Кораблестроительные программы Российской Империи от русско-японской и до революции — так сколько истратили?
Уважаемые коллеги !
Проработав несколько месяцев над альтернативно-коммунистическим флотом, я вдруг почувствовал неизъяснимое желание поальтернативить Российский императорский флот, в период с конца русско-японской войны и до первой мировой включительно. Но мне понадобится ваша помощь
Условия альтернативы, которые я себе задаю, достаточно просты – во первых, создать максимально мощный балтийский флот, способный… ну, хохзеефлотте нам в открытом бою все равно не одолеть, но хотя бы дать немцам как следует по зубам, в случае если они рискнут сунуться частью своего флота на Балтику, как неоднократно это делали в первую мировую войну.
А второе условие – это постараться не выйти за рамки финансирования РИФ в указанном периоде. Конечно, если придерживаться точных хронологических рамок финансирования РИФ в РИ, особо развернуться будет негде, но такой строгой задачи я себе и не ставлю. Попросту говоря, я хочу посчитать, во что обошлось строительство наших ЭБР «Андрей Первозванный» и «Павел I», дредноутов типа «Севастополь» и «Императрица Мария», крейсеров «Рюрик 2», «Баян», «Паллада» и проч, эсминцы и миноносцы, а также прикинуть затраты на недостроенные корабли – черноморский «Николай», «Измаилы», «Светланы», «Новики» последних серий… а определив сумму, использовать ее по другому, строя в 1905-1917 гг корабли иных проектов и в другом количестве, но не выходя за пределы фактических затрат РИФ.
Кто-то может возразить – зачем калькулировать стоимость кораблей, если не так уж сложно просто поднять суммы, отпускавшиеся на финансирование РИФ? Ведь Госдума одобряла программы, имевшие конкретную стоимость… Все так. Но я опасаюсь идти по этому пути, потому что совсем неясно, какие суммы из одобренных Госдумой были отпущены и освоены, да и какая их часть направлялась на новое строительство? Ведь кроме постройки новых кораблей модернизировались старые, крупные средства инвестировались в судостроительные заводы и т.д. и т.п…. Тому, кто сможет разобраться во всех хитросплетениях военно-морских бюджетов Российской Империи прижизненный памятник, всеобщий респект и персональный рахат-лукум гарантированы, но я – не рискну. Следуя в кильватер блестящей статье «Российский императорский флот времен русско-японской войны – сколько он стоил?» коллеги Стволяра, я попробую посчитать стоимость кораблей РИФ, строившихся с 1905 по 1917 гг.
Так вот — поскольку в стоимости кораблей РИФ сам Дьябло ногу сломит, прошу подсказок и конструктивной критики:))
Броненосцы
«Евстафий» и «Иоанн Златоуст», последние черноморские броненосцы. «Сметная стоимость строительства "Иоанна Златоуста" и "Евстафия" вылилась в 13 784 760 и 14 118 210 руб. соответственно.» http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Zlat/03.htm Но я не стану включать стоимость этих кораблей в «общий котел» — по состоянию на конец русско-японской войны корабли изрядно продвинулись в постройке, и смысла приостанавливать или отменять их строительство, на мой взгляд, нет никакого.
«Император Павел I» и «Андрей Первозванный» — вот с этими кораблями все куда сложнее. Сметная стоимость «Анператора Павла» известна — 13 624 000 руб. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Pavel_1/03.htm Но это, судя по всему, первоначальная смета, возможно – на самый первый вариант ЭБР (который задумывался как «Бородино» но без перегрузки и с 203-мм артиллерией вместо 152-мм». Но потом начались бесконечные улучшения и пересмотры проекта… Известно так же, что смета «Павла» увеличилась как минимум дважды — на 500 000 руб (там же) и на 743 425 руб. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Pavel_1/04.htm
Следовательно, стоимость одного броненосца подскочила до 14 867 425 руб. Однако же есть стойкое ощущение, что и это не полная цена броненосца, однако доказательств тому у меня нет. С другой стороны, какие-то конструкции и работы были оплачены еще до конца русско-японской… Так что я думаю, что не слишком ошибусь, приняв стоимость достройки ЭБР типа «Андрей Первозванный» в размере 14,8 млн. руб. А всего на строительство двух этих кораблей затрачено 29 734 850 руб.
