Концепция развития основного боевого танка сухопутных войск Германии. Каким будет ОБТ Бундесвера Леопард 2А8 или Леопард 3
С появлением полноценного танка четвёртого поколения – Т-14 Армата, в мире активизировались работы над новыми ОБТ (основными боевыми танками). О том, как обстоят дела в этом направлении у одного из лидеров мирового танкостроения – Германии, будет рассказано в этой статье.
Содержание:
В последние годы в ведущих в военном и экономическом отношении странах НАТО возросла активность по анализу возможных направлений развития и применения бронетанкового вооружения (БТВ) сухопутных войск (СВ) в войнах будущего. С этой целью изучается и обобщается опыт боевого применения такой техники в прошедших войнах, разрабатываются новые тактические приемы для ведения боевых действий БТВ на открытой местности и в городских условиях со сложной инфраструктурой, в том числе при совместном применении робототехнических комплексов, разрабатываются различные варианты модернизации боевых бронированных машин (ББМ).
Характерной особенностью мероприятий. проводимых на современном этапе, стал переход от теоретических исследований, начатых по отдельным направлениям еще в 1990-х годах, к практической реализации многих сложных и дорогостоящих программ развития и модернизации БТВ. Часть этих работ уже перешла из области НИОКР к созданию экспериментальных и демонстрационных образцов, а в ряде случаев — и серийных машин. В ходе научно-исследовательских работ на образцах БТВ внедряются современные технологии, направленные на повышение их боевых возможностей.
В публикуемых сегодня за рубежом материалах по актуальным направлениям развития и применения БТВ представлен широкий спектр взглядов, иногда противоречивых, как руководство военно-промышленного комплекса (ВПК) стран Североатлантического союза, так и отдельных авторов.
Например, некоторые зарубежные специалисты выделяют в этих публикациях следующие принципиальные положения, которые будут оказывать решающее влияние на проводимые в СВ реформы и направления дальнейшего повышения боевой эффективности БТВ: «в войнах будущего не ожидается массового применения танков»; но вместе с тем считается, что «не исключается массовое применение танков. БМП, БТР при выполнении отдельных тактических задач, например при наступлении на слабо подготовленную в противотанковом отношении оборону»; далее специалисты говорят, что «масштабные танковые сражения больше не призваны играть решающую роль для положительного исхода наземной операции»; «время массовых танковых сражений на открытой местности прошло, и в будущем следует ожидать применение танков преимущественно в операциях в городских условиях. Это потребует совершенствования, как конструкции боевых машин, так и тактики их применения»; «основной формой использования танковых подразделений СВ станут ограниченные по времени операции, предполагающие быструю смену способов ведения боевых действий войск, решительный маневр силами и средствами модульных по организационной структуре войсковых формирований, тесное взаимодействие с подразделениями других видов и родов войск вооруженных сил».
В настоящее время приведенные выше взгляды еще не получили широкого распространения во всех странах НАТО, однако уже нашли отражение в ряде военных доктрин и директивных документов некоторых европейских государств, что стало основанием для реформирования базовых положений концепции развития системы вооружения сухопутных войск этих государств.
Особенно глубоко процессы реформирования СВ затронули концепцию развития основного боевого танка (Main Battle Tank). Количество тяжелых по боевой массе боевых бронированных машин (ББМ) в войсках многих стран — участниц НАТО стало заметно сокращаться, и, несмотря на многочисленные заявления зарубежных экспертов о том, что «ОБТ останутся на вооружении альянса еще до 2045-2050 годов», программы их модернизации стали отодвигаться на второй план, а работы по созданию танков нового поколения в большинстве этих стран были полностью заморожены.
Господствующее место практически во всех зарубежных государствах в этот период отводилось программам разработки и производства легких по боевой массе (до 30 т) и средних (от 30 до 45 т) гусеничных и колесных ББМ.
При оснащении таких боевых машин предпочтение отдавалось мощному пушечному и ракетному вооружению, способному обеспечивать выполнение задач как огневой поддержки действующих пехотных подразделений, так и борьбы с бронированными целями и укрепленными наземными сооружениями.
Приоритетными направлениями работ являлись развитие и совершенствование ББМ, которые предназначены для использования в населенных пунктах в рамках проведения миротворческих и антитеррористических операций. Характерно, что в таких странах НАТО, как Франция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Италия, была сделана ставка на оснащение СВ преимущественно колесными ББМ легкой и средней категории по массе (БМП, БТР, БРМ), а также машинами поддержки танков и другими боевыми средствами на их базе. Однако в других странах-участницах (США, Германия, Великобритания) таких предпочтений колесной базе стараются не отдавать и разрабатывают как гусеничные, так и колесные варианты ББМ.
Военное руководство Германии, как следует из публикаций зарубежных военных СМИ, активно поддерживает реформирование своих СВ, в том числе и преобразование системы обеспечения БТВ. На формирование новых взглядов значительное влияние продолжает оказывать директивный документ «Основные направления политики ФРГ в области обороны», утвержденный правительством страны в мае 2011 года. В этом документе, в частности, отмечается, что
«вооруженное нападение на территорию страны в ближайшей перспективе следует считать маловероятным.
Наиболее важной задачей СВ Германии на современном этапе является участие в операциях по кризисному урегулированию международной обстановки».
