Когда «цветы» не стреляют. Мирная жизнь гусеничного шасси САУ 2С7 «Пион»
Изменившаяся в 1990-е гг. экономическая ситуация заставила разработчиков больше внимания уделить технике двойного назначения. Тем более что в этот период значительно выросла потребность в мобильных энергонасыщенных инженерных машинах, способных эффективно и в короткие сроки ликвидировать последствия аварий, терактов и технологических катастроф, особенно в условиях малодоступной и труднопроходимой местности.
Так в унифицированный ряд машин, начатый «Объектом 216», вошли: быстроходная гусеничная траншейная машина БТМ-4М («Тундра», 1997 г.), самоходные гусеничные краны СГК-80 (1994 г.) и СГК-80Р (1998 г.) грузоподъемностью 80 т и машина СМ-100 (2004 г.).
Гусеничные краны и СМ-100 создавались по заказу Департамента безопасности движения и экологии МПС России (ныне ОАО «Российские железные дороги») и предназначались для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте. БТМ-4М была спроектирована по заказу Управления инженерных войск РФ и служит для рьпъя траншей, ходов сообщений (в том числе и в мерзлых фунтах), устройства проходов, подъездных путей, засыпки оврагов и т.д.
Указанные изделия составляют, по существу, семейство машин на унифицированном шасси и в ходе эксплуатации подтвердили заданные технические характеристики и безопасность для обслуживающего персонала и окружающей среды. При необходимости это семейство может быть дополнено и другими специализированными машинами с иными функциями и назначениями. Помимо использования такой техники для ликвидации последствий аварий, она с успехом может применяться при строительстве, прокладке кабельной связи и трубопроводов, ирригации и мелиорации.
Оборудование всех четырех типов машин монтируется на семикатковом гусеничном шасси с передним расположением МТО. В состав унифицированного шасси входят:
корпус с кабиной, силовая установка, трансмиссия, гусеничная ходовая часть, воздушная система, электрооборудование, система вентиляции и автоматизированное противопожарное оборудование.
Основные отличия этих шасси заключаются в конструкции корпуса и связаны с монтажом различного рабочего оборудования. Несмотря на это, их уровень унификации и стандартизации по отношению к САУ «Пион»-«Малка» весьма высок:
Для БТМ-4М
— унификация деталей — 41,3%
— унификация сборочных единиц — 51,6%
Для СГК-80
— унификация деталей — 72,8%
Для СГК-80Р
— унификация деталей — 54,7%
— унификация сборочных единиц — 29,6%
Для СМ-100
— по унификации деталей — 63,7%
— по унификации сборочных единиц — 37,8%
Инженерная машина БТМ-4М («Тундра»)
Инженерная машина БТМ-4М пополнила парк военных машин двойного назначения. Эту оригинальную по конструкторским решениям и производительности машину создали под руководством Генерального конструктора Н.С. Попова главный конструктор проекта В.П. Яковлев, ведущие инженеры Ф.Ф. Ефименко, В.Н. Спиридонов и другие специалисты КБ. На БТМ-4М установлено рабочее оборудование, созданное в НИИ «Дормаш» (г. Киев) и включающее роторный рабочий орган в кормовой части машины и бульдозерное оборудование, смонтированное в ее носовой части.
БТМ-4М может рыть траншеи и котлованы, устраивать земляные валы с помощью
роторного рабочего органа и бульдозерного отвала, а также преодолевать зараженную местность. Кроме того, она обеспечивает баллистическую защиту экипажа и способна работать в экстремальных метеорологических условиях в любое время года и суток.
Ротор в походном положении укладывается на крышу корпуса шасси. При рытье траншей ротор вращается при помощи вала отбора мощности от основного двигателя через промежуточный редуктор и коробку скоростей. Глубина траншеи определяется установкой специального механизма — зачистного башмака, служащего дополнительной опорой. Рытье траншеи производится при движении машины в рабочем режиме на гидравлическом ходоу- меньшителе, обеспечивающем бесступенчатое изменение скоростей хода.
Отвал фунта при рытье траншей предусмотрен в обе стороны с помощью грунтось- емников под действием подпора грунта. Положение роторного рабочего органа регулируется с помощью гидроцилиндров, которые удерживают его в постоянно заданном или в плавающем положении, что позволяет отрывать дугообразные траншеи и типа «змейка». Бульдозерное оборудование состоит из отвала и рамы, его положение регулируется четырьмя гидроцилиндрами. В задней части отвала имеются башмаки для выполнения работ по снегоочистке. Техническая производительность при рытье траншеи зависит от категории грунта и ее глубины.
