0

Изменившаяся в 1990-е гг. экономичес­кая ситуация заставила разработчиков боль­ше внимания уделить технике двойного на­значения. Тем более что в этот период зна­чительно выросла потребность в мобильных энергонасыщенных инженерных машинах, способных эффективно и в короткие сроки ликвидировать последствия аварий, терак­тов и технологических катастроф, особенно в условиях малодоступной и труднопроходи­мой местности.

Так в унифицированный ряд машин, начатый «Объектом 216», вошли: быстро­ходная гусеничная траншейная машина БТМ-4М («Тундра», 1997 г.), самоходные гу­сеничные краны СГК-80 (1994 г.) и СГК-80Р (1998 г.) грузоподъемностью 80 т и маши­на СМ-100 (2004 г.).

Гусеничные краны и СМ-100 создавались по заказу Департамента безопасности движе­ния и экологии МПС России (ныне ОАО «Рос­сийские железные дороги») и предназнача­лись для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте. БТМ-4М была спроектирована по заказу Управления инже­нерных войск РФ и служит для рьпъя тран­шей, ходов сообщений (в том числе и в мер­злых фунтах), устройства проходов, подъез­дных путей, засыпки оврагов и т.д.

 

Когда "цветы" не стреляют. Мирная жизнь гусеничного шасси САУ 2С7 «Пион»

Указанные изделия составляют, по суще­ству, семейство машин на унифицированном шасси и в ходе эксплуатации подтвердили заданные технические характеристики и бе­зопасность для обслуживающего персонала и окружающей среды. При необходимости это семейство может быть дополнено и дру­гими специализированными машинами с иными функциями и назначениями. Помимо использования такой техники для ликвида­ции последствий аварий, она с успехом мо­жет применяться при строительстве, про­кладке кабельной связи и трубопроводов, ирригации и мелиорации.

Оборудование всех четырех типов машин монтируется на семикатковом гусеничном шасси с передним расположением МТО. В состав унифицированного шасси входят:

корпус с кабиной, силовая ус­тановка, трансмиссия, гусенич­ная ходовая часть, воздушная система, электрооборудова­ние, система вентиляции и ав­томатизированное противопо­жарное оборудование.

Основные отличия этих шасси заключаются в конструк­ции корпуса и связаны с монтажом различ­ного рабочего оборудования. Несмотря на это, их уровень унификации и стандартиза­ции по отношению к САУ «Пион»-«Малка» весьма высок:

Для БТМ-4М

 унификация деталей — 41,3%

унификация сборочных единиц — 51,6%

Для СГК-80

унификация деталей — 72,8% 

Для СГК-80Р

унификация деталей — 54,7%

унификация сборочных единиц — 29,6%

Для СМ-100

по унификации деталей — 63,7%

по унификации сборочных единиц — 37,8%

Инженерная машина БТМ-4М («Тундра»)

Когда "цветы" не стреляют. Мирная жизнь гусеничного шасси САУ 2С7 «Пион»

Инженерная машина БТМ-4М пополни­ла парк военных машин двойного назначе­ния. Эту оригинальную по конструкторским решениям и производительности машину создали под руководством Генерального кон­структора Н.С. Попова главный конструктор проекта В.П. Яковлев, ведущие инженеры Ф.Ф. Ефименко, В.Н. Спиридонов и другие специалисты КБ. На БТМ-4М установлено рабочее оборудование, созданное в НИИ «Дормаш» (г. Киев) и включающее роторный рабочий орган в кормовой части машины и бульдозерное оборудование, смонтирован­ное в ее носовой части.

БТМ-4М может рыть траншеи и котлова­ны, устраивать земляные валы с помощью

роторного рабочего органа и бульдозерного отвала, а также преодолевать зараженную местность. Кроме того, она обеспечивает баллистическую защиту экипажа и способна работать в экстремальных метеорологичес­ких условиях в любое время года и суток.

Ротор в походном положении уклады­вается на крышу корпуса шасси. При ры­тье траншей ротор вращается при помощи вала отбора мощности от основного дви­гателя через промежуточный редуктор и коробку скоростей. Глубина траншеи оп­ределяется установкой специального ме­ханизма — зачистного башмака, служаще­го дополнительной опорой. Рытье траншеи производится при движении машины в ра­бочем режиме на гидравлическом ходоу- меньшителе, обеспечивающем бесступен­чатое изменение скоростей хода.

Отвал фунта при рытье траншей предус­мотрен в обе стороны с помощью грунтось- емников под действием подпора грунта. По­ложение роторного рабочего органа регули­руется с помощью гидроцилиндров, которые удерживают его в постоянно заданном или в плавающем положении, что позволяет отры­вать дугообразные траншеи и типа «змей­ка». Бульдозерное оборудование состоит из отвала и рамы, его положение регулируется четырьмя гидроцилиндрами. В задней час­ти отвала имеются башмаки для выполне­ния работ по снегоочистке. Техническая производительность при рытье траншеи зави­сит от категории грунта и ее глубины.