Данный документ уже не раз оказывал решающее влияние на уровень финансирования программ разработки и производства БТВТ на предприятиях страны, например, в случае выделения довольно значительных объемов финансовых средств, предназначенных для проведения НИОКР, проводимых в целях модернизации существующего парка бронированных машин и разработке ББМ нового поколения.
На ближайшую перспективу запланировано проведение следующих работ:
- замена парка устаревших ОБТ модернизированными («Леопард-2А7/А8») (ожидается, что к 2019 году в танковых батальонах танковых и мотопехотных бригад будет 232 танка Leopard 2A7, однако командование СВ уже сделало дополнительную заявку еще на 84 такие машины);
- разработка новых образцов БТВ, удовлетворяющих в большей степени, чем прежде, характеру и содержанию будущих войн (в рамках этих НИОКР продолжается создание ряда модификаций: БМП «Пума», БТР «Боксер», БРМ «Феннек», БМД «Визель»), а также начались работы по созданию ОБТ нового поколения, получившего название «Леопард-3» (третьей серии), и других типов танков;
- применение принципиально новых технологий, перспективных материалов для развития и модернизации составных частей БТВ существующего и перспективного парка ББМ.
Отличительной особенностью современного этапа развития германского БТВ от других стран НАТО стало проведение работ по созданию ОБТ нового поколения. Ранее решение этой проблемы не выходило за рамки НИОКР, эскизного и технического проектирования.
Эксперты объясняли это тем, что во время проводимых работ был создан достаточно мощный потенциал для создания танка нового поколения, но по внешнеполитическим условиям, сложившимся на тот момент в мире, а также по экономическим и другим причинам временно откладывалось принятие решения по этому сложному и дорогостоящему вопросу, и больше внимания уделялось приоритетным на тот период времени разработкам.
Важной причиной была также концептуальная неопределенность конструктивных особенностей в зависимости от предполагаемого характера и содержания войн будущего, а также выбора рациональных направлений развития ОБТ нового поколения в этих условиях.
В последние годы актуальность таких работ стала возрастать из-за появления на предполагаемых театрах военных действий российских высокотехнологичных, обладающих повышенной защищенностью и оснащенных бортовой электронной аппаратурой последнего поколения, танков Т-14 «Армата» и модернизированных Т-90.
В настоящее время особое внимание к созданию ОБТ нового поколения германские военные специалисты аргументируют тем, что технический облик танка «Леопард-2» и его основные боевые свойства во времена его создания были заранее оптимизированы для решения задач в крупномасштабной войне. Но для применения его в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов, в условиях города или при борьбе с террористическими группировками и организациями требуется корректировка отдельных боевых свойств и уточнение целого ряда ТТХ.
По этим причинам министерство обороны Германии выдвинуло для специалистов ВПК и фирм — производителей техники требования по совершенствованию концепции развития ОБТ и изучения целесообразности создания специализированных типов БТВ, таких как гусеничная боевая машина поддержки танков (БМПТ, находится сегодня в стадии технического проектирования, может быть создана на базе танка «Леопард-2», рассматриваются варианты его разработки на базе БМП «Пума» и «Мардер»), колесная БМПТ (находится в стадии создания опытного образца, разрабатывается на базе БТР «Боксер» с башней, вооружением и приборным комплексом от БМП «Пума», возможно принятие на вооружение к 2024 году); машина для боя в городе (в стадии создания опытного образца, макет создан на базе американской 155-мм самоходной гаубицы М109, но со швейцарской 120-мм пушкой), средний танк (в стадии демонстрации предсерийного образца, создан на базе модернизированной БМП «Мардер» со 105-мм стандартной пушкой НАТО). Проводятся работы по оценке эффективности применения этих новых типов ББМ в будущих войнах на имитационных моделях и опытных учениях.
Военные конфликты последних лет убедительно доказали, что против танков как на открытой местности, так и в городских условиях действует противник, оснащенный современным и достаточно эффективным противотанковым оружием. В этих условиях ОБТ и другие бронированные машины (БМП, БТР) являются
«…малопригодными для таких сценариев боевого применения и не обеспечивают требуемой защиты экипажа».
Большинство операций, проводимых в городских условиях, приводили к большим безвозвратным потерям танков, БМП и личного состава, даже в случае оснащения этих ББМ оборудованием, направленным на повышение эффективности применения для боя в городе.
По мнению германских военных специалистов, в настоящее время у СВ страны нет в наличии универсального боевого средства (включая ОБТ «Леопард-2» и БМП «Пума») для ведения наступательных действий как на открытой местности, так и в городских условиях, когда противник обладает большим количеством и разнообразием разведывательных и противотанковых средств, имеет широкие возможности для маневра огнем и движением, защищен стенами городских зданий и полевых фортификационных сооружений.
Кроме этого, после анализа уже имевших место боевых действий в городских условиях в других государствах с применением вооруженных сил потребовали от разработчиков оснащения ББМ специальным вооружением и боеприпасами с целью минимизации разрушений городской инфраструктуры.
Поэтому в ФРГ намечено проведение ряда комплексных НИОКР, направленных на создание инновационных технологий для БТВ будущего. В апреле 2017 года командующий СВ Германии генерал-лейтенант Й. Воллмер в беседе «О будущем СВ Германии» заявил корреспонденту журнала «Милитэри текнолоджи», что на долгосрочную перспективу в интересах развития БТВТ открыты научно-исследовательские изыскания, направленные на создание высокоэнергетического лазерного и электромагнитного оружия высокой мощности, основной наземной боевой системы, защитных наностальных и нанокомпозитных материалов, наземной робототехники, систем активной и пассивной защиты, мощных генераторов и другое.