В качестве силовой установки инженерной машины применен дизельный двигатель (как и на САУ 2С7 «Пион» и 2С7М «Малка»), обеспечивающий высокую транспортную и рабочую скорости. Машина может преодолевать брод глубиной 1,2 м, подъем до 25°, крен 15°, рвы шириной 2,5 м. Перевод из транспортного положения в рабочее занимает около 5 мин. Размеры БТМ-4М: длина — 10,7 м, ширина — 3,38 м, высота — 3,7 м (в транспортном положении). Длина в рабочем положении — 15,33 м, ширина — 4,01 м.
Основные технические характеристики инженерной машины БТМ-4М
Масса, т |
43,9 |
Экипаж,человек |
2 |
Размеры профиля отрываемой траншеи, м: |
|
— глубина |
1,1; 1,5 |
— ширина по дну |
0,6 |
— высота бруствера |
0,3; 0,4 |
— ширина по верху 0,6; 0,9; 1,1 |
|
— ширина бермы |
0,2; 0,3 |
Техническая производительность, м/ч: |
|
— не мерзлый фунт |
до 1200 |
— мерзлый фунт |
до 300 |
Ширина отвала бульдозера, мм |
4110 |
Скорость движения, км/ч: |
|
— максимальная |
50 |
— рабочая |
0-2 |
— при перемещении грунта |
ДО 10 |
Среднее удельного давления |
|
на фунт, кг/см2 |
0,8 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) |
618(840) |
Самоходные гусеничные краны СГК-80 и СГК-80Р
Машинами специального назначения явились самоходные гусеничные краны СГК-80 российско-германского и СГК-80Р — российского производства. Необходимость в самоходном гусеничном кране особенно ощущается в связи с ростом различных техногенных аварий на транспорте, промышленных объектах, часто вдали от дорог, в необжитой местности, куда такой кран может быстро добраться своим ходом.
Разработка этих машин осуществлялась под руководством В.П. Яковлева и В.Н. Спиридонова. Крановая часть СГК-80, созданная германской компанией «Шварц- машинебау Киров» (г. Лейпциг), установлена на погоне, оборудована двухзвенной телескопической стрелой и полиспастной крюковой подвеской. Кран СГК-80Р изготовлен полностью на базе отечественных комплектующих и обладает более высокими техническими характеристиками, цена же его почти в 2 раза ниже.
Конструктивно оба крана состоят из:
— гусеничного шасси, оборудованного системой гидравлических аутригеров, предназначенных для вывешивания, горизонти- рования и восприятия нагрузок при подъеме грузов;
— опорно-поворотного устройства, позволяющего работать вкруговую (угол поворота 360°);
—полноповоротной крановой платформы с собственным энергоагрегатом, кабиной крановщика, механизмами поворота и подъема телескопической стрелы;
— бортового компьютера, обеспечивающего блокировки безопасности, контроль выбранных грузовых характеристик и диагностику неисправностей рабочих механизмов;
— гидросистем;
— систем подогрева для работы в зимних условиях.
Нестандартные конструкторско-технические решения и приемы позволили выполнить компоновку машины таким образом, что при собственной массе 65 т она позволяет поднять груз весом 80 т (при испытаниях вес груза доходил до 100 т), а автоматизированная система управления (с использованием бортового компьютера) учитывает загрузку крана, вылет стрелы, массу груза и дает возможность вводить ограничения по углу поворота и высоте подъема, обеспечивая безопасность работы.
И, наконец, техническая автономность крановой части (с собственным двигателем, гидросистемой и электрооборудованием) позволяет осуществлять раздельное производство крановой поворотной части (КПЧ) на специализированных предприятиях, при этом не требуется технологическая связь с заводом-изготовителем кранов.
