многих других, а также отдельными изданиями до и после Второй мировой войны (1939-1945) главным образом на территории, Чехословакии, Германии, Франции, США, Канады и других стран Европы и Америки.

История 3-й Железной стрелковой дивизии Армии Украинской Народной Республики относится к разряду недостаточно исследованных тем отечественной военной истории.

Советская историография по идеологическим соображениям основном замалчивала сведения о Армию УНР и ее военные формирования. В работах Р. Эйдемана, А. Лихолат, И. Рыбака, М. Супруненко и других тогдашних исследователей, украинские боевые части откровенно назывались как «контрреволюционные формирования», «бунтующие отряды атаманов» и т.д. [3].

Единичный случай составляет монография В. Руднева «Крах белопольской оккупации на Украине в 1920 г» (К., 1941), на страницах которой приводится численный состав и вооружение 3-й дивизии Армии УНР во время польско-советской войны 1920 г. в Украине [ 4, с. 112].

Первые работы по истории 3-й Железной дивизии принадлежат перу участникам Освободительной борьбы 1917-1921 годов в Украине. Наиболее полной, очевидно, является двухтомная монография Александра Ивановича Удовиченко «Третья Железная дивизия. Материалы к истории войск УНР »(Нью-Йорк, 1971-1982) [5].

Ее автор — генерал-полковник Армии УНР, легендарный командир «железных» и очевидец многих событий, на основе большого фактического материала достаточно детально проследил историю 3-й дивизии — от момента ее создания до участия в последнем — 2-м Зимнем походе (Ноябрьском рейде ) Армии Украинской Народной Республики.

Его вторая работа «Украина в войне за государственность» (Виннипег, 1954) несколько дополняет первую и рассматривает боевой путь дивизии на фоне военных операций украинской армии эпохи революций 1917-1921 годов в Украине [6].

Фундаментальный исторический материал о борьбе украинских военных формирований содержит книга Николая Капустянского «Поход украинских армий на Киев-Одессу в 1919 году» (Мюнхен, 1946) [7]. На страницах этой работы с помощью различных военных документов генерал-фронтовик М. Капустянский смог ярко осветить боевые операции, дать точные оценки стратегических и тактических решений руководства 3-й дивизии в вооруженной борьбе с Красной армией во время совместного похода Объединенных украинской армии на Киев -Одессу летом 1919 г., привести цифровые данные о ее количественного состава и вооружения.

Країна героїв. Третья Железная дивизия УНР

Вышеназванные работы дополняет «Краткая история 3-й Железной дивизии. 1919-1921 »(Калиш, 1922) [8] бывшего командира 3-й Гарматной бригады 3-й стрелковой дивизии полковника Г. Чижевского. Но учитывая того, что их автор не имел возможности пользоваться архивными источниками, она по своему стилю написания более приближена к мемуарам.

Определенный интерес к исследованию боевого пути легендарной дивизии представляет написана на богатом фактическом материале обобщающая историко-аналитическая коллективная монография С. Стефанива, и Крипякевича, И. Тиктора, Б. Гнатевич, А. Думина «История украинского войска», вышедшей во Львове в 1936 г. [9]. В этой работе при освещении многих военных вопросов истории строительства украинского войска 1917-1921 гг широко вовлечены мемуарные источники известных военных деятелей того времени.

Непосредственно к теме нашего исследования также посвящена статья Л. Шанковського «Третья Железной стрелковой дивизии Армии УНР» в 9-м томе Энциклопедии украиноведения, которая в сжатой форме передает боевой путь исследуемого оперативно-тактического формирования [10, т. 9. с. 3225].

Труды других зарубежных исследователей: А. Доценко [11], И. Нагаевского, М. Стахова и др.. [12] несколько дополняющих или повторяющих уже упоминавшиеся в этой статье исследования по истории 3-й Железной дивизии.

Сегодня вопросы истории развития вооруженных сил Украины эпохи революций (1917-1921), исследование истории создания и боевого пути ее воинских формирований, биографий и жизнеописаний их командиров и солдат находятся в центре внимания отечественных исследователей: В. Солдатенко, В. Савченко, Б. Акимовича, Я. Тинченко, М. Литвина и многих других [13].

Так, среди значительного количества исторических публикаций непосредственно истории и боевом пути 3-й Железной дивизии посвящены лишь только монографии и статьи Р. Коваль А. Дуда, В. Дмитрук, П. Слюсаренко, Ж. Денисюк [14] и некоторых других.

Подавляющее большинство из вышеназванных работ опирается на разнообразные исторические (главным образом архивные) источники, а их авторы широко используют и привлекают в научный оборот неизвестные воспоминания и жизнеописания участников революций, что дает нам возможность воссоздать объективную картину тех событий.

Как свидетельствуют исторические источники, начало Второй украинской-большевистской войны (ноябрь 1918 — декабрь 1919 г.) был неудачным для армии Украинской Народной Республики. Несмотря на героическое сопротивление, украинские войска под давлением Красной армии вынуждены были с непрерывными боями отступать на запад, пока в начале апреля 1919 г. не оказались на небольшой полосе на территории Подолья, охваченной с двух сторон польскими и советскими войсками.

Именно в этот период среди небольших украинских отделов, сгруппировались на западном берегу реки Збруч и выполняли полицейские функции по охране границы вокруг города Скала, вскоре, по решению украинского военного руководства будет создана и начнет свой героический боевой путь 3-я стрелковая дивизия Армии УНР.

Країна героїв. Третья Железная дивизия УНР

История 3-й Железной дивизии, в отличие от других военных формирований Армии Украинской Народной Республики, нашла широкое отражение в украинской военной мемуаристике того периода.

Из большого количества воспоминаний и жизнеописаний украинских генералов, старшин и солдат того периода особую ценность составляют работы и мемуары руководящего состава дивизии — командира соединения генерала А. Удовиченко [15, 16], а также воспоминания и статьи командиров бригад и полков дивизии : 7-го стрелкового Синего полка генерала А. Вишневского [17-21], 9-го стрелкового полка (впоследствии 7-й бригады) генерала П. Шандрука [22, 23], 8-го Черноморского полка генерала Крат [24 -28].

Героическая гибель командира Буковинского куреня летом 1919 года частично компенсируется «Воспоминаниями в 60-летие смерти Емельяна Кантемира» сотника И. Пигуляка, вышедших в 1978 году в Торонто на страницах журнала «Буковина» [29]. Именно эти исторические источники, в сочетании с другими опубликованными и неопубликованными воспоминаниями украинских военных, хранящихся в отечественных и зарубежных архивах, создают главный массив мемуарных источников по теме нашего исследования.