Следует отметить, что попытки создания БТВ нового поколения предпринимались в ведущих странах НАТО многократно на протяжении последних нескольких десятков лет, но из-за недостаточной актуальности проектов, появления других более приоритетных работ или в результате изменения военно-политической обстановки в мире и недостаточного финансирования большинство проектов остались нереализованными.
По этим причинам полный технический облик ОБТ нового поколения еще не сложился в окончательном виде ни в одной из стран-участниц.
Известно, что для разработки нового танка командование СВ и руководство танкостроительных фирм Германии планируют использовать значительный научно-технический задел, который был создан в предыдущие годы. В период с 1980 по 2018 год в стране было разработано свыше десятка проектов по модернизации танков и для создания ОБТ нового поколения, где отражались следующие основные концепции.
Первая — предполагала эволюционный путь развития существующего танка серии «Леопард-2», базировалась на отработанных в промышленном отношении технологиях и частично на новых.
Данная концепция последовательно приводила к созданию все более совершенных модификаций.
Вторая — предусматривала создание ОБТ нового поколения, базировалась преимущественно на вновь разрабатываемых и частично на существующих технологиях. В соответствии с этими концепциями в настоящее время в разработке находятся проекты для создания ОБТ Leopard 2A8 и машины уже новой серии «Леопард-3».
ОБТ Leopard 2A8
Решение о выпуске новой модификации танка, которая получила обозначение Leopard 2A8 (в некоторых источниках танк обозначается как «Леопард-2A7V»), было принято командованием СВ Германии и руководством фирмы KMW еще в 2013 году.
Прорабатывались несколько вариантов компоновочных решений: на базе модификаций танков А7 и A7+, а также на базе демонстрационного образца танка «Леопард-2» «Революшн» (Revolution).
Варианты отличаются друг от друга, в основном, схемой бронирования. Поставки серийных танков Leopard 2A8 в войска планируется осуществить поэтапно в период до 2025 года.
Ожидается, что в ближайшие пять-семь лет до стандарта А8 (A7V) планируется модернизировать 104 танка «Леопард-2», из них 68 — «Леопард-2А4», 16 — серии 2А6 и 20 — 2А7. По предварительной оценке, стоимость пакета модернизации вместе с дополнительными услугами составит 118 млн евро. Один танк Leopard 2A8 оценивается экспертами на уровне 8–8,5 млн долларов. Мелкосерийное производство его зарубежного аналога, американского танка М1А2SEPV3, составит 8,5–9 млн долларов.
Относительно высокая стоимость разрабатываемых ОБТ стала в настоящее время одним из основных сдерживающих факторов для их массового производства. Небольшие годовые объемы изготовления новых и модернизация существующих машин (не более 10-20 танков в год), отражают общую тенденцию развития БТВ ведущих стран НАТО и свидетельствуют как о технической сложности и высокой стоимости применения отдельных технологий, так и недостаточном финансировании программ разработки, поэтому руководство ВПК стран НАТО стремится вкладывать больше средств не в производство, а в разработку инновационных технологий, чтобы обеспечить в будущем создание в короткие сроки БТВ нового поколения.
Так, из-за высокой стоимости работ, связанных с применением новых технологий, только на 30 танках из 100 модификации А8 запланировано усиление противоминной защиты бортов и днища корпуса. Ранее сообщалось, что в войсках уже находятся 70 ОБТ «Леопард-2А6М» с подобными конструктивными улучшениями. Кроме того, по экономическим соображениям решено отложить до 2020 года проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности применения танков Leopard 2A8 на урбанизированной местности.
Зарубежные информационные материалы свидетельствуют о том, что танк Leopard 2A8 планируется создавать как универсальное боевое средство, предназначенное для применения в конфликтах высокой интенсивности (в крупномасштабной войне), в локальных войнах, миротворческих, антитеррористических и специальных операциях.
Модификации танков А7 и А8 планируется сохранить в войсках до 2035–2040 годов. Целесообразность такого решения германские специалисты видят в том, что потребуется длительная углубленная проработка отдельных технологий для нового перспективного танка. В создавшихся условиях разработка модификации А8 обеспечит на указанный период времени поддержание ТТХ танка «Леопард-2» на требуемом уровне, а конструкторам обеспечит необходимый резерв времени для решения сложных и наукоемких задач при создании новых технологий.
Основные направления улучшения боевых возможностей ОБТ Leopard 2A8
Направления НИОКР, проводимых в целях создания модификации A8, дают следующее представление о его тактико-технических характеристиках.
Боевая масса 63-67 т, экипаж четыре человека. Компоновка всех отделений (боевого, управления, моторно-трансмиссионного) с минимальными изменениями конструкции корпуса и башни, по сравнению с танком серии Leopard 2A7.
Удельная мощность 22,4–23,8 л. с./т с двигателем фирмы MTU мощностью не менее 1500 л.с.
Машину планируется максимально приспособить к ведению боевых действий как на открытой местности, так и в городских условиях. Для поддержания ТТХ такой машины на требуемом уровне до 2035–2040 годов запланировано проведение ряда комплексных НИОКР, направленных на развитию его боевых свойств, а именно: огневой мощи, защищенности, подвижности, командной управляемости.
