Колесный танк Поплавко. Часть 3 «Джеффери», 1916 год. Серийные «Слоны Ганнибала», так и не ставшие танками

14
Колесный танк Поплавко. Часть 3 «Джеффери», 1916 год. Серийные «Слоны Ганнибала», так и не ставшие танками

Колесный танк Поплавко. Часть 3 «Джеффери», 1916 год. Серийные «Слоны Ганнибала», так и не ставшие танками

Авторское предисловие: В 1916-м году в Российской Армии была создана специальная часть — Бронированный Автомобильный Дивизион Особого Назначения (сокращённо БАДОН), ударной силой которого были 30 специальных бронеавтомобилей на шасси полноприводного грузовика Джеффери по проекту Виктора Поплавко, часто в литературе называемые просто Джеффери-Поплавко.

В сентябре 1916 года, когда работы по сборке броневиков по проекту Поплавко на Ижорском заводе шли по полной программе, военные, после испытаний первого серийного броневика, «схватились за голову». Если продолжать выпуск машин по этому проекту, то все 30 броневиков можно было оставить прямо на заводе, тяжелые и перегруженные машины даже не вышли бы из ворот завода, не говоря уже о поездке по полю боя. Военным хватало и «бронированного металлолома» от Боголюбова и поставленного из Англии. Но отказаться от машины, которая спокойно ездила по полю боя и преодолевала заграждения из колючей проволоки, то же было неправильно. Было решено броневики достраивать в варианте без десантного отделения и с возможностью кругового обстрела. Так не родилась первая БМП.

схема серийного броневика Поплавко

схема серийного броневика Поплавко

Первая партия из тридцати специальных броневиков была выпущена уже к концу сентября 1916-го года. Бронированные машины имели полностью бронированную рубку в которой на подвесных станках Соколова были установлены два пулемёта Максим. Стандартный экипаж составлял три человека: водитель и два пулеметчика. В броневой рубке были оборудованы четыре амбразуры для стрельбы, но из-за особенностей конструкции и установленных защитных «щёчек» пулемёты имели очень узкие сектора обстрела по горизонтали — всего 15 градусов, зато они могли стрелять с очень большим углом склонения для поражения целей в окопах. Общий возимый боекомплект пулемётов состоял из 6000 патронов в 24 лентах по 250 патронов в каждой. Задний отсек представлял из себя полностью бронированный низкий кузов, в котором перевозились патроны и амуниция, и который имел открывающиеся крышки. 7-мм хромоникелевая броня обеспечивала защиту от бронебойных винтовочных пуль на дистанции от 150 метров.

Первый серийный броневик Поплавко. Сентябрь 1916. Фото: Станислав Кирилец, ТиВ. 03/2021

Первый серийный броневик Поплавко. Сентябрь 1916. Фото: Станислав Кирилец, ТиВ. 03/2021

От первой серийной («предсерийной») бронемашины и прототипа «Чародей» серийные бронемашины отличались ровным листом кормовой брони с пулемётной амбразурой, «щёчками» защиты пулеметов на всех четырех позициях, одной дверью справа с прямыми краями, в отличие от «Чародея», у которого верх дверки был круглым. От «предсерийной» машины броневики Джеффери отличались задним отсеком, который чем-то был похож на «гробик». Серийные машины в будущем, даже при многочисленных переходах их руки в руки, сильно не изменялись.

Повышенный до чина капитана Виктор Поплавко стал командиром первой «танковой» части Российской Императорской Армии — Бронированного Автомобильного Дивизиона Особого Назначения (БАДОН), сформированного приказом от 10 октября 1916-го года. БАДОН имел на вооружении 30 бронемашин Джеффери, четыре грузовика, четыре легковые машины, одну автоцистерну, одну автомастерскую и девять мотоциклов. В состав дивизиона входили три отделения по 10 боевых машин. Каждое отделение было сформировано из 3 звеньев по три броневика и одного запасного. Уже 16 октября дивизион был отправлен в состав 11-й армии Юго-Западного фронта. Применение машин планировалось до конца 1916 года, тем более, что показательная атака через линию заграждений, уже захваченную у австро-венгров, 15 броневиками прошла очень успешно.

Но машины так и не были использованы в бою по своему прямому назначению. Официально руководство армии решило придержать «вундерваффе» до масштабного наступления на фронте, не раскрывая заранее секретное оружие перед противником. Параллельно было заказано ещё 90 бронемашин такого же типа, которые должны были бы прибыть к летнему наступлению. Ижорский завод уже был загружен заказами и взялся отвечать только за броню, а сборка броневиков планировалась в мастерских Склада приборов и приспособлений СКШ, которые с марта 1917 года должны были сдавать по 15 машин в месяц. Но события февраля 1917 поставили крест на этих планах, была построена только 1 машина, которую отправили в итоге в Запасной Бронедивизион.