Основой для создания 3-й дивизии стали отряды полковника М.Шаповала, куреней полковников В. Ольшевского и П. Шандрука и Буковинского куреня сотника М. Ципсерса (впоследствии — А. Кантемира) [9, с. 283, 10]. В апреле 1919 года группа Н. Шаповала была реорганизована в 16-й пеший отряд (бригаду) Галицкой армии.

Однако первый боевой опыт этого отряда был неудачным. Как вспоминает в своих воспоминаниях «К истории« Синих »и« Железных »командир 1-го полка этого отряда в то время полковник Александр Вишневский, при плохо спланированного конце мая 1919 наступления на Каменец-Подольский погибло много воинов, а особенно пострадал Синьожупанний полк [19, с. 75 — 82]. При таких
обстоятельств полковника Шаповала был отстранен от руководства, а на его место был назначен подполковник А. Удовиченко — бывшего российского офицера с опытом Первой мировой войны (1914-18), который до этого занимал должность начальника штаба Гуцульского корзину Галицкой армии. С приходом этого талантливого военачальника началась новая страница истории «железных».

После удачно проведенной реорганизации и присоединения других воинских частей 16-й отряд получил название «2-й дивизии Действующей Армии УНР». Как и все 11-ть дивизий украинской армии, Вторая дивизия состояла из трех пехотных и одного пушечного полка и конной сотни.

По свидетельствам ее командира перед наступлением 1 июня 1919 Вторая дивизия в своем составе имела: «1-й полк Синей дивизии полковника А. Вишневского (600 штыков, пулеметная сотня, одна пушка), 1-й Черноморский полк полковника Е. Царенко ( 750 штыков, пулеметная сотня). Отдельный шалаш полковника В. Ольшевского (350 штыков) — вместе 1700 штыков и 30 пулеметов; артиллерийскую бригаду под командованием полковника Г. Чижевского — 2 артбатареи легких орудий (8 ед.) И батарею тяжелых орудий (4 гаубицы) »[5, т. 1, с. 14]. Итак, по своему составу и вооружению это была мощная сила, с которой должны были считаться и ее противники.

Країна героїв. Третья Железная дивизия УНР

По коллективными воспоминаниями участников тех событий свое первое боевое «крещение» дивизия получила 3 июня 1919 года. Именно в этот день 2-я дивизия А. Удовиченко во взаимодействии с Запорожским шалашом П. Шандрука (700 штыков, 180 сабель и 9 орудий) в результате форсирования г. Збруч и смело проведенной атаки приобретает Каменец-Подольский, к которому вскоре переезжает правительство УНР [30, с. 110-120]. По данным доклада полковника А. Удовиченко от 7.6. 1919 г. в ходе этого боя противник потерял до 50 человек убитыми, украинскими войсками было захвачено 2 пушки и 5 пулеметов [8, кн. 1, с. 104].Країна героїв. Третья Железная дивизия УНР

Каменец-Подольская операция стала первой победой Действующей Армии УНР. Именно в этих боях проявился полководческий талант начальника дивизии Александра Удовиченко, «который своими решительными атаками предупреждал враждебные сосредоточения и замеры» [8, кн. 1, с. 50].

Вообще в украинской военной мемуаристике деятельности А. Удовиченко придается очень высокая оценка. Как вспоминал командир 3-й пушечной бригады полковник Г. Чижевский, в разгар боев, «… в самый критический момент, когда больше всего наседал враг, появлялся полевой штаб с полковником Удовиченко во главе, который одним только спокойным видом подбадривал казаков» [7 , с. 8].

Благодаря своему опыту, профессионализму, высокой личной организаторским качествам, правильно подобранным командным кадрам, за короткий срок Александру Ивановичу удалось создать воинское формирование, что по своим морально-психологическим состоянием на протяжении всего своего боевого пути фактически лишили разрушительных последствий такого негативного явления, как «отаманщина ».

Не отставал от своего прямого начальника и помощник начальника дивизии полковник В. Ольшевский. Как свидетельствует участник боя с красными под Шатава 5 июня 1919), Владимир Ольшевский лично поднял воинов 9-го стрелкового полка и «под градом пуль и пушечным обстрелом он шел бы на прогулке, ни разу даже слегка не склонив головы» [19, с. 85]. Итогом этой атаки стало освобождение украинской частями этого города от большевиков.

Благодаря успешным действиям вновь дивизии, мужества и героизма ее командиров и солдат, украинским войскам удалось прорвать фронт Красной армии по линии: Шепетовка-Староконстантинов — Проскуров — Черный остров.

6 июня 1919 в Дунаевцы в состав 2-й дивизии присоединяется Отдельный отряд полковника Павла Шандрука и после реорганизации военное формирование А. Удовиченко стало называться «3-й стрелковой дивизией».

На середину июня 1919 года в состав дивизии входили: 7-й Синий полк полковника А. Вишневского (600 штыков) 8-й Черноморский полк полковника Е. Царенко (700 штыков), 9-й стрелковый полк полковника П. Шандрука (900 штыков ) третий артиллерийская бригада полковника Г. Чижевского (12 легких пушек и 4 гаубицы) инженерный курень формировал полковник Харченко; запасной шалаш и тылы полковника Г. Стефанива [5, т.1, с. 50].

Усиленная Дубне конным полком сотника Поплавского дивизии 8 Июнь 1919 вместе с другими украинскими соединениями активно переходит в наступление, начиная цикл боев Проскуровской операции.

Воспоминания участников тех событий дают нам возможность проследить боевой путь и отдельных подразделений, входивших в состав этой дивизии. Так, на страницах своих мемуаров сотник Буковинского куреня И. Пигуляк подробно рассказывает, что свой первый бой с большевиками его подразделение приняло 14 июня 1919 в Новой Ушицей. Во взаимодействии с другими частями 9-го стрелкового и Конного Лубенского полков буковинцам удалось одними из первых освободить это место от красных [29].

В ходе последующих боев 22 июня от большевиков был освобожден Копай-Город, где украинские войска получили много трофеев и оружия. Впоследствии — Шаргород и Лучинец. В то же время дальнейшее наступление дивизии в направлении Вапнярского железнодорожного узла все дальше отдалял ее от главных сил Действующей армии УНР, заставляя расширить свой фронт до 60-70 км. В условиях отсутствия надежной связи со своими соседями это было очень опасно и создавало существенные риски попасть в окружение.

