Доброго времени суток, уважаемые коллеги. На волне обсуждения вот этой темы решил выложить собственную классификацию альтернатив по степени реализма и подхода к их составлению. Так как классификация составлялась на веселой ноте, то прикрепляю тег "юмор", а в содержании статьи могут быть замечены сарказм и тонкая ирония. Кроме того, каждый тип альтернативы получит свой пример в рамках одного и того же государства. И да, на сей раз без длительных вступительных речей.
Идейно-творческая классификация
Некоторые альтернативы начинаешь читать, вспоминая этого котейку из знаменитого интернет-мема "настало время о***х историй".
Любая альтернатива начинается с желания, идеи и научно-творческого процесса. Чтобы заняться чем-то, нужно захотеть и осознать, чем же конкретно надо заняться. И вот по механизмам определения этой темы автором можно выделить пять типов альтернатив, причем все они тесно завязаны на реализм и объем проработки материала.
Собственно, идейно-творческие типы альтернатив по мере падения градуса реализма и отхождению от слова "история" в сторону "альтернативная":
1) Желание проанализировать ход реальной истории. Обычно такие альтернативы не имеют слишком широкого размаха, и возникают лишь в рамках попыток разобраться в мотивации тех или иных реальноисторических решений. Почему сделали так, а не эдак? Какие последствия могли быть в случае иного решения? Как себе это представляли современники? Некоторыми считается единственным возможным вариантом альт-истории по-умолчанию. По объему такие альтернативы обычно небольшие, так как рассматривают комплекс проблем касательно какого-то конкретного момента.
2) Желание смоделировать иной ход истории. Возникает в случайном порядке, просто из любопытства "а что, если…". Подразумевает серьезную проработку материала, особое внимание к деталям, большой объем работ, ибо моделирование – штука относительно точная, даже в случае с ни разу не точной наукой историей. Автора таких альтернатив можно назвать разными хорошими словами и не очень, к первым можно отнести "мыслитель", ко вторым – "зануда", что иногда даже синонимы.
3) Желание переписать историю. Возникает как вполне закономерное явление, в основном – из-за обычных человеческих эмоций: зависти, сожаления, сочувствия, возмущения, любви, ненависти, уязвленных национальных или религиозных чувств, и щепотки тяги к чему-то новому. Русские проиграли РЯВ? Беспредел! Надо срочно все менять! Французы проиграли Наполеоновские войны? Вот история, вот чертовка, ату ее! Французский имперский орел еще раскинет крылья над Темзой, Нилом и Волгой! Конфедераты славные ребята, так нравятся автору? Вперед, The South will rise again!
4) Желание создать правдоподобную сказку. Как говорил Шекспир – весь мир театр, а мы в нем актеры! И вот хочется порой, чтобы с теми же декорациями актеры были или другие, или играли другой спектакль (а может и просто играли лучше). И чтобы спектакль был красив, приходится идти на допущения. Захотелось автору, чтобы чернокожая актриса играла Боудикку – значит, будет чернокожая Боудикка! Плевать, что это невозможно, ибо ставка делается на игру актеров и декорации, и происходящее заранее позиционируется как спектакль, со своими допущениями.
5) Желание создать сказку. Иногда просто хочется оторваться от всего этого занудства с фактами, таблицами и аналитикой, и просто творить! Потому берется точка бифуркации, и начинается полный беспредел. Самый коварный идейно-творческий тип, ибо иногда сам автор не подозревает, что его творение принадлежит к 5-му типу, приписывая их к 4, 3, 2, а то и вовсе к 1. Захотелось, понимаете, зулусу Мбване прикинуть, как могли бы его предки порвать европейцев, и понеслась. То, что порвать европейцев зулусы не могли в принципе, его не волнует – он лишь знает, что зулусы не в меру крутые, и этого ему достаточно.
6) Желание развлечься (добавлено по просьбе коллеги anzar). Самый не завязанный на качество проработки пункт, ибо just for lulze можно сделать тяп-ляпистый броненосец, а можно составить чуть ли не подробный чертеж корабля с указанием всех его точных характеристик и списком фирм-подрядчиков и строителей, которые могут такой корабль построить и снабдить всем нужным оборудованием. Развлечение ведь – штука растяжимая, кому пьянки подавай, кому туризм, а кому и заклепки на бортах "Бородино" посчитать очень весело…
Практическая классификация
А после начала чтения некоторых других альтернатив на ум приходит, что где-то такой жестяк ты уже видел – может, у чехов, или у немцев, или все же американцев…
Помимо того, какими мотивами руководствуется автор при написании альт-истории, есть еще также практическая сторона реализации поставленных задач. Речь о том, насколько ревностно автор относится к логическим связям, историческим фактам, их сопоставлению и анализу, и в каком отрыве от реала пишет свои альтернативы. Здесь есть довольно размытая грань между детерминизмом и антидетерминизмом: очень многие альтернативщики считают, что вынув из большой стены истории один или два кирпича, или заменив их на другие, они разрушат всю стену или кардинально поменяют ее, из-за чего Наполеон Бонапарт не рождается из-за того, что Византия существовала чуть дольше, а из-за наличия у Екатерины Великой еще одного любовника русские полки вступают в Константинополь незадолго до ее смерти. Т.е. даже задав себе четкие ориентиры и отлично зная исторические факты, автор может неправильно их интерпретировать или возвести антидетерминизм в абсолют, из-за чего может получиться кривая реализация изначальной задумки, и скатывание по шкале реализма в худшую сторону.
