Еще в 1929 году, когда лихорадочное строительство “вашингтонских крейсеров” достигло кульминации, известный английский военно-морской справочник “Джейнс файтинг шипc” отметил недостаточную тактическую обоснованность этого типа кораблей. “Вряд ли какая-либо из держав избрала бы для постройки типы крейсеров, подобные “Кенту”, “Пенсаколе”, “Наки” или “Турвилю”, если бы проектирование их было свободно от нормирования, — указывалось в статье. — Предоставленные сами себе, эти державы предпочли бы избрать тип крейсера, наиболее соответствующий их национальным потребностям при выполнении многообразных задач, ложащихся на крейсеры, однако до настоящего времени все державы связаны особым видом “конкурирующей близорукости”. Справедливости ради отметим, что эти слова в наименьшей степени относились к японским тяжелым крейсерам…
И действительно, при проектировании тяжелых крейсеров во Франции, Англии, США и Италии все время имелись в виду действия на океанских торговых путях. Так, французы, разрабатывавшие свои тяжелые крейсеры в период обострения англо-французских отношений, предназначали их для уничтожения английских торговых судов. Англичане ответили на это тяжелыми крейсерами, призванными защищать коммуникации; быстроходность и бронирование они принесли в жертву дальности плавания и мореходности, Для борьбы с английскими крейсерами американцы спроектировали тяжелые крейсеры, которые несли большее число орудий, имели больший вес бортового залпа и большую скорость хода. Итальянцы проектировали свои тяжелые крейсеры для охраны средиземноморских коммуникаций от нападения французских “вашингтонских крейсеров”. И лишь японцы с самого начала отказались от такого взгляда и создали мощный "контркрейсер" “вашингтонский крейсер” с отличным артиллерийским и торпедным вооружением и бронированием, предназначенный не для операций на коммуникациях, а для истребления вражеских крейсеров того же класса. И, как ни парадоксально, прототипом для этих кораблей послужил крейсер, размерами и водоизмещением не превосходивший лидер эсминцев.
Будучи участницей Вашингтонского морского соглашения, Япония согласилась на ограничение суммарного тоннажа своих тяжелых крейсеров 108 400 тоннами. Стремясь “втиснуть” в эту величину максимальную огневую мощь, японские конструкторы поначалу попытались создать предельно легкие корабли с максимальным артиллерийским вооружением. Ими стали "Фурутака" и “Како”. Спущенные в 1925 году, они при водоизмещении 7100 т должны были нести шесть 203-мм орудий, 76-мм броневой пояс и 51-мм палубу. Однако уложиться в такое водоизмещение не удалось, и первые японские тяжелые крейсеры получились 9150-тонными.
За ними в 1926 году последовали “Аоба” и “Кинугаса” — усовершенствованные "Фурутаки": 203-мм орудия на этих кораблях были установлены не в одно-, а в двухорудийных башнях, а 76-мм зенитки заменены 120-мм. При стандартном водоизмещении 9380 т эти корабли развивали 33,3 узла и несли шесть 203-мм- орудий, восемь торпедных труб, броневой пояс в 76 мм и палубу в 51 мм.
Поняв, что стремление к максимальному облегчению кораблей ведет к снижению их боевых качеств, Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров решил полностью использовать лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на каждый корабль — 10 тыс. т. Так появились знаменитые японские крейсеры, объявленные “непотопляемыми”, — "Миоко", “Наки”, “Хагуро” и “Асигара”.
Первоначально крейсера должны были нести 5 2-х орудийных башен. Но стремясь сократить вес, Хирага решил пойти на смелый шаг установив на крейсерах 4-х орудийные башни. Как показала практика, при 4-х орудийных башнях на линкорах, вес снижался, впрочем проблемы со сложностью конструкции никуда не девались. Но не пристало самураю жаловаться на ножны своего меча, тем более что в данном вопросе — проектирование 4-х орудийных башен для крейсера — некоторые острые камни уже были обойдены. Частично — на линкорах, частично — изучив документацию (хотя и не многочисленную) по русским крейсерам типа "Светлана" по проекту несущих 4*4 130-мм орудия.
В отличие от "Светланы", "Миоко" получили смешанное "башенное вооружение": 2 4-х орудийные и одна 2-х орудийная (возвышенная) башня. Таким образом, силуэты "Миоко" и "Фурутаки"("Аобы") были похожи.
Развитием типа "Миоко", стал тип "Такао" (вооружение 3*4 203-мм орудия), имеющего в отличие от прототипа иной силуэт. Сделав ставку на малозаметность своих кораблей, японцы сконструировали не только корпуса крейсеров малыми, но и отказались от линейно-возвышенной схемы. Став малозаметнее, новые крейсера стали и опаснее — попадать в них в артиллерийском бою стало очень трудно.
***Авт. Изначально задумывал "Такао" с линейно-возвышенной схемой. Потом показалось, что такая схема может сказаться на остойчивости корабля, и крейсер получил линейную схему. Но тут в голову пришла очередная альтернатива схожего сюжета, и буквально в последний день вновь вернулся к линейно-возвышенной схеме. В общем "Такао" у меня получается в двух вариантах, причем от одного можно будет избавиться***
Развитием типа "Миоко", стал тип "Такао" (вооружение 3*4 203-мм орудия), продолжавшего традицию схожести силуэта.
В целях маскировки, на "Такао", а позднее и "Миоко" два крайних орудия маскировались, а на "Фурутаках" дополнительные орудия напротив появлялись — вводя в заблуждение противников.
Постройкой этих кораблей отведенный Японии лимит водоизмещения исчерпывался, и с 1930-х годов эта страна делала вид, что она разрабатывает только легкие крейсеры в соответствии с ограничениями Лондонского морского соглашения. Верная своему первоначальному намерению иметь только истребителей неприятельских крейсеров, Япония под видом легких продолжала разрабатывать тяжелые крейсеры. Основоположником этих необычных кораблей стал крейсер "Могами", удививший в свое время многих морских специалистов. При водоизмещении 8500 т он нес неимоверно мощное вооружение — шестнадцать 155-мм орудий в четырехорудийных башнях линейно-возвышенной схемы!
Перегруженность дала о себе знать: во время испытаний в корпусах "Могами" и однотипных с ним “Микума”, “Судзуя” и “Кумано” начали появляться трещины в местах электросварки, обнаружился недостаток остойчивости кораблей. В 1936 году все эти крейсеры подверглись основательной переделке: для улучшения остойчивости наварили внешние були, а в местах появления трещин усилили корпус, В результате водоизмещение достигло 11 200 т, а скорость снизилась с 37 до 35,9 узла.
В 1937-1938 годах, когда над миром сгустились тучи новой войны, Япония приступила к срочной модернизации некоторых своих тяжелых крейсеров. На "фурутаках" одноорудийные башни заменили двухорудийными, а 76-мм зенитки — 119-мм. На "миоках" вместо 119-мм зениток поставили 127-мм, а четыре трехтрубных торпедных аппарата на главной палубе заменили двумя четырехтрубными на верхней. Позднее число торпедных труб на этих крейсерах было увеличено до 16. В этот же период произошло и “превращение” легких крейсеров типа "Могами" в тяжелые: на них вместо 16 155-мм орудий поставили 12 203-мм, добавили еще один буль по ватерлинии, что увеличило ширину корабля, повысило водоизмещение до 12400 т и понизило скорость до 34,75 узла.
Со следующей серии усовершенствованных "Могами" — крейсеров "Тоне" и “Тикума” маска была окончательно сброшена: объявленные легкими крейсерами, они достраивались как тяжелые. Их особенность состояла в том, что все 9 203-мм
(или 12 203-мм орудий?)
были сосредоточены в трех башнях в носовой части корабля, благодаря чему корма оказалась освобожденной для взлета самолетов.
При этом конструктора поломали голову, вернувшись к 4-х орудийным башням. Ведь 2-х башен и 8 203-мм орудий вполне могло хватить тяжелому крейсеру, а в качестве "если не хватит", предполагались варианты того чего хватит должно. Например, удлинив надстройку можно было добавить еще пару 127-мм зенитных орудий,
или увеличить численность авиагруппы.
