Кормовая ракетная турель B-60 «Devastator»

0

 В середине 1950-ых, развитие реактивных управляемых снарядов ”воздух-воздух” поставило оборону тяжелых бомбардировщиков в сложное положение. Защитные кормовые турели с автоматическим управлением, стоявшие на B-36, были достаточно хороши для отражения атак заходящих с кормы истребителей, вооруженных обычными автопушками. Но их параметры были уже недостаточны для борьбы с истребителями, вооруженными управляемыми ракетами. Снаряженный управляемыми снарядами ”воздух-воздух” истребитель мог успешно атаковать тяжелый бомбардировщик, оставаясь вне радиуса досягаемости его вооружения.

Кормовая ракетная турель B-60 "Devastator"

 

В стремлении обеспечить конкурентоспособность своего последнего шедевра – межконтинентального бомбардировщика B-60, принятого на вооружение в 1954 году – фирма Convair еще в 1952, после первого полета прототипного YB-60, инициировала программу разработки ”системы автоматической кормовой защиты” (Automatic Rear-Defense System — ARDS). В ее рамках, предполагалось создать реактивный управляемый снаряд для запуска с тяжелых бомбардировщиков по преследующим реактивным истребителям.

В 1954 году, программой заинтересовались ВВС США, к этому моменту уже завершавшие разработку своей собственной противовоздушной ракеты, GAR-1 ”Falcon”. После анализа программы Convair в мае 1954 года было сочтено, что наработки по программе “Falcon” могут быть с успехом использованы в рамках создания защитных снарядов для тяжелых бомбардировщиков. В итоге, программа под индексом GAR-2 “Peregrine” была официально принята ВВС и разрабатывалась совместно со специалистами ”Convair” до испытаний в 1956 году.

Конструктивно, ракета весьма напоминала GAR-1 “Falcon”, но была существенно больше и тяжелее. Она использовала тот же двигатель M58, работающий на твердом топливе, но ее боевая часть была значительно тяжелее и весила почти 31 кг. Также был установлен неконтактный радиолокационный взрыватель, детонирующий ракету при приближении к цели – так как в качестве основных мишеней для ракеты предназначались небольшие и сравнительно маневренные истребители. Скорость ракеты в итоге была ограничена 2,8 МаХа (меньше, чем у GAR-1), но этот недостаток успешно компенсировался тем, что ракета должна была выпускаться по преследующим истребителям, приближающимся к летящему B-60 со скоростью 200-300 км/ч.

Наведение ракеты было полуактивным радиолокационным, с использованием для сопровождения и подсветки цели модифицированной кормовой РЛС AN/APG-3F. Расположенная на месте обычной кормовой 20-миллиметровой спарки, радиолокационная станция с параболической антенной наводилась на цель вручную оператором, по сигналам расположенной над ней поисковой станции, и затем самостоятельно удерживала цель. Ввиду технических ограничений пусковой установки, радиус поворота луча радара был ограничен 32 градусами в любом направлении. Радар мог эффективно подсвечивать для автопилота ракеты цель на дистанции 8-10 км.

Оперение ракеты было удлинено и смещено ближе к центру тяжести, чтобы увеличить маневренность аппарата.

Снаряженные ракеты хранились в барабанной пусковой в кормовом отсеке бомбардировщика. Два подающих барабана, расположенных один за другим, позволяли разместить 18 ракет в 9 ячейках на каждом.

При перезарядке, находящаяся в самом нижнем положении ракета выталкивалась из своей ячейки гидравлическим досылателем, и с помощью рельсовых направляющих, перемещалась в трубчатую пусковую установку (диаметром 480 мм), выступающую за пределы фюзеляжа бомбардировщика под его хвостовым оперением. Поршень досылателя заодно функционировал как защитная заслонка пусковой трубы, фиксируясь в нужном положении электромеханической защелкой. Это было необходимо для предотвращения возможности прорыва газовой струи работающего ракетного двигателя GAR-2 в корпус бомбардировщика.

Запуск ракеты осуществлялся с помощью расположенного в верхней части пусковой трубы токопроводящего контакта, соприкасающегося с контактной площадкой на стабилизаторах ракеты. При замыкании пусковой цепи, поступающий разряд одновременно активировал реле электроники ракеты, и поджигал пусковой пороховой патрон, предназначенный для выталкивания ракеты из фюзеляжа до активации основного двигателя. Прогорающий за 0,5 секунд патрон придавал ракете достаточный импульс, чтобы разогнать ракету и одновременно запускал ее основной твердотопливный двигатель. Отработанные газы отводились из пусковой трубы через два расположенных в форме буквы V боковых патрубка.

