Понравилась мне идея сделать серию про корабли которые мы теряем. Так что часть вторая.
Сразу оговорюсь, спасти корабль уже не возможно, мягко говоря от него мало что осталось, постаралось и время и люди которые охотились за металлом. Но факт остаётся фактом, он ещё есть. Кстати в названии поста так же есть не точность, сначала он все таки назывался Память Меркурия, уже потом Кагул, но так звучит прикольнее))).
Но обо всем по порядку, обратимся к Википедии.
«Кагул» — русский бронепалубный крейсер типа «Богатырь». 25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия».
Крейсер «Очаков» заказан в рамках судостроительной программы на 1895—1902 гг.
Строился в Севастополе наКазённой верфи корабельным инженером Н. И. Янковским по проекту крейсера — дальнего разведчика, разработанному немецкой судостроительной фирмой «Вулкан». Однотипные корабли — «Богатырь», «Олег» и «Память Меркурия» (до 25.03.1907 — «Кагул»).
- Заложен 13 августа 1901 года
- Спущен на воду 1 октября 1902 года
Водоизмещение- 7838 т. Размеры- длина — 133 м, ширина — 16,6 м, осадка — 7,2 м. Скорость хода максимальная: 23 узла. Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 винта, 19 500 л.с. Экипаж: 730 чел. На долю корабля выпало много испытаний, но все он с честью перенес. Корабль принимал активное участие в Великой Отечественной Войне. Участвовал в Керченско — Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. Пробита была палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек.10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устье реки Хоби, у города Поти, для создания волнолома.
Теперь о причинах затопления.
Всегда указывается одна и та же причина. Дескать крейсер был старый, служить ему было трудно, вот и сняли с него пушки, а корпус затопили в качестве волнолома в Поти.
Сейчас слова неизвестного блогера, будем воспринимать как альт историю:
В 1985 году я узнал от одного коллеги, который в истории флота был покруче, чем я. т.к. был севастополец и имел доступ к различным документам, такую историю, про которую мне больше слышать никогда не приходилось. Вкратце суть её такова: в начале ВО войны руководство ВМФ сделало вывод о недопустимости повседневного использования новых кораблей для перевозки десанта и оказания поддержки сухопутным войскам. В связи с этим, основная тяжесть этой боевой работы легла на старые корабли ЧФ: «Червона Украина», «Красный Крым», «Коминтерн», эм типа «Новик», КЛ типа «Эльпидифоры». Эксплуатировались эти корабли командованием ЧФ и участвовали в боевых операциях эти корабли «со всей пролетарской ненавистью» в отличие от новых. Многие из них погибли в боях. КР (минзаг) называйте как хотите, это сути истории не меняет, «Коминтерн» в результате этого находился в крайне ужасном техническом состоянии и постоянно подвергался атакам гитлеровской авиации. Поскольку он был построен раньще, чем любой первый боевой самолёт и не планировался для этих задач, то имел крайне слабое зенитное вооружение. Подливала масло в огонь проведённая до войны «модернизация», в результате которой «Коминтерн» утратил скорость от 23 проектных до 12 узлов. Команда находилась в таких ужасных условиях под постоянными бомбёжками около года и изо дня в день совершала подвиг по спасению своего крейсера и отражению авианалётов. В конце — концов, терпение моральные и физические силы экипажа достигли предела. На корабле стал готовиться заговор под руководством корабельного парикмахера с тем, чтобы захватить корабль и увести его в Румынию, где и сдаться в плен. Учитывая то, что у НКВД в то время недостатка в агентуре не было, заговор был раскрыт, несколько человек было арестовано, экипаж расформирован и вместе с пушками был отправлен в разные сухопутные части, в том числе и в Новороссийск для обороны Кавказа, а корпус крейсера был затоплен в устье р. Хопи. Вот такую «истинную» историю списания «Коминтерна» я узнал. Не верить этому человеку у меня причин нет, т.к. следующую историю в этот день он мне рассказал про БПК «Сторожевой» и Саблина. В те годы, за такие разговоры можно было иметь большие неприятности. Узнал он их от старых офицеров политотдела флота в звании к.1 р.Хотелось бы отметить, что такие старые корабли немцы с удовольствием переоборудовали в крейсера ПВО, в которых была огромная нужда, но наши этого почему-то не сделали, тупо затопив корабль в качестве волнолома далеко от линии фронта и даже не разделали на столь нужный стране металлолом.
А теперь самое интересное, что осталось.
А осталось на самом деле не мало. Для начала, что было в конце 60-х.
Угадываются черты, не правда ли?
А что было 7 лет назад? Да вот как то так.
Мягко говоря не густо. Корабль сел на грунт, но не смотря на время сохранились днище, фор- и ахтерштевни, оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых рубок. В сети есть фото со спутника где виден набор.
вообщем что то осталось, правда не понимаю можно ли сделать из этого музей, скорее всего нет. Он так и останется лежать в устье реки Хоти.
А теперь откровение от Вячеслава. Оказывается сохранились башни крейсера.
Это батарея 743 на Тамани.
Вообщем случилось то что случилось. Мы его не можем потерять, мы его потеряли. А жаль.