КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА 1.07.1863 ГОДА. ЧАСТЬ I – БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
Решил все таки нырнуть глубже в списочный состав Российского флота, тем более что с учетом шага который я себе установил 7-6 лет вечно происходит что то интересное, в 1863 году это был польский кризис и мобилизация армии и флота. Парусные корабли мне совершенно не интересны, поэтому лезть раньше я не собираюсь, но сравнить флот в рамках этого поста с флотом времен Крымской войны хотя бы в виде таблицы для Балтийского флота был обязан. Поскольку все сложнее находить готовые профили, а иногда даже не то, что чертежей, но даже внятных фотографий нет, например по корвету «Калевала». Поскольку текста получилось много я разделил пост на две части, сейчас только Балтийский флот.
В общем, представляю Вашему вниманию первую часть моего импровизированного корабельного справочника за самый ранний период. Как и ранее часть кораблей и судов дается текстом, в инфографике указываются только те суда, которые были реально в составе отрядов которые выполняли практические задачи. Не указываю в виде изображений отряд контрадмирала Е.А. Беренса который перевозил войска между Кронштадтом и Гельсингфорсом, а так же вспомогательные суда при портах. Так же текстом даны суда которые были сосредоточены в Крондштате для оборонительных действий. Корабли и суда в едином масштабе.
Найти корабельный состав по периодам можно посмотреть, вот здесь:
За 1870 — Корабельный состав Российского императорского флота на 1.07.1870 года.
За 1883 год — Корабельный состав Российского Императорского флота на 1883 год.
За 1889 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1889 год
За 1895 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1895 год
За 1901 год – Корабельный состав Российского Императорского флота на 1901 год
Ну и Балтийский флот, точнее то что от него осталось в 1905году ‑ Когда шведы были сильнее: Балтийский флот летом 1905
Развитие после Крымской войны
После окончания Крымской войны Балтийский флот потерпел серьезные изменения, которые были продиктованы опытом прошедшей войны, когда оборона столицы от вторжения врага стала ключевой проблемой войны на Балтийском море в 1854—1855 гг. Потребовались новые подходы и пересмотр традиционной направленности строительства флота, исходя из реальных возможностей отечественной промышленности. Кроме того была понятна ущербность парусного флота перед паровым. Уже в 1856 г. российский парусный флот вооружался последний раз и то для перевозки войск.
К 60-м годам флот не только превратился в паровой, но и коренным образом изменилось соотношение наступательных и оборонительных сил российского флота. Однако это не значит, что Балтийский флот окончательно превратился из флота «открытого моря» в оборонительный, который мог вести успешные военные действия только под прикрытием орудий приморских фортов. Благодаря действиям великого князь Константин Николаевич, который по сути занимал пост морского министра и его сподвижников, флот выходил и океан развивая практику дальних плаваний в новых Тихоокеанской и Средиземноморской эскадрах. То есть развивалась концепция и флота береговой обороны и флота открытого моря, что требовало постройки определенного типа судов, которые кардинально различались по своим боевым качествам.
Говоря о начале 60-х годов сразу надо отметить, что иногда утверждаемое утверждение, что основной недостаток русского флота в тот период был в практически полном отсутствии броненосных судов (в составе флота была только одна броненосная канонерка «Опыт»), не совсем верное. Во первых уже строились два броненосных фрегата «Петропавловск» и «Севастополь», броненосная батарея «Первенец» перегонялась из Англии под конвоем винтового фрегата «Генерал-адмирал». По сути не смотря на классификацию, эти корабли были обычным батарейным броненосцам. Кроме того планировались к закладке мониторы типа «Ураган», башенная броненосная лодка «Смерч» и еще две броненосных батареи, так что в этом плане российский флот не сильно отставал от зарубежных. Во вторых и сами зарубежные флоты не могли похвастаться эскадрами броненосцев. У той же Великобритании на июль 1863 их было в строю только 5 едениц (не считая не мореходные броненосные батареи), а последний деревянный винтовой корабль «Defiance» был сдан флоту только в середине 1861. У Франции батарейных броненосцев было на один больше, не считая 14 броненосных батарей разной степени паршивости, которые так же не годились для сражений в открытом море.
Но во главу угла развития Балтийского флота, в тот, да и в последующие годы, все таки были поставлены крейсерские силы. Так со времени Крымской войны были введены в строй 11 винтовых фрегатов, правда к 1863 два из них уже вывели из состава флота из-за ужасного качества постройки, а «Илья Муромец» разоружили осенью, при том он пробыл в строю всего 4 года. Можно конечно упомянуть и колесные пароходофрегаты, их строительство практически прекратилось к 60-м годам, последние две единицы были построены уже в начале следующего десятилетия, а те кто были в составе флота на 1863 г. решали вспомогательные задачи.
