Король Советского Союза (ч.4) — параграф 9 раздел 2
Адмирал флота сэр Джон Тови задумчиво смотрел на горизонт, где свинцовые барашки неспокойного моря совершенно терялись в монотонной серости небес. Длинные капли дождя мутными трассерами полосовали стекло иллюминаторов ходового мостика «Карла Маркса» и казалось, будто мир вокруг медленно истаивает, теряя очертания в бесконечном северном ливне. Лишь внутри корабля реальность еще не сдавалась, радуя глаз четкостью линий, а вахтенный офицер, чьи могучие плечи бугрились на фоне залитых дождем иллюминаторов, казался титаном седых времен, все еще удерживающим на себе этот расползающийся к чертям собачьим мир.
Сэру Джону не нравилось решительно все.
Разумеется, истинному британцу хватало юмора оценить пикантность ситуации – его соединение в составе двух линейных кораблей, авианосца, двух крейсеров и восьми эсминцев имело флагманом советский линкор, хоть и с «Юнион-Джеком» на флагштоке. И ладно бы он нес имя русских кораблей царской постройки – «Бородино», «Петр I» ну или там «Федор Ушаков»! Так ведь нет же — если немцы рискнут вывести в море остатки кригсмарин, то британскую эскадру поведет в бой «Карл Маркс». А с учетом того, что вторым линкором британского соединения являлся американский «Вашингтон»… О том, что правительство США ныне твердо следует в кильватер марксизму-ленинизму, не шутил только ленивый. Как и по поводу того, что в британском флоте теперь целых два линейных корабля – причем один советский, а второй – американский. Даже сам сэр Джон, когда решался вопрос о присвоении радиопозывных его соединению, не удержался — и с самым серьезным выражением лица, на которое он только был способен, предложил «III Интернационал»…
Увы – положение британского флота оставляло желать много лучшего. Совсем недавно казалось, что после победы над «Бисмарком» Ройал Нэви вновь крепко ухватил покачнувшийся было трезубец Нептуна. Против германского «Тирпица» Великобритания располагала тремя новейшими линкорами — двумя британскими («Кинг Джордж V» и «Принс оф Уэллс») и советским «Карлом Марксом» чей экипаж спешно заканчивал курс боевой подготовки в Скапа. Однако фортуна в очередной раз продемонстрировала, сколь иллюзорно могущество, покоящееся на мощи пары-тройки кораблей…
Импульсивный и деятельный премьер-министр, чья неуемная энергия вынудила адмиралтейство отправить только что оправившийся после боя с «Бисмарком» «Принс оф Уэллс» и «Рипалс»
прямо в пасть японскому тигру, заслужил множество витиеватых «здравниц» британских моряков. По единодушному мнению адмиралов флота Его Величества покойный Томас Филипс, командующий «соединения Z» выполнил свой долг до конца. Адмирал не искал спасения, когда оба корабля упокоились на дне Южно-Китайского моря, неподалеку от Куантана, но вину за их гибель следовало возложить не на него, а на того, кто бросил британские линкоры под торпеды японских самолетов без какого-либо авиационного прикрытия. Впрочем, словами делу не поможешь — 10 декабря 1941 г из трех новых линкоров в распоряжении Великобритании осталось только два.
А 24 апреля 1942 г несчастный случай направил форштевень «Кинг Джордж V», прямо в борт эсминца Его Величества «Пенджаби». Эсминец пошел ко дну, но детонация глубинных бомб нанесла серьезнейшие повреждения линкору. И теперь флагман Тови, орудия которого поставили жирную точку в истории «Бисмарка», беспомощно замер в гигантском доке, залечивая тяжелые раны, нанесенные британским оружием. Следующий линкор серии – «Дьюк оф Йорк» практически завершил сдаточные испытания, но вряд ли был бы готов к боевым действиям ранее конца сентября или октября 1942 г
Вот так в распоряжении Адмиралтейства остался всего один быстроходный линкор — советский «Карл Маркс», да еще старичок «Ринаун». Оба этих корабля и составляли теперь всю мощь Великого и Ужасного Флота Метрополии. Сказать, что это было позорищем для нации прирожденных воинов моря, способных в прошлой войне бросить в бой три десятка дредноутов – значит не сказать ничего.
