Космический крейсер для американского флота: пилотируемый космический перехватчик

0

В начале 1970-ых, активное развертывание Советским Союзом спутников морской разведки (и в дальнейшем — целеуказания) вызвало явное недовольство военно-морского флота США. Перспектива в случае начала военного противостояния действовать под непрерывным наблюдением… не вдохновляла. Американские адмиралы отлично знали — по результатам начала эксплуатации в 1970-ых собственной морской системы разведки NOSS — что, несмотря на ряд ограничений, спутники представляют большую проблему в плане скрытного развертывания морских сил.

Естественным решением было сделать так, чтобы в случае начала военного противостояния советская система более не существовала.

В принципе, противоспутниковая система на боевом дежурстве  — Программа 437 — у Соединенных Штатов была. Военно-воздушные силы на атолле Кваджалейн оперировали противоспутниковыми ракетами "Тор" (на базе БРСД) с 1967 года. На дежурстве постоянно стояли две ракеты с атомными боевыми частями, способные перехватить сателлит на высоте до 700 километров и на дистанции до 2800 километров, но… созданная наспех, в стремлении иметь хоть какое-то противоспутниковое оружие на дежурстве, Программа 437 откровенно не впечатляла возможностями. Радиус ее действия был ограничен, ракеты "Тор" с жидкостными двигателями были далеко не идеальны, ну и наконец, на дежурстве постоянно находилось не более двух ракет. В целом, это было совершенно не то, что хотел видеть флот.

Несколько лучше в этом плане выглядела разрабатываемая армией программа системы противоракетной обороны "Сэйфгард", но и она, будучи в первую очередь рассчитаной на оборону стратегических объектов США, не полностью удовлетворяла требованиям флота. ВМФ хотел иметь собственную, независимую противоспутниковую систему, которую он мог бы развернуть там, где ему хотелось, и применить в той мере, в которой требовалось.

"Космический крейсер" DARPA

В 1973 году, по заказу военно-морского флота, DARPA представила на рассмотрение идею пилотируемого орбитального перехватчика, способного осуществлять задачи по перехвату объектов в космическом пространстве. Запускаемый с помощью ракеты-носителя на базе БРПЛ или МБР, перехватчик должен был выходить на орбиту, сближаться с низкоорбитальным сателлитом, и осуществлять его осмотр либо уничтожение с помощью бортовых систем. После чего аппарат осуществлял управляемый вход в атмосферу и приводнение рядом с дружественными военными кораблями.

Идея пришлась по вкусу командованию, которое рассчитывало получить таким образом эффективное средство "установления влияния в космическом пространстве". Флот уже имел опыт разработки противоспутниковых ракет в 1960-ых — запускаемых с палубных самолетов — но эти работы оказались совершенно неудачными. Наличие же собственной пилотируемой программы позволяло, с одной стороны, решить тактическую проблему уничтожения советских спутников морской разведки (а также всего космического, что еще мог бы направить против американского флота СССР), а с другой — позволило бы флоту "создать плацдарм" в пилотируемой космонавтике

Конструкция

Космический крейсер для американского флота: пилотируемый космический перехватчик

Космический аппарат, получивший название "Космический крейсер" имел форму острого конуса длиной около 8 метров. Он должен был выводиться на орбиту с помощью БРПЛ "Посейдон". Так как данная БРПЛ была в состоянии разогнать свою полезную нагрузку — десять-четырнадцать боевых блоков W68 весом более 170 кг каждый — только до скорости 4 километра в секунду, вероятно, носитель должен был быть оснащен дополнительной разгонной ступенью. В качестве альтернативы также рассматривалось применение разрабатываемой тяжелой МБР "Минитмен" или БРПЛ "Трайдент I" (которые могли разогнать груз до 6-7 километров в секунду).

Масса аппарата составляла около 2041 кг (в некоторых источниках приводится ошибочная цифра в 4500 кг, но это вес аппарата в фунтах), вместе с топливом для двигателей.

Аппарат приводился в движение и маневрировал по орбите с помощью семнадцати (!) малогабаритных ЖРД с кольцевыми соплами, расположенных кольцом вокруг теплозащитного щита в его кормовой части. Сопла двигателей были оснащены подвижным центральным телом, что позволяло изменять форму истекающего потока, добиваясь максимального импульса при минимальной длине двигателей.

Характеристическая скорость аппарата (т.е. "запас" скорости длоя орбитального маневрирования) составляла 762 метра в секунду. Это означало, что на орбите аппарат мог менять скорость на суммарное значение в 762 метра в секунду. Такой маневренностью не обладал еще ни один военный орбитальный.

Перед двигательным отсеком (отделенное теплоизолирующей переборкой) располагалось амортизационное кресло пилота. По соображениям экономии массы, корабль не имел бортовой системы жизнеобеспечения: пилот должен был находится весь полет в скафандре, получая тепло и кислород от его систем. Непосредственно перед пилотом располагался небольшой пульт управления, а критически важная информация должна была выводиться на нашлемный монитор.

Прямо перед пилотом (фактически, пилот упирался в него ногами) располагался сферический бак с топливом. Перед топливным баком, в свою очередь, располагался бак с окислителем (дымящейся азотной кислотой). Между баками за отстреливающейся заслонкой, располагался ключевой элемент посадочной системы: раздвижной параплан, который позволял осуществлять управляемое планирование в атмосфере. Еще один — запасной — параплан, располагался прямо перед баком окислителя.

Оригинальной деталью корабля был носовой обтекатель. Он был сделан откидывающимся в сторону: после взлета, обтекатель на петлях проворачивался на 180 градусов, и располагался параллельно борту корабля, открывая сенсорную станцию в основном корпусе: комплект из радара, лазерного дальномера, и нескольких телескопов, служивших для навигации и инспекции.

Внутри откидного обтекателя, находился грузовой отсек объемом 0,22 кубических метра. Отсек, вероятно, служил для установки либо выводимых на орбиту микроспутников, либо перспективных систем вооружения: кинетических либо ядерных ракет, предназначенных для поражения неприятельских сателлитов. В вершине обтекателя находились аккумуляторные батареи, баки с водой для охлаждения, и балласт.

Миссия

Предполагалось, что "Космический крейсер" будет запущен на орбиту с корабля/субмарины-носителя или с пусковой установки на базе ВМФ. Выведенный на орбиту неприятельского спутника, "крейсер" должен был засечь его своим радаром, и с помощью бортовых двигателей — сблизиться для осмотра. Установив точную идентификацию спутника, пилот должен был (в случае конфликта) уничтожить его бортовым вооружением. Вся миссия должна была занимать не более 1-2 витков, и ограничивалась ресурсами жизнеобеспечения скафандра.

Завершив операцию, пилот разворачивал корабль двигателями против вектора движения, тормозил и кормой вперед входил в атмосферу. Теплозащитный экран защищал корабль от перегрева. После входа в плотные слои, "крейсер" выстреливал параплан, который играл роль сначала — парашюта, а затем — крыла, с помощью которого "крейсер" мог пролететь несколько сотен километров, приближаясь к дружественным кораблям. Корабль затем приводнялся, и подбирался палубным вертолетом.

Теоретически, эскадрилья "Космических крейсеров", запущенных на несколько отличных орбит, могла вымести из пространства всю систему МКРЦ "Легенда" раньше, чем Советский Союз понял бы, что именно происходит

Проект был закрыт в 1976 году, когда перспектива скорого появления "Шаттлов" — и соответственно, возможность создания гораздо более совершенных, чисто космических боевых платформ — заставила ВМФ и ВВС США счесть подобные решения устаревшими.

Подписаться
Уведомить о
guest

71 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account