На конец июня 1919 военно-политическая ситуация в Украине сложилась не в пользу украинских войск. Группировка Красной армии непрерывно атаковали украинские части в районе переправы через реку Случь, вытесняя их в Проскуров, с целью отрезать Действенной армии УНР от г. Збруч, чтобы не дать возможности Галицкой армии в случае неудачи Чертковского прорыва перейти на территорию Великой Украины и объект объединиться обеим армиям.

3-й дивизии противостояла конная бригада Г. Котовского и 45-я советская дивизия, к которым постоянно поступало подкрепление и боеприпасы из Одессы. Бои все больше принимали форму жесткого позиционный характер, в условиях нехватки оружия и с украинской стороны. Но 3-я дивизия непрерывно с боями продвигалась вперед.

«В ходе этих боев была одна дивизия полк. Удовиченко держалась крепко на положениях в окрестности Джурина (недалеко Вапнярки) и упорно соревновалась с большевиками, — писал на страницах «Истории украинского войска» свидетель тех событий Борис Гнатевич. — Чтобы защитить Могилев, одинокую базу Армии давала связь с заграницей (Румынией) »[9, с. 286].

Чтобы остановить наступление украинских войск, 6 июля 1919 г. красные сосредоточили в районе Проскурова большие силы и перешли в наступление. «Для ликвидации июньского наступления из Галичины, — вспоминал в своих« Записках о Гражданской войне »командующий Украинским фронтом Владимир Антонов-Овсеенко, — против петлюровского фронта были немедленно переброшены резервные части, как Венгерский полк особого назначения из Киева, Интернациональный полк из Винницы и другие »[31, т. 1, с. 296].

Как свидетельствуют очевидцы, наиболее жестокие бои с красными шли за станцию ​​Вапнярка конце июня 1919 г., стратегическое значение которой хорошо понимали обе стороны. При взятии этого важного железнодорожного узла 21 июня отличился 8-й Черноморский полк, который потерял только убитыми 23 старшин и до 150 казаков, среди которых был и командир куреня полковник Оселецький [6, с. 115],

Бои 26-27 июня по Вапнярку были самым напряженными и жестокими за всю историю дивизии. Украинский воинам, которым недоставало патронов, не раз приходилось сходиться в штыковую атаку с противником. О ожесточенный характер боев красноречиво говорит тот факт, что сама Вапнярки и окружающие станции Крыжополь и княжево по несколько раз переходили из рук в руки.

По свидетельствам неопубликованных мемуаров, автобиографий и личных дел участников тех событий: сотников Л. Романюка, Е. Гловинский и казаков Ю. Константинива и С. Колубаива (эти документы были введены в научный оборот исследователем Романом Ковалем) в Вапнярский операции лучше показали себя украинские артиллеристы [32]. Особенно прославилась расчет легендарного сотника 3-й пушечной бригады И. Шуры-Буры (расстрелянного под Базаром в 1921 г.), смело вступала в неравный поединок с артиллерией красных панцерных бронепоездов и не раз выходила из него победителем [33].

Победа под Вапнярка стала «звездным» временем в истории 3-й дивизии. В ходе упорных боев личным составом дивизии было уничтожено «22 вражеские части в общем количестве до 11 тысяч бойцов », среди которых и знаменитый полк, возглавляемый мобилизованным большевиками известным одесским бандитом Мишкой Япончиком [6, с. 113-114].

А. Вишневский в своей статье «Вапнярка» вспоминал, что за выносливость, проявленную украинскими воинами во время проведения этой операции, дивизия получила сначала неофициально, а затем и официально название «Железный» [17, с. 171].

«Сообщаю, — писал в своей поздравительной телеграмме Начальник штаба Действующей армии УНР полковник Василий Тютюнник. — Что за высокую боеспособность и выносливость, за чрезвычайное рыцарство 3-й дивизии ей предоставлена ​​название «Железная» »[5, т. 1, с. 50].

Третий Железная дивизия становится «надежным» и элитным воинским формированием времена Директории Украинской Народной Республики. Об этом наглядно говорит тот факт, что на посту командира куреня Железной дивизии проходил службу Александр Петлюра — младший брат Главного атамана.

Но победа далась дывизийныкам слишком большой ценой. Дивизия понесла большие потери (до 40% личного состава) и исчерпала все свои резервы. Большие потери были среди ее комадно состава (погиб Е. Царенко, тяжело ранен А. Вишневского и Б. Магеровский), «забитыми и ранеными были все командиры все командиры куреней, а командиров сотен приходилось менять дважды в день» [6, с. 141]. По свидетельствам очевидца в боях за станцию ​​Крыжополь конце июля 1919 смертью героя погиб сотник А. Кантемир [34].

Благодаря своим успешным оборонительным боям третьего дивизия разорвала железнодорожные коммуникации в направлении Жмеринка-Одесса, сковав вокруг себя сорок пятом, сорок седьмой и 58-в дивизии Красной армии. Все это создало благоприятные условия для успешного перехода 15-16 июля 1919 Галицкой армии через р Збруч и объединения с Действенной Армии УНР.

Перед украинским руководством встал непростой вопрос выбора дальнейшего стратегического наступления. Главный атаман армии Украинской Народной Республики Петлюра приказал наступать Объединенным украинским Армиям

одновременно в двух направлениях: большими силами — на Киев и меньше — в Одессу.

Железной дивизии была поставлена ​​задача наступать на Одессу в составе третьей группы (правого крыла) украинских войск, которыми руководил полковник В. Тютюнник. Кроме 3-й Железной, к этой группе еще входили 9-я пешая дивизия и 11-я галицкая бригада.

Общий наступление украинских войск начался 12 августа 1919 Главным противником «железных» была 14-я армия красных, которая в ходе упорных боев вынуждена была покинуть станцию ​​Рудница, Попелюхи, городок Славутич, села нищего, гоноровка, соединенные и Дмитрашивку.

Желая оказаться в окружении белогвардейских войск, командующий Южной группы советских войск И. Якир, решил прорвать украинский фронт на линии Жмеринка-Киев и вывести свои войска из Одессы, которая уже была занята белыми, на север — на воссоединение с главными силами красных в Киеве.

Начался новый этап Вапнярский военной операции. Как свидетельствует А. Удовиченко, в ходе этой операции для обороны Вапнярки украинская сторона кроме 3-й Железной дивизии могла выставить еще 9-ю Железнодорожную дивизию полковника П. Кудрявцева (950 штыков) и Стрыйскую (11-в) галицкую бригаду атамана К. Шльоссера (900 штыков) [6, с. 122].

