Корабли были 4-х орудийны Соединенного Флота
В Портсумртской мине, по идее "Нагато" должен был быть 4-х орудийным. Но как всегда бывает, мелькнула мысль что не только Нагато можно сделать 4-х орудийным, но и тип "Ямасиро" и "Исэ".
***
После окончания войны с Россией линкорный флот Японии оказался в курьезном положении: более половины его составляли трофейные русские корабли, считавшиеся устаревшими еще тогда, когда они входили в состав своего флота. Дело немного поправила достройка заложенных еще в войну броненосцев и “больших крейсеров”, но ненадолго. Появление "Дредноута" поставило японцев, всерьез начавших задумываться о превращении Тихого океана в “свои воды”, в тяжелое положение. Русские “трофеи” окончательно потеряли какую-либо боевую ценность, так же как и остальные ветераны закончившейся всего пару лет назад войны. Дальневосточной империи предстояло полностью обновить свой линейный флот.
Для Японии такая необходимость граничила с национальной катастрофой. Экономика страны-победительницы находилась в еще более тягостном состоянии, чем у побежденной и претерпевшей попытку революции России. Вот только в Российской Империи очень не кстати стартовала кораблестроительная "программа реванша". В основе этой программы были корабли которые должны были быть в двое сильнее японских кораблей — нивелируя таким образом численность. Да даже если Россия и не закладывала бы свои корабли с четырехорудийными башнями, опасность представляла сама война — новый удар по экономике (предположительно в 1909 году) растущий дракон мог не выдержать.
Единственной основой обеспечения безопасности и дальнейшего развития маленькой островной страны, лишенной запасов сырья, оставались мощные морские силы. И что бы противостоять русским требовались корабли нового типа — дредноуты. Поэтому, по замыслу японских политиков, постройка линкоров не должна прекращаться ни на один год.
По иронии судьбы, японские адмиралы на собственном опыте убедились в необходимости линкоров с однородной крупнокалиберной артиллерией, и рано — раньше многих других стран — они заинтересовались проектами подобных судов (хотя Японии и не удалось попасть в число лидеров “дредноутской гонки”). Еще шла война, когда английские конструкторы из фирмы “Виккерс” выложили своим дорогим союзникам чертежи мощных броненосцев и крейсеров, вооруженных многочисленными пушками калибром 10-12 дюймов. Уже в 1907 году предусматривалась постройка двух линкоров с турбинными установками, вооруженных десятью 12-дюймовыми орудиями. Однако состояние экономики заставило отложить эти планы на неопределенное время. Военно-морским деятелям пришлось затратить немало сил и призвать на помощь всю свою популярность. Наконец, в 1909 году на стапелях двух крупнейших арсеналов в Курэ и Йокосуке, ставших основными поставщиками линкоров, были заложены "Кавачи" и "Сутцу" — первые японские дредноуты.
Впрочем, дредноутами их можно считать лишь с некоторой натяжкой. Дело в том, что орудия в двух концевых башнях отличались от пушек, расположенных в четырех установках по бортам в середине корабля, хотя и имели одинаковый с ними калибр — 305 мм. Но длина ствола, а следовательно, и баллистика были разными. Поэтому задача артиллерийских офицеров неимоверно осложнялась, особенно при стрельбе на больших дистанциях. Конечно же, ни о какой системе центральной наводки в таких условиях нельзя было и думать. Из-за такого более чем странного решения, вызванного экономией и сроками, некоторые специалисты так и не признавали в "Кавачи" и "Сетцу" дредноуты, считая их кораблями “переходного” типа вроде их предшественников — "Аки" и "Сатцума".
В сущности, проект "Сетцу" являлся несколько увеличенным "Аки", с сохранением практически всех внешних признаков и внутреннего расположения. Изменилась “начинка”: на кораблях установили турбины, изготовленные в Японии по лицензии американских фирм. Броневой пояс в центральной части был утолщен до 12 дюймов, а часть 120-мм орудий заменена на 6-дюймовые. В общем, первые претенденты на роль дредноутов на Дальнем Востоке оказались не слишком удачными: “пестрота” их вооружения бросалась в глаза. Помимо двух видов 12-дюймовок, они имели на борту еще 152-мм, 120-мм и 80-мм орудия, причем последние — также двух моделей! Скорость, несмотря на использование турбин, также оставляла желать лучшего, достигая всего 20 узлов. Но чтобы построить даже такие корабли, японцам пришлось напрячь все свои силы. И все же полностью справиться с задачей самостоятельно не удалось: почти четверть материалов пришлось везти из Англии и США.
Понятно, что не вполне качественные "полудредноуты" не могли отвечать новым требованиям. А русские тем временем, достраивали (в рамках проклятой "программы реванша") свои дредноуты — типа "Севастополь".
1912 год обещал быть для Японии очень опасным. Если Россия все же решится на войну, то шансов на победу было очень мало. Русские дредноуты превосходили японские по всем параметрам — орудиям, водоизмещении, бронированнии и даже скорости. Другими словами русские могли как навязать бой, так и безнаказанно уйти…
Но Япония не сдавалась без боя (тем более что угроза войны уже отошла). Уже при постройке "Кавачи" и "Сетцу" стало ясно, что такие корабли не смогут стать основой флота на ближайшие 15-20 лет. Требовалось радикальное решение. Неудивительно, что не имевшим должного кораблестроительного опыта японцам пришлось в очередной раз обратиться к своим главным друзьям и наставникам — англичанам. Поскольку доктрина японского флота предусматривала иметь равное количество линкоров и линейных крейсеров, следующая пара предполагалась именно в качестве наследников крейсеров Камимуры. Проект разрабатывался известнейшей фирмой “Виккерс” с учетом всех новейших технических решений, имевшихся в то время в британском флоте. В результате "Конго" — так назывался первый из четырех “горных вершин” — оказался к моменту вступления в строй более мощной боевой единицей, чем английский линейный крейсер "Лайон".
Главным “гвоздем” проекта стали орудия. Впервые в мире на борту дредноута установили 14-дюймовые пушки, дальность стрельбы которых ограничивалась лишь видимостью горизонта. Японцы быстро “приспособили” британский подарок, приняв его в качестве главного калибра для последующих своих линкоров.
Но Япония не желала все время пользоваться милостью своих покровителей, которые медленно, но неуклонно становились соперниками в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Поэтому лишь первый корабль серии — "Конго" — строился на верфях Виккерса. Второй линейный крейсер, "Хиэй", заложили на стапеле арсенала в Йокосуке. Он строился хотя и по английским чертежам, но японскими инженерами.
Проект крейсера-дредноута произвел сильное впечатление, и было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа. Но все стапели государственных верфей, готовые к постройке столь крупных судов, оказались занятыми, и японские военно-морские круги впервые доверили постройку главных сил флота частным фирмам “Кавасаки” и “Мицубиси”.
Проект "Конго" оказался поистине “золотым дном” для японцев, которые после получения чертежей в хорошем темпе принялись разрабатывать на его основе линейный корабль: сделали броню потолще, убрали часть котлов, втиснув на их место еще пару орудийных башен. Несуразные, надо сказать, корабли получились. Но весьма опасные. Самые длинные в мире линкоры с рекордным числом двухорудийных башен главного калибра — целых шесть штук. Он имел на вооружении все те же 14-дюймовые пушки, но за счет снижения скорости их число увеличилось с 8 до 12. А броневую защиту пояса удалось довести до 12 дюймов, хотя только на протяжении центральной части корпуса. Полное водоизмещение "Фусо" и "Ямасиро" приблизилось уже к 35 тысячам тонн.
Но проект был кардинальным образом пересмотрен. Хотя Россия "отказалась" от реванша еще до начавшейся в Европе войны, новая русско-японская война (предположительно в 1920 году) не исключалась. И тут встал вопрос — чем будет воевать Россия, и можно ли это использовать? И если Российская Империя делает ставку на 4-х орудийные башни, то может и Японии пойти этим же путем?!
Сторонники спаренных орудий говорили о том, что повреждение одной башни выводит из действия одну шестую, в то время как у русских выведет сразу треть.
Сторонники 4-х орудийных башен приводили свои аргументы: удобное размещение погребов боезапаса, броней надо было прикрыть относительно небольшой участок. Не мало важным аргументом, было снижение веса. И наконец — броненосцы никто не критиковал за две башни (потеря 50% огневой мощи)
За три года, прошедшие с момента вступления в строй "Сетцу" и "Кавачи", японские инженеры совершили гигантский скачок. После неудачных "полудредноутов" флот Страны восходящего солнца получил пару очень сильных линкоров.
Теперь Объединенный флот имел или должен был вот-вот получить 4 линейных крейсера и только 2 современных линкора. “Перекос” следовало немедленно ликвидировать, и продолжение программы не заставило себя ждать. "Фусо" только приступил к испытаниям машин, когда на стапелях все тех же фирм “Кавасаки” и “Мицубиси” состоялась закладка двух новых линкоров. Проект "Исэ" являлся логическим развитием "Фусо". Уже в ходе постройки 152-мм пушки противоминной артиллерии решили заменить на новые 140-мм орудия, также разработанные в Англии специально для низкорослых японских моряков, которым было тяжеловато “кантовать” 45-килограммовые шестидюймовые снаряды. Заодно с заменой орудий несколько уменьшилось и бронирование их казематов, а четыре вспомогательных установки остались вовсе без брони. За этот счет удалось увеличить зону борта по ватерлинии, защищенной 305-мм плитами.
Все же и "Фусо" и "Исэ" несли на себе отпечаток британского влияния. Только следующую пару линкоров, "Нагато" и "Мутцу", можно назвать полностью японскими кораблями. Проект, автором которого стал один из самых способных конструкторов, капитан 1-го ранга Хирага, на сей раз создавался “с чистого листа”. Сохранив "русскую схему" расположения главной артиллерии в трех башнях: одна в носу и две на корме, новые сверхдредноуты получили силуэт, который с годами стал связываться именно с японскими кораблями. Характерными стали красиво изогнутый нос и впервые появившаяся массивная передняя мачта-надстройка, из-за обилия мостиков, рубок и переходов получившая у американцев полупрезрительное название “пагоды”. Действительно, инженеры решили создать конструкцию, которую нельзя “свалить” попаданием даже самого крупнокалиберного снаряда. Если учителя-англичане довольствовались треногими мачтами, то их старательные ученики установили массивную семиногую, центральный ствол которой представлял собой шахту лифта, бегавшего вверх-вниз — от палубы до центрального артиллерийского поста на топе мачты. Безусловно, такое сооружение оказалось совершенно “неубиваемым”, но английские специалисты и историки вплоть до настоящего времени не перестают напоминать, что их трех “ног” оказалось вполне достаточно для сохранения мачт даже при прямых попаданиях.
"Нагато" и "Мутцу" вошли в строй в 1920-1921 годах, когда изнемогавшая после завершения войны мировая экономика требовала не гонки морских вооружений, а их сокращения.
Но Страна Восходящего солнца была на подъеме и в 1920 году приступила к строительству кораблей нового поколения. Стартовавшая программа "8+8" предполагала, что Япония получит 16 новых линкоров и линейных крейсеров с 16-дюймовыми орудиями.
Линейные крейсера типа "Амаги"
Вашингтонское соглашение 1922 года поставило крест на новых японских дредноутов.