Основные технические характеристики самоходных кранов
Модель крана |
СКГ-80 |
СГК-80Р |
Масса крана, т |
65 |
65 |
Экипаж, человек |
2 |
2 |
Максимальная грузоподъемность, т |
80 |
80 |
Максимальный грузовой момент, тм |
480 |
480 |
Максимальный вылет стрелы, м |
13,5 |
15,5 |
Рабочий сектор |
360° |
360° |
Угол подъема стрелы |
4Т |
65′ |
Максимальная скорость, км/ч |
25,4 |
25,4 |
Среднее удельное давление на фунт, кг/см2 |
1,4 |
1,4 |
Мощность маршевого двигателя, кВт (л.с.) |
618(840) |
618(840) |
Мощность вспомогательного двигателя |
|
|
шасси, кВт (л.с.) |
Отсутствует |
22,1 (30) |
Мощность двигателя крановой |
|
|
части, кВт (л.с.) |
154(210) |
154(210) |
Самоходная гусеничная машина СМ-100
Характерной особенностью машины СМ-100, разработанной В.Н. Спиридоновым и его коллегами по КБ, по сравнению с другими аварийно-спасательными средствами является наличие управляемого оператором телескопического гидравлического силового манипулятора. Эта «умная рука», которая в походном положении расположена на шасси длиной 11 м, способна выдвинуться на 20 м и с помощью сменного инструмента, без непосредственного участия человека, осуществлять захват и перемещение крупногабаритных объектов (включая вагоны, тепловозы и т.п.) с усилием до 120 тс, что особенно важно при разборке завалов, находящихся в зонах, опасных для пребывания человека. Телескопическая стрела манипулятора (в виде октаэдра в поперечном сечении) позволила расположить в ограниченном объеме высоконагруженные роликовые опоры и выполнить металлоконструкцию максимальной прочности. Перемещение объектов возможно за счет приложения тянущего или толкающего усилия. Силовой манипулятор позволяет в ограниченном объеме реализовать высокие нагрузки за счет опорно-поворотного устройства на базе полиамидных опор скольжения.
В кормовой части СМ-100 установлено бульдозерное оборудование, используемое при расчистке завалов и в качестве упора (сошника) при работе силового манипулятора. На конце телескопической стрелы имеется гидравлический ротатор, позволяющий вращать рабочий инструмент для удобства захвата перемещаемых объектов. Машина оборудована круговой осветительной системой с управляемыми прожекторами и энергоагрегатом мощностью 55 кВт, обеспечивающим энергией оборудование для плазменной резки и сварки. Для транспортировки сменного инструмента и оборудования на машине установлены контейнеры. Их погрузка и разгрузка, замена сменного инструмента на ротаторе производится вспомогательной гидролебедкой с краном, работающей на оба борта машины. Тяговое усилие лебедки — 6 т, длина троса — 65 м.
Давая интервью о самоходной гусеничной машине СМ-100 во время ее испытаний, Генеральный директор ОАО «Спецмаш» В.И. Козишкурт подчеркнул, что ни мировая, ни отечественная техника еще ничего подобного не знала, что такая техника станет незаменимым помощником для спасателей не только МПС и МЧС («Уникальный «Тяни-толкай», Санкт-Петербургские ведомости, №237 (3107), 26.12.03 г.).
Основные технические характеристики машины СМ-100
Масса машины, т 48
Экипаж,человек 5
Максимальный вылет манипулятора, м 20,6
Максимальное тяговое усилие, тс 120
Максимальное толкающее усилие, тс 25 Диапазон работы силового манипулятора:
— в вертикальной плоскости 20…+45°
— в горизонтальной плоскости ±15′ Состав сменного инструмента, шт.:
— крюк 1
— багор 1
— захват для автосцепки 1
— планировочный отвал 1
— Вспомогательное оборудование:
— бульдозер Есть
— лебедка (тяговое усилие 5 тс) Есть
— манипулятор (грузоподъемность 800 кг) Есть
— оборудование для воздушно-плазменной резки и сварки Есть
грузовые контейнеры, шт. 2
Максимальная скорость, км/ч 50
При создании рассмотренных машин были найдены оригинальные конструкторско-технические решения, потребовавшие сложных расчетов с применением высокопроизводительной вычислительной техники, методов математического моделирования, действующих моделей, исследований материалов, применяемых для высоконагруженных конструкций. Все решения защищены 13 патентами. Среди них:
— Патент N945331 от 4.12.1997 г. на промышленный образец «Быстроходная траншейная машина».
— Патент №42340 от 23.03.1995 г. на промышленный образец «Кран самоходный гусеничный».
— Евразийский патент №002533 от 19.03.2001 г. «Способ торможения механической лебедки и коробка передач для его реализации».
— Патент на изобретение №2140584 от 7.08.1998 г. «Двойной телескопический цилиндр» и др.
Нет сомнения, что семейство разработанных и внедренных в эксплуатацию унифицированных машин соответствует стратегическим целям Российской Федерации в области обеспечения безопасности разнообразных народнохозяйственных структур. Это пример рационального использования двойных технологий, внедрения разработок ВПК в народное хозяйство без ущерба для разработки и развития оборонной продукции.