1

    
Американский авиапром самый хорошо задокументированный в мире, период Второй Мировой не исключение. Но есть и тут свои лакуны. История General Motors F2M Wildcat например.

Grumman F4F Wildcat один из немногих самолетов военного периода развитие которого было связано с практически постоянным даунгрейдом по двигательной установке. Двигатель Pratt & Whitney R-1830-86 с двухступенчатым нагнетателем, который стоял на F4F-3, сменил одноступенчатый R-1830-90 на F4F-3A, с модификации XF4F-8/FM-2 двигатель P&W уступил место Wright R-1820-50. Райтовские «Циклоны», любые — R-1820, R-2600 или R-3350, с конца 30х прописались в основном на бомбардировщиках, транспортных самолетах и т.д., на истребителях применялись больше «Уоспы» от P&W. Так что переход на R-1820 можно назвать признаком того что «Вайлдкэт» вышел из когорты воздушных бойцов первой линии. Что на самом деле и случилось. Со второй половины 42го производство F4F переносится с заводов Grumman, где на конвейер встает F6F Hellcat, на предприятия Eastern Aircraft, подразделение General Motors. F4F (а именно F4F-4) отныне становится FM-1 и из за своих взлетно-посадочных характеристик и небольших габаритах прописывается на конвойных авианосцах выполняя кроме функций палубного истребителя функции самолета ПЛО и штурмовика. В начале 43го начинается выпуск более радикально модифицированного FM-2 (F7F-8).

Кошка, которая не взлетела. General Motors F2M Wildcat

Логически рассуждая можно предположить что заинтересованные лица понимали, что характеристики FM-2 уже не отвечают требованиям времени. И предположение будет верным. В октябре 1942 начались работы над General Motors F2M Wildcat, который проходит во всех источниках как следующая модификация старичка F4F. На начальных этапах пытались приспособить двигатели P&W R-2000 и Wright R-2600, и быстро сдались. В работах Eastern помогала фирма Grumman, у которой еще в 40ом был вариант «Уайлдкэта» под обозначением G-33 с мотором R-2600. Наверняка свои соображения были и у специалистов Eastern Aircraft, как-никак большая часть F4F была выпущена на их заводах (произведено 5276 FM-1 и FM-2 из 7885)

В итоге остановились на моторе R-1820-70W — специальной, под F2M, модификацией «Циклона» с турбокомпрессором и впрыском воды (семидесятую версию подстраховывал более простой R-1820-62). На F4F авиамотор с ТК уже бывал — зимой 1942-43 на XF4F-5 (BuNo 1846) ставили R-1820-54, в феврале 43го было проведено сравнение с XF4F-5 (1847) на котором был двухступенчатый XR-1820-48. Вполне возможно что эти тесты делали для будущего F2M. 

Было заказано три экземпляра самолета под которые выделены серийные номера 82855, 82856 и 82857. Казалось дело на мази, этак через годик на конвойных авианосцах должна была прописаться новая модификация с продвинутыми ТТХ, особенно (из за турбокомпрессора) на больших высотах. Не очень понятно зачем это надо, ну да и ладно. Но случилось нечто непонятное — и F2M так и не появился «в железе». Первый вариант объяснения почему случилось так а не иначе: развитие Wildcat’а притормаживали опасаясь что благодаря ему замедлится производство FM-1/-2, а весной 1945 вообще закрыли [1]. Второй вариант — случился VJ-day — была разгромлена Япония [2]; т.е. в первой версии нужда в таком самолете отпала еще до победы над Японией и Германией, во втором — эскортные авианосцы хотели новый самолет да как-то не сложилось.

1. XF4F-5 (1846) с турбокомпрессором. Его наличие выдает самоварная труба внизу фюзеляжа. 

Кошка, которая не взлетела. General Motors F2M Wildcat

Все это были присказка, а вот и сказка. Есть в официальных документах внешний вид F2M, и надо сказать F4F в нем не напоминает ничего. Он выглядит как абсолютно новый самолет, причем совершенно не груммановский — более всего он напоминает Curtiss SC Seahawk без поплавков. Вроде как угадывается горизонтальное оперение «Уайлдкэта», и это все: новое крыло, складывающееся не так как на F4F и F6F (т.н. sto-wing); новый фюзеляж, не похожий на «нарезанный колбаской» груммановкий; каплевидный фонарь на такой фюзеляж поставить кстати было бы невозможно, как и «стесать» гаргот; конечно же нормальное шасси вместо втяжного. Гак — и тот совсем иной… По чертежу неясно где должен был находится турбокомпрессор, но из ТТХ следует что он быть должен. Наверняка по образцу мотогондол B-17, на которых тоже стоял «Циклон» — он под фюзеляжем, где-то в районе крыла. Wright сообщает что в период январь-март 1944 специально для F2M было изготовлено шесть R-1820-70. Без обозначения «W» — значит без впрыска воды, с ТК или без — неизвестно. Выходит двигатели для будущего самолета уже были готовы.

2. Картинка из: NACA Research Memorandum No. L6116 (May 16. 1947), безвременно покинувшего сеть документа.

Кошка, которая не взлетела. General Motors F2M Wildcat

Вооружение «Супервайлдкэта» стандартное, из четырех 12,7мм пулеметов с общим боезапасом 1400 патронов, две бомбы под крылом в 227 или 45 килограммов на место которых могли подвешиваться топливные баки емкостью 220 литров каждый. 

ТТХ

Размах крыла, м   11,43
 со сложенными консолями, м   5,08
Длина, м   8,69
Высота со сложенным крылом, м   4,16
 стояночная, м   3,95
Площадь крыла, м2   21,83
Двигатель Wright R-1820-70W мощностью
 на чрезвычайном режиме, л.с.   1500
  на оборотах, об./мин   2700
  на высоте, м   7015
 нормальный режим, л.с.   1200
  на оборотах, об./мин   2500
  на высоте, м   7254
 взлетный режим, л.с.   1350
  на оборотах, об./мин   2700
Вес взлетный, кг   3563
 топлива, кг    68
Скорость максимальная, км/ч   655
 на высоте, м   7925
 на уровне земли, км/ч   515
На высоту, м   3050 
 за, мин.   3,0
 на высоту, м   6100
 за, мин.   6,3
Потолок, м   11400
Разбег, м   129
 при скорости воздушного потока 15 уз, м   80
 при скорости воздушного потока 25 уз, м   54
Дальность, км   1690
 с подвесными баками, км   2527

Из расчетных ТТХ получается что F2M по скоростным характеристикам на средних и больших высотах был примерно равен Grumman F8F Bearcat, имел меньшую нагрузку на крыло и на мощность, при этом мог взлетать с любого авианосца и имел двигатель почти в два раза слабее. Неплохой мог быть самолетик для флота! Если бы конечно флотские согласились на эксплуатацию на палубе истребителя с турбокомпрессором, опыта обращения с которым у них не было. 

3. Скоростные характеристики FM-2, F8F и F2M. 

Кошка, которая не взлетела. General Motors F2M Wildcat

4. Чертежи из документа BuAer

Кошка, которая не взлетела. General Motors F2M Wildcat

5.

Кошка, которая не взлетела. General Motors F2M Wildcat

6. Curtiss SC Seahawk. Очень похожи, не правда ли? 

Кошка, которая не взлетела. General Motors F2M Wildcat

источник: https://p-d-m.livejournal.com/570436.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account