Более мелких судов для крейсерской войны к середине 1863 построили тоже достаточно много. Корветов аж 14 ед. включая временно переведенный с Черного моря «Сокол», но качество постройки у кораблей типа «Боярин» было отвратительным и 3 из них уже были отчислены к порту Крондштата. Клиперов так же было не мало, всего11 ед. включая проходившие испытания.
Винтовые корабли в составе Балтфлота тоже оставались, всего было построено или переоборудовано 9 таких линкоров, но срок их службы был недолог, некоторые вообще были в море только одну компанию а остальное время торчали в порту, а два к 1863 уже списали. Устаревшие канонерки в количестве почти 70 штук времен Крымской войны всерьез не рассматривали как боевую силу, но для задач береговой обороны их сохраняли правда как и линкоры их приписывали в основном портам. Теперь перейдем к структуре флота.
Структура флота на Балтийском море
В мирное время начиная с конца 50-х годов XIX века, основной силой на Балтике была Практическая эскадра винтовых судов, которая могла делится на отряды. С 1865 она стала называться Практическая эскадра броненосных и винтовых судов, а годом позднее Броненосной практической эскадрой. Винтовые канонерки входили в состав практических шхерных отрядов (в компанию создавались 1-2 таких отряда), к ним же иногда были причислены и более крупные суда в основном пароходофрегаты поскольку они имели меньшую осадку. К 1860 на Балтике уже существовал Учебный отряд судов (который правда не имел постоянной структуры), отряд судов Гвардейского экипажа. В отдельное плавание также назначались суда Кронштадтского, Петербургского, Ревельского и Свеаборгского портов. Учебно-артиллерийского отряда до 1870 г. не существовало, но обычно в компанию выделяли один фрегат, а с 1862 года еще и в компанию с канонерской лодкой которые со специальной командой для обучения стрельбе уходили в отдельное плаванье. Но это в мирное время, в 1863 году разразился польский кризис, когда всерьез рассматривалась война с Великобританией и возможно с Францией, что повлияло на структуру флота.
Из практической эскадры была сформирована эскадра контр адмирала И.А. Ендогурова которая крейсировала у Курляндских берегов для предотвращения контробанды оружия польским повстанцам и для перекрытия доступа к столице. Кроме того был создан Аландский отряд из винтовых канонерок и пароходофрегата (возможно это был «Храбрый») который крейсировал у финляндских берегов. Из этих же канонерских лодок были созданы так же отряды Свеаборгского и Выборгского портов, но в море для активных действий, кроме гидрографических работ они не выходили.
Большая часть оставшихся канонерок находились в Кронштадтском порте для проведения оборонительных работ, для этих же целей были задействованы почти все винтовые линкоры и ряд других судов. Кроме того в кампанию 1863 г. корабли и суда отдельного плаванья (включая линкор «Николай I») были собраны в отряд контр-адмирала Евгения Андреевича Беренса который перевозил войска между Кронштадтом и Гельсингфорсом. Ну и по традиции про суда на Белом море, которые после упразнения 4 августа 1862 год беломорской флотилии все относились к Балтийскому флоту. Так вот если за год до этого в Архангельске базировались: парусная и винтовая шхуны, бриг и 3 парохода, то после упразднения остались только две шхуны и пароход.
Теперь о судах Балтийского флота которые находились за пределами непосредственно Балтики и вообще Европейской части России. Конечно же это касается эскадр экспедиции русского флота к берегам Северной Америки (1863—1864).
Эскадры экспедиции русского флота к берегам Северной Америки (1863—1864)
Задачи этих эскадр заключались в следующем:
- это должно было бы создать угрозу английским и французским морским торговым путям в случае начала войны, и, во-вторых, высвобождало заранее крупные силы флота из тесноты оперативного простора Балтики;
- в США в этот период шла Гражданская война, и присутствие в своих портах дружественных военно-морских сил соответствовало интересам Северных штатов. 25 июня 1863 года император Александр II подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий.
Начнем с особой эскадры в Атлантическом океане контр-адмирала Степан Степанович Лесовского. Эскадра имела приказ скрытно пройти Балтику и Северное море, базироваться на Нью-Йорк, насколько это получилось скрытно не совсем ясно. В формировании эскадры задействовали большенство наиболее современных судов, например оба корвета типа «Богатырь» вошли в строй буквально за пару месяцев до отхода, а клипер «Алмаз» не отплавал и года. Такими же новыми были фрегаты «Александр Невский» и «Пересвет», они оба вступили в строй в том же 1863 году.