Линкоры-дредноуты.
Линкоры типа «Севастополь», 4 штуки – беру их стоимость по данным Виноградова, «Последние исполины Российского императорского флота» — 29,4 млн руб за штуку, а всего – 117,6 млн. руб.
Линкоры типа «Императрица Мария», 3 штуки — так же по данным Виноградова, 29,804 млн.руб за штуку, а всего – 89,412 млн.руб.
Остаются недостроенные дредноуты, и с ними все сложно.
Линейные крейсера типа «Измаил» — 4 шт. Крайне непросто определить их сметную стоимость. Виноградов в «Последних исполинах» утверждает, что они стоили по 30 593 395 руб за штуку, но эта цифра вызывает большие сомнения.
Если принять ее на веру, получается, что гигантский сверхдредноут нормальным водоизмещением в 32,5 тыс.тонн стоит почти столько же, сколько вполне заурядная 23,8 тыс.т (водоизмещение в 1,37 раз меньше!) двенадцатидюймовая «Императрица» — разница в их стоимости мизерна, меньше 800 тыс.руб. Это вряд ли может быть правдой, достаточно посмотреть на то, как с ростом водоизмещения росла стоимость британских кораблей. Например тот же «Инвинсибл» обошелся британской казне в 1,6 млн ф.ст., а в 1,55 раз больший «Лайон» — в 2,08 млн.ф.ст.
Тем более, что в «Линейный крейсер «Измаил»» у того же Виноградова читаем
6 июня 1912 года после бурных дискуссий Государственная дума одобрила предложенную Морским министерством программу 288 голосами против 124, выделив на развитие флота 502,7 млн. руб. (в том числе 182 млн. руб. на четыре броненосных крейсера). 23 июня она была утверждена царем и обрела силу закона. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2001_01/03.htm
182 млн. руб. делим на 4 корабля и получаем 45,5 млн.руб. Но это еще не вся стоимость «Измаилов», поскольку деньги-то выделялись на линейные крейсера тогда, когда по проекту они несли только три башни ГК, а вот дополнительные 28 млн.руб. на то, чтобы добавить кораблям четвертую башню, пришлось изыскивать, экономя на броне, скорости, и даже других кораблях – крейсерах «Светлана». С учетом этого сметная стоимость «Измаилов» составила бы 45,5+28/4 = 52,5 млн.руб. Что, опять же, вполне соответствует стоимости последнего черноморского дредноута «Император Николай I», для которого Виноградов указывает стоимость 45 078 523 руб.
Почему же тогда такое разночтение в цифрах? Возможно, что в «Последних исполинах» Виноградов указал сметную стоимость строительства линейных крейсеров без вооружения, такие калькуляции (по неизвестным мне причинам) в те годы делались нередко.
Но как оценить фактические затраты на строительство «Измаилов? К счастью, в журнале «Мидель-шпангоут» №22 в статье Кузнецова "Линейныекрейсеры типа "Идмаил"" даны абсолютно точные цифры затрат по состоянию на 1917 г
«Измаил» — 24 431 740 руб.
«Бородино» — 20 564 700 руб.
«Кинбурн» — 22 102 000 руб
«Наварин» — 21 354 600 руб.
А всего – 88 453 040 руб.
Но и это, скорее всего, еще не все затраты – дело в том, что указанные суммы были выплачены предприятиям-изготовителям линейных крейсеров (дословно – «В части средств, затраченных на их постройку, при общей стоимости каждого крейсера 30 593 345 руб…) т.е. указанные средства по всей видимости не включают затраты на приобретение в Англии 356-мм артиллерии для этих кораблей. С другой стороны – полагаю будет лучше не умножать сущностей, сверх необходимого и принять затраты Российской Империи на линейные крейсера типа «Измаил» в размере 88,45 млн. руб. Учитывая общую стоимость четверки линейных крейсеров (52,5 млн.руб * 4 = 210 млн.руб) не сильно ошибемся, оценив вложения в 42% от сметной стоимости кораблей.