Силы красных преобладали украинские в несколько раз и составили: 45-я стрелковая дивизия — 8360 штыков, 662 сабли, 95 пулеметов, 40 орудий, 2 бронепоезд, 47-я дивизия — 950 штыков, 8 пулеметов, 18 орудий [35].

Особенно жестокий и изнурительный характер носили бои с красными до станции Крыжополь. «Уже две недели продолжались упорные бои, — вспоминал на страницах своих воспоминаний« Бой под Крыжополем 15 августа — 1 сентября 1919 г. »сотник Евгений Гловинский. — Крыжополь шесть раз переходил из рук в руки … казалось, мы тут воюем, воюем и будем воевать всю свою жизнь »[36].

Вапнярский операции посвятили свои воспоминания генерала А. Вишневский и М. Крат [17, 24], которые содержат немало описаний важных сражений этой военной операции с участием 7-го и 9-го стрелковых полков 3-й Железной дивизии.

Благодаря геройским действиям казаков и старшин, умелому руководству военного командования, 3-й стрелковой дивизии удалось разбить врага и не

допустить прорыва красными украинского фронта. Это вынуждены были признать на страницах своих мемуаров и военные деятели большевиков [37, с. 36; 38].

Но украинской стороне так и не удалось воспользоваться плодами своей победы. В июне 1919 г. началось наступление Вооруженных сил Юга России на Москву. Главные силы Добровольческой армии генерала А. Деникина под руководством генерал-лейтенанта Бредова наступали через территорию Восточной Украины. Задачей этой группы было захвата Киева [39, с.96].

31 августа 1919 в Киеве встретились две армии: украинская во главе с генералом А. Кравс и деникинская — генерала Бредова. Желая приобрести себе еще одного сильного противника, которого поддерживает Антанта, украинские войска вынуждены были отступить из украинской столицы. Все это привело удручающее впечатление на украинских старшин и воинов, усилило раскол между обеими украинской армиями.

«Краткая победа под Киевом, захватившая была нас, — изменилась на-отступление, сея в душах сомнения и разочарования», — с болью в душе вспоминал на страницах своих мемуаров «От Бершади в Чартории» артиллерист 3-й пушечной бригады Леонид Романюк [ 40, с. 24]. Перед украинской армией появляется новый грозный противник — Добровольческая армия генерала А. Деникина.

Украинскому-белогвардейская война (сентябрь-декабрь) 1919 г. в Украине, по меткому выражению исследователя В. Савченко получила название «странной» войны, отмечается относительно небольшим количеством военных мемуаров всех без исключения враждующих в ней сторон.

Так, определенного внимания со стороны военно-теоретических работ по освещению описываемых событий заслуживает труд бывшего командующего 3-м армейским корпусом белогвардейского генерала Я. Слащева «Материалы для истории Гражданской войны в России» [41]. Однако, детально анализируя стратегические планы Добровольческой армии против украинских войск в ходе Гайсинского операции (октябрь-ноябрь) 1919 г., ее автор достаточно вскользь упоминал о 3-ю дивизию.

Как свидетельствуют исторические источники, после дислокации 3-й Железной дивизии в район Бершадь-Балта-Рудница-Вапнярка, для украинской стороны началась война на

два фронта: на севере — против красных, на юге — против деникинцев. 26 сентября 1919 на всех участках фронта части Действующей армии УНР вступили в бой с Добровольческой армией.

Начало боевых действий с белыми для «железных» оказался достаточно удачным. В начале октября третий Железная дивизия в результате стремительного наступления заставила добровольцев отойти на линию Биланивка-Бершадь [26, с. 90]. По показаниям генерала А.Удовиченко подразделениям 3-й дивизии в районе Бершадь удалось разбить 5-ю дивизию Добровольческой армии, которая состояла исключительно из офицеров [6, с. 133].

В этом бою особенно отличились 8-й полк под командованием Крат и Буковинский курень С. Григоряк. В результате совместных действий этих двух подразделений 2 октября 1919 военной поражение потерпел 75-й Севастопольский полк добровольцев [42].

Но после первых успехов в борьбе с Добровольческой армией, для Железной дивизии началась полоса военных неудач. Так, 14 октября возле станции Кловань кавалерийские отряды белых неожиданно напали на 9-й пехотный полк и «изрубили его вдребезги». Командир полка М. Евтушенко, желая попасть в плен, застрелился [6, с. 133].

3-я Железная дивизия в этой неравной борьбе постепенно теряла военную инициативу и вынуждена была с боями отступать. В руках врага оказался Тульчин, Брацлав, Гайсин и Вапнярка.

Все эти события происходили на фоне катастрофического ухудшения военно-политической ситуации в Украине. Армия Украинской Народной Республики в результате безуспешных боев конце ноября 1919 оказалась в районе Любар-Острополь-Мирополь, в т.н. «Треугольнике смерти». С севера на нее наступала 12-я армия красных, с юга — Добровольческая армия генерала А. Деникина, с запада ее блокировали польские войска.

Положение обеих украинских армий было крайне тяжелым. Начались холода, воинам не хватало теплой одежды, оружия и боеприпасов. В частях началась эпидемия тифа. Тифом заболели командир дивизии и все командиры ее полков.

Чтобы сохранить армию от катастрофы, военное руководство Действующей армии УНР

решило выступить в поход по тылам красной и деникинской армии. В этот поход, который в отечественной историографии получил название «Зимнего», отправилась и 3-я Железная дивизия, которая на тот момент в своем составе насчитывала 500 штыков, 110 сабель, 16 пулеметов и 5 орудий [5, т. 1, с. 225].

Однако, в самом начале похода дивизия понесла страшные военных неудач. Так, во время одной из атак белых в бессознательном состоянии в руки врага попал генерал А. Удовиченко [6, с. 146-147]. Но беда на этом не закончилась. 25 декабря во Животовым на Таращанщине в результате внезапного нападения кавалерийского полка Киевской (по др.. Данным Кавказской) «сводной» дивизии генерала князя М. Голицына третий Железная дивизия перестала существовать как военная единица.

В то же время этот трагический момент не нашел должного освещения в отечественной историографии. А. Удовиченко, который не был непосредственным свидетелем этих событий, в конце первого тома своего известного труда ограничился только общими сообщениями о досадный факт [5, т. 1, с. 261-263].

Историк Л. Шанковский одним из первых предложил при исследовании обстоятельств гибели 3-й дивизии обратиться к свидетельствам военных мемуаристов — непосредственных свидетелей тех событий, был [1].