Практические типы альтернатив можно выделить следующие:
1) Жесткий реально-исторический. Сначала автор усиленно "курит" реальную историю, потом уже пишет альтернативу. Уровень знаний реала при этом высок или очень высок; 99,9% зрителей такой альтернативы могут вообще не понимать, о чем тут сейчас автор говорит. С таким автором на его любимую тему как-то даже страшно начинать спор, ибо задавит интеллектом и знанием материала, и особо чувствительным придется бежать плакаться с обиженным видом на другие сайты или идти срываться на других в общественных местах вроде топвара (где, впрочем, могут встретиться просто знатоки матчасти, без приставки "альтернативщики", которые могут ударить по ЧСВ не менее больно). Аналитические способности автора также обычно чрезвычайно высоки, но тут важно наличие адекватности этих способностей, ибо людям свойственно заменять аналитику своими фантазиями.
2) Реально-исторический с допущениями. Бывает такое, что альтернативу хочется проработать реалистично, но в то же время и не хочется слишком вдаваться в заклепки, да и есть желание соблюсти красоту сказания, пускай и в ущерб каким-то отдельным нюансам реализма. Плюс, могут потребоваться некоторые вещи, которые в реальности были не то чтобы возможны… И таким образом, получается реалистичная альтернатива, но с рядом допущений. Такие допущения обычно – из желания сохранить градус реализма – скрываются, затираются или просто уходят на второй план после проработки основной части. К примеру, Великая Колумбия Боливара сохранилась в целостном виде. Кто знает подробно матчасть, то знает и то, что шансов на это не было – одна только Венесуэла стремилась к отделению еще со времен войн за Независимость, но вот хочется Великую Колумбию! И взмахом волшебной палочки она сохраняется в своем первозданном виде, но дальше идет суровый реализм с детальной проработкой всех нюансов, и потому уже мало кого волнует, что такое на практике было невозможным…
3) Реально-фантастический. По сути, повторяет 2-й тип, но число допущений гораздо больше, и они начинают сильно бросаться в глаза. Чаще всего это касается или логики действий исторических персонажей, или технического оснащения ("прогрессорство"). Также частенько сюда фактически относятся некоторые альтернативы, которые позиционируются авторами как реалистичные – в силу неадекватной трактовки фактов самим автором, или его наплевательского отношения к матчасти ("зулусы сильный народ – значит смогут что угодно, даже с копьями против пулеметов!").
4) Реально-упоротый. Кому вообще нужно знание матчасти? А вдруг автор вообще захотел дуркануть, и сочинить нечто гротескное и/или сатирическое по отношению к реалу? Вот как раз в таком случае применяется 4-й тип практического подхода к альтернативам. Крестоносцы идут в бой с М-16, Третий Рейх перевооружает СС на бластеры, на линкоры ставятся спец. зенитные орудия ГК с углом возвышения под 90 градусов… Иногда авторы даже считают, что делают все правильно, и реализм у них в таких альтернативах присутствует. Однако для людей, хорошо знающих матчасть, это так не выглядит. Также бывает, что подобные альтернативы получаются "из лучших побуждений" авторов, с замахом на высокий реализм, но в силу совсем уж чудной трактовки реальноисторической информации, или незнания важных моментов могут получиться совсем уж несуразные вещи, вроде исконно польской Малой Азии с коренным полонизированным населением.
Большой пример
Вы думаете, Крым – это Россия? А вот дудки! Крым — это исконно румынские земли! Историческая справедливость не за горами!
Оба типа альтернатив могут существовать независимо, ибо отвечают за разные составные их части, хотя комбинируются отнюдь не свободным образом – к примеру, при 5-м идейном типе альтернативы 1-й практический тип исключен, хотя если очень постараться – можно и его… Но получится это уже в случайном порядке. Согласитесь, иногда так бывает – хотел как хуже, а получилось хорошо!