Огневая мощь.
В разработке находятся несколько вариантов пушечного вооружения танка: первый — со 120-мм пушкой с укороченным стволом (L44), удовлетворяющей в большей степени требованиям ведения боя в городских условиях; второй — со 120-мм (L55А1) гладкоствольной пушкой фирмы «Рейнметалл», позволяющей иметь в боекомплекте новых танков перспективный подкалиберный бронебойный снаряд КЕ2020, который должен поступить на вооружение к 2022 году; третий — со 130-мм (L51) гладкоствольной пушкой (той же компании), которую планируется устанавливать на модернизированные образцы после 2020 года. Решение об оснащении танка управляемым вооружением предполагается принять после получения результатов комплексных огневых испытаний 130-мм пушки.
На всех танках Leopard 2A8 будет устанавливаться система дистанционного взведения взрывателя и многофункционального программирования времени срабатывания осколочно-фугасного 120-мм снаряда DM12, что позволит эффективно применять эти снаряды против бункеров и сильно укрепленных полевых сооружений. Данная система будет также использоваться для борьбы с вертолетами, пехотой на открытой местности и для поражения легкобронированных целей.
Уже заказано промышленности 2500 таких снарядов. Кроме того, на всех танках модификации А8 смогут применяться фугасные снаряды DM11 с программируемым взрывателем. В качестве основного бронебойно-подкалиберного по-прежнему остается DМ63. Применение снаряда DM12 и усовершенствованной системы управления огнем (СУО) позволят повысить огневую мощь танка, особенно при обстреле пехоты противника, находящейся в укрытиях.
Планируется также окончательно перейти к использованию системы электронного панорамного наблюдения «через броню», когда отображение окружающего пространства вокруг машины будет происходить на экранах панорамных мониторов, установленных на рабочих местах членов экипажа.
Рабочее место командира машины планируется оснастить новым стабилизированным панорамным прицелом RTWL-B фирмы «Карл Цейсс». Он имеет такую же конструкцию и характеристики, что и прицел на германской БМП «Пума».
В комплект прицела входят тепловизионный прибор ATTICA с дневным и ночным тепловизионным каналами третьего поколения, лазерный дальномер и телевизионная камера дневного видения.
Прицел командира может использоваться с модернизированным прицелом наводчика EMES, что обеспечит экипажу высокие поисково-ударные возможности при ведении огня из танка с места и с ходу.
Дальность обнаружения наземных и воздушных целей планируется увеличить до 5000 м. На месте механика-водителя будет установлена двухканальная перископическая система обзора SPECTUS, обеспечивающая совмещение двух каналов (визуального и оптико-электронного) в одном канале наблюдения. Все танки Leopard 2A8 намечено оборудовать системой автоматического обнаружения и сопровождения цели AZEV («Рейнметалл»).
Защищенность
Танк планируется оснастить дополнительной модульной пассивной броней для усиления защиты фронтального сектора корпуса и башни, а также бортов и крыши башни, в стандартный комплект которой будет входить и защита днища от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ). Предусматривается наличие передатчика постановки помех для подавления СВУ, а также системы оптико-электронного противодействия наведению ПТУР.
Кроме этого, будут устанавливаться решетчатая броня или легкие сотовые пакеты для защиты кормовой части башни и корпуса от реактивных противотанковых гранат. Такая защита уже прошла проверку в боевых условиях на канадских и датских танках серии «Леопард-2» в Афганистане.
Новым в защите танка Leopard 2A8 станет оснащение дополнительной броней сверху на передней части крыши корпуса и башни. Этот вариант защиты танка уже был опробован в боевых условиях (в Ираке и Афганистане) и, как показали испытания, обеспечивает снижение поражающего эффекта от воздействия ручных управляемых и неуправляемых противотанковых средств, запускаемых с верхних этажей и крыш зданий.
Для снижения заметности танка на стоянке и в движении планируется включить в комплектацию машины усовершенствованную камуфляжную терморегулирующую систему «Барракуда» шведской фирмы «Сааб».
Маневренность
Силовой блок останется, вероятно, без изменений, хотя и рассматривается возможность установки нового двигателя мощностью около 1650 л. с. (находится на уровне НИОКР).
Мощность автономной энергетической вспомогательной силовой установки (ВСУ) фирмы «Штайер» планируется повысить до 40–50 л. с.
На танке будет значительно усовершенствована ходовая часть (усилены торсионные валы, усовершенствованы тормоза, установлена новая гусеница и модернизирована гидравлическая система натяжения гусениц с места водителя). Кроме обеспечения улучшенной подвижности, целью этих мероприятий ставится увеличение потенциала по совершенствованию защищенности за счет дополнительного бронирования, что повлечет за собой повышение боевой массы машины ориентировочно до 70–75 т.
Командная управляемость
Танк будет оснащен модернизированной бортовой информационно-управляющей системой, что позволит повысить уровень автоматизации и «интеллектуализации» боевых и рабочих процессов, происходящих во время стрельбы, движения, а также живучесть и улучшить командное управление (особенно межобъектовое взаимодействие).
