Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

0

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

По прошествии девяти месяцев после принятия долгосрочной программы военного кораблестроения на период до 2050 г. (далее ПВК-2050) широкой общественности не известно о ней практически ничего. Плотная завеса секретности, вновь опустившаяся на всё, связанное с оборонной тематикой, в середине 2000-х (после короткого периода прозрачности на рубеже веков), продолжает скрывать не только то, что действительно необходимо держать в тайне, но и то, что в странах с развитой демократией принято предавать гласности и выносить на всенародное обсуждение.

Как известно, демократия (народовластие) подразумевает личное или опосредованное участие граждан в принятии политических решений, а также возможность влияния на "неправильные" решения (не отвечающие интересам большинства) с целью их отмены или корректировки. Участвовать и влиять можно самыми разными способами (было бы желание), но для этого надо, как минимум, знать содержание принимаемых законодательных и правовых актов.

В наших реалиях всё это звучит немного наивно, но к этому надо стремиться. Власть не должна принимать долгосрочных военно-политических решений ценой во многие триллионы рублей втайне от граждан своей страны — исправных налогоплательщиков и совладельцев "национального достояния" (© "Газпром"). Власть должна быть подотчётна народу во всём, кроме тех случаев, когда преждевременное раскрытие информации может нанести ущерб государственной безопасности. ПВК-2050 к таким случаям уж точно не относится.

Туман на море — наверное, лучшая аллегория "открытости" долгосрочной кораблестроительной программы ВМФ РФ. Клочок чистого неба в левом верхнем углу олицетворяет надежду на скорые перемены к лучшему (в основе — фото с seaman-sea.ru)

Обнародование ПВК-2050 стало бы не только жестом уважения к налогоплательщикам и "совладельцам", но и утолило бы повышенный интерес сотен тысяч граждан РФ, которые "в теме" — примерно 130 000 из них служат в ВМФ (по данным The Military Balance 2014), около 80 000 — работают на вефях и в КБ ОСК, плюс сотрудники предприятий-контрагентов, плюс морские офицеры, старшины и матросы, уволившиеся в запас, плюс военные кораблестроители на пенсии и работающие не по специальности, наконец — те, для кого военый флот является объектом изучения, увлечения, творчества.

Пока обнародования не случилось, попытаемся хоть как-то удовлетворить этот интерес, сведя воедино разрозненные крупицы легальной и полулегальной информации по ПВК-2050, имеющейся в наличии на сегодняшний день, после чего продемонстрируем, к чему надо стремиться в области открытости военно-морского строительства на примере страны с весьма зрелой демократией (обвинения в низкопоклонстве не принимаются).

Суть вопроса

Строительство первоклассного военно-морского флота, способного на равных конкурировать с флотами ведущих морских держав — дело дорогое, трудоёмкое и, поэтому, долгое. Ни одна страна в мире не имеет достаточных финансовых и производственных возможностей, позволяющих сделать это в течение достаточно короткого времени (измеряемого, скажем, двумя президентскими сроками).

При наличии соответствующей научной базы, инженерно-конструкторской школы, развитой промышленности и денег в бюджете реальный срок создания нового флота (полного обновления корабельного состава), при определяющем условии равномерного распределения по годам бюджетных средств и загрузки верфей, составляет 30-40 лет. Именно поэтому в названии ПВК и фигурирует 2050 год.

Кроме равномерности распределения сил и средств планирование кораблестроения на 35 лет вперёд имеет целый ряд других немаловажных достоинств:

1) возможность создания наконец-то сбалансированного флота (ссылка 1) (ссылка 2) благодаря видению картинки в целом, а не отдельных её фрагментов (А.Ш.);
2) поступательное (эволюционное) развитие корабельного состава (ссылка 3, касается также п.п. 3-5);
3) сокращение номенклатуры проектов кораблей и увеличение их серийности;
4) возможность "загоризонтного" планирования в НИИ и КБ и, как следствие, опережающее создание новых технологий (ссылка 4);
5) более эффективное расходование средств в рамках всего жизненного цикла корабля;
6) значительное снижение рисков в случае изменения политической конъюнктуры (смене правительства, командования ВС и ВМФ) (ссылка 1), за что боролись ещё В. Кузин и В. Никольский ("Военно-морской флот СССР 1945-1991", 1996, стр. 595-596).