Но что можно было сделать? Оставшиеся «Куины» застряли на Средиземном море. «Нельсон» и «Родней» отправили в Гибралтар, где они стали основой соединения «Н» гарантировавшего неприкосновенность морских коммуникаций британской армии в Африке. А линкоры типа «R» как боевую силу никто уже всерьез не воспринимал. Силуэт такого линкора вполне мог отпугнуть «Гнейзенау» от лакомого атлантического конвоя – но это и все, на что были способны старички. В 1942 г их отправили на Цейлон, в состав Восточного флота, дабы грозить «нихон кайгун»… Но только – издалека, поскольку любой контакт с японскими линкорами, не говоря уже о палубной авиации, несомненно обернулся бы очередными бессмысленными жертвами и гибелью британских кораблей.
Еще большее недовольство сэра Джона вызывало то, что «Карл Маркс» имел не британский, а советский экипаж. Да, русские были не так уж плохи, они довольно быстро освоили новейший линкор, умудрившись при этом ничего не сломать (по крупному), да и на стрельбах выдавали вполне приемлемый процент попаданий — но все же Тови не доверял им. Русские оставались загадкой для британского адмирала, а сэр Джон не любил загадки, особенно в бою.
Да и саму операцию по проводке PQ-17 адмирал считал несусветной глупостью. Окажись он в кресле Первого морского лорда – Черчилль, настаивающий на проводке каравана получил бы куда более основательный отпор, нежели тот, что дал премьер-министру Паунд. Тови всерьез полагал, что проводка конвоя сейчас, когда стоит полярный день — раздолье для пикировщиков и торпедоносцев и без плотного авиаприкрытия чрезмерно опасна. Особенно когда паковые льды находятся в каких-то 250-300 милях от береговой черты континента и тяжелые германские корабли могут преградить путь конвою спустя каких-то 10-15 часов после выхода…
Крайне неудовольствие британского адмирала вызвал телефонный разговор, состоявшийся с Паундом еще до выхода линкоров в море. Первый морской лорд сообщил тогда, что полагает возможным в случае атаки «Тирпица» «и при определенных обстоятельствах» рассредоточить PQ-17 — по аналогии с тем, как это было сделано 5 января 1940г, когда на атлантический НХ-84 обрушился «Адмирал Шеер». Единственная защита НХ-84, вспомогательный крейсер «Джервис Бей» принял свой последний бой и каждая, внезапно ставшая бесценной секунда, которую он отыграл для судов конвоя, была щедро оплачена кровью его моряков. Жертва не стала напрасной — транспорты и танкеры успели рассредоточиться и 32 судна из 37 смогли уйти из под удара фашистского рейдера.
На это сэр Джон резонно возразил, что его «Карл Маркс» и «Вашингтон» совсем не похожи на переделанный из гражданского судна «Джервис Бей» и что если «Тирпиц» рискнет выйти в море, то истекать кровью будут германские моряки, а не английские (точнее – не советские и не американские). Тем не менее Дадли Паунд стоял на своем, а телеграмма, полученная сэром Джоном уже после выхода в море не оставляла двояких толкований. Сэр Джон несколько раз перечитал места, в которых расставлялись все точки над I
«ОСОБО СЕКРЕТНО
От: Admiralty
Кому: C-in-C HF
Особо секретно. На ваши от 13.55 и 17.27 25 июня и мою от 02.21 25 июня.
…
6. Говоря в целом, безопасность конвоя от атак вражеских надводных кораблей к западу от меридиана острова Медвежий обеспечивают силы прикрытия, а к востоку от этого меридиана — наши подводные лодки.
…
8. Передвижения линейного флота соединения дальнего прикрытия производится согласно распоряжениям главнокомандующего Флотом Метрополии. Но не следует ожидать, что это соединение проследует в районы, где может подвергнуться мощной атаке вражеской авиации, если только не появится хороший шанс навязать бой «Адмиралу фон Тирпицу».
9. Передвижения крейсерского соединения ближнего прикрытия будут производиться согласно распоряжениям командира 1- й эскадры крейсеров, действующего в рамках инструкций Адмиралтейства и главнокомандующего Флотом Метрополии. Не следует ожидать, что крейсерское соединение проследует восточнее острова Медвежий, если только конвою не будет угрожать нападение вражеских надводных сил, с которыми оно сможет справиться. В любом случае не предполагается, что крейсерское соединение проследует к востоку от меридиана 25 градусов ВД.