На все дисплеи членов экипажа намечается выводить информацию от штатной системы управления боем. Все электронные приборы и системы связи будут связаны между собой через шину данных «Канбус» (CANBUS), которая обеспечит информацией экипаж на плоско-панельных дисплеях, установленных на рабочих местах командира, наводчика и водителя.
Основной боевой танк «Леопард-3».
Создание ОБТ нового поколения военно-промышленное руководство Германии связывает с разработкой танка «Леопард-3», или Leo 3, как его первоначально называли в бундесвере. В настоящее время зарубежные специалисты применяют также термин «основная наземная боевая система» (Main Ground Combat System).
В странах НАТО под наземной боевой системой (НБС) понимают совокупность образцов (комплексов) вооружения, функционально связанных между собой и совместно используемых для решения определенных боевых задач.
В состав НБС обычно входят от 10 до 18 типов бронированных машин, управляемых человеком. К ним относятся: танк; БМП, БТР; командные машины звена «рота — батальон — бригада»; боевая разведывательная машина; самоходная пушка-гаубица; самоходный миномет; ремонтно-эвакуационная машина; медицинская машина и другие; от четырех до семи типов безэкипажных машин, дистанционно управляемых человеком, а также беспилотные летательные аппараты разного класса и назначения, с вооружением наземные безэкипажные машины, многоцелевые безэкипажные машины общего назначения для технического и тылового обеспечения.
О планах создания основного боевого танка нового поколения в рамках выполнения программы НБС министерство обороны Германии впервые объявило 22 мая 2015 года. Для его разработки ведущий германский производитель бронетанковой техники фирма KMW предполагает объединить свои усилия с известной французской танкостроительной фирмой «Некстер системз».
Новое германо-французское предприятие с более чем 6000 сотрудниками и общим оборотом финансовых средств около 2 млрд евро (2,2 млрд долларов на 2015 год) может стать основным подрядчиком, способным выиграть контракт на разработку и производство ОБТ для бундесвера, Франции и других стран Североатлантического союза.
На сегодняшний день технический облик и конструктивные особенности перспективного танка находятся в стадии проектирования. Выступая в бундестаге, заместитель министра обороны ФРГ Маркус Грюбель заявил, что
«концепцию нового танка и основные технологии для его создания планируется разработать в период с 2015 по 2018 год. Вопросы проведения совместных НИОКР с германской промышленностью уже согласованы».
Командующий СВ Германии генерал-лейтенант Йорг Воллмер в начале 2017 года отметил, что
«все танки «Леопард-2″, находящиеся сегодня в танковых и мотопехотных бригадах, будут полностью заменены на основную НБС в период с 2030 по 2040 год». Данная система будет способна «вести дуэльный бой и наносить огневые удары в ближнем бою в пределах прямой видимости».
Из зарубежной информации следует, что приоритеты в разработке германо-французской машины планируется отдать обеспечению максимальной выживаемости экипажа в бою, приданию ОБТ максимальной боевой эффективности в различных видах боя, достижению низкой стоимости производства.
При разработке нового танка будут использованы инновационные технологии, обеспечивающие возможность ведения сетецентрических боевых действий в информационных сетях тактического звена видов и родов войск вооруженных сил Германии и других стран НАТО.
Огневую мощь и подвижность ОБТ планируется значительно повысить по сравнению с существующими образцами.
Концептуальные взгляды на конструктивно-компоновочную схему танка «Леопард-3»
Созданные ранее в Германии технические проекты танков нового поколения, дают возможность сформировать следующее представление о техническом облике и конструктивно-компоновочной схеме новой боевой машины.
Проект 1981–1996 годов
Этот германо-французский танк имел следующие конструктивно-технические особенности: экипаж три человека (два из них, командир и наводчик — в плоской низкопрофильной башне); 120-мм, а в будущем 140-мм гладкоствольная пушка; автомат заряжания пушки в нише башни; автоматизированная система кассетной загрузки-разгрузки боеприпасов на поле боя с транспортно-заряжающей машины; шасси танка «Леопард-2».
Однако общей точки зрения между странами-участницами достигнуть не удалось, и в ноябре 1982 года Франция вышла из НИОКР. После этого германская часть проекта получила название «Леопард-3». Исследования проходили в следующих направлениях: разработка новой башни на шасси танка «Леопард-2», новой низкопрофильной безэкипажной башни и нового шасси. Однако эта программа была закрыта по причине недостаточной актуальности работ, проводимых на тот период времени, и появления приоритетных НИОКР, направленных на увеличение калибра танковых пушек.
Проект 1985–1996 годов
Это один из первых проектов ОБТ нового поколения с двумя членами экипажа.
Западные военные СМИ ранее сообщали, что уже был разработан демонстрационный макет, испытания которого показали, что
«при техническом уровне автоматизации рабочих процессов, который характерен для того времени, экипаж из двух человек может выполнять все возложенные на него задачи так же успешно, как и экипаж из трех или четырех человек».
С учетом этого фирма KMW приступила к разработке концепции общей защиты экспериментального танка с вынесенной 140-мм пушкой (с безэкипажной, дистанционно управляемой башней) и двумя членами экипажа, располагавшимися в передней части корпуса. Экспериментальный образец получил название EGS.
