Университет.
Преподаватель вел лекцию.
— 1 августа 1914 года начинается Первая Мировая Война. 1 сентября 1914 года Япония объявляет войну Российской Империи. Несмотря на то, что фронт не имеет стратегического значения и удален по сравнению с Западным (Германским), но он так же требует войск. А войскам требуется продовольствие, оружие, боеприпасы, медикаменты. Осенью 1914 года, и особенно в 1915 году Россия сталкивается с нехваткой всего и вся – оружия, боеприпасов, снаряжения. Собственного производства что бы покрыть недостачи… недостаточно. Значит, надо купить. Проблема в том, что Россия в изоляции или блокаде. Балтика – пе-ререзана немецким флотом. Черное море закрыто Турцией. Владивосток – Японией. Архангельск и север имеют слишком сла-бые логистические возможности. В общем, положение России ухудшается по сравнению с РИ. Острая нехватка всего и вся, которое невозможно компенсировать, что неизбежно сказывается на фронтах. Так центральные державы продвигаются на За-паде/Востоке на дополнительные 500 километров в глубь Российской Империи.
Как мы знаем, что Япония выступила на стороне Антанты, а тут неожиданно выступила на стороне Централов. Значит имеем отхождение от генеральной линии на все 180 градусов. Или, проще говоря, у нас есть попаданцы / вселенцы, которые и раз-вернули политику Японии.
Итак, какие будут предложения?
— Разрешите – попросил слово курсант, и дождавшись утвердительного кивка, начал — в первую очередь надо смотреть кому выгодно. А выгодно Германии. Япония, вступившая на стороне Централов, ухудшает в первую очередь положение России, т.е. стран Антанты, и тем самым улучшается положение Центрального Союза. Во вторую очередь, Франция и Великобритания должны отправить какие-то военно-морские силы (в первую очередь Великобритания) на противодействие противнику – что так же выгодно Централам (опять же особенно для Германии). Ну и, в-третьих, новозеландские и австралийские войска не отправляются в Европу, что так же не в пользу Антанты. Учитывая ухудшение обстановки в Европе, возможно переманить Италию в противоположный блок, или продлить ее нейтралитет на год, что так же в минус странам Антанты.
— Значит Германия. У кого есть иная точка зрения?
— А если все наоборот? Вступление Японии в войну может быть выгодно странам Антанты – начал второй курсант. — Да, сна-чала идет ухудшение обстановки, но затем в войну обязаны вступить САСШ. Им такой противник / конкурент не нужен. А раз САСШ вступает в войну против Японии, то есть существенная вероятность, что американцы вступят в войну и в Европе. На фронт (французский) уже в 1915 году прибудут американские войска. Американский флот усилит британский, т.е. у немецкого флота не будет и тени шанса на победу. Блокада Антанты сразу станет сильнее. В общем, классический гамбит – пожертвовав позициями 14-го года, получаем существенный выигрыш в 1915-16 годах.
— Странам Антанты…. – задумчиво протянул преподаватель — а какой именно стране?
Тут отвечающий замялся и привычно еле слышно стал отвечать-угадывать
— Франции, Великобритании….
— А как насчет России?
Студент осознал, что попадает в ловушку (обязательно скажут аргументировать), но отступать было уже поздно – ну и Рос-сии…
— Почему России? – последовал незамедлительный вопрос.
— Ну э… э… ну… дело в том, что если рассматривать, э…. с точки зрения…. Э….
— так студент затрудняется (последовала зловещая реплика, и едва студенты успели проникнуться ужасом в ожидании, после-довала еще более страшная фраза), ему поможет – вот ты.
— Нет, России напавшая Япония никак не поможет!
— Не ужели? – спросил преподаватель. — Итак, что дает вступление Японии в войну против России? Ухудшение фронта – да. Перебои с вооружением – да. Насколько критично? Да, фронт отодвинут на Восток. Да, дополнительные потери в полмилли-она человек. А потом, наступление Централов затихает, в войну вступает США. Япония разбита. В 1916 году осознав что по-ложение проиграно, Германия заключает мир. Россия – страна-победительница. Временное правительство не совершает пере-ворот. Большевики не свергают временное правительство. В стране проходят реформы, как политические, так и экономиче-ские, и имеем уже совершено другую Россию.
— А если целью попаданцев, была сама Япония? – подал голос третий курсант — Разгром 1918 года, это не разгром 1945-го года. У Японии сохранится своя культура, армия, флот, страна будет меньше интегрирована в Запад.
— Интересный взгляд – отметил преподаватель, но не стал спрашивать, а чего попаданцы мирно не направят политику Японии в нужное русло, вместо этого он задал вопрос — а если целью попаданцев были США? Вступившие в 1915 году США неизбеж-но понесут больше потерь – скажем миллион человек убитых и раненых. В страну вернется куда больше людей имеющих боевой опыт – что может отразиться в будущем, во времена Великой Депрессии.
Студенты / курсанты полиции времени задумались над такой трактовкой событий, а преподаватель продолжил.
— А теперь домашнее задание: рассмотреть все варианты кому выгодно что Япония выступит на стороне Центрального Союза. У нас есть Германия, США, Япония, Россия. Ждем вас на следующей неделе. А пока все свободны.
— Разрешите? – подошел к преподавателю один из задержавшихся студентов. – но ведь если так разобраться, то выгод слиш-ком много. Следовательно или получаем интернациональную группу, или попаданцы не задумывались над дальнейшим ходом событий. Если это так, то искать их по принципу «кому выгодно» пустая затея.
-Любопытно – ответил преподаватель, втайне радуясь, что хоть один из студентов решил пойти не с национальности попадан-цев — на следующем занятии вы его подробно изложите….