…
12. Когда конвой окажется к востоку от меридиана острова Медвежий, могут возникнуть обстоятельства, в которых лучшим способом действий будет расформирование конвоя с приказом транспортам самостоятельно следовать в русские порты. Этот приказ может быть отдан главнокомандующим Флотом Метрополии, командиром крейсерского соединения или командиром эскорта.»
Иными словами позиция адмиралтейства оставалась неизменной – линкоры и крейсера не должны заходить восточнее острова Медвежий, туда, где правит бал авиация противника. И это несмотря на то, что в составе соединения был собственный авианосец, вполне способный очистить небо от не таких уж и многочисленных германских бомбовозов! Да, «Викториес» не имел возможности опекать конвой, но уж с прикрытием двух линкоров как-нибудь да справился бы…
Адмирал Тови с горечью вспоминал звездный час адмирала Кэннингхэма, битву за Крит. Британские корабли патрулировали в каких-то 100 милях от аэродромов, битком набитых сотнями бомбардировщиков люфтваффе, а на единственном английском авианосце было всего 4 самолета… Но эскадра не отступила и сражалась, как подобает флоту Его Величества. Небо содрогалось от рева моторов, в глазах рябило от бесконечных рядов атакующих самолетов, но ни один гунн на высадился на Крит с моря и ни один британский линкор не погиб. Почему сейчас должно быть по другому?!
Адмирал протестовал бы против отправки конвоя на самом высоком уровне, будь у его такая возможность. Но уж если конвой отправили – то следовало принять адекватные меры для его защиты, смирившись с повышенным уровнем риска. Вместо этого последовали в высшей степени половинчатые инструкции. Как, ну как тяжелые корабли Тови, оставаясь около Медвежьего, могли прикрыть PQ-17, который мог быть перехвачен «Тирпицем» хотя бы и в 600 милях восточнее? Даже если бы Редер, отправив остатки кригсмарине на перехват, немедленно уведомил о том сэра Джона, он все равно уже не успел бы воспрепятствовать немцам.
Однако самым паршивым было то, что данной радиограммой Первый морской лорд фактически брал командование операцией на себя. И это нервировало сэра Джона более всего. Будучи опытнейшим моряком, адмирал Тови отлично понимал то, что впоследствии красочно описал в мемуарах один из многочисленных очевидцев тех далеких уже событий:
«Прежде всего, становится понятным, насколько опасным оказалось изобретение радио. Перед Первой Мировой войной вожжи были слишком короткими, и, сидя на заднем сидении, никто не мог править повозкой, если прибегнуть к красивой метафоре. К Второй Мировой войне длина рук стала практически бесконечной, и уже никого не интересовало, что кучер даже не видит лошадей… …не следует распоряжаться через голову командира на поле боя. Не следует управлять повозкой с заднего сидения, удаленного на тысячи миль. Передайте ему всю информацию, какую вы имеете, но позвольте ему решать, что следует предпринять.»
В сущности, адмирал был уверен что ему, на месте, виднее, как следует защищать конвой. Проблема была в том, что Первый морской лорд сэр дадли Паунд считал точно так же.
Единственно, что не вызывало у адмирала Тови раздражения – так это пунктуальность германских подводников. Они регулярно выходили на связь со своим береговым командованием, благодаря чему британская служба радиоразведки довольно точно знала позиции германских подлодок. Конечно же адмиралтейство прокладывало курс конвоя так, чтобы не попадать на эти позиции…
Впрочем, не следовало думать, что удастся водить немцев за нос слишком долго. Уже 1-го июля над судами был замечен Fw-200, а 2-го июля появились первые «ласточки» — 7 торпедоносцев атаковали конвой. Корабли эскорта отогнали подводную лодку, но уничтожить ее не смогли
И потому, когда 3 июля 1942г на стол сэру Джону легла телеграмма, гласящая:
«Фотографии Тронхейма, сделанные в 14.00В/3, показывают, что «Тирпиц», «Хиппер» и 4 эсминца ушли.»
…то вопросов, куда могли уйти германские корабли в общем-то не возникло. Первое желание – подойти поближе к конвою, было немедленно перебито радиограммой адмиралтейства:
« СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
СПЕШНО
От: Admiralty
Кому: HF
Escorts of PQ-17
1. Визуальная разведка подтверждена фотографиями Тронхейма. Тяжелых кораблей там нет.
2. Адмиралтейство предполагает, что:
a) В данный момент вражеские тяжелые корабли совершают переход на север.
b) Это угрожает конвою, но нет указания на непосредственную опасность.
c) Погода благоприятствует продолжению перехода конвоя в восточном направлении.