История вопроса

Ранее в постсоветской России корабли строились (или пытались строить) в рамках десятилетних государственных программ вооружения — ГПВ-2005 (1996-2005), ГПВ-2010 (2001-2010), ГПВ-2015 (2006-2015) и ныне действующей ГПВ-2020 (2011-2020). Первые две программы оказались откровенно провальными (по крайней мере, в отношении ВМФ), третья была пересмотрена по итогам Пятидневной войны 2008 г., ход выполнение четвёртой даёт все основания для осторожного оптимизма.

В отличие от ПВК-2050, вскоре после принятия ГПВ-2020, пусть и без особой конкретики, был озвучен объём кораблестроительной части программы — 100 кораблей, .включая. 20 подводных лодок, 15 фрегатов и 35 корветов (ссылка 6).. В дальнейшем эти цифры не раз конкретизировались и уточнялись — 11.03.2013, например, С. Шойгу говорил о 24 ПЛ и 54 боевых надводных кораблях (ссылка 7) (по лодкам он, скорее всего, имел в виду 8 "Бореев", 8 "Ясеней", 6 "Варшавянок" и 2 "Лады", по БНК ясности нет до сих пор).

Взгляды главкомата ВМФ о необходимости планирования строительства флота на период до 2050 г. на основе долгосрочной программы кораблестроения впервые озвучил главком ВМФ В. Чирков в своём интервью журналу "Национальная оборона", опубликованном 11.06.2013 в блоге главного редактора И. Коротченко (ссылка 2), а 05.09.2013 на рабочем совещании в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ) речь шла уже конкретно о ПВК-2050, которую в соответствии с поручением Президента России следовало разработать к началу 2014 г. совместными усилиями Минобороны и ОПК (ссылка 3).

В ноябре 2013 г. в Санкт-Петербурге в рамках научно-практической конференции ВМФ представителями ведущих профильных предприятий и организаций ОПК, Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ и Минпромторга была произведена оценка реальных возможностей промышленности по реализации проекта ПВК-2050 (ссылка 8). До конца года своё заключение на проект программы представил в Главкомат ВМФ и Минпромторг РФ главный исполнитель — ОСК (ссылка 9).

В начале марта 2014 г. проект ПВК-2050 был рассмотрен и одобрен ВПК при Правительстве РФ [4], а через месяц Комитет по промышленности Госдумы РФ .в ходе заседания экспертного совета на тему перспектив судостроительной отрасли в контексте Госпрограммы "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" констатировал зависимость её реализации от объёмов гособоронзаказа по кораблестроению (ссылка 10) (из чего следует, что обсуждение военной и гражданской программ проходило параллельно).

В мае 2014 г. ПВК-2050 утвердил Президент РФ (ссылка 11).

Цена вопроса

Оценить стоимость ПВК-2050 в самом первом приближении можно по заявлению замминистра обороны Ю. Борисова от 05.09.2013 о том, что "общий объем ассигнований на реализацию госпрограмммы вооружений 2011-2020 годов в части ВМФ составляет 5 триллионов рублей (ранее называлась цифра 4,7 трл. руб. ссылка 12 — А.Ш.), из них 47 процентов предусмотрено на строительство новых кораблей" (ссылка 13).

В пересчёте на доллары США на день заявления (курс на 05.09.2013 — 33,47 руб. за $1) на 10-летнюю кораблестроительную программу в рамках ГПВ-2020 предусматривалось израсходовать около $70 млрд. В пересчёте на 35 лет получается огромная сумма порядка $250 млрд. (само собой — по предкризисному курсу, т. к. военная продукция ОСК очень мало зависит от американского доллара). Чтобы дать представление о том, что это за деньги, достаточно сказать, что на них можно построить 20 (двадцать) авианосцев типа CVN 78 "Джеральд Р. Форд" (CVN 78 — $12,9 млрд., CVN 79 — $11,5 млрд., ссылка 14) или 140 (сто сорок) эсминцев типа DDG-51 "Арли Бёрк" мод. III ($3,5 млрд. за пару в 2016 г., ссылка 15).