Компоновка его корпуса была похожа на танковый испытательный стенд ТТВ, созданный в США фирмой GDLS в начале 1980-х годов по заказу командования автобронетанковой техникой (ТАСОМ) США. Однако американский вариант экспериментального танка имел экипаж из трех человек и демонстрировал преимущества размещения всех членов экипажа в корпусе, хотя его критическая лобовая зона (которой защищен экипаж) была всего 2,77 м² по сравнению с 3,59 м² у танка М1 «Абрамс», на шасси которого был создан испытательный стенд ТТВ.
Критическая лобовая зона танка EGS была еще меньше, что дало возможность закрыть ее броней большей толщины без лишнего увеличения массы машины.
Этот принцип компоновки наглядно доказал преимущества подобного конструктивно-компоновочного решения, так как позволил иметь лобовую броню, эквивалентную катаной гомогенной броне толщиной более 1000 мм. Кроме этого, размещение экипажа внутри корпуса танка вне башни повышало его выживаемость. Несмотря на значительное улучшение защиты танка с экипажем из двух человек, многие военные специалисты оценили такой вариант компоновки отрицательно из-за неспособности двух человек эффективно управлять танком в бою продолжительное время (более 4 ч).
Кроме этого, результаты НИОКР показали, что необходимо признать ограниченную выносливость экипажа из двух человек при управлении танком в бою длительное время.
В качестве рекомендаций предлагалось подготовить для каждого танка два экипажа, которые при ведении длительных боевых действий могли бы сменять друг друга. Однако военное руководство СВ Германии и офицеры с боевым опытом высказали свои сомнения в возможность успешной замены экипажей в условиях боевой обстановки.
Проект 1996–1998 годов
Здесь перспективная машина рассматривалась как танк XXI века, на котором планировалось внедрить следующие технические новшества: гладкоствольную 140-мм пушку, стреляющую боеприпасами раздельного заряжания; автомат заряжания в нише башни; компактное боевое отделение с двумя членами экипажа; электрическую трансмиссию; а также провести комплекс мероприятий по усилению общей защиты, особенно во фронтальной плоскости; мероприятия по снижению инфракрасной и радиолокационной заметности; систему активной защиты; усовершенствованную систему управления огнем нового поколения; цифровую архитектуру бортовой информационной системы открытого типа.
Новая компоновка танка с экипажем из двух человек, ориентированная на применение новых технологий, позволяла защитить лобовую проекцию машины броней с эквивалентной толщиной катаной гомогенной брони, равной 2000 мм. Проект остался нереализованным, так как сначала были проблемы с согласованием тактико-технических требований с промышленностью, а позднее — по причине изменившейся военно-политической обстановки в мире и недостаточного финансирования.
Проведение полномасштабной ОКР в создавшихся условиях было признано неактуальным и несвоевременным.
Проект 1996–2004 годов
Работы над ним проводились по программе, получившей название NGP («Новые бронированные платформы»). Это была первая германская программа, согласно которой намечалось создание машин в интересах сухопутных войск — наземной боевой системы. При разработке проекта впервые в зарубежной практике планировалось реализовать принцип использования в качестве единой базы для трех типов машин (танк, БМП, БТР) общего унифицированного 50-т гусеничного шасси. Предполагалось создать три типа унифицированных платформ: тип «А» — основной боевой танк, первоначально со 120-мм, а в дальнейшем со 140-мм пушкой; тип «В» — высокозащищенная БМП; тип «С» — тяжелый гусеничный БТР общего назначения для перевозки пехоты.
Поступление платформ типа «А» в войска должно было начаться после 2012 года, принимая во внимание, что срок эксплуатации танка «Леопард-2А5» истекал в 2015 году, а серийное производство платформ типа «В» и «С» предусматривалось начать уже в 2009-м, чтобы своевременно заменить парк гусеничных БМП «Мардер» и колесных (6 х 6) БТР «Фукс».
Главной целью работ по программе NGP являлось сокращение количества членов танкового экипажа с четырех до трех или двух человек.
В исследованиях, которые СВ Германии проводили совместно с фирмой KMW, оценивалась эффективность боевой работы экипажа танка из двух человек при условии замены экипажа каждые 12 ч, чтобы танк мог эксплуатироваться без перерывов в течение нескольких суток. Программа NGP была закрыта в 2004 году из-за высокой сложности и стоимости работ, а в основном из-за смены приоритетов у командования СВ Германии в пользу разработки БМП «Пума» (НИОКР начались в 2002-м) и программы создания БТР «Боксер» (в 1999-м). Программа NGP завершилась созданием демонстрационного макета шасси для перспективного танка.
Проект 2001–2005 годов
Он разрабатывался германской фирмой KMW в инициативном порядке на основе концептуальных положений проекта, изложенных в докладе «Альтернативные виды вооружений для боевых платформ будущего», сделанном представителем KMW. В этом документе при обосновании главных направлений развития вооружений, и в частности ОБТ нового поколения, утверждалось, что недостатками современных концепций, определяющих огневую мощь боевых машин, являются следующие: ракетно-пушечное вооружение танка не может использоваться одновременно по разным наземным и воздушным целям; управление этим вооружением путем «прямых вызовов» со стороны пехоты и других приданных подразделений невозможно или занимает слишком много времени, что увеличивает время, затрачиваемое на поражение цели, и не обеспечивает требуемой гибкости использования системы вооружения танка.