Конечно же, нам нужен пример. И чтобы получилось бодро, весело, задорно, я в качестве подопытного выберу государство не самое влиятельное, но в то же время достаточно крупное – Румынию. Итак, всем известно, что Румыния сформировалась в 1878 году. А вот дальше…
Идейно-творческие подходы:
1) Попытка понять, каким путем смогла бы Румыния выбиться в более или менее значимые государства Европы и каков был для нее потолок развития. Делаются прикидки, список определенных "рацух", которые позволяют Румынии стать крепким и достаточно влиятельным государством в регионе, а не "главной блудницей Европы".
2) Старание вывести Румынию из XX века с наименьшими потерями – территориальными, демографическими, экономическими, а заодно и вывести ее в более или менее сильные государства Европы. Или же просто попытка повести Румынию к иному результату, идя путями вероятностных развилок. Румыния рано начинает индустриализацию, возникновение массового рабочего класса и внутренний социальный кризис приводят к революции и приходу к власти большевиков в 1920. Позднее Румынская Советская Социалистическая республика становится частью СССР. В составе СССР Румыния остается самой развитой республикой вплоть до развала СССР, и далее по списку…
3) Молдавия нужна Румынии! Без производства молдавского вина на собственной территории Румыния обречена на провал! Румыния не должна потерять Бессарабию никоим образом! Ну и дальше по списку следует составление более или менее правдоподобного действа с участием Румынии, при котором она всего этого добивается. Хотя шансов у нее…
4) Румыния выбивается в великие державы. Румынский Черноморский флот превосходит русский/советский ЧФ по тоннажу и могуществу. Сталин не решается на аннексию Бессарабии из-за высокой боеспособности румынской армии, которая имеет репутацию сильнейшей в Европе. В 1943 году Румыния объявляет войну Германии, в 1944 году совместно с РККА румынские войска берут штурмом Прагу и Берлин, в 1945 румынские войска берут штурмом Москву и Ленинград.
5) Румынская империя на весь Балканский полуостров (включая Грецию и Стамбул). Румынские военные базы в США и Великобритании. Половина мира должны деньги румынским банкам, другая половина тоже что-то должна Румынии, но еще об этом не знает. Румынские строители – самые лучшие строители в мире.
6) Румыния, вместо заказа на западе своих реальных двух эсминцев, обращается с заказом к СССР. В Союзе, малость прибалдев от такого расклада, соглашаются построить корабли по демпинговым ценам. Долгий срач процесс обсуждения в комментариях к такой альтернативе, с определением количества потребуемых электродов для сварки корпуса, прилагается.
Практические подходы:
1) Путем сложных манипуляций с ресурсами удается увеличить темпы экономического роста Румынии на 2,5%. Румыния ввязывается в ПМВ в самый последний момент, и получает Трансильванию "малой кровью". В остальном все как в реале – ну куда румынам против СССР или Германии выступать…
2) Допустим, что на волне подъема патриотизма на фоне объединения Румынии удается создать вменяемую национальную идею, и народ на нее "клюет". В результате государство во главе с умелым правительством и при помощи иностранного капитала начинает достаточно быстро развиваться, в дальнейшем избегает многих ошибок реала, хотя и получает в качестве сомнительного бонуса большой внешний долг.
3) Смекнув, что к чему, когда в Европе начинает пахнуть жареным, румынский король приводит к власти коммунистов и в 1939 году становится генсеком румынской компартии, после чего государство заключает союз с СССР. Под треск шаблонов остального мира Румыния после этих телодвижений становится первым в мире Советским Социалистическим королевством.
4) К власти в Румынии приходят национал-анархисты, после чего за 30 лет завоевывают Европу и сбрасывают ядерную бомбу на Нью-Йорк. После этого столица государства переносится в Рим, а само государство меняет название на Римскую империю. Все языки, кроме румынского, отныне под запретом, всех недовольных массово карают румынские ОБЧР производства Тимишоарского Патефонного завода. В 1969 году румынские ученые открывают подпространственный портал в райское измерение, и уводят за собой всех расово верных румын, оставив остальной мир о***ть с такого поворота событий и разбираться с оставшимися на Земле ОБЧРами из Тимишоары, которые обретают искуственный разум и начинают строить Новую Румынию, устроив геноцид человечества…
Если брать альтернативы более близкие и знакомые коллегам с нашего сайта, то в качестве примеров возьму собственные труды (а то еще задену кого-то). ФАН и "Орлы Отечества" были альтернативами типа 2.2, хоть и относительно невысокого качества для своего ранга, Phoenix Purpura – это уже 4.3 с плавным переходом в 4.4, Quarthadast – откровенный 3.4, а нынешняя Gran España – 2.2, хоть и с элементами 2.1 и 2.3. По крайней мере, я так думаю.
А какую классификацию альтернативам даете вы?