Сопоставление информации, полученной от воспоминаний и трудов Г. Чижевского [7, с. 56], А. Вишневского [18], М. Крат [43], М. Емельяновича-Павленко [44, с. 47] и их критический анализ позволяет нам с большей степенью вероятности воспроизвести подробности трагического боя.

Так, из этих мемуаров мы можем узнать, что. о. начальника дивизии В. Трутенко 24 декабря получил приказ от командарма генерала Емельяновича-Павленко срочно вывести свои подчиненные части из района их расположения, в

которого приближались значительные силы деникинцев. Начальник штаба дивизии полковник М. Крат следующий день в половине пятого утра выстроил части в производные колонны за село на дорогу, ведущую на села Стадница и Высокое.

Однако В. Трутенко по причине личной недисциплинированности (через жену)

опоздал на шесть часов. Такая преступная беспечность командира стала причи-

ной того, что марш начался с опозданием. Воины, большинство из которых болели тифом, вынуждены были ждать на морозе и холодном ветру. Из-за низкой температуры воздуха замерзла вода в пулеметах.

Лишенные пулеметной поддержки, украинские военные после короткого и неравного боя стали легкой добычей белых. М. Крат, жена которого попала во вражеский плен, попытался догнать белогвардейцев, но из-за нехватки сил и вооружения вынужден был вскоре отказаться от этой затеи.

Пытаясь оправдать свою вину, полковник В. Трутенко на страницах своих мемуаров утверждал, что его никто своевременно не предупредил о том, что дивизия готова для совершения марша [45]. Но этот аргумент звучал весьма неубедительно и поэтому подавляющее большинство украинских военных мемуаристов осуждала его поступок.

С остатков дивизии был сформирован 3-й Отдельный конный полк, во главе с полковником П. Чижевским вместе с Общей юношеской школой Армии УНР принял участие в Зимнем походе [11, с. 22].

Как вспоминал в своих воспоминаниях командир Киевской (Стрелецкой) дивизии генерал Юрий Тютюнник, во время Зимнего похода 3-й конный полк хорошо воевал с частями Добровольческой и Красной армий в составе Южной группы Действующей армии УНР [46, с. 58].

Второе обновление Железной дивизии как военной единицы украинской армии было связано с началом и ходом польско-советской войны 1920 г.

В феврале 1920 г. генерал А. Удовиченко после своего выздоровления и бегства из белогвардейского плена вместе с небольшим повстанческим отделом пробился из Одессы в Польшу. После прибытия в Каменец-Подольский, занятого польскими войсками, как вспоминал в своих воспоминаниях А. Вишневский, дальнейшее продолжение вооруженной борьбы за украинское дело А. Удовиченко видел исключительно партизанскими средствами [19, с. 84]. Но его мнение кардинально изменилось, когда он случайно наткнулся на отряд бывших военных своей дивизии, которые вместе с командиром 9-го стрелкового полка П. Шандруком лечились от тифа. Тогда у него возникла идея вновь взяться за оружие.

Эта его инициатива была поддержана «сверху». 18 февраля 1920 А. Удовиченко получил от Председателя Совета Министров Украинской Народной Республики Мазепы распоряжение от С. Петлюры о формировании в районе Могилевского и Ямпольского уездов отдельной пешей бригады.

10 марта 1920 в Варшаве был подписан украинский-польский договор. 24 марта А. Удовиченко получил новый приказ о формировании украинских частей, находящихся в районе Новой Ушице и Каменец-Подольского и интернированных в польских лагерях украинских воинов сначала отдельной бригады, а позже — 2-й Украинской стрелковой дивизии.

Как утверждает Г. Чижевский, в мае 1920 г. в ее состав вошли: курень «Свободная Украина», 1-й Могилянский пеший полк, отдельный галицкий шалаш, отдел конницы им. Ивана Сирко, пушечный отдел, инженерная сотня, 4-я стрелковая бригада, 1-й пеший рекрутский полк. Вместе — 317 старшин и 1462 казаки, которые имели 407 лошадей, 29 пулеметов и 7 орудий [7, с. 35]. Дивизия заняла оттенок польско-советского фронта от Днестра до Новой Ушице.

Решающим событием для вновь соединения стала встреча украинских войск с передовыми отрядами 3-го конного полка, который возвращался из Зимнего похода, которая состоялась 6 мая 1920 [6, с. 154].

После реорганизации 29 июня 1919 (Приказ Главной Управы Войск УНР № 35) 2-я стрелковая дивизия изменила свой порядковый номер на третий и стала называться «третьей Железной дивизией» [48, с. 4].

Совместно с поляками повела успешное наступление против частей 14-й армии на юг, пытаясь достать магистрали Киев — Одесса.

Так, в своих воспоминаниях «Записки строптивого» (Новый Ульм, 1972) командир 21-го куреня В. Прохода, вспоминал, что первой боевой акцией его подразделения стало освобождение в конце апреля от большевиков городка Калюс, жители которого «нас приветствовали весьма благосклонно» [ 47, с. 377]. Мемуарист также утверждал, что в течение всего боевого пути Железной дивизии на территории подконтрольной этому военному формированию не наблюдалось ни одного случая еврейских погромов.

В оперативном отношении третьих Железная дивизия в ходе наступления находилась в составе 6-й польской армии и действовала вместе с 12-ю польской дивизией. Польское командование в своих приказах не раз отмечала храбрость, инициативность и героизм воинов 3-й дивизии на протяжении всей польско-советской войны [48, с. 73-74].

Во время наступления в боях с красной кавалерией особенно отличился придан Железной дивизии 3-й Донской конный полк М. Фролова (около 500 сабель и 20 пулеметных тачанок), сокрушительное атаки которого «не мог выдержать ни советская часть» [47, с. 389].

В начале июня после передислокации в Умани 1-й Конной армии М. Буденного (16 тыс. сабель) стратегическая инициатива в советско-польской войне переходит к Красной армии. После прорыва польско-советского фронта польские и украинские войска с боями уходят на запад.

16 июня А. Удовиченко издал приказ о выходе Железной дивизии из состава 24 бригады 12 — польской дивизии и объявил о начале самостоятельных боевых действий в обороне Украины.

В начале июля 1920 г. в результате ожесточенных боев с красными в районе Ялтушков третьей дивизия окончательно теряет связь с 6-ю польской армией и 14 июля вынуждена была занять «позицию на западном берегу Збруча — от Днестра до Гусятина» [6 , с. 167].

С 5 по 17 июля 1920 г. в боях на г. Стрый кавалерия 3-й дивизии во взаимодействии с украинской бронепоезда «Кармелюк» и «Запорожец» прорвала фронт красных и вышла в глубокое подполье врага [7, с. 41].