Вероятно не будет большой ошибкой оценить в той же пропорции и сумму затрат на строительство «Императора Николая I» — сметная стоимость составляет, как я уже указывал выше, 45 078 523 руб., соответственно 42% от указанной суммы дадут нам 18 932 980 руб.
Если наши расчеты верны, то Российская Империя потратила на достроенные и недостроенные дредноуты и сверхдредноуты 314 398 020 руб.
Броненосные крейсера
К моему глубокому сожалению, монография Виноградова и Федечкина «Рюрик — флагман балтийского флота» не дает ясного ответа на вопрос – сколько же стоил «Рюрик 2». Указывается только, что
стоимость заказа составляла 1500 тыс.ф.ст.
Однако же нет ясности, что относится ли данная сумма к окончательному варранту броненосного крейсера? Включена ли в данную сумму стоимость артиллерии? Ответа на эти вопросы у меня, увы, нет, остается только принять данную цифру. Итак, стоимость крейсера определяем в полтора миллиона фунтов, или примерно 15 млн. руб.
Стоимость крейсеров типа «Баян», построенных после русско-японской войны мне, увы, неизвестна. Однако же, думаю что не будет большой ошибки предположить, что их строительство обошлось на уровне доцусимского «Баяна», т.е. порядка 7,5 млн рублей за штуку и 22,5 млн. руб. за все три крейсера.
Крейсера типа «Светлана». Всего было заложено 8 таких крейсеров, из них 6 успели спустить на воду. Точная сметная стоимость этих крейсеров мне неизвестна, но в книге «Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»» Цветкова есть упоминание о стоимости черномосрких крейсеров 8,6 млн. руб http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/KrKav/chap04.html Приняв данную цифру, определим стоимость 8 крейсеров в 68,8 млн, а применив к ним «понижающий» коэффициент (ни один из этих крейсеров не был достроен в ПМВ) на уровне линейных крейсеров (42%) получим сумму затрат на строительство легких крейсеров типа «Светлана» 28 896 000 руб.
А всего по крейсерам получается 66 396 000 руб.
Тут правда нужно вспомнить, что Российская империя разместила заказ на два малых крейсера в Германии, которые та успешно построила, но (сюрприз-сюрприз!) почему-то России не вернула а ввела в состав своего флота («Невельский» и «Муравьев-Амурский») – но вот сколько успела внести Российская империя за жти крейсера – мне решительно неизвестно. Возможно, сможет подсказать кто-то из коллег?
Эсминцы и миноносцы
С ними все совсем сложно – я так и не смог обнаружить никаких цен на эсминцы и миноносцы. Поэтому, ориентируясь на цифры коллеги Стволяра, попробую оценить обычный наш 350-тонный паровой миноносец в 0,5 млн. руб., а миноноец типа «Охотник» который с двумя 102-мм пушками) в 800 тыс, что же до «Новиков», то у Усова в монографии «эскадренный миноносец «Новик»» есть такое упоминание
Полностью готовый корабль надлежало предъявить к официальным испытаниям через 28 месяцев после подписания договора и «сдать в казну» до 1 августа 1912 года. За его постройку комитет обязывался уплатить обществу 2190 тыс.руб.
Это НЕ цена эсминца, но все же какое-то приближение. Так что я полагаю принять стоимость строительства одного эсминца типа «Новик» на уровне 2 200 000 руб.
Так вот, если склероз мне не врет, то после РЯВ мы построили 18 угольных эсминцев (9 млн) , 24 более крупных миноносца типа «Охотник» (19,2 млн).
Также было построено 31 эсминец типа Новик (67,89 млн) , еще 14 – недостроены (15,33 млн), итого – 102,42 млн. руб.
А всего, в период с 1905 по 1917 гг было затрачено 512 948 870 руб.
Уважаемые коллеги! Предлагаю взять побольше помидоров, запастись как следует цветами (в горшках) и от души покритиковать приведенные в статье цифры. Поскольку потом, когда я перейду к описанию кораблестроительных программ РИФ, никаких претензий по финансированию я уже принимать не смогу.