В качестве силовой установки инженер­ной машины применен дизельный двигатель (как и на САУ 2С7 «Пион» и 2С7М «Малка»), обеспечивающий высокую транспортную и рабочую скорости. Машина может преодо­левать брод глубиной 1,2 м, подъем до 25°, крен 15°, рвы шириной 2,5 м. Перевод из транспортного положения в рабочее занима­ет около 5 мин. Размеры БТМ-4М: длина — 10,7 м, ширина — 3,38 м, высота — 3,7 м (в транспортном положении). Длина в рабо­чем положении — 15,33 м, ширина — 4,01 м.

Основные технические характеристики инженерной машины БТМ-4М

Масса, т

43,9

Экипаж,человек

2

Размеры профиля отрываемой траншеи, м:

 

— глубина

1,1; 1,5

— ширина по дну

0,6

— высота бруствера

0,3; 0,4

— ширина по верху 0,6; 0,9; 1,1

— ширина бермы

0,2; 0,3

Техническая производительность, м/ч:

 

— не мерзлый фунт

до 1200

— мерзлый фунт

до 300

Ширина отвала бульдозера, мм

4110

Скорость движения, км/ч:

 

— максимальная

50

— рабочая

0-2

— при перемещении грунта

ДО 10

Среднее удельного давления

 

на фунт, кг/см2

0,8

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

618(840)

 

Самоходные гусенич­ные краны СГК-80 и СГК-80Р

Машинами специального назначения явились самоход­ные гусеничные краны СГК-80 российско-германского и СГК-80Р — российского про­изводства. Необходимость в самоходном гусеничном кра­не особенно ощущается в свя­зи с ростом различных техно­генных аварий на транспор­те, промышленных объектах, часто вдали от дорог, в необ­житой местности, куда такой кран может быстро добрать­ся своим ходом.

Когда "цветы" не стреляют. Мирная жизнь гусеничного шасси САУ 2С7 «Пион»

Разработка этих машин осуществлялась под руковод­ством В.П. Яковлева и В.Н. Спиридонова. Крановая часть СГК-80, созданная гер­манской компанией «Шварц- машинебау Киров» (г. Лейп­циг), установлена на погоне, оборудована двухзвенной телескопической стрелой и полиспастной крюковой подвеской. Кран СГК-80Р изготовлен полностью на базе отечественных комплектующих и обладает более высокими техническими характеристиками, цена же его почти в 2 раза ниже.

Конструктивно оба крана состоят из:

гусеничного шасси, оборудованного системой гидравлических аутригеров, пред­назначенных для вывешивания, горизонти- рования и восприятия нагрузок при подъе­ме грузов;

  опорно-поворотного устройства, по­зволяющего работать вкруговую (угол по­ворота 360°);

полноповоротной крановой платформы с собственным энергоагрегатом, кабиной крановщика, механизмами поворота и подъе­ма телескопической стрелы;

бортового компьютера, обеспечивающе­го блокировки безопасности, контроль выб­ранных грузовых характеристик и диагности­ку неисправностей рабочих механизмов;

гидросистем;

систем подогрева для работы в зимних условиях.

Нестандартные конструкторско-технические решения и приемы позволили выпол­нить компоновку машины таким образом, что при собственной массе 65 т она позволяет поднять груз весом 80 т (при испытаниях вес груза доходил до 100 т), а автоматизирован­ная система управления (с использованием бортового компьютера) учитывает загрузку крана, вылет стрелы, массу груза и дает воз­можность вводить ограничения по углу поворота и высоте подъема, обеспечивая бе­зопасность работы.

И, наконец, техническая автономность крановой части (с собственным двигателем, гидросистемой и электрооборудованием) позволяет осуществлять раздельное произ­водство крановой поворотной части (КПЧ) на специализированных предприятиях, при этом не требуется технологическая связь с заводом-изготовителем кранов.

Основные технические характеристики самоходных кранов

Модель крана

СКГ-80

СГК-80Р

Масса крана, т

65

65

Экипаж, человек

2

2

Максимальная грузоподъемность, т

80

80

Максимальный грузовой момент, тм

480

480

Максимальный вылет стрелы, м

13,5

15,5

Рабочий сектор

360°

360°

Угол подъема стрелы

4Т

65′

Максимальная скорость, км/ч

25,4

25,4

Среднее удельное давление на фунт, кг/см2

1,4

1,4

Мощность маршевого двигателя, кВт (л.с.)

618(840)

618(840)

Мощность вспомогательного двигателя

 

 

шасси, кВт (л.с.)

Отсутствует

22,1 (30)

Мощность двигателя крановой

 

 

части, кВт (л.с.)