Однако на других участках фронта в настоящее время ситуация была не такой сприятною для «железных». Так, полковник Василий Прохода в своих мемуарах, вспоминал о напряженном характере боев, которые продолжались 13-14 июля 1920 г. между украинскими воинами 7-й бригады 3-й стрелковой дивизии, защищали позиции между деревнями Зеленое и Трояновка и наступающими отрядами красной конницы [42, с. 377]. 19 июля сильной кавалерийской атакой большевистские части «в силе 200 штыков и 400-450 сабель прорвали фронт между 7-й бригадой и польскими частями, заняли с. Кривеньке »на западном берегу реки Збруч [5, т. 2, с. 63-64].

Но наступление врага давался ему дорогой ценой. Особое значение набрали бои в районе Шидловцы — Сидорово. Как вспоминают в своих воспоминаниях П. Шандрук [23, с. 95] и П. Цапко [49, с. 204-205], чтобы ликвидировать большевистский плацдарм на западном берегу г. Збруч украинское командование бросило в бой свои последние резервы — Отдельное кавалерийскую дивизию и конницу 3-й Железной дивизии.

25-26 июля 1920 состоялись знаменитые конные бои под Сидоровым, в ходе которых с обеих сторон приняли участие до 2 тыс. конников. Подробное описание этих победных для Украинской боев оказывает на страницах своей работы А. Удовиченко.

«Враждебная конная бригада в составе до 1100 сабель ворвалась в ряды нашей пехоты, — утверждает командир« железных ». — Но неожиданно ее атаковала наша Отдельная конная дивизия и 3-й конный полк. Началась рубка. Враг не выдержал … и вернул Сидорова … »[6, с. 168].

16-17 августа 1920 г. польская войска разбили большевиков под Варшавой («чудо на Висле») и вместе с украинской армией начинают совместное наступление на всем советско-польском фронте.

Важным этапом этого наступления стала операция украинских войск по форсированию реки Днестр в районе Городнице 14 сентября 1920 обеспечивала переправу главных сил армии УНР 3-я Железная дивизия численностью до 800 штыков, 550 сабель при 16 орудиях.

Как вспоминает в своей статье «Форсирование Днестра под Городницей» А. Удовиченко, имея необходимой для наступления преимущества, Железная дивизия нанесла поражение советским войскам и обеспечила успешное форсирование реки, потеряв при этом лишь 23 воинов ранеными [19, с. 198]. Красные спешно вынуждены были отступать до Збруча.

Однако после подписания в октябре 1920 г. мирного соглашения между Польшей и Советской Россией, 25-тысячная украинская армия осталась наедине с полумиллионной Красной армией.

О последних боях Армии Украинской Народной Республики и 3-й Железной

дивизии на родной земле, которые продолжались с 10 по 21 ноября 1920 г., подробно на страницах своих воспоминаний и работ рассказывают А. Удовиченко [6, с. 184-186, 15], М. Крат В. [28], Савченко [50] и Ю. Константине [51].

Из них мы можем узнать, что правая группа украинских войск, которая со-

лась с 3-й Железной и пулеметной дивизий во главе с полковником А. Удовиченко держала фронт от Днестра у Могилев-Подольского в Шаргорода.

Не дождавшись окончания перемирия, красные напали первыми. Утром 10 ноября левофланговый 9-я бригада 3-й Железной дивизии была атакована 8-й конной советской дивизией и через несколько часов из трех тысяч украинских воинов в живых осталось — 70 [6, с. 184].

Одновременно красная пехота вступила в бой с 7-й бригадой Железной дивизии под Черновцами и прорвала ее тыла. На помощь 7-й бригаде из резерва был брошен восьмой бригаду. После окончания патронов, украинские военные отбивались от конников штыками и прикладами винтовок. Половина личного состава обеих бригад нашли смерть в этом жестоком бою.

20 ноября по приказу своего командарма Армия УНР с боями отошла в район Волочиск. Последний бой третьего Железная дивизия провела 21 ноября 1920 8-м орудий 3-й артиллерийской бригады выпустили по врагу последние снаряды и в 18 часов украинские военные покинули родной берег. «Перепустившы всех, — вспоминал Ю. Константина. — Величественно и даже вдохновенно, напоминая бога войны Марса, полковник Удовиченко на белом коне со своим штабом последним перешел вслед за своим войском »[51, л. 769].

После перехода за Збруч на польскую территорию Армия УНР была разоружена, а ее личный состав был интернирован в лагерях. Воины 3-й Железной дивизии до 1924 г. находились в лагере Калиш на Познанщини.

Небольшая часть бывших воинов Железной дивизии осенью 1921 г. в

составе украинских войск приняли участие во Втором зимнем походе. Так, об участии «железных» в двухнедельных неравных боях с красными во время этого рейда в составе Волынской группы атамана Ю. Тютюнника достаточно фрагментарно в своих воспоминаниях упоминают подполковник М. Чижевский [46, с. 74-75], инженер В. Яновский [46, с. 126] и др.. [21, 27].

Во время последнего боя с красными под Малыми Минько смертью героя погиб поручик 3-й пушечной бригады Демьян Сикорский, который «кинул

под себя гранату, чтобы не дать в руки врага »[5, т.2, с. 206].

Среди 359-ти и расстрелянных большевиками под Базаром украинских воинов нашли вечный покой и 17-ть старшин и казаков легендарной С-й дивизии.

В 1920-е гг среди ветеранов Железной дивизии была распространена мысль о том, что многих военных неудач во время Второго зимнего похода можно было бы избавиться, если бы украинские войска возглавил генерал Александр Удовиченко

Боевой путь легендарной дивизии нашел свое продолжение и в современной Украине. Так, Патриарх УАПЦ Мстислав (в миру Степан Скрипник), который смолоду участвовал в освободительных соревнованиях и проходил службу в Железной дивизии на протяжении многих лет сохранял священную реликвию — боевое знамя 3-й стрелковой дивизии Армии УНР. 24 августа 1992 в торжественной обстановке он передал ее 1-м полку Национальной гвардии Украины.

Этот величественный символ непобедимого соединения украинских воинов, которые до последнего оставались в рядах борцов за украинскую государственность, можно наглядно увидеть среди экспонатов Центрального музея Вооруженных Сил Украины в Киеве.