3. Поэтому Адмиралтейство не предполагает принимать немедленные меры, а предпочитает выждать развитие событий.
22.22В/4»
И вот эта-то телеграмма окончательно убедила Тови в том, что 356-мм и 406-мм орудия его линкоров совершенно утратили всякую возможность влиять на грядущие события и отныне судьба конвоя вверяется Длани Господней, да еще, быть может, кораблям непосредственного эскорта.
4 июля развиднелось и на PQ-17 обрушились бомбардировщики. Атаки Ju-88 были нечасты, но регулярны, зенитчики не рисковали хоть на миг оторваться от орудий… внезапно, 25 торпедоносцев нанесли удар. Несколько самолетов удалось сбить, но два судна пошли ко дну, а советский танкер был поврежден.
Расстояние между конвоем и кораблями Тови увеличивалось, но крейсера Гамильтона все еще сопровождали конвой, хотя и держались в отдалении…
Ощущение собственного бессилия… тягучие, ядовитые капли тревоги, стекающие на измученные ожиданием нервы… Сэр Джон чувствовал приближение беды, и она не заставила себя ждать. На сей раз три безобразные старухи-мойры, от начала времен кромсающие человеческие судьбы по собственному капризу, явили свой мерзкий лик тремя радиограммами Адмиралтейства, отправленными друг за дружкой в течении получаса
21:11 Крейсерскому соединению отойти на запад полным ходом.
21:23 Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты.
21:36 Согласно моей от 21:23 конвою рассеяться.
Сэр Джон Тови ждал чего-то подобного. Отдать такой приказ имело смысл, когда немецкие корабли вот-вот окажутся ввиду конвоя. Тогда рассредоточение позволило бы спастись хоть кому-то… Но с чего в Адмиралтействе решили, что «Тирпиц» вот-вот настигнет конвой?! Откуда у них такие сведения?! Британские подводные лодки? Русские корабли и самолеты? Ерунда, их нет около PQ-17, а если и были, то их радиограмму приняли бы не только в Адмиралтействе, но и на флагмане Тови. Если бы кто-то увидел тяжелые корабли кригсмарин – будь это британские или советские подлодки, крейсерская эскадра Головко, вышедшая встречать конвой, корабли эскорта или крейсера Гамильтона, да хотя бы и внезапно вынырнувший Морской Змей – любой из них не ограничился короткой радиограммой, которую теоретически можно прозевать, а, наплевав на ненужное уже радиомолчание, вещал бы о местоположении вражеских сил на всех диапазонах… Но эфир молчит. Значит…ошибка? Перестраховка? Но какой будет ее цена?! Ведь теперь все надводные, подводные и воздушные силы кригсмарин будут брошены на поиск беззащитных транспортов, их же выбьют по одиночке, не пропустят в северные порты русских никого…Пройдут разве что несколько счастливчиков – из тех, кто рожден в рубашке.
С грустной усмешкой адмирал бросил на стол первую радиограмму, приказывавшую крейсерам Гамильтона «сдать назад». Мало того, что сэр Джон был категорически не согласен с сутью распоряжения, так еще и по форме приказ был совершенно омерзителен. Крейсерская эскадра адмирала Гамильтона подчинялась непосредственно командующему Флота Метрополии — сэру Джону Тови, однако же Адмиралтейство сочло себя вправе приказывать Гамильтону напрямую, через голову адмирала… Тови не сомневался что и Гамильтон и коммодор PQ-17 Даудинг и Брум, командующий эскортом конвоя выполнят приказ не задумываясь – все они были толковыми морскими офицерами, но над ними довлел непререкаемый авторитет Адмиралтейства.
Но сэр Джон Тови, чей опыт и знания не уступали, а зачастую и много превосходили знания и опыт адмиралтейских штабных был уверен, что все это – одна чудовищная ошибка. Но что он мог сделать? Адмиралтейство своими распоряжениями вывело флот метрополии из игры. Оспаривать решения адмиралтейства было бесполезно, не подчиниться им – невозможно. Оставался еще, правда, советский флот… Русские крейсера вполне могли пересчитать шпангоуты «Хипперу», да и одиночный карманный линкор, пожалуй, остановили бы, но козырной карте кригсмарине по имени «Тирпиц» противостоять не могли. Вот если бы у советского адмирала был линкор, тот же «Карл Маркс» — тогда можно было бы и рискнуть. Но линкора у русских не было.