Ключевым элементом новой системы вооружения должно стать, по мнению германских специалистов, применение вертикально запускаемых ракет с управлением типа «выстрелил — забыл». Такие ракеты могут быть использованы для поражения беспилотных летательных аппаратов (БЛА), боевых вертолетов или применяться против широкого спектра наземных целей (танковых подразделений на марше и в районах их сосредоточения, против командных пунктов и других важных тыловых объектов и других).
В пусковых контейнерах планировалось устанавливать в вертикальном положении восемь-десять управляемых ракет, которые можно запускать в любом направлении, в любой момент времени, независимо от того, ведется огонь из пушки или нет.
В соответствие с проектом новый ОБТ должен иметь экипаж из трех человек: двух операторов, сидящих рядом в передней части корпуса (оператор-наводчик и оператор-командир машины), и водителя. Планировалось, что танк будет вооружен 140-мм пушкой (с боекомплектом снарядов 30-32 шт.) и вертикально запускаемыми управляемыми ракетами, расположенными в нише башни. Данная концепция вооружения танка была впервые разработана в рамках программы NGP.
Концептуальные взгляды на основные направления развития боевых свойств танка «Леопард-3»
Огневая мощь
Германские специалисты считают, что создание ОБТ нового поколения будет тесно связано с увеличением калибра танковой пушки, поэтому на ближайшую перспективу приоритетными должны стать направления развития танкового вооружения и боеприпасов. При этом подчеркивается, что верхний предел калибра танковых пушек еще не достигнут и может быть увеличен до 140–155 мм за счет конструктивно-компоновочных решений, хотя дорогих и сложных.
Как отмечается, в публикуемых в западных военных СМИ материалах, увеличение калибра необходимо для того, чтобы гарантированно поражать с дальних дистанций тяжелые бронированные боевые машины. Одновременно в зарубежных источниках указывается, что эффективность современных танковых боеприпасов уже достигла предельной величины, когда 120-мм бронебойно-подкалиберные (БПС) и кумулятивные снаряды (КС) больше не обеспечивают тех характеристик бронепробиваемости, которые могут дать боеприпасы перспективных танковых пушек выше указанного калибра.
Вместе с тем опыт установки в танке 140-мм пушки показал, что на этом пути существует много сложных технические проблем, которые современными научно-техническими методами быстро решить не удается. Основная из них — разработка автомата заряжания пушки с унитарными 140-мм боеприпасами.
Переход на раздельное заряжание по многим причинам признается германскими специалистами нецелесообразным по следующим причинам: невозможности сохранения в прежних внутренних габаритах танка боекомплекта в пределах 40-45 единиц (при этом снижение боекомплекта 140-мм боеприпасов до 28-30 штук считается неприемлемым с тактической точки зрения), а также из-за необходимости установки в танке частично или полностью автоматизированной системы загрузки/разгрузки боеприпасов. Разработка такой системы требует создания специальных транспортно-заряжающих гусеничных машин, внесения значительных изменений в существующую конструкцию корпуса и особенно башни машины. В целом решение этих проблем, по оценке зарубежных специалистов, связано с проведением трудоемких и дорогостоящих мероприятий, что по своим затратам и сложности НИОКР сравнимо с созданием нового танка.
В этих условиях военные специалисты ведущих стран НАТО признают, что современное военно-политическое положение в мире и ограниченность военных бюджетов членов альянса на разработку и закупку новых танков не позволят даже в среднесрочной перспективе (в течение 10-15 лет) осуществить замену пушек калибра 120 мм на 140 мм.
Приоритетными направлениями работ по 140-мм пушке остаются: создание автомата заряжания, разработка новых боеприпасов, создание системы автоматизированной загрузки боеприпасов в танк с транспортно-заряжающей машины. Принятие окончательного решения о начале ее серийного производства задерживается сегодня из-за недостаточного количества средств, выделяемых на разработку, доводку и выпуск требуемого количества таких боеприпасов.
Другим сдерживающим фактором в разработке пушки является высокая эффективность внедренных инновационных технологий, направленных на дальнейшее улучшение характеристик 120-мм пушки, боеприпасов и СУО танка.
В настоящее время германские специалисты считают, что достигнутый прогресс в развитии современных технологий в области танковых пушек, боеприпасов и систем управления огнем позволяет добиться уровня характеристик 105-мм танковых пушек, близкого к характеристикам 120-мм орудий первого поколения, а новое поколение 120-мм танковых пушек по своим характеристикам сопоставимо со 130-мм пушками.
Имеющиеся успехи в разработке и внедрении инновационных технологий при совершенствовании 120-мм пушки, ее боеприпасов и СУО заставили немецких специалистов пересмотреть свои взгляды на дальнейшие направления развития вооружения танка, что было связано с техническими трудностями в решении научных проблем, связанных с установкой в ОБТ пушек крупного калибра.
По этим причинам у специалистов фирмы «Рейнметалл» в начале 2010-х годов появилась уверенность в том, что характеристики 140-мм танковой пушки могут быть достигнуты путем создания пушки калибра 130 мм при условии доведения ее технического уровня, боеприпасов и СУО до определенного уровня совершенства.
В результате на долгосрочную перспективу (свыше 15-30 лет) можно будет ограничиться повышением калибра танковой пушки до величины 130 мм. В этом случае ряд научно-технических проблем, связанных с увеличением калибра танковых пушек до 140 мм, можно будет решить с меньшими затратами дешевле и технически менее сложными способами.
Впервые 130-мм гладкоствольная танковая пушка, созданная фирмой «Рейнметалл», была показана широкой общественности в июне 2016 года на выставке вооружений Eurosatory в Париже. Орудие отличалось от 120-мм серийного прототипа меньшей длиной ствола (51 калибр вместо 55), клиновым затвором вертикально-падающего типа, увеличенным объемом каморы и хромированной поверхностью канала ствола.
Ее масса, включая противооткатные устройства, составляла около 3000 кг, масса ствола — 1400, при этом дульный тормоз конструкцией не был предусмотрен и отсутствовал.
Образец, показанный на выставке, имел эжектор, теплоизолирующий кожух ствола пушки, систему автоматической выверки прицела при тепловом изгибе ствола. Как сообщалось в рекламно-технических проспектах фирмы, пушка предназначена для установки на танк нового поколения «Леопард-3», а также ОБТ серии «Леопард-2» при их модернизации.
Заявлено, что на современном этапе разработки 130-мм танковой пушки приоритетными направлениями работ следует считать создание двух типов унитарных боеприпасов: бронебойно-подкалиберного оперенного снаряда с отделяющимися ведущими частями, который будет иметь частично сгораемую гильзу, увеличенное по объему и улучшенное по физико-химическому составу метательное вещество, удлиненный, по сравнению со 120-мм БПС, вольфрамовый сердечник; осколочно-фугасного снаряда воздушного подрыва, который разрабатывается на базе 120-мм боеприпаса DM11, находящегося в настоящее время в производстве для внутреннего и внешнего рынков и используемого для стрельбы из 120-мм танковых пушек L44 и L55.
В ходе разработки 130-мм боеприпасов одним из наиболее важных направлений стало снижение взрывопожаробезопасности боеприпасов при их эксплуатации в танке, в том числе и в случае пробития брони, что является основным требованием большинства современных заказчиков этих боеприпасов.
Западные военные эксперты считают, что гладкоствольная пушка калибра 130-140 мм будет использоваться в качестве основного вооружения танка следующего поколения, но при этом появится возможность стрельбы управляемыми боеприпасами. Наблюдение из танка за окружающей обстановкой будет вестись с помощью системы электронных датчиков (реализация принципа «наблюдения через броню»). В разработке находятся следующие типы унитарных боеприпасов: бронебойно-подкалиберный оперенный снаряд с отделяющимися стартовыми зарядами и осколочно-фугасный снаряд воздушного подрыва.
Планируется обеспечить прицельную стрельбу из пушки с места водителя.
Защищенность
Военные заказчики предъявляют требования по обеспечению полноценной круговой защиты танка от большинства современных и будущих угроз, особенно при атаке в верхнюю полусферу. Для этой цели планируется использовать модульную броневую защиту, разработанную на основе нанотехнологий (наностальных и нанокомпозитных материалов), чтобы увеличение боевой массы танка было сравнительно небольшим. Из других требований выделены следующие: простота установки дополнительной броневой защиты снаружи танка, а также незначительные изменения конструкции корпуса и башни машины при установке броневых модулей.
Базовый вариант модульной защиты танка должен обеспечивать защиту экипажа от крупнокалиберных КС, высокоточного, управляемого и неуправляемого противотанкового оружия, крыши корпуса и башни от кассетных боеприпасов, боковую защиту корпуса и башни от мин и СВУ, в том числе от осколков артиллерийских снарядов калибра до 155 мм, а также защиту нижней части корпуса танка от мин и СВУ.
Известны также и другие требования: боеукладка должна находиться вне зоны боевого отделения, система постановки круговой дымовой (аэрозольной) завесы должна срабатывать после обнаружения угрозы в видимом, тепловом, телевизионном и радиолокационном диапазонах волн за время не более 0,5 с. Она должна функционировать также и в движении.
Подвижность
Планируется провести ряд мероприятий, направленных на повышение подвижности в различных условиях боевого применения танка, в том числе управление движением машины с рабочих мест командира и наводчика, кратковременное увеличение мощности на ведущих колесах, обеспечение на короткое время бесшумного и аварийного движения при неработающем основном двигателе. Эти режимы работы силового блока намечается реализовать путем подключения к работе основного двигателя вспомогательной силовой установки повышенной мощности, а также электрических и механических (инерционного типа) накопителей энергии.
Командная управляемость
Планируется примерно в 2-3 раза увеличить количество электрической энергии, вырабатываемой на борту танка для питания возросшего числа бортовых радиоэлектронных систем за счет применения более мощных вспомогательных силовых установок. Будут существенно повышены уровни автоматизации и «интеллектуализации» боевых и рабочих процессов, происходящих во время стрельбы и в движении, для обеспечения живучести и командного управления.
На всех танках предусматривается установить штатное оборудование для дистанционного управления, что при необходимости должно обеспечить возможность безэкипажного применения боевой машины.
Резюме
Таким образом, дальнейшее развитие в Германии основного боевого танка осуществляется на современном этапе по двум самостоятельным направлениям: модернизация танка серии «Леопард-2» до модификации А8 и создание ОБТ нового поколения «Леопард-3». Согласно первому направлению с помощью современных технологий конструкцию танка «Леопард-2» планируется довести до максимального уровня совершенства, в том числе за счет создания и установки на нем танковой пушки следующего поколения.
Источники: Журналы «Зарубежное Военное Обозрение» №3 и №4 от 2019 года