154(210)

154(210)

 

Самоходная гусеничная машина СМ-100

Характерной особенностью машины СМ-100, разработанной В.Н. Спиридоновым и его коллегами по КБ, по сравнению с дру­гими аварийно-спасательными средствами является наличие управляемого оператором телескопического гидравлического силово­го манипулятора. Эта «умная рука», которая в походном положении расположена на шас­си длиной 11 м, способна выдвинуться на 20 м и с помощью сменного инструмента, без непосредственного участия человека, осуществлять захват и перемещение круп­ногабаритных объектов (включая вагоны, тепловозы и т.п.) с усилием до 120 тс, что особенно важно при разборке завалов, на­ходящихся в зонах, опасных для пребыва­ния человека. Телескопическая стрела ма­нипулятора (в виде октаэдра в поперечном сечении) позволила располо­жить в ограниченном объеме высоконагруженные ролико­вые опоры и выполнить ме­таллоконструкцию макси­мальной прочности. Переме­щение объектов возможно за счет приложения тянущего или толкающего усилия. Си­ловой манипулятор позволя­ет в ограниченном объеме ре­ализовать высокие нагрузки за счет опорно-поворотного устройства на базе полиамид­ных опор скольжения.

Когда "цветы" не стреляют. Мирная жизнь гусеничного шасси САУ 2С7 «Пион»

В кормовой части СМ-100 установлено бульдозерное оборудование, используемое при расчистке завалов и в качестве упора (сошника) при работе силового манипуля­тора. На конце телескопической стрелы имеется гидравлический ротатор, позволя­ющий вращать рабочий инст­румент для удобства захвата перемещаемых объектов. Машина оборудована круго­вой осветительной системой с управляемыми прожектора­ми и энергоагрегатом мощно­стью 55 кВт, обеспечиваю­щим энергией оборудование для плазменной резки и свар­ки. Для транспортировки сменного инструмента и обо­рудования на машине уста­новлены контейнеры. Их по­грузка и разгрузка, замена сменного инструмента на ро­таторе производится вспомо­гательной гидролебедкой с краном, работающей на оба борта машины. Тяговое усилие лебедки — 6 т, длина троса — 65 м.

Когда "цветы" не стреляют. Мирная жизнь гусеничного шасси САУ 2С7 «Пион»

Давая интервью о самоходной гусенич­ной машине СМ-100 во время ее испыта­ний, Генеральный директор ОАО «Спецмаш» В.И. Козишкурт подчеркнул, что ни мировая, ни отечественная техника еще ни­чего подобного не знала, что такая техника станет незаменимым помощником для спа­сателей не только МПС и МЧС («Уникаль­ный «Тяни-толкай», Санкт-Петербургские ведомости, №237 (3107), 26.12.03 г.).

Основные технические характеристики машины СМ-100

Масса машины, т                                                            48

Экипаж,человек                                                                 5

Максимальный вылет манипулятора, м               20,6

Максимальное тяговое усилие, тс                          120

Максимальное толкающее усилие, тс 25 Диапазон работы силового манипулятора:

   в вертикальной плоскости                                 20…+45°

      в горизонтальной плоскости ±15′ Состав сменного инструмента, шт.:

   крюк                                                                                   1

   багор                                                                                 1

   захват для автосцепки                                                 1

      планировочный отвал                                                1

      Вспомогательное оборудование:

   бульдозер                                                                 Есть

   лебедка (тяговое усилие 5 тс)                             Есть

   манипулятор (грузоподъемность 800 кг)         Есть

   оборудование для воздушно-плазменной резки и сварки              Есть

грузовые контейнеры, шт.                                             2

Максимальная скорость, км/ч                             50

При создании рассмотренных машин были найдены оригинальные конструкторско-технические решения, потре­бовавшие сложных расчетов с применением высокопроизво­дительной вычислительной техники, методов математи­ческого моделирования, дей­ствующих моделей, исследо­ваний материалов, применяе­мых для высоконагруженных конструкций. Все решения защищены 13 патентами. Среди них:

 Патент N945331 от 4.12.1997 г. на про­мышленный образец «Быстроходная тран­шейная машина».

 Патент №42340 от 23.03.1995 г. на промышленный образец «Кран самоходный гусеничный».

 Евразийский патент №002533 от 19.03.2001 г. «Способ торможения механи­ческой лебедки и коробка передач для его реализации».

 Патент на изобретение №2140584 от 7.08.1998 г. «Двойной телескопический ци­линдр» и др.

Нет сомнения, что семейство разрабо­танных и внедренных в эксплуатацию уни­фицированных машин соответствует страте­гическим целям Российской Федерации в области обеспечения безопасности разнооб­разных народнохозяйственных структур. Это пример рационального использования двой­ных технологий, внедрения разработок ВПК в народное хозяйство без ущерба для раз­работки и развития оборонной продукции.

 

 

Имперец
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account