А что, если…
— Интересно, какими словами обложит нас адмирал Головко, когда узнает, что ему некого больше встречать? — задумчиво произнес сэр Джон Тови:
— И кстати…откуда он вообще об этом узнает? Ну-ка, дайте радиограмму русским… И не забудьте сообщить об отходе крейсеров Гамильтона, а заодно уж, — адмирал пристально посмотрел на каперанга Иванова, командира «Карла Маркса»:
— О том, что силы дальнего прикрытия под моим командованием дальше Медвежьего не пойдут. Господин капитан первого ранга, помогите радистам с текстом радиограммы…
Арсений Григорьевич Головко как раз готовился отойти ко сну, когда в 22.00 в дверь его каюты осторожно постучали. Командующий Северным флотом принял бланк радиограммы и, чувствуя как вечная мерзлота властно сжимает зашедшееся в пароксизме ужаса сердце, прочел:
«Сегодня согласно распоряжению Адмиралтейства от 4 июля 21.23, ввиду угрозы атаки надводных кораблей конвой рассредоточен»
Ледяная волна адреналина прокатилась по спине и ударила прямо в мозг, смывая охвативший тело столбняк.
— Вот же мать твою через трипперного осьминога в клюз…., — задумчиво протянул Головко.
Распоряжение бриттов практически уничтожало PQ-17. Тот самый конвой, ответственность за проводку которого Ставка возложила лично на Головко, хотя его зона ответственности была относительно невелика…
Но шут с ней, с ответственностью. PQ-17 везет груз, которого способен оснастить 50 а то и все 60 тысяч бойцов вооружением и оснащением. Поистине бесценный дар, когда армия истекает кровью в тщетных попытках остановить атаки вермахта, оклемавшегося после зимних неудач и когда на счету каждая винтовка.
Не прошло и десяти минут, как антенны флагманского крейсера «Фрунзе» выплюнули сообщение, принятое береговым центром радиосвязи Северного флота – а уже оттуда по высокочастотной связи оно было передано в Москву.
«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ВОЗДУХ!
Ставке ВГК.
По приказу британского Адмиралтейства конвой PQ-17 рассредоточен ввиду опасности появления тяжелых кораблей противника. Прошу разрешения на вариант «Ч»»
Проводка конвоя PQ-17 находилась на личном контроле Сталина и любые сведения вне всякой очереди должны передаваться Верховному без малейшего промедления. И дело даже не в том, что этот конвой сам по себе настолько уж ценен — тут дело было политическое. С огромным трудом удалось Сталину и Молотову добиться от Черчилля проводки этого конвоя. И теперь, если PQ-17 постигнет неудача, то Черчилль со словами «говорил же я Вам…» на неопределенный срок придержит поставки северным путем. Так что оплошать с конвоем было нельзя.
Но каков риск! А с другой стороны…Товарищ Головко сейчас мог бы умыть руки, ограничившись поиском рассеявшихся транспортов – не с его силами драться с «Тирпицем». А он предлагает вариант «Ч». Это – колоссальная ответственность, тяжким грузом ложащаяся на плечи товарища Головко… И все же он готов рискнуть. А если он преуспеет там, где спасовал британский флот? А если – проиграет?
Но ведь что интересно – если действия по варианту «Ч» могли вызвать определенные политические последствия, то…отказ от действий по варианту «Ч» так же повлек бы за собой, но уже ДРУГИЕ последствия…
И не ловушка ли это?
Посоветовавшись с главкомом ВМФ (благо тот находился в Кремле), взвесив все военные и политические «за» и «против», Иосиф Виссарионович принял решение. И в 00.25 на вахтенном мостике «Фрунзе» Арсений Григорьевич с кружкой дымящегося кофе в одной руке и бланком радиограммы в другой читал
«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ВОЗДУХ!
Адмиралу СФ Головко
Вариант «Ч» — разрешаю.
Ставка ВГК
И.В. Сталин»
…а в 00.50 этот же текст лег на стол перед командиром «Карла Маркса» — Ивановым Вадимом Ивановичем. Правда короткое сообщение Ставки сопровождалось весьма объемным комментарием Головко.