Броневики БАДОН перед наступлением в Галиции

Броневики БАДОН перед наступлением в Галиции

Можно только теоретически представить и пофантазировать о дополнительных возможностях армии при одновременном массированном применении этих колесных танков, которые обеспечили бы преодоление предполья, подавив пулеметным огнем противника и обеспечив свободный проход пехоты. Это был бы второй Брусиловский прорыв уже в 1917-м году. В Великобритании применение первых «ромбов» 15 сентября 1916 в ходе Битвы на Сомме показало, что кроме тяжелых танков нужны и средние машины, более быстроходные, чем ромбы. Итогом английских экспериментов стал удачный танк Medium Mark A Whippet, который идеологически был близок к колесным машинам Джеффери-Поплавко, только с гусеницами. Но к сожалению никто так и не узнал, что собой представлял российский броневик как танк.

Medium Mark A Whippet , средний танк, выпуск начался в 1917-м году. Не правда ли. Базовая идея такая же

Medium Mark A Whippet , средний танк, выпуск начался в 1917-м году. Не правда ли. Базовая идея такая же

В январе 1917 года, планируя операции 1917-1918-годов, Российский Генеральный штаб запланировал создание 13 новых бронедивизионов по 30 машин в каждой, в качестве материальной части планировались бронированные автомобили на полноприводных шасси, полугусеничные броневики с гусеницами Кегресса и ещё 390 легких танков по типу Рено. И хотя 16-го июня 1917 года 7 и 11 армии попробовали наступать на Львов, БАДОН не принял участие в этой операции, боевые машины части, как обычные броневики, отражали наступление германской армии, прикрывая отходящие под Тарнополем части. Броневики прикрывали отходящую пехоту, вывозили раненых, вытягивали артиллерию, транспортировали пулемёты. В ходе летних боев было потеряно шесть машин.

2 октября 1917-го года комиссия из офицеров Юго-Восточного фронта признала, что бронемашины, в таком виде, как их задумал Поплавко, получились неудачными, тем более, что применить их по назначению — прорыву подготовленной позиционной обороны — так и не удалось. Несмотря на высокую маневренность и проходимость, что обеспечивало блиндированным машинам на шасси Джеффери некоторое преимущество над другими броневиками, узкие сектора обстрела, неудобное расположение оружия, неудачное расположение моторного отсека в одном отделении с экипажем вынесли приговор этой неординарной машине, точнее решениям, которые заложил Поплавко в неё.

Правда к этому времени подполковник Виктор Поплавко уже служил в другой армии, он стал командиром первого Украинского гайдамацкого куреня, созданного в августе 1917 года, и депутатом украинской Рады. В отличие от других бронеавтомобильных частей, многие из которых оказались на перепутье лета-осени 1917-го года в Петербурге и усилили части Красной армии, БАДОН в полном составе оказался на территории Украины и попал в жуткий водоворот смен власти и оккупаций. В итоге бронемашины служили и зеленым, и желтым, и красным, оказались в немецкой армии и в польском войске. В отличие от других бронемашин «Джеффери» практически не модернизировались «новыми хозяевами», менялись только пулеметы на те что были поближе.

Бронемашины на сборном пункте германских трофеев, осень 1917

Бронемашины на сборном пункте германских трофеев, осень 1917

Итогом развала и «украинизации» армии стало расползание блиндированных машин «Джеффери» по незалежным армиям и залежным боевым частям. Но везде они применялись единично и всегда как простые пулеметные броневики. Недостатки в виде узких секторов обстрела, неудачной компоновки и плохой обзорности никуда не делись, а к этому добавилось отсутствие запасных частей и квалифицированного персонала для эксплуатации достаточно сложной полноприводной трансмиссии. В итоге к 1 марта 1920 года в РККА всего числилось 369 бронеавтомобилей, из них только 9 Джеффери, из которых скорее всего только один был исправный.

Боевая машина конструкции Поплавко могла стать очень удачной машиной снабжения в 1915-м году, наверняка стала бы удачным первым «российским» средним танком в 1916-м, если бы военное руководство применило её сразу по прибытию на фронт, но в 1917-м это уже была устаревшая с огромным количеством родовых недостатков блиндированная машина, первым прототипом которой был простой бронированный грузовик.

Цветной рисунок броневика Джеффери попавшего в руки Чехословацкого корпуса

Цветной рисунок броневика Джеффери попавшего в руки Чехословацкого корпуса

Блиндированный автомобиль «Джеффери» по проекту Поплавко/Джеффери-Поплавко

Страна: Россия

Производитель: Ижорский завод/шасси Thomas B. Jeffery Company

Год выпуска: 1916

Кол-во: 31

Экипаж: 3

Бронирование: 5-7 мм

Вооружение: 2×7,62-мм Максим

Боевая масса: 4-5 тн?

Размеры: 4520×2000×2140

Шасси: Jeffery Quad 4017

Двигатель: Buda, 5.1 L, 4L, 28 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/kolesnyi-tank-poplavko-djefferi-1916-seriinye-slony-gannibala-tak-i-ne-stavshie-tankami-609bac7a8066ba20a6eaf9fe

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account