Объём программы

Основным источником по ПВК-2050 на сегодняшний день является интервью замглавкома ВМФ по вооружению контр-адмирала В. Бурсука, данное им 25.10.2014 в программе "Военный совет" радиостанции "Эхо Москвы" (ссылка 1). В 45-минутном .интервью. очень мало конкретики .и чётких формулировок,. много "воды" .и посторонних разговоров, .но что есть,. то есть. В ходе беседы на вопрос, будет ли "на выходе" (в 2050 г.) иметь место увеличение численности флота, замглавкома ответил: "На выходе мы примерно сохраним имеемую численность, но это будет… качественно новый флот".

Суммарный объём ПВК-2050 озвучен пока только "Российской газетой": "Планируется построить более 600 надводных кораблей, подводных лодок и различных судов обеспечения. Военно-морской флот будет полностью обновлён" (ссылка 16). Попробуем проанализировать два этих факта на предмет их соответствия друг другу.

На первый взгляд число 600 кажется заоблачным, т. к. даже в ВМС США — величайшем военном флоте планеты, числится и будет продолжать числиться в течение ближайших 30 лет порядка 300 кораблей и судов (от 274 до 319), включая (помимо подводных лодок и боевых надводных кораблей основных классов) фрегаты, корабли прибрежной зоны (littoral combat ships), минно-тральные, десантные корабли, суда снабжения (resupply ships) и обеспечения (support ships) (см. Часть 2).

На самом деле, чтобы полностью обновить флот, 600 корпусов будет даже мало. По данным The Military Balance 2014, на конец 2013 г. ВМФ РФ имел в своём составе (в переводе на язык нашего Корабельного устава) 263 боевых корабля (включая ПЛ и катера), 8 ПЛ спецназначения, 260 морских судов обеспечения и НК спецназначения и 376 рейдовых судов обеспечения (включая катера) — итого немногим более 900 единиц корабельного состава (russian-ships.info даёт 282 БК и 9 ПЛСН на 04.03.2015, по НКСН и МРСО сводных данных нет).

Здесь следует привести ещё одну цитату из интервью В. Бурсука (далеко не последнюю в данной публикации): "Мы планируем поставку… плавучих кранов для всех флотов ВМФ России. Вообще развитие кораблей вспомогательного флота — это отдельная программа, которая создана, утверждена министром обороны РФ, и её реализация осуществляется уже в настоящее время".. Если замглавкома имел в виду некую программу строительства рейдовых судов обеспечения (к которым относятся и плавучие краны) как составной части новой инфраструктуры базирования ВМФ, то исключив их из суммарных 900 единиц (точнее — 907), мы получим 530-550 кораблей и судов, подлежащих замене в рамках ПВК-2050, что не так уж плохо согласуется с данными "Российской газеты".

Жалкие крохи с барского стола

Какие именно корабли и в каком количестве будут строиться в рамках ПВК-2050, если не случится чуда, нам предстоит узнать ещё очень не скоро. Пока же придётся подбирать крошки со стола тех, кто "лелеет в кармане" интересующую нас информацию "и этим сознанием горд" (© "Аквариум"). Ниже представлено то, что удалось подобрать автору блога.

Подводные лодки

Тут почти пусто, за исключением того, что вовсю идут работы по проектированию ПЛ 5-го поколения (основы наших подводных сил в 2050 году) — как атомных (для которых "новое поколение — вещь философская"! ссылка 18), так и неатомных (проекта "Калина") с воздухонезависимой энергетической установкой (ссылка 19). Появление их в составе ВМФ планируется после 2030 года (В. Бурсук, ссылка 1).

Авианосцы

"Пришло сразу три подряд (причём от разных людей) вопроса про авианосцы. Люди спрашивают, будут ли у России авианосцы?.. Не даёт нашим слушателям покоя авианосец, вернёмся ненадолго. Спрашивают…" — реплики ведущего радио "Эхо Москвы" как иллюстрация живого общественного интереса к кораблям данного класса.