Иванов задумчиво прищурился… Он предполагал, что такой вариант возможен, но какая скорость! Решение принимали на самом высоком уровне, а ведь прошло каких-то три часа! Видно что-то изменилось к лучшему с тех пор как он, во главе полуторатысячного экипажа, убыл принимать достраиваемый англичанами линкор… Вадим Иванович посмотрел в лицо матросу, принесшему радиограмму, и улыбнулся:
— Ну что ж, поехали, благословясь…
Командующий флотом метрополии сэр Джон Тови поднял глаза и с неподдельным интересом воззрился на вытянувшегося в струнку Иванова.
— Что Вам угодно, господин капитан первого ранга?
— Господин адмирал, сэр, я уполномочен сообщить Вам, что действие соглашения об аренде линейного корабля «Карл Маркс» приостановлено на основании параграфа 9 раздела 2 соглашения. Я вынужден также уведомить Вас о том, что приказ оставаться к западу от о.Медвежий мною выполнен не будет и прошу Вас, на основании вышеизложенного определить текущий статус линкора.
Сэр Джон пристально смотрел в глаза Иванова. А потом вдруг запрокинул голову… и расхохотался.
— Параграф 9 раздел 2 соглашения об аренде: «Действие настоящего соглашения может быть приостановлено в одностороннем порядке, в случае, если приказ британского командования потребует действием или бездействием причинить вред гражданам (за исключением экипажа линкора), либо законным интересам СССР. В этом случае командир корабля имеет право не подчиниться такому приказу, а на его непосредственного руководителя возлагается обязанность определить статус линкора…»- цитировал британец.
— В составе PQ-17 – два советских корабля, не так ли? И мой приказ об отходе эскадры прикрытия на запад в сочетании с полученным ранее приказом о рассредоточении конвоя дают Вам формальный повод требовать приостановки соглашения. Более того – приказ на рассредоточение PQ-17 идет в разрез с интересами СССР…. Собственно говоря, потребовать прекращения договора Вы могли бы еще полгода тому назад – наши обязательства по оплате выполняются с огромными задержками… А теперь Вы желаете знать, оставлю ли я линкор в составе Флота Его Величества или нет?
Адмирал выдержал приличествующую случаю паузу:
— Скажите, друг мой (зрачки Вадима Ивановича расширились – такой фамильярности британский адмирал не позволял себе никогда) – это Ваше личное решение, или же указание советского руководства?
— Сэр, я не имею права принимать подобные решения лично. Это распоряжение Ставки.
— И что, мой дорогой Вадим, пойдете бить «Тирпиц»?
— По всей вероятности – да, сэр.
— Ну что же, в таком случае имею сообщить Вам, что с настоящего момента «Карл Маркс» считается кораблем военно-морского флота СССР и как таковой более не подчиняется ни мне, командующему флотом Метрополии, и никаким иным инстанциям флота Его Величества. Принимайте командование, каперанг.
Джон Тови откинулся на спинку кресла..
— Как Вы помните, Вадим, в соответствии с соглашением гибель корабля в составе КВМФ приводит к возникновению у Великобритании обязательства передать СССР аналогичный линкор из состава своего флота. Хоть я и желаю Вам удачи, но на такой риск пойти не могу. Надеюсь, Вы сможете пересчитать шпангоуты «Тирпицу», но если Вы лопухнетесь – не вижу смысла для Англии отвечать за Ваши ошибки.
— Я думаю, мы справимся, господин адмирал, сэр. — ответил Иванов.
— Ну что ж, тогда распорядитесь насчет катера. Я переношу свой флаг на «Викториес», — сказал сэр Джон.
Впоследствии о событиях 4-5 июля 1942 года высказывались самые разные, порою совершенно противоречащие друг другу мнения. Кое-кто вообще утверждал что все события с PQ-17 подстроены самим Адмиралтейством. Надо сказать, что подобное утверждение имело определенные основания… Но было ли оно истинным?
После гибели «Бисмарка» и отправки «Тирпица» в Норвежские фьорды ситуация для англичан стала весьма удивительной – взяв советский линкор в аренду для защиты своих атлантических коммуникаций, Великобритания теперь вынуждена была использовать его для защиты поставок в СССР и в том числе – поставок в счет оплаты аренды линкора! Сперва Черчилль не хотел отказываться от аренды, потому что «Карл Маркс» давал ему возможность отправить «Принс оф Уэллс» в Тихий океан. Потом, после выхода из строя «Кинг Джордж V» советский линкор и вовсе оказался последним линкором Флота Метрополии. Однако же ситуация потихоньку выправлялась – в июле 1942 г заканчивался ремонт «Кинг Джордж V», «Дьюк оф Йорк» был уже на подходе, а к концу года ожидались «Энсон» и «Хау»… пик сложностей британского линейного флота явно оставался позади.