Кормовые ракетные турели появились на бомбардировщиках B-60, начиная с 1957 года. Они устанавливались на все машины, начиная с серии B-60B. 32 более ранние машины серии B-60A, изготовленные в период 1954-1957, также прошли переоснащение.

Возможность ведения огня по преследующим перехватчикам управляемыми реактивными снарядами рассматривалось как одно из преимуществ Convair B-60 над более скоростным Boeing B-52, производившимся параллельно. Там, где “Stratofortress” имел только кормовую 20-миллиметровую автопушку, ”Devastator” располагал управляемыми ракетными снарядами, способными поразить преследующий истребитель на дистанции в 5-8 км.

В ходе эксплуатации, комплекс подвергался ряду модернизаций. Первая была предпринята уже в 1959 году, когда на вооружение была принята новая ракета GAR-2B. Снаряд оставшийся практически в прежних габаритах, был технически усовершенствован в области электроники, полуактивная головка наведения заменена более совершенной и чувствительной. Маневренность ракеты была также улучшена путем установки новых рулей. Выдвигалась также идея разработать ракету GAR-2B1 с ядерной боевой частью, аналогичной применяемой на GAR-11 ”Falcon”, но подобное решение было сочтено слишком опасным для самого бомбардировщика.

Самая масштабная модернизация системы была проведена в 1963 году, под названием ARDC (Advanced Rear Defense Capabilites). Целью разработки, было приспособить комплекс к борьбе с новыми истребителями-перехватчиками, обладающими дальнобойным реактивным вооружением.

В ходе программы, и ракета, и система управления подверглись радикальной модернизации. Старый комплекс из поисковой РЛС AN/APG-3 и РЛС целеуказания AN/APG-3F был заменен новой, специально разработанной поисково-прицельной РЛС AN/APG(RD), обладающей значительно увеличенными возможностями. Дальность подсветки целей возросла до 25 км. Чтобы соответствовать этим возможностям, была разработана новая ракета, GAR-2AR. Двухкамерный ТРД M60, давал ей возможность эффективно поражать истребители противника на дистанции почти в 20 км. Ракета стала длиннее и массивнее. Компенсируя возросший вес и увеличившиеся габариты, инженеры Convair сняли задний зарядный барабан, ограничив боезапас 10 ракетами (1 на пусковой и 9 в арсенале).

Ракеты GAR-2 ”Peregrine” впервые были применены в небе над материковым Китаем, в августе 1958. Во время второго кризиса Тайваньского пролива, их применяли RB-60B, летавшие с баз на Гавайских Островах для разведки китайской территории. Первый запуск был произведен 28 августа, с RB-60, порядковый номер 53-0810 по преследующему его китайскому Миг-17. Хотя ракета в цель не попала, истребитель, внезапно атакованный с превосходящей дистанции, не стал рисковать, и отвернул, прервав атаку. Экипаж бомбардировщика уверял, что истребитель задымил и стал падать, но китайские архивы не подтверждали потерю самолета, кроме того, с двух других RB-60, бывших свидетелями атаки, никакого дыма не заметили.

Первым самолетом, сбитым кормовой защитной установкой, был Миг-17 во время столкновения 30 августа 1958. Тройка RB-60B, совершавшая разведывательный полет над китайскими военно-морскими базами, была перехвачена и атакована тремя истребителями Миг-17, взлетевшими с авиабазы вблизи британского Гонконга. Два истребителя сумели зайти в хвост бомбардировщикам, и начали сближаться для открытия огня.

Стрелок бомбардировщика 53-0851, обнаружив нагоняющий истребитель на экране кормовой РЛС, выполнил наведение на него AN/APG-3F. Радар захватил и удерживал цель, подсвечивая ее непрерывным лучом. Когда дистанция сократилась до 8 км, с борта бомбардировщика стартовала ракета GAR-1. Истребитель не успел уклониться, и ракета поразила его в центр фюзеляжа. Оставшиеся Миг-17 тут же прекратили атаку, и вернулись на аэродром.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

28 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account