Япония вступила во Вторую Мировую Войну, имея в строю 39 крейсеров (18 тяжелых и 21 легкий), да в ходе боевых действий ей удалось ввести в строй еще 4 легких крейсера. Таким образом, в операциях японского флота приняли участие 43 крейсера.
Если бы Япония в конце 30-х годов и дальше штамповала бы тяжелые крейсера, то ход ВМВ пошел бы безусловно по другому (чего стоит выведение крейсерами из строя американского линкора "Южная Дакота"). Ранние успехи Японии были бы еще внушительнее, а наступление союзных сил на Тихом океане было бы гораздо медленнее. Но Стране Восходящего Солнца решила делать ставку не на "линкоры для бедных 2.0" (тяжелые крейсера), а на линкоры.
Причем не просто линкоры, а сверхлинкоры!
Проектирование сверхлинкора началось еще в 1934 году. Японцы сразу решили не пролонгировать соглашения об ограничении размеров линейных кораблей. Водоизмещение “восьмого чуда света” предполагалось равным 60-69 тыс. т — почти в два раза больше “вашингтонского” лимита. Вот только каким "чудом света" должен был быть линкор?
В течение трех лет специалисты тщательно и в полном секрете анализировали достоинства и недостатки 23 вариантов вооружения, бронирования и компоновки. Основная борьба разгорелась между двумя вариантами супер линкора.
Вариант 1 предполагал "быстрый линкор" с 2 четырехорудийными башнями.
Не много проигрывая в мощности залпа ГК (10880 вместо 12240 кг), линкор выигрывал в скорости и защите. Ведь отказавшись от одной башни, корпус линкора можно было сократить. И тем самым снизив длину не бронированных оконечностей. Недостаток в ГК частично компенсировался установкой третьей башни со 152-мм орудиями
Но отринув традиционную высокую скорость, Япония решила реализовывать вариант 2 "сильный линкор". Стандартная трехбашенная схема при 12 орудиях (3*4). Вес бортового залпа достигал 16320 кг.
Начатая в конце 1937 года постройка потребовала сосредоточения всех усилий промышленности и… полиции.
Итог всех усилий трудно оценить однозначно. Безусловно, "Ямато" и "Мусаси" являлись крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Их 460-мм пушки стреляли снарядами весом почти в полторы тонны на любое обозримое с марсов расстояние. Бронирование, выполненное по схеме “все или ничего”, включало 410-мм наклонный пояс, еще более мощные траверзы и самую толстую палубу (230-200 мм). Даже дно чудовищной “коробки” было защищено 50-80-мм плитами. Лобовая плита башен имела толщину 650 мм — самая толстая броня, когда-либо устанавливавшаяся на боевом корабле! Сильный наклон пояса еще более увеличивал сопротивляемость, и считалось, что ни один снаряд в мире не может пробить ее даже на минимальной дистанции.
Вместе с тем в попытке сделать корабль неуязвимым конструкторы допустили ряд просчетов. Так, главная противоторпедная переборка (также самая мощная в мире — от 100 до 200 мм) крепилась к набору корпуса слишком ненадежно и при взрыве просто продавливалась в находившиеся за ней помещения. Сосредоточение очень толстой брони в пределах цитадели привело к тому, что почти 2/3 длины корабля оставались практически неприкрытыми.
Тем не менее линкоры типа "Ямато" были мощными боевыми машинами, чрезвычайно опасными в равном бою с любым линкором мира, включая американские "вашингтоны" и "айовы". Тем более что противники Японии и не подозревали, насколько их враг силен. Морские аналитики США предполагали, что японцы не пойдут дальше 16-дюймовок и водоизмещения в 40 000 т. Так что японским кораблестроителям надо отдать должное — они сделали все или почти все возможное. Слово оставалось за адмиралами.
И здесь потомки самураев и ученики знаменитого Того опростоволосились. Еще в начале войны летчики и офицеры авианосцев горько шутили, что на свете три самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды. Великая китайская стена и линкор "Ямато". Флоту Страны восходящего солнца часто не доставало присутствия на поле боя “хасирского флота”, как презрительно называли моряки соединение из 7 своих самых сильных линейных кораблей, стоявшее на рейде у о. Хасира.