Исходя из приведенного в статье выше материала, можно сделать вывод, что история и боевой путь 3-й Железной дивизии Армии Украинской Народной Республики своей яркой и героической страницей навсегда вошли в анналы отечественной военной истории. Благодаря мемуарам участников тех победоносных событий спустя десятилетия из небытия возвращаются к нам забытые имена украинских воинов эпохи революций 1917-1921 гг

Сегодня воины 24-й отдельной механизированной бригады имени Данила Галицкого Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины — правопреемницы легендарной Железной дивизии — с достоинством выполняют свой почетный долг по защите суверенитета, неприкосновенности и территориальной целостности независимой Украины. Память о мужестве и жертвенности «железных» в борьбе за государственность навсегда останется сердцах многих последующих поколений украинский.

Литература

1. Шанковский Л. Книги, достойные внимания / / Украинская книга. — 1971. — № 2. — С. 117.

2. См..: Калинович И. Украинская мемуаристика (1914-1924): Библиографический реестр. — Львов, 1925. — 32 с.; Чайковский И. Наша мемуаристика. — Мюнхен, 1966. — 36 с.; Зленко П. Зимний поход. Материалы для библиографического указателя. — Прага, 1938. — 14 с.; Гетман Павел Скоропадский (1873 — 1945): Материалы для библиографии. — Киевский библиографический вестник, 1996. — 53 с.

3. См..: Эйдеман Р., Какурин Н. Гражданская война на Украине. (Под редакцией Р.Я. Чубаря). — М.: Госиздат Украины, 1928. — 71 с.; Лихолат А.В. Разгром буржуазно-националистической Директории на Украине. — М.: Госполитиздат, 1949. — 216 с.; Рыбалко И.. Установление Советской власти на Украине. — Киев, 1957. — 56 с.; Супруненко М. Совместная борьба украинского и русского народа за установление Советской власти на Украине. — Киев, 1954. — 32 с. и др..

4. Руднев В. Крах белопольской оккупации на Украине в 1920 г. — М.: Политиздат ЦК КП (б), 1941. — 160 с.

5. Удовиченко О. Третья Железная дивизия. Материалы к истории войск УНР. — Нью-Йорк: Красная Калина. — Т.1. Год 1919 — 1971. — 264 с.; Т.2. Год 1920. — 1982. — 230 с.

6. Удовиченко А.И. Украина в войне за государственность. История организации и боевых действий Украинских Вооруженных Сил 1917 — 1921. — Киев: Украина, 1995. — 206 с.

7. Чижевский Г. Краткая история 3-й Железной дивизии. 1919-1921. — Калиш, 1922. — 56 с.

8. Капустянский М. Поход украинских армий на Киев-Одессу в 1919 году:

Краткий военно-исторический обзор: В 2-х кн. — Мюнхен, 1946. — Кн. 1. — 110 с; Кн. 2. — 200 с.

9. История украинского войска (от княжеских времен до 20-х годов ХХ ст.) / Крипьякевич И., Игнатович Б., Стефанов С. и др.. — 4-е изд. изменений. и доп. — М.: Мир, 1992. — 712 с.

10. См..: Л. Ш. Третья Железной стрелковой дивизии Армии УНР / / Энциклопедия украиноведения. Словарная часть — Львов, 2000. — Т. 9. — С. 3225.

11. Доценко О. Зимний поход (6.12.1919-6.5.1920).-Киев: Издательство имени Олены Телиги, 2001. — 379 с.

12. См..: Нагаевский И. История Украинского государства двадцатого века. — Киев: Украинский писатель, 1993. — 413 с.; Стахив М. Украина в сутках Директории УНР: [В 7 т.] Т.1. Собственными силами. — Скрэнтон: Изд-во Укр. наук. — Ист. б-ки, 1962. — 272 с.; Шанковский Л. Украинская армия в борьбе за государственность. — Мюнхен: Днепровская волна, 1958. — 317 с. и др..

13. См..: Солдатенко в. Украинская революция. Истор. очерк. — Киев: Лыбидь, 1999. — 975 с.; Савченко В.А. Двенадцать войн за Украину. — Харьков: Фолио, 2006. — 415 с.; Якимович Б. Вооруженные Силы Украины. Очерк истории. — Львов, 1996. — 359 с.; Тинченко Я. Офицерский корпус Армии Украинской Народной Республики

(1917-1921): Научное издание. — К.: Темпора, 2007. — 536 с.; Литвин С. Суд истории: Петлюра и Петлюриана. — М.: Издательство имени Олены Телиги, 2001. — 640 с.; Ковальчук М. Неизвестная война 1919 года: украинские-белогвардейское вооруженное противостояние. — Киев: Темпора, 2006. — 576 с.; Серебреник И. обезоружен, но непокоренная. Интернирована Армия УНР в лагерях Польши и Румынии (1921-1924 гг) — Киев-Филадельфия: Изд-во им. Елены Телиги, 1997. — 187 с. и др..
14. См..: Коваль Р. Багровые жатвы украинской революции: 100 историй и биографий участников Освободительной борьбы. Военно-исторические очерки. — Киев: Диокор, 2006. — 404 с.; Коваль Р. Тернистый путь кубанца Проходы. К истории 1-й Серой, 2-й Волынской и 3-й Железной дивизии Армии УНР. — Киев — Винница: ГП «Государственная картографическая фабрика», 2007. — 404 с. Дуда А. Буковинский Курень в боях за украинскую государственность: 1918.1941.1944 / А. Дуда, В. Старик. — М.:
Тиражом Общества «Украинский Народный Дом в Черновцах», 1995. — 272с.; Дмитрук В. Они боролись за свободу Украины: (очерк по истории Сирожупаннои дивизии) / В.Г. Дмитрук. Вид. Второй доп. — М.: Волынская обл. типография, 2004. — 282 с.; Слюсаренко П. М. украинский третий Железная стрелковая дивизия в русско-польской войне 1920 г. / / Вестник Академии труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины: научно-практический сборник. № 5 (24) ‘2003 / Акад. труда и соц. отношений Федерации профсоюзов Украины; Редкол. М.Л. Головко. — Киев: Курс,

2003. — С. 189-194; Денисюк Ж. третий Железная дивизия Армии УНР. Набросок боевого пути. — Режим доступа: http://www.irekw.internetdsl.pl/zalizna_dyw.html.

15. Удовиченко А. От Днестра по линии перемирия и отворот за Збруч / / За Государственность. — Сб. 5. — Калиш, 1935. — С. 76-123; Сб. 6. — Калиш, 1936. — С. 77-109; Сб. 7. — Варшава, 1937. — С. 152-164.