Хуже было с 45-пушечной «Ослябей». Во первых он был самым маленьким из винтовых фрегатов (2960 т., что немного больше новых корветов «Богатырь»), во вторых самым тихоходным из-за слабой паровой машины изготовленной в «Гальвано-пластическом заведении». Но тут была и здравая логика, начиная с 1857 года русская эскадра постоянно находилась в Средиземном море. Корабельный состав её менялся раз в полгода-год. По мере возможностей, участие в дальних походах принимали и корабли Черноморской флотилии. К середине 1863 года ушли на Балтику фрегаты «Генерал-адмирал», «Илья Муровец» и винтовой корвет «Сокол». «Ослябя» оставалась последним русским военным судном в регионе и его можно было незаметно отправить в САСШ. На его замену в осенью ушли фрегаты «Громобой», «Олег» и снова перечисленный 17 сентября к Черноморской флотилии корвет «Сокол». Основная часть эскадры вышла из Кронштадта 18 июля, а «Ослябя» из-за сложностей с донесением приказа только 29 июля, но прибыли они в Нью-Йорк почти одновременно к 29 сентября.
Тихоокеанская эскадра, она же Эскадра Великого океана, она же Эскадра в китайских и японских водах (встречаются разные названия) была не столь сильной, да и нарастить ее мощь особо было нечем из-за проблем с расстоянием. В нее входили наравне с достаточно новыми винтовыми корветом «Богатырь» и клиперами «Абрек» и «Гайдамак» (он вообще до мая 1863 входил в состав Сибирской флотилии), корветы постройки второй половины 50-х ‑ индивидуального проекта «Калевала» и два откровенно не удачных типа «Боярин». Эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова начала переход в Сан-Франциско еще позднее, хотя все корабли еще с мая были сосредоточены в Хокайде, предписание о переходе в САСШ Попов получил только в середине августа. Во первых хотя на Дальнем востоке уже был телеграф в Николаевске (начал действовать еще в 30 октября 1862 года), время передачи, тем более большого шифрованного сообщения из Петербурга занимало до нескольких суток. Во вторых после этого нужно было еще и доставить это сообщение до самого контр-адмирала Попова, при том в виде пакета на корабле до берегов Японии, а он уже должен сообщить это командирам судов, что было сделано только 18 августа (эскадра Лисовского к этому времени уже шла в Нью-Йорк).
В итоге эскадра вышла в море только 27 августа 1863 г., а прибыли они к американским берегам только в октябре, но не все. 14 (26) сентября на подходе к Сан-Франциско корвет «Новик» (он самый первый ушел к американским берегам) попал в полосу тумана. Двигаясь дальше корабль сел на камни в точке с координатами: широта — 38 N. долгота — 123 W., потом корвет был разбит волнами. Члены экипажа спаслись, забрав с собой судовые документы и наиболее ценные вещи. В итоге из 6 крейсерских судов в эскадре осталось только 5, а 16 октября в Сан-Франциско бросил якорь последний прибывший клипер «Абрек», он ходил еще и к о. Кадьяк и к Ситке поэтому задержался.
В целом экспедиция к берегам Америки была успешна, если бы не гибель «Новика». Известие о неожиданном сосредоточении обеих российских эскадр в американских портах произвело должное впечатление на деловые круги Англии: потенциальная угроза практически незащищённому в сложившейся ситуации оживлённому торговому судоходству подействовала отрезвляюще. Ввиду этого английское правительство приняло решение уклониться от поддержки Франции. Австрия тоже изменила свою позицию, и даже в дальнейшем оказала некоторое содействие России в подавлении польского восстания. Франция, оставшись в изоляции, тоже вынуждена была отказаться от выступления против России и федерального правительства США. В этом контексте политический результат Экспедиции превзошёл все ожидания.
После подавления восстания в Польше эскадра контр-адмирала Лесовского 20 июля 1864 г. была отозвана в Балтийское море. Эскадра контр-адмирала Попова частично возвратилась в воды Дальнего Востока, правда не вся – «Калевала» и «Гайдамак» вернулись в Кронштадт, «Новик» как уже было сказано был разбит у американских берегов. Частично для восполнения потерь на Дальний Восток перешел «Витязь».
Балтийский флот на 1.07.1863 г.
Начальник: генерал-адъютант, вице-адмирал Новосильский Фёдор Михайлович как главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта.
Эскадра контрадмирала И.А. Ендогурова (крейсировала у Курляндских берегов): Винт.Фр. «Светлана», Винт.Корв. «Баян», «Посадник», «Сокол», Винт. Клип. «Жемчуг», «Изумруд»;
Аландский отряд: пар. Фр. «Храбрый», КЛ «Лихач», «Гоголь», «Прилив», «Зыбь», «Порыв», «Щит». Кроме того в состав отряда могли входить другие КЛ постройки 1854-56 г.г. и вспом. суда.
