14 мая – знаменательный день для российского флота, на который выпадают две выдающихся победы слабых, но дерзких над сильными. Начнем по хронологии: 14 мая 1829 года (по старому стилю) небольшой 20-пушечный парусно-весельный бриг "Меркурий" выдержал на Черном море беспрецедентную артиллерийскую дуэль с двумя турецкими линкорами – трехпалубным 110-пушечным "Селимие" и двухпалубным 74-пушечным "Реал-беем".
"Меркурий" под командованием капитана Казарского, вопреки колоссальному неравенству сил, сумел избежать фатального урона и нанести обоим противникам столь серьезные повреждения такелажа и рангоута, что они были вынуждены прекратить преследование.
Ккартина Ивана Айвазовского "Меркурий" после боя с турецкими линкорами".
Бриг "Меркурий".
Еще одна картина Айвазовского "Меркурий" в бою с "Селимие" (слева) и "Реал-беем".
14 мая 1877 года на Дунае русские минные катера "Ксения" и "Царевич" под управлением лейтенантов Шестакова и Дубасова утопили шестовыми минами турецкий речной броненосец "Сейфи". Несмотря на пробоины от ружейного огня, оба катера благополучно и без потерь в командах вернулись на базу.
Слева — минный катер "Шутка" у берега Дуная, справа — лейтенанты Шестаков и Дубасов, ставшие первыми Георгиевскими кавалерами русско-турецкой войны 1877-78 годов.
Паровой катер "Царевич", вооруженный двумя шестовыми минами. Длина — 12 м, водоизмещение — 16 тонн, экипаж — 6 человек.
Турецкий речной броненосец (у нас его обычно называют монитором) "Сейфи". Водоизмещение – 404 тонны. Длина – 44 метра. Вооружение – два 178-мм орудия Армстронга, два 120-мм орудия Круппа и две митральезы Гатлинга. Бронирование – борт 52 мм, палуба – 38 мм, боевая рубка – 105 мм. Экипаж 51 человек.
Журнальная гравюра XIX века, на которой русские катерники снимают флаг с мачты потопленного ими турецкого корабля. Вдали виднеются турецкие башенные мониторы. Катера нарисованы, мягко говоря, не очень правильно.