Конкурент Т-55. Альтернативный танк Т-49. СССР

0

Предлагаю вашему вниманию очередную работу с конкурса, проводимого на форуме World of Tanks, нашим коллегой youROKer. Автор работы DJohn2517. А ссылка будет в конце поста.  

Конкурент Т-55. Альтернативный танк Т-49. СССР

История создания

В августе 1944 года конструкторы Уральского танкового завода в рапорте комиссару танковой промышленности СССР товарищу Малышеву впервые упомянули о разработке нового среднего танка Т-44. Уже в сентябре этого же года танк был рассмотрен в наркомате, одобрен и принят на производство опытного образца, но уже под названием Т-54. В 1948 году начался серийный выпуск Т-54. Но первый же опыт войсковой эксплуатации показал, что начало серийного производства преждевременно. Танк получал много претензий, связанных с низкой надежностью агрегатов и узлов машины. В связи с чем, в самом начале 1949 года правительственным решением производство танков было остановлено вплоть до устранения дефектов.

Именно это послужило толчком к разработке принципиально нового танка, который в заводским документах фигурировал, как «танк Т-49». Пока основная часть коллектива Уральского завода трудилась над модернизацией Т-54, на разработку «танка Т-49» было назначена группа конструкторов под руководством В.Н. Венедиктова. Результатом плодотворной работы стал готовый проект танка, представленный на суд наркомата в мае 1949 года. Проект был одобрен, и уже в июле началось производство опытного образца.

По проекту планировалось сделать танк, вооружением и бронированием не уступающий Т-54, но превосходящий его по динамике и малозаметности. Для реализации этого плана было принято очень много интересных и нестандартных решений, часто опережающих свое время, которые использовались при выпуске танков более поздних временных периодов. 

Конкурент Т-55. Альтернативный танк Т-49. СССР

Особенности конструкции

Основными направлениями работы стали снижение веса танка для увеличения динамики и уменьшение высоты для повышения незаметности. Это достигалось нестандартной для танков 40-х годов компоновкой.

По замыслу конструкторов весь экипаж танка (в количестве 4 человек: механик-водитель, командир, наводчик, заряжающий) располагался в башне. Справа спереди от основного орудия на поворотной платформе находился механик-водитель, за ним располагался заряжающий. Командир танка располагался слева от орудия позади наводчика. Данное решение позволило значительно уменьшить силуэт корпуса. Его высота составляла всего 830 мм. Высота башни 710 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение было разнесено. Трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса, моторное — в кормовой. В качестве силовой установки использовался двенадцатицилиндровый оппозитный дизельный двигатель. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью двух редукторов (у двигателя и трансмиссии) и карданного вала, проходившего под вращающимся полом (кабиной) боевого отделения. Система охлаждения двигателя — жидкостная, вентиляторная. Мощность двигателя 540 л.с.

Для удобного расположения карданного вала в низу корпуса было решено отказаться от стандартной торсионной системы подвески, применявшейся тогда почти на всех танках СССР. Вместо нее использовалась трубчато-стержневая торсионная подвеска. В такой ходовой катки расположены соосно, и используются два последовательно соединенных торсиона — трубчатый и расположенный внутри него стержневой.

Принцип действия такой подвески заключается в следующем. Один конец стержневого торсиона закреплен шлицевым соединением в балансире, другой конец также через шлицевое соединение соединен с трубчатым торсионом, который свободно вращается в подшипнике центральной опоры. Второй конец трубчатого торсиона закреплен в корпусе. Таким образом, торсионы одного борта занимают половину ширины корпуса, а их общая длина приближается к его полной ширине, что позволяет с одной стороны экономить внутренний объем танка и соосно расположить опорные катки, а с другой — увеличить динамический ход катка и снизить жесткость подвески.

Центральная опора, в которой вращается один из концов трубчатого торсиона была разделена, а в ее канавке ложился карданный вал. Первый и пятый опорные катки были оснащены гидравлическими амортизаторами.

Стоит отметить, что для унификации, на «танке Т-49» использовались детали, аналогичные деталям танка Т-54, в частности: опорные катки, натяжное и ведущее колесо, гусеницы и многое другое.

Вооружение танка состояло из 100 миллиметровой пушки Д-10Т, спаренного с ней пулемета 7,62 мм СГМТ и одного зенитного пулемета 12,7 мм ДШК. От курсового пулемета пришлось отказаться в связи с небольшими размерами корпуса. Для постановки дымовой завесы служили две дымовых шашки МДШ, крепившиеся на кормовом листе корпуса и имевшие систему дистанционного электроподжига и сброса (с помощью индивидуального тросового привода). 

Конкурент Т-55. Альтернативный танк Т-49. СССР

Опытный образец

Первый опытный образец был собран 19 октября 1949 года, и уже на утро 20 октября танк сделал первый круг по заводскому полигону. 21 октября танк отправился в 40-километровый заводской пробег для проверки правильности монтажа и регулировки узлов и агрегатов. Несмотря на многие инновационные решения при конструировании танка, этот пробег «танк-49» выдержал без особых нареканий. И уже через шесть дней состоялся 50 километровый пробег для демонстрации танка военпредам.

Присутствовавший, на демонстрации полковник Орлов писал:

«Танк своим видом вызывал двоякие чувства – в нем угадывались знакомые элементы т-54, но при этом это был совершенно новый танк: с низким силуэтом, с башней, смещенной к заду. Мы были приятно удивлены его динамическими характеристиками и уровнем манёвренности и с нетерпением ждали демонстрации на стрельбище. Хотя там танк и не показал ничего выдающегося (все это мы видели и у Т-54), по завершению смотра у комиссии осталось хорошее впечатление.»

Конкурент Т-55. Альтернативный танк Т-49. СССР

Схема бронирования

Несмотря на это, у танка было много недостатков: сильно грелись планетарные механизмы поворота, износ торсионов превышал расчетные сроки и др. Но одним из главных недостатков был малый объем заброневого пространства. В тесной башне четырем членам экипажа было чрезвычайно неудобно, что сильно снижало боевую эффективность машины.

Конструкторы предложили новый вариант танка, с тремя членами экипажа: механиком-водителем, командиром и наводчиком. Вместо заряжающего устанавливался механизм автоматического заряжания. Это помогало несколько увеличить свободное место в башне для комфорта экипажа и ускорить перезарядку оружия. Также в этом проекте были внесены изменения и доработки в более чем 500 выявленных дефектов танка во время эксплуатации.

Но, подвергшийся значительно доработке и вновь пущенный в серийное производство в 1949 году, танк Т-54 поставил жирную точку на разработке «танка Т-49». Приказом правительства было решено прекратить разработку танка. Поэтому вторая версия танка осталась только в чертежах. 

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account