Первая ласточка выпорхнула 22.04.2014 (т. е. ещё до утверждения ПВК-2050 президентом РФ): "Авианосцы включены в программу кораблестроения до 2050 года, .но по срокам они стоят там дальше, чем хотелось бы… .Флот говорит,. что нужно по два авианосца на Северный флот и на Тихоокеанский" — гендиректор Невского ПКБ С. Власов (ссылка 20). Хочется надеяться, что "флот" говорил это в проекте ПВК-2050, а не в приватном разговоре в курилке НПКБ.

К сожалению, на публике флот изъясняется куда менее конкретно. Фрагмент интервью контр-адмирала Бурсука на "Эхо Москвы", касающийся авианосцев, как нельзя лучше демонстрирует умение официальных лиц играть словами и уходить от прямого ответа на поставленный вопрос:

"- Давайте… об этих кораблях поговорим.
— В настоящий момент главное командование ВМФ не отказывается (
! — А.Ш.) от того, что в составе ВМФ должны находиться авианосцы… Планируемый к строительству авианосец — это будет принципиально новый универсальный боевой корабль большого водоизмещения…

— Я правильно понимаю, что мы сейчас… говорили с Вами об одном авианосце?
— Нет, мы говорили о том, что будут созданы
авианосцы, основой которых будет являться корабль такого класса.

— Ну приблизительно сколько? По одному на флот? Или меньше, или больше?
— Их строительство спланировано на рубеже 2030-х г.г. и в дальнейшие годы, поэтому их количество будет уже конкретно определяться опытом строительства и применения головного корабля" (конец цитаты).

Крайняя фраза замглавкома обескураживает, т. к. входит в противоречие с незыблемым принципом непрерывности кораблестроения. Если понимать сказанное буквально, получается, что после спуска на воду головного корабля планируется дождаться пока его достроят на плаву (5 лет), испытают, доведут до ума, снова испытают, примут в опытную эксплуатацию, отправят на БС, оценят приобретённый опыт (ещё года три), и только после этого примут решение о строительстве серии и заложат на пустовавшем 8 лет стапеле второй корпус, когда квалифицированный персонал, навыки и контрагентские связи уже будут утрачены. Новый корабль должен закладываться в один день со спуском предыдущего, и так до скончания времён — контр-адмирал знает об этом лучше других, но почему-то предпочитает вводить аудиторию в заблуждение.

Последнее (на сегодняшний день), чем порадовал главкомат ВМФ всех, кто ждёт — не дождётся закладки нового российского авианесущего корабля, стала фраза Чиркова, сказанная им 02.03 в Коломне (Московская обл.) на совещании по вопросам поставок флоту корабельных дизель-генераторов (! — А.Ш.): "Авианосец у флота будет" (ссылка 21). Есть ощущение, что долгий период неопределённости и сомнений по данному вопросу ("нужен — не нужен", "можем — не можем", "сейчас — потом") навсегда уходит в прошлое.

Универсальные десантные корабли

Аноним: "Проектирование и строительство российских универсальных десантных вертолетоносцев внесено в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года, сообщил… высокопоставленный источник в оборонном ведомстве. "Строительство собственных десантных кораблей включено военно-морским флотом в ПВК-2050 и одобрено Министерством обороны. Там есть такие корабли, причём много", — заявил собеседник агентства" (ссылка 22) (наречие "много" в роли числительного производит особенно сильное впечатление).

В. Бурсук (в ответ на вопрос "Неужели мы не можем свой Мистраль построить?"): "Программой кораблестроения запланировано строительство кораблей подобного класса, и безусловно будет осуществлено на российских судостроительных предприятиях".

Эсминцы, фрегаты и корветы

По эсминцам (проект "Лидер") есть предполагаемая дата закладки головного корабля — конец 2017 г. (ссылка 23), что маловероятно, а также количество кораблей в серии (!) — 12 единиц, и распределение по флотам — поровну на СФ и ТОФ (ссылка 24). Оба источника — анонимные, Бурсук льёт воду.

Имеется вполне резонное предположение, что к 2050 г. многоцелевые эсминцы 4-го поколения заменят собой три класса боевых надводных кораблей — ракетные крейсера (по крайней мере — "лёгкие" пр. 1164), БПК и ударные эсминцы (ссылка 25).