Но сейчас складывалась ситуация, когда для того, чтобы защитить нужный СССР конвой, необходимо было лезть на рожон под германские бомбы, торпеды и снаряды. И если бы «Карл Маркс» погиб, защищая ненужный в общем Англии конвой, ей пришлось бы впоследствии возвращать СССР один из СВОИХ новейших линкоров, как это предусматривало соглашение об аренде. Зачем?
Если русские, в ответ на приказ конвою: «рассеяться!» не предпримут ничего – у Англии будут веские основания отказаться от проводки северных конвоев в ближайшее время, что чрезвычайно облегчит нагрузку на Флот метрополии и позволит усилиться в других местах.
Если русские попробуют устроить скандал – всегда можно напомнить им, что у них БЫЛА возможность защитить конвой, потребовав «Карл Маркс» — благо поводов имелось предостаточно. И если русские не рискнули сделать этого сами – почему за них должен отдуваться флот Его Величества?
Если русские, забрав «Карл Маркс» и дав морское сражение, сумеют уничтожить или надолго вывести из строя «Тирпиц» — ну что ж, проводку конвоев придется продолжить, но последний немецкий 380-мм линкор уже не сможет им угрожать, а этому придавалось самое большое значение.
Если же русские, забрав «Карл Маркс» потерпят поражение и потеряют линкор – что ж, конвои будут приостановлены как минимум до тех пор, пока британский флот не обретет достаточное преимущество в новейших линкорах. «Тирпиц» же все равно получит какие-то повреждения и вряд ли сможет выйти в Атлантику до появления в составе флота «Дьюк оф Йорка», а это значит, что для перехвата «Тирпица» у британцев будет два «больших хороших парня». Вполне достаточно.
К сожалению, мы никогда не узнаем, какими мотивами руководствовались британские командиры. Сэр Дадли Паунд умер еще в 1943 году, не оставив мемуаров. Адмирал Тови не добавил ничего к своему официальному рапорту и даже после войны, на все вопросы об обстоятельствах PQ-17 сэр Джон отвечал многозначительным молчанием. И только демоны веселья отплясывали фламенко в глазах боевого адмирала.
Но мы точно знаем, что боевые качества систершипов «Кинг Джордж V» оценивались довольно высоко. Считалось, что линкоры этого типа ни в чем не уступят «Бисмарку». Собственно говоря, по мнению британских моряков, только счастливая случайность спасла «Бисмарк» от гибели в Датском проливе. К моменту, когда взорвался «Худ», «Принс оф Уэллс» добился трех попаданий в германский линкор, но потом, уклоняясь от столкновения с останками «Худа» сбил себе прицел, а поскольку линкор совсем недавно вступил в строй и не успел пройти полного курса подготовки, то комендоры задержались с пристрелкой. Казалось что конец «Принс оф Уэллс» не за горами – немецкие корабли положили в него 7 снарядов, а он все никак не мог взять верный прицел, но тут удача, наконец-то, повернулась лицом к англичанам.
Сигнальщикам «Бисмарка» что-то померещилось и немецкий линкор, вздымая фонтаны брызг, резко изменил курс, уклоняясь от несуществующей торпедной атаки. Теперь наводка сбилась у немецких артиллеристов, но немцы наверняка и быстро справились бы с ситуацией, когда б не… Как раз в тот момент, когда «Бисмарк» завершил маневр уклонения и, изготовившись сеять смерть, вновь развернулся всем бортом к британцу, англичане наконец-то пристрелялись и первый же 356-мм снаряд угодил в носовой КДП германского линкора. А следующим залпом «Принс оф Уэллс» положил еще один снаряд прямо в лобовую плиту башни главного калибра «Бруно» и она застыла, то ли в изумлении, то ли в неприличном жесте воздев чудовищный ствол левого орудия в зенит… Пока немцы разбирались с происходящим, пока переводили управление огнем на кормовой КДП, пока пытались пристреляться, ведя огонь теперь уже из шести орудий, англичане всаживали снаряд за снарядом в борта и надстройки германского линкора. Казалось сами боги вмешались в кровавый спектакль — «Бисмарк», экипаж которого только что упоенно орал «Зиг Хайль!» в честь победы над «Могучим Худом», теперь с трудом тащил за собой шлейф дыма и огня, содрогаясь от новых и новых попаданий. А дюжина 356-мм британских орудий, чьи 721-кг снаряды почти не уступали пятнадцатидюймовым немецким «чемоданам» правили славную тризну над погибшими моряками «Худа», ревом и пламенем воплощая библейское «Мне отмщение и аз воздам».