Эскадра Тихого океана (Эскадра судов в китайских и японских водах): Винт.Корв. «Богатырь», «Рында», «Новик», «Калевала», Винт. Клип. «Абрек», «Гайдамак».
Особая эскадра в Атлантическом океане (готовилась к переходу): Винт. Фр. «Ослябя» — из состава судов на Средиземном море, «Пересвет», «Александр Невский», Винт.Корв. «Варяг», «Витязь», Винт. Клип. «Алмаз» — из состава эскадра контрадмирала И.А. Ендогурова.
Кроме того в состав флота входили:
— яхты Гвардейского экипажа: яхты: «Штандарт», «Александрия», «Стрельна», парус. яхты «Виктория», «Забава», «Никса», «Костя», ботик «Увалень». К судам гвардейского экипажа приписан: п/х «Онега»;
— в ремонте или испытаниях: Винт.Корв. «Гридень», Винт. Клип. «Разбойник», «Наездник» — ремонт после возвращения с ДВ, Винт.Клип. «Яхонт», «Всадник» — проходили испытания перед вступлением в строй, Винт. Фр. «Дмитрий Донской» — ремонт после дального плаванья в Атлантике;
— не назначены в компанию: Винт. Фр «Илья Муромец», Винт.Корв. «Воевода», Винт. Клип. «Джигит», «Стрелок»;
— суда отдельного плаванья: Винт.кор. «Николай I», пар.Фр. «Смелый», «Олаф», «Владимир», «Соломбала», «Рюрик» — перевозили войска между Кронштадтом и Гельсингфорсом, трансп. «Гиляк» — в плаванье на ДВ, Бр. КЛ «Опыт» в распоряжении Кораблестроительного технического комитета для испытания Винтов системы Гирша, Винт.Фр. «Генерал-адмирал» — возвращался с Средиземного моря, «Громобой», «Олег» — готовились к переходу на Средиземное море;
— суда Свеаборгского порта: КЛ «Хват», «Копчик» — проводили гидрографические работы, «Гул», «Зарница» и другие плавсредства и суда;
— суда Ревельского и Петербургского портов: Винт. шхуна «Секстан», реч. п/х «Ильмень», «Нева», «Ладога», «Невка», «Фонтанка», «Ястреб» и другие;
— отряд судов в Выборге: КЛ «Выстрел», «Щит», «Град» и другие плавсредства и суда;
— причисленны к Крондштадскому порту: Винт. кор. «Гангут», «Цесаревич», «Константин», «Орел», «Выборг», «Синоп» — как учебно-арт. кор., парус. кор. «Ретвизан» — в связи с угрозой британского вторжения готовились к затоплению для заграждения подступов к Кронштадту, КЛ «Осетр», «Молния», «Гром», «Толчея», «Забияка», «Буян», «Коршун», «Русалка», «Отлив», «Роса», «Картечь» — и другие для оборонительных целей, ех. кор. «Иезеркиль», «Память Азова», Фр «Сисой Великий», пар. Фр. «Грозящий» — как блокшивы, Винт. Корв. «Медведь» — как брандвахта, Фр. «Нарва», «Бородино», «Вилагош», пар. Фр. «Камчатка» — как вспом суда, Винт. шхуна «Компас» — для гидрографических работ, трансп. «Красная горка», «Артельщик», реч. п/х «Работник», «Петербург», «Ижора». Так же к Крондшадскому порту причислены ряд других вспомогательных судов;
— находились на хранении в Крондштадском порту: Винт. Корв. «Боярин», «Вол», парус. кор. «Константин», «Не тронь меня», «Прохор», Винт. Фр. «Палкан», Корв. «Князь Варшавский», «Оливуца»;
-суда Балтийского флота на Белом море (Архангельская флотская рота): п/х «Самоед», винт. шхуна «Полярная звезда», парусная шхуна «Ломоносов» и ряд вспомогательных плавсредств.
Сравнение корабельного состава
Далее просто для сравнения Балтийский флот на март 1854 г. (когда в войну вступили Франци и Великобритания) и на тот период который мы рассматриваем. В таблице указаны все корабли основных классов включая те что были не боеспособны, были на хранении или использовались как вспомогательные суда, были на последних этапах достройки или на испытаниях.
В реальности же например к марту 1854 года в море могли выйти только 18 кораблей, а вот в 1863 году единовременно могли вывести в море практически все, за исключением тех кто был в ремонте. Даже винтовые линкоры и единственный парусный «Ретвизан» (с него в 1862-63 гг. сняли механизмы), которые находились в Кронштадте, были готовы к выходу в море. И еще один интересный факт, из тех боевых кораблей которые участвовали в Крымскую войну в составе флота уже через 8 лет почти ничего не осталось, то есть по суди флот был построен заново, хотя в войну практически не понес потерь, просто прошла полная замена корабельного состава на более современные паровые суда.