По фрегатам пр. 22350 в СМИ по-прежнему (22.02.15) можно встретить контрактную численность серии в 8 единиц (ссылка 26).
Однако в конце 2014 г. появилось сообщение о намерении ВМФ иметь в своём составе 15 кораблей пр. 22350 и 22350М (в 2006 г., когда закладывался "Адмирал Горшков", говорили о потребности в 20 кораблей) (
ссылка 27).

О корветах В. Бурсук высказался так: "Проект 20380… Это корабли достаточно большой серии, которые будут строиться… вплоть до 25-го года, и далее. В различных модификациях" (ссылка 1). Самая новая из известных на сегодняшний день модификаций — 20386 (спроектированный по модульному принципу), головной корабль планируется заложить в конце 2015 — начале 2016 года (ссылка 28).

Программа в программе: Перспектива-2035

В. Бурсук: "На перспективу после 35-го года… программа предусматривает строительство кораблей, которые там обозначены по классам. Например, большой десантный корабль нового поколения. То есть, строго не регламентировано какой он будет, и требования к нему будут сформированы главным командованием ВМФ, когда приступят непосредственно к проектированию. Но промышленность и наука знает, что корабль такого класса будет, он предусмотрен. Это даёт возможность науке и промышленности к нему готовиться, предлагать свои наработки, а ВМФ на определённом этапе — не начинать с пустого места, а уже иметь набор предложений, который будет рассмотрен, что приведёт к интенсификации строительства кораблей данного класса…" (ссылка 1).

Достойный пример для подражания

Пока российское правительство секретит всё подряд, а адмиралы стараются говорить так, чтобы ничего не сказать, по другую сторону океана, в стране с давними демократическими традициями, из года в год публикуются (становятся достоянием широкой общественности) подобные отчёты:

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза
Слева — отчёт CRS, справа — CBO (полный текст документов в формате pdf — ссылка 1, ссылка 2)

В первом документе, подготовленном Исследовательской службой Конгресса США (Congressional Research Service — CRS) для членов и комитетов Конгресса, под названием "Структура ВМС и кораблестроительные программы: состояние и нерешённые вопросы", подробнейшим образом (по годам и по классам кораблей) представлены планы строительства американского военного флота на 30 лет вперёд (в США нет "программы до …", там есть "программа на …", срок окончания которой ежегодно переносится на один год вперёд — в первый раз она охватывала период 2007-2036 г.г., сейчас — 2015-2044 г.г.):


Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза
Сокращения: CVN — авианосцы, LSC (large surface combatants) — большие боевые надводные корабли (крейсера и эсминцы), SSC — малые БНК (фрегаты, "литоральные" и минно-тральные корабли), SSN — многоцелевые АПЛ, SSGN — ПЛАРК, SSBN — ПЛАРБ, AWS — десантные корабли, CLF (combat logistics force) — суда боевого обеспечения Командования морских перевозок, Supt (support ships) — прочие суда обеспечения, FY — финансовый год.

Кроме того, в отчёте CRS столь же дотошно расписан планируемый состав ВМС США на каждый год американской кораблестроительной тридцатилетки в сравнении с концепцией "флота в 306 вымпелов" (Navy's 306-ship goal), направленной на достижение и поддержание соответствующей численности корабельного состава (с 2005 по 2012 г. в планах ВМС фигурировало число 313):

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

Во втором документе, рождённом в недрах Бюджетного управления Конгресса (Congressional Budget Office — CBO), наибольший интерес представляют размещённые ниже суммарные данные (количество кораблей по классам и объём финансирования) по 30-летней программе кораблестроения, а также стоимость кораблей различных проектов (в том числе и перспективных) по оценке ВМС и CBO:

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

"Мы хотим восемь!"

Принцип открытости (публичности) военно-морского строительства в странах Западного мира (к которым некогда относилась и императорская Россия) зародился не вчера. Один из наиболее ярких эпизодов проявления "воли народа" в этой весьма специфической области общественных отношений в версии С. Балакина выглядит так:

"Столь бурных дебатов, какие разразились в стенах британского адмиралтейства в 1908 г., "владычица морей” не знала за всю свою многовековую историю. Кораблестроительная политика Англии подверглась ожесточенной критике со всех сторон: ее ругали и лидеры консервативной партии, и представители Морской лиги, и особенно яростно — молодой и энергичный министр торговли Уинстон Черчилль, вероятно, тогда еще не ведавший, что вскоре ему придется стать первым лордом адмиралтейства…

А причиной этой суматохи послужило утверждение одной из газет, будто бы Германия в строжайшей тайне один за другим закладывает корпуса новых линкоров, и к весне 1912 года флоты обеих ведущих морских держав сравняются по силе и будут состоять из 21 дредноута каждый… Острова "туманного Альбиона” охватила настоящая паника. Ещё бы,.. ставилось под сомнение трёхвековое господство Великобритании на морях! Оппозиция скандировала свой девиз, по-английски звучавший стихотворно: “Мы хотим восемь, мы не хотим ждать!” Это означало, что вместо четырёх линкоров, предусмотренных программой 1908 года, следовало заложить восемь. Правительство уступило давлению и действительно приняло решение строить восемь кораблей…" (Моделист-конструктор, №12/1994).

В оригинале слоган, якобы сочинённый членами британской Военно-морской лиги (The Navy League), звучит так: We want eight, and We won't wait! Лига в самом деле добивалась от правительства заказа ещё четырёх дредноутов, и, хотя её авторство в отношении знаменитой речёвки ставится под сомнение по причине отсутствия доказательств (ссылка 3), факт остаётся фактом — и более 100 лет назад, и сейчас решения о строительстве военного флота в демократическом обществе не принимались и не принимаются за закрытыми дверями — тайно и без огласки. Такой фокус там просто не пройдёт.

Чего боятся те, кто секретит ПВК-2050?

Приходят на ум три возможных причины, по которым власть скрывает информацию о вновь принятой кораблестроительной программе от тех граждан РФ, которые не избалованы соответствующей формой допуска:

1. Параноидальные опасения того, что опубликование ПВК-2050 вызовет пересмотр планов строительства флотов других морских держав и цепную реакцию гонки морских вооружений с единственной целью догнать и перегнать Россию, в результате чего в 2050 году РФ окажется не на втором месте в табеле о рангах (1-го нам не видать ни при каких обстоятельствах), а, скажем, на шестом — после США, Китая, Индии, Великобритании и Франции.

2. Сила привычки секретить всё, что надо и не надо, оставшаяся со времён СССР у тех руководящих работников, которые оттуда родом (других, чьё мировоззрение сформировалось уже в постсоветские времена, на высоких постах слишком мало).

3. Боязнь опозориться на весь мир в том случае, если ПВК-2050 с треском провалится (с учётом целой череды провалов, буквально преследовавших отечественный флот на протяжении всего XX века, исключать такую возможность, к сожалению, нельзя). Данная причина вкупе со второй представляются наиболее вероятными побудительными мотивами наших "сикретмейкеров".

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что российская демократия со временем подтянется до уровня мировых стандартов, и мы сможем получать интересующую нас информацию в том детальном и респектабельном виде, в каком получают её американцы, англичане или французы. Для этого, правда, надо вначале обзавестись мало-мальски эффективным гражданским обществом, способным требовать (и получать) от власти то, что хочет и должен знать народ.

Прогноз до 2050 года

К сожалению, долгосрочная программа строительства военного флота страны засекречена. Отдельные её элементы время от времени будут предаваться гласности, однако, если информационная политика Министерства обороны останется прежней, картина в целом ещё долго будет скрыта от глаз широкой общественности. Поэтому, не дожидаясь милости от военного ведомства, попробуем заглянуть в будущее и представить, каким он будет ВМФ 2050 года. Прежде всего надо определиться с приоритетами и понять, чего больше всего не хватает современному российскому флоту.

Неполноценность ВМФ РФ образца 2015 г. .заключается в его неспособности: .1) ощутимо присутствовать в Мировом океане на постоянной основе; .2) оперативно проецировать реальную военную силу на любой регион Земного шара; .3) в случае крайней необходимости – проводить там, где потребуется, воздушно-сухопутно-морские операции с решительными целями. Для того, чтобы стать полноценными военно-морскими силами, нашему флоту понадобятся минимум две постоянно действующие оперативные эскадры..Атлантическая и Тихоокеанская, формируемые на ротационной основе из кораблей СФ и ТОФ соответственно.

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза
Фрагмент иллюстрации (в полном виде – под катом)


Определившись с корабельным составом эскадр .и умножив его на два (коэффициент оперативного напряжения 0,5) или на три (КОН=0,33), можно будет получить необходимое количество кораблей океанской зоны для каждого из двух океанских флотов. Возникает дилемма: высокий КОН (отношение времени на БС к общему времени службы) при меньшем количестве кораблей или умеренный КОН при их большем количестве (цена вопроса 50% в одну или в другую сторону).

Затронутая тема – весьма и весьма проблемная. В 1982-1986 г.г. КОН наших РПКСН семейства 667 удалось поднять с 0,2 до 0,35 только большим напряжением сил "личного состава ракетоносцев, штабов, судоремонтных мастерских, портовых рабочих и органов тылового обеспечения" (ссылка 3), после чего он вновь упал до прежнего уровня (на американских ПЛАРБ за всё время противостояния КОН не опускался ниже 0,55 и доходил даже до 0,7) (ссылка 4).

Для того, чтобы поддерживать КОН на уровне 0,5 российскому ВМФ потребуется работающая как часы система планового судоремонта (с налаженными контрагентскими связями), а также разветвлённая сеть военно-морских баз (пунктов материально-технического обеспечения) и упрощённые (уведомительные) правила захода в иностранные порты для отдыха личного состава. Другого выбора здесь, скорее всего, нет, т. к. наша судостроительная промышленность вряд ли сможет в период до 2050 года насытить флот таким количеством кораблей, которое обеспечило бы КОН=0,33 особенно с учётом того, что придётся заново учиться строить авианосцы и эсминцы.

Примерный состав предполагаемой оперативной эскадры ВМФ РФ образца 2050 г. представлен ниже (изображения кораблей условные).. Самоочевидно, что всем кораблям опэск нет необходимости держаться вместе и ходить в одном ордере в течение всей боевой службы. Надо полагать, что они изначально будут разбиты на тактические группы (авианосную, поисково-ударную, десантную и т. д.), которые могут переукомплектовываться в зависимости от оперативной обстановки. Кроме того, отдельно взятым одиночным вымпелам надо будет периодически демонстрировать флаг в ходе визитов в порты иностранных государств, международных военно-морских манёвров, торжеств и т. д. .но так, чтобы в любой момент (по приказу Генштаба или ГК ВМФ) немедленно выйти в точку рандеву и снова стать частью единой корабельной группировки.

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

Примечание. Есть предположение, что именно четыре эсминца (4х12х4 ПУ ЗРК С-500 — морской аналог зенитного ракетного полка 4-х-дивизионного состава) способны обеспечить надёжную зональную ПВО соединения. Пара фрегатов будет полезна для замены эсминцев в качестве дозорных, разведывательных, посыльных и представительских кораблей эконом-класса.

Теперь, как было условлено ранее, умножим количество кораблей опэск каждого класса на два (или разделим на КОН=0,5) – это означает, что пока половина основного корабельного состава СФ или ТОФ находится на боевой службе, другая половина проходит восстановление технической готовности в основном пункте базирования или на судоремонтном предприятии, а её личный состав отдыхает в соответствии с графиком отпусков (к 2050 г. боевой состав флота должен полностью перейти на комплектование личным составом по контракту, иначе вся затея с постоянным присутствием в Мировом океане рассыплется, как карточный домик).

Понятно, что одной только океанской компоненты для нормального функционирования ВМФ будет недостаточно, к тому же есть ещё ЧФ и БФ, которым в силу их географического положения эта компонента попросту не нужна. Поэтому, не мудрствуя лукаво, включим в состав всех флотов по 6 фрегатов, корветов, неатомных ПЛ и по 4-6 БДК (цифра 6 взята из текущего заказа на СКР и ДЭПЛ для ЧФ). При этом будем придерживаться озвученного замглавкомом ВМФ по вооружению В. Бурсуком одного из основополагающих принципов Программы военного кораблестроения до 2050 г. – качественно новый флот примерно той же численности, что и сейчас (ссылка 5). Результаты прогноза представлены в таблице:

Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

Комментарии по классам кораблей

ПЛА(М) общее количество лодок оставлено таким же, как и сегодня (включая АПКР, за вычетом 4-х подлежащих скорому списанию ПЛАБ пр. 671РТМК); 12 ПЛА (2 дивизии) на каждом из двух флотов должно хватить (в режиме 6/6 БС/ВТГ) и на обеспечение развёртывания двух из четырёх РПКСН, и на боевую службу в составе оперативной эскадры, и на "свободную охоту"; строительство на Севмаше, с сегодняшним темпом сдачи (один корабль в год) проблем не будет.

ПЛ(М) неатомные подводные лодки с воздухонезависимой энергетической установкой, по одной бригаде на каждом из четырёх флотов; строительство на Адмиралтейских верфях, где ДЭПЛ пр. 06363 строятся с темпом сдачи два корабля в год.

АВ(М) количество планируемых к постройке авианосцев косвенно подтвердил гендиректор НПКБ С. Власов (ссылка 6); строительство может вестись только на Севмаше, имеющем свежий опыт по перестройке пр. 11434 в пр. 11430 для ВМС Индии, однако необходимы реконструкция и расширение производства, набор и подготовка кадров; .в случае закладки головного заказа в 2031 г. и сроках строительства 10, 10, 7 и 7 лет (могут и должны быть меньше) 4-й АВ вступит в строй в 2050 г.; для обеспечения непрерывности постройки авианосцев необходимо увеличение серийности хотя бы до шести единиц с таким расчётом, чтобы к моменту освобождения построечного места подошёл срок среднего ремонта (с модернизацией) головного корабля.

ЭМ(М) должны заменить собой современные крейсера, эсминцы и БПК (из 21 корабля 5 находятся в консервации и техническом резерве 2-й категории); в СМИ была озвучена меньшая численность серии 12 единиц (ссылка 7), что не имеет принципиального значения; строительство следует вести параллельно на двух заводах Северной верфи и ПСЗ "Янтарь", хорошо зарекомендовавшем себя при постройке БПК пр. 1155 (для чего надо освободить его от "непрофильных" заказов таких, как БДК пр. 11711); в случае закладки головных кораблей на обоих предприятиях в 2018-2019 г.г. (ссылка 8), последний серийный эсминец будет передан флоту даже раньше 2050 г.

ФР(М) и КРВ(М) строительство фрегатов должно восполнить острую нехватку кораблей дальней морской зоны, которых сейчас всего 5 на 4 флота (причём на СФ и ТОФ их нет вообще); многоцелевые корветы должны заменить в пропорции 1:2 специализированные корабли охраны водного района (МРК, МПК); в целом в морской зоне (ближней и дальней) следует ожидать того самого качественного скачка в рамках прежней численности, о котором говорилось выше; фрегаты будут строить те же Северная верфь и "Янтарь", .корветы СВ, АСЗ и, возможно, кто-нибудь ещё (к примеру, керченский "Залив", строивший когда-то СКР пр. 1135 полным водоизмещением 3200 т за 1,5 года!).

УДК и БДК – самый предпочтительный подрядчик для строительства УДК – Балтийский завод, имеющий богатый опыт постройки кораблей и судов большого водоизмещения и даже – ДВКД типа "Мистраль" (пусть и не в полном объёме); здесь же следовало бы разместить заказы и на перспективные БДК, что позволило бы создать на БЗ своеобразный "центр десантного кораблестроения" и разгрузить "Янтарь", дав ему возможность сосредоточиться на эсминцах и фрегатах.

В заключение стоит сказать, что накопленный в последние годы и продолжающий накапливаться опыт строительства боевых кораблей 4-го поколения, .длительный срок (35 лет), отпущенный на выполнение Программы военного кораблестроения, и очень серьёзные объёмы её финансирования (по оценке автора порядка $250 млрд. по курсу 2013 г. — ссылка 1) .дают веские основания надеяться на то, что к 2050 году у России наконец-то появится полноценный океанский флот.

Оригинал взят у Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогнозаnavy_korabel в Корабельный состав ВМФ РФ к 2050 г. Попытка прогноза

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account