Понимая, что судьба германских кораблей повисла на волоске, адмирал Лютьенс приказал дать полный ход. Жалобно застонали турбины в сумасшедшем визге перегретого пара и «Бисмарк», как пришпоренный, рванулся вперед. Но германской лошадке не светило уйти от британского рысака чистых кровей, если бы не…
…Если бы не адское везение молодого Мюлленгейма-Рехберга, в одночасье ставшего главным артиллеристом «Бисмарка» (главарт линкора погиб в носовом КДП) и полностью оправдавшего оказанное ему доверие. Он, с расстояния более 80 кбт, умудрился положить два 380-мм снаряда рядышком, в носовую оконечность и прямо по ватерлинии британского линкора. Оба рванули одновременно, разметав в клочья тоненькую носовую противоосколочную броню и проделав огромную пробоину, в которую немедленно устремились потоки ледяной воды. Эта дыра, несмотря на ее чудовищные размеры, в сущности ничем не угрожала британскому линкору, но о призовых гонках пришлось немедленно забыть и сбросить ход до 14 узлов. Понимая, что немецкие корабли уходят, командир «Принс оф Уэллс» Лич развернул свой корабль бортом к уходящему «Бисмарку» — дабы не мешать артиллеристам, всеми стволами отработать последние оставшиеся у них минуты, пока серый горизонт не скроет германские корабли от британских глаз.
И артиллерия не подвела. Когда, казалось, битва завершилась, и немецкие моряки вздохнули с облегчением, с немыслимой, поражающей воображение дистанции в 128 кабельтовых, британский снаряд, рухнув под корму немецкого линкора «наподдал ему под зад» полноценно рванув рядом с валами винтов. Руль оказался разбит (впрочем, его хотя бы не заклинило) но один винт оказался сильно поврежден, вал другого винта погнулся и стучал…
Отныне «Бисмарк» не мог давать более 24 узлов, и это решило его судьбу. От «Принс оф Уэллс» германским рейдерам все же удалось оторваться, но крейсера Уэйк-Уокера гнали линкор как гонят медведя гончие, ни на секунду не выпуская из вида.
Все, что удалось Лютьенсу – демонстративной атакой отвлечь британские корабли и дать возможность «Принцу Ойгену» затеряться на просторах Атлантики. А вскоре подоспел Тови на «Кинг Джордж V» с «Рипалсом» и «Викториесом» и… все было кончено. Немецкий линкор, с трудом удерживающийся на курсе ничего не смог противопоставить совместной атаке британских кораблей и самолетов. Немцы погибали с честью. В завязке боя они добились двух попаданий в «Кинг Джордж» -оба пришлись в бронепояс, один снаряд рикошетировал, а второй, хотя и разорвался, но превосходную британскую броню не пробил. Но затем 381-мм снаряд с «Рипалса» вывел из строя кормовой КДП «Бисмарка» (тем удивительнее то, что Мюлленгейм-Рехберг не только счастливо пережил это событие но и оказался в числе немногих спасенных с корабля), так что более попаданий в британские корабли не было. И они как на учениях расстреляли германский линкор. «Шарнхорст», срочно вышедший из Бреста на помощь Лютьенсу, к своему глубокому счастью к последнему бою «Бисмарка» не успел и, когда о гибели линкора стало известно, вернулся обратно.
Таким образом англичане считали «Карл Маркс» ровней «Тирпицу» — и это первое. Второе – мы совершенно точно знаем, что адмирал Флота Метрополии, сэр Джон Тови не торопился уведомить их лордства о том, что «Карл Маркс» вышел из под его командования. Фактически, радисты «Викториеса» сообщили об этом Адмиралтейству спустя почти два часа после того как Тови поднялся на борт авианосца. И, наконец, третье – достоверно известно, что радиограмма Тови вызвала большой переполох среди «их лордств».
Была ли там какая конспирология или нет – пусть каждый решит для себя сам. По настоящему важно лишь то, что над советским линкором впервые взметнулся, затрепетав, флаг военно-морского флота Союза Советских Социалистических Республик и «Карл Маркс», развив двадцатипятиузловый ход, устремился навстречу своей судьбе.