16. Удовиченко А. Форсирование Днестра под Городницей / / За Государственность. — Зб.45. — Калиш, 1934. — С. 190-200.

17. Вишневский А. Вапнярка (Из воспоминаний командира Синего полка) / / Освободительный путь. — 1960. — Май. — С. 541-551;

18. Вишневский О.Трагедия 3-й дивизии Армии УНР. — Мюнхен — Детройт, 1963. — 19 с.

19. Вишневский А. К истории «Синих» и «Железных» / / За Государственность. — Варшава, 1937. — № 6. — С. 68-102.

20. Вишневский О.Повстанський движение и отамания. — Детройт: Капитула Отличия Креста Железного Стрельца, 1973. — С. 74-75.

21. Вишневский О.Розгром Всеукраинского повстанческого комитета и самоубийственный рейд / / Известия Братства кол. Воинов 1 УД. УНА. — Мюнхен, 1962. — Ч. 106. — С. 51-52.

22. См..: Shandruk, Lt. General Pavlo. Arms of Valor. — New York: Robert Speller, 1959. — 320 p.; Шандрук П. Силы доблести. Мемуары. — Киев, 1999. — 240 с.; Его же. Армия УНР и ее борьба за государственность / / Встречаемся. — 1932. — № 9 — С. 7-15.

23. Шандрук П. Бои Из й Железной дивизии под с. Сидоровым над Збручем 19-26

Июль 1920 / / Табор. — 1923. — № 1. — С. 94-101.

24. Крат М. Вапнярская операция / / За Государственность. — Варшава, 1938. — Сб. 8. — С. 66-80;

25. Крат М. 1920 год (О забыты действия украинского войска) / / За Государственность,

Торонто, 1964. — Сб. 10. — С. 79-90.

26. Крат М. Бой под Балановка (12.10.1919) против доброармии / / Тризуб. — 1939. — № 10. — С. 79-91.

27. Крат М. Базар / / Бюллетень Союза был. Украинской Воинов в Канаде. — 1961. — Ч. 9. — С. 6-7;

28. Крат М. 1920 год (О забыты действия украинского войска) / / За Государственность. Материяли к истории Войска Украинского. — Торонто, 1964. — Сборник 10. — С. 85 — 88.

29. Пигуляк И. Воспоминания в 60-летие смерти Емельяна Кантемира / / Буковина (Торонто). — 1978. — Ч. 1.

30. См..: Бой за Каменец-Подольский / / Военно-исторический альманах. — 2005. — № 2 (11) — С. 110 — 120.

31. Антонов-Овсиенко В. Записки о Гражданской войне. Воспоминания: В 4-х т. — М. — Л.: Госиздат — Госвоениздат, — Т. 1. — 1924. — 297 с.

32. См..: Центральный Государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦДАВО Украины) — Ф. 3795. Украинской хозяйственной академии в Подебрадах и организации при ней — Оп. 1. — Спр. 1854. Личное дело студента Романюка Леонида. — Арк. 140 — 148; Спр. 892. Личное дело студента Гловинский Евгения. — Арк. 1 — 133; Спр. 1261. Личное дело студента факультета агрономически-лесного отдела агрономического Константинива Юрка. — Арк. 1 — 67; Оп. 5. — Спр. 78. — Арк. 431 н. — 434.

33. См..: За Государственность. — Калиш, 1932. — Сб. 3. — С. 216 А.

34. См..: Лакуста С. Дума о двух братьях Кантемира / / Время. — 1932. — Ч. 1049. — 28 апреля.

35. См..: Гражданская война и революция на Украине. — Киев, 1977. — Т. 2. — С. 32.

36. Гловинский Е. Воспоминание. Бой под Крыжополем 15 августа — 1 сентября 1919 / / неодолимое нация. — Ч. 6 (220). — 2004. — Июнь.

37. Якир И. Э.. Воспоминания о Гражданской войне. — Москва: Воениздат, 1957. — 40 с.

38. Акулов Ф. Прорыв южной группы 12-й армии на Украине / / Война и

революция. — 1926. — № 1-2. — С. 60-74.

39. Деникин А.И. Поход на Москву. — М.: Воениздат, 1990. — 288с.

40. Романюк Л. От Бершади в Чартории (Накануне Зимнего похода) / / Известия комбатанта. — 1972. — Ч. 2. — С. 23-31.

41. Слащев Я. Материалы для истории Гражданской войны в России (Операции белых, Петлюры и Махно на Украине в последней четверти 1919 года) / / Военный вестник. — 1922. — № 9-10, № 11. — С. 32-37, № 12. — С. 41-44, № 13. — С. 49-51.

42. Гниздовский А. За родной край. Воспоминания из освободительной войны / / Буковина. — Торонто, 1979. — Ч.1.

43. См..: Крат М. Разными путями (По случаю юбилея Первого зимнего похода) / / В 50-летия Зимнего похода Армии УНР. — Нью-Йорк, 1973. — С. 136 — 138.; Крат М. Первый зимний поход армии УНР / / В 50-летия Зимнего похода Армии УНР. — Нью-Йорк, 1973. — С. 42; Крат М. Как было в Зимнем походе / / В 50-летия Зимнего похода Армии УНР. — Нью-Йорк, 1973. — С. 34.

44. Омельянович-Павленко М. Зимний поход (6.12.1919-6.05.1920) / / За Государственность. — Варшава, 1929. — № 1. — С. 5-47.

45. См..: Трутенко В. 3-я Железная дивизия с начала Зимнего похода: 7.ИИ.1919 — 6.V.1920. — С. 12.

46. Тютюнник Ю. Зимний поход 1919-1920 гг — Нью-Йорк: Издательство Черторийских, 1966. — 99 с.

47. Прохода В. Записки непокорного. — Торонто, 1967. — 434 с.

48. Украинскому-московская война 1920 года в документах. С предисловием и редакцией В. Сальского. Документы упорядочил ген. П. Шандрук. — Варшава,

1933. — 399 с.

49. Цапко П. Конный бой под Сидоровым / / За Государственность. — Торонто, 1964. — № 10. — С. 204-210.

50. Савченко В. Упущенные возможности для победы в ноябре 1920 г. / / Табор. — Калиш, 1924. — Ч.2. — С. 99-131.

51. См..: Константин Ю. Воспоминания / / ЦДАВО Украины. — Ф. 3795. — Оп.5. — Спр. 78. — Арк. 765-769.

52. Второй зимний поход. Ноябрьский рейд. Базар. — М.: Фонд им. О. Ольжича, 1995. — 238 с.

Подписаться
Уведомить о
guest

60 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account