Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.
Содержание:
Ещё в 70-е годы китайские военные специалисты пристально следили за развитием зарубежных вооружений различных классов. Развитие в Западной Европе нового класса бронетехники — колёсных боевых машин с тяжёлым вооружением (БМТВ) — вызвало у них неподдельный интерес. Результатом стало появление целого ряда схожих по концепции китайских образцов — PTL-87, PTL-02, ZTL-11.
В 1976 году во Франции начался выпуск бронированной разведывательной машины AMX-10RC — фактического основоположника нового класса колёсных боевых машин с тяжёлым вооружением (БМТВ). Если ранее подобные машины вооружались пушками калибра 75-90 мм, то на AMX-10RC установили 105-мм орудие, уравнявшее её (по вооружению, а не по защите) с основными боевыми танками. Появление этой бронемашины не ускользнуло от внимания китайских военных, которые пожелали обзавестись чем-то подобным.
Туманное начало
История китайских «колёсных танков» началась примерно в середине 80-х годов. К тому времени в КНР уже существовало подходящее орудие для их вооружения (100-мм буксируемая гладкоствольная противотанковая пушка «тип 86»), но не было колёсного шасси требуемой грузоподъёмности. Таковым стал трёхосный плавающий бронетранспортёр WZ-551, во внешнем облике которого явственно прослеживается влияние французского БТР VAB. Первые его образцы появились в 1984 году, малосерийный вариант известен как «тип 90» (ZSL-90), а массовая модификация — «тип 92» (ZSL-92). Если верить китайским источникам, БМТВ на базе WZ-551 была стандартизирована (используем этот американский термин вместо привычного «принята на вооружение», так как в строевые части она не попала) раньше, чем базовая машина. Известна она под обозначением «тип 87», после введения стандартизованной системы индексов сменённым на PTL-87. Эта аббревиатура расшифровывается как Pao Tujiche Lunshi — «артиллерийская система, штурмовая, колёсная». То есть, как и гусеничный истребитель танков PTZ-89, PTL-87 относилась к артиллерийскому вооружению.
«Тип 87» получил трёхместную башню кругового вращения со 100-мм гладкоствольной пушкой (адаптацией буксируемой пушки «тип 86») и типичным «танковым» набором пулемётов — 7,62-мм спаренным с пушкой и 12,7-мм зенитным. Боекомплект орудия состоял из бронебойных оперённых подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов. Испытания показали недостаточную подвижность машины — мощности 250-сильного дизеля явно не хватало. Поэтому всё ограничилось выпуском небольшой предсерийной партии PTL-87. В стадии прототипа остался экспортный вариант со 105-мм нарезной пушкой натовского стандарта.
После неудачи с «типом 87» китайцы на несколько лет поумерили свою активность в области колёсных БМТВ — лишь для того, чтобы в конце 90-х выдать целую серию прототипов со 100-мм, 105-мм и 120-мм орудиями. При этом использовались шасси унифицированного семейства ВК с задним расположением двигателя. Трёхосная машина ВК-1970 оказалась весьма схожей с французской AMX-10RC, а четырёхосная ВК-1990 напоминала южноафриканский «Руикат».
Забросив эксперименты
Вдоволь «наигравшись» с опытными машинами, конструкторы концерна NORINCO вернулись к проверенному временем шасси WZ-551. При этом они постарались устранить самый главный недостаток — неудовлетворительную подвижность. Прежний двигатель заменили «клоном» германского восьмицилиндрового дизеля воздушного охлаждения «Дойц» BF8L413F, развивающим мощность 320 л.с. Этого оказалось вполне достаточно для 19-тонной машины. Механическая коробка передач обеспечивает девять скоростей вперёд и одну — назад. В отличие от БТР ZSL-92, на БМТВ отсутствуют гребные винты — машина не является амфибийной.
Новая БМТВ получила обозначение PTL-02, поскольку её войсковые испытания завершились в 2002 году. Основное вооружение машины соответствует PTL-87 — 100-мм пушка (боекомплект 30 снарядов), 7,62-мм и 12,7-мм пулемёты (соответственно, 800 и 480 патронов). Важным нововведением стала возможность применения противотанковых управляемых ракет GP2 с дальностью стрельбы 5000 м и бронепробиваемостью до 600 мм. Эта ПТУР с лазерным наведением создана в Китае на основе ракеты комплекса 9К116 «Бастион». В боеукладке PTL-02 можно разместить до шести выстрелов с ПТУР. Система управления огнём JSFCS-212 с цифровым баллистическим вычислителем взята от танка ZTZ-88B. БМТВ оснащена комбинированным (дневным/ночным) прицелом наводчика со стабилизированным полем зрения и встроенным лазерным дальномером.
Считается, что Народно-освободительная армия Китая получила около 250 БМТВ PTL-02, поступивших на вооружение лёгких механизированных бригад. Для экспорта разработан вариант WMA301 «Ассалтер», отличающийся главным вооружением (105-мм нарезная пушка; для неё в КНР также создана соответствующая модификация выстрела с ПТУР GP2) и изменённой клиновидной формой передней части башни, обеспечивающей лучшую защищённость. Наиболее крупным покупателем «Ассалтеров» (порядка 100 экземпляров) стала Мьянма. Здесь в 2019 году был продемонстрирован интересный гибрид — лёгкий танк, созданный путём установки башни от WMