Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

20

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свой цикл про Великую Испанию, и сегодня речь пойдет о типах кораблей в конце XVIII столетия. Вкратце я рассказывал уже об этом в III главе основного повествования, но сейчас я хочу детально рассказать о том, какие корабли и по сколько штук будут построены в течение 1784–1808 годов.

Фрегаты типа «Santa Casilda» и «Flora»

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

В 1784-1785 годах, еще до начала реформ габриэлиносов, по настоянию коллегии адмиралов и под протекцией юного инфанта Франсиско Хавьера, в судостроение Испании были внесены некоторые перемены, коснувшиеся полной унификации всех типов строящихся кораблей. Отныне все они должны были принадлежать одной системе, одному типу кораблей в каждом ранге, и изменяться лишь по мере совершенствования конструкции. Это позволяло сэкономить средства на производстве одинаковых комплектующих, а также заметно упростить строительство кораблей для будущего флота. Первой «жертвой» новых реформ стали фрегаты, единый проект которых составил главный инженер Армады, дон Хосе Ромеро де Ланда, который пришел на смену французу Готье. Его главным помощником и автором многих нововведений стал другой выдающийся судостроитель своего времени – Хулиан Мартин де Ретамоса. Вместе они разработали проект 36-пушечной «Санта-Касильды», заложенной в 1784 году [1]. Корабль оказался весьма удачным, сочетая достаточную огневую мощь, высокую скорость и маневренность и хорошую мореходность. В проект постоянно вносились малые изменения, но в 1792 году Ретамоса провел капитальную модернизацию, сделав фрегаты 40-пушечными и кардинально улучшив рангоут, сохранив при этом исходный корпус практически без изменений. Первым кораблем этой подсерии стала «Флора», вступившая в строй в начале 1793 года. Всего с 1784 по 1808 год были построены 45 фрегатов этих двух типов. Благодаря высокому качеству постройки и бережливому отношению со стороны команд те из них, которые не были потеряны во время последующих войн, прослужили в составе Армады долгое время. Последний из фрегатов этого типа, «Астролабио», был сдан на слом в 1867 году.

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

Водоизмещение: 1100–1240 тонн

Экипаж: 280–320 человек

Вооружение («Санта-Касильда»): 26 18-фунтовых, 10 8-фунтовых орудий

Вооружение («Флора»): 28 18-фунтовых, 12 8-фунтовых орудий

К 1804 году на всех кораблях 8-фунтовые пушки заменены на 24-фунтовые карронады; на части фрегатов 18-фунтовые пушки заменены на 32-фунтовые карронады.

Линейные корабли типа «San Ildefonso» (74 орудия)

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

Проект нового 74-пушечного линейного корабля был призван заменить все предыдущие типы 64-84-пушечных кораблей, и был разработан в 1785 году Ромеро де Ландой практически без участия Ретамосы, который в это время занимался вопросами повышения эффективности производства. Это был один из лучших образцов своего времени – крепкий, ходкий, быстрый и маневренный, хорошо вооруженный и относительно дешевый. Одновременно с его закладкой была официально принята новая система судостроения – отныне каждый год требовалось закладывать по 2 средних и 1 большому линейному кораблю. Первенцем этой системы стал 112-пушечный «Санта-Ана», а первый корабль серии более легких кораблей назвали «Сан-Ильдефонсо», что послужило основой для прозвища всей серии кораблей – «Ильдефонсиносы». Всего с 1785 по 1791 годы включительно было построено 14 таких кораблей, которые постепенно заменяли более старые единицы в строю. В 1792 году на смену им пришли корабли типа «Монтаньес».

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

Водоизмещение: 1600–1800 тонн

Экипаж: 505–780 человек

Вооружение: 30 36-фунтовых, 32 18-фунтовых, 12 8-фунтовых орудий

К 1804 году на всех кораблях 8-фунтовые пушки заменены на 24-фунтовые карронады.

Линейные корабли типа «Montañes» (84 орудия)

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

Линейные корабли типа «Монтаньес» стали логическим развитием всего предыдущего судостроения Испании, и настоящим шедевром времен дерева и паруса. Хулиан Ретамоса разрабатывал этот проект практически в одиночку, используя, в частности, наработки Хорхе Хуана и предыдущие проекты 64- и 74-пушечных линейных кораблей. Результат превзошел все ожидания – новый тип линейного корабля, вооруженный 84 орудиями, оказался если не идеальным, то очень близким к тому. Несмотря на крепкий корпус с толстыми бортами, он был чрезвычайно маневренным и быстрым, в чем был способен составить конкуренцию даже фрегатам, и превосходя любой другой линейный корабль в мире. Кроме того, он был весьма мореходным, медная обшивка способствовала медленному обрастанию днища, а могучее вооружение позволяло уверенно сражаться с любым противником, которого только можно было встретить на морях. С 1792 года «Монтаньесы» целиком заменили «Ильдефонсиносов» на стапелях, и в Армаде их приняли с превеликим удовольствием. Особенно высоко о новом типе линейных кораблей отзывался адмирал Масарреда. Всего с 1792 по 1808 годы Испания построила 28 линейных кораблей этого типа. После Войны за независимость и последующих потрясений именно эти корабли, качественно построенные и бережно хранимые портовыми службами, составили ядро Армады в 1-й половине XIX столетия, пока экономика государства не оправилась, и Испания вновь не приступила к масштабному возрож­дению флота, и даже тогда проект «Монтаньеса» послужил основой для разработки следующей серии линейных кораблей.

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

Водоизмещение: 2500–2700 тонн

Вооружение: 30 36-фунтовых, 32 18-фунтовых, 20 8-фунтовых орудий, 2 30-фунтовые гаубицы

Экипаж: 700–780 человек

К 1804 году 8-фунтовые пушки на всех кораблях заменены на 24-фунтовые карронады.

Линейные корабли типа «Santa Ana» (120 орудий)

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

Испанский флот длительное время практически не строил корабли высшего ранга, с числом орудий более 100 штук. Причины на то были объективны – уделяя очень много внимания живучести кораблей, толщине борта, маневренности и скорости, оставалось очень мало места для чего-то еще. Попытки построить гигантов («Реал Фелипе», «Сантисима Тринидад») оказались мало­успешными – получавшиеся корабли были мощными, но медленными и неманевренными из-за недостаточной эффективности парусного вооружения. Однако благодаря выработанной Хорхе Хуаном системе в 1780-х годах наконец-то удалось создать достаточно маневренные и крупные образцы линейных кораблей. За разработку базового проекта отвечал Ромеро де Ланда, активным участником работ стал также Хулиан Ретамоса, указавший на возможные проблемы с валкостью корпуса корабля, в результате чего были внесены своевременные правки в чертеж, и проблем удалось избежать. Первые три корабля строились 112-пушечными, но начиная с четвертого удалось увеличить число орудий до 120 [2], а первая тройка позднее была модернизирована под новые стандарты и новое количество пушек. Головной корабль получил название «Санта-Ана», всего таких было построено 18 единиц с 1784 по 1801 годы включительно. Это были хорошие, мореходные и маневренные корабли, оснащенные мощнейшей артиллерией, едва ли не первые, на которых с самого начала стояли 36-фунтовые пушки. Они с честью вынесли все испытания, которые встретились за время их долгой карьеры, и, пережив Войну за независимость, дослужили до конца 1860-х, послужив заодно основой для послевоенной серии линейных кораблей высшего ранга.

Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)

Водоизмещение: около 4800–4900 тонн

Экипаж: до 1100 человек

Вооружение: 34 36-фунтовых, 32 24-фунтовых, 32 12-фунтовых, 18 8-фунтовых орудий, 4 24-фунтовых гаубицы [3]

К 1804 году 12-фунтовые пушки заменены на 18-фунтовые «короткие», а 8-фунтовые – на 24-фунтовые карронады.

Примечания

  1. Вообще, я тут сильно все поменял, так как если с линейными кораблями в плане стандартизации все было в порядке, то с фрегатами – нет, и, как назло, еще и информации по ним крайне мало.
  2. А вообще «Санта-Аны» несли от 108 до 126 пушек, в зависимости от корабля и времени.
  3. Зачем конкретно эти гаубицы были нужны – история скрывает, ибо их характеристики были, мягко говоря, не впечатляющими, и в боях они никак себя не проявили. Впрочем, это я оставлю без изменений.

 

P.S. Если кто посчитает, что линейных кораблей слишком много – в АИшке их построено 60 за 24 года, а в реале – 27 за 11 лет (постройка крупных кораблей прекратилась после 1795 года). Т.е. речь идет лишь о сохранении темпов строительства флота до начала большой войны с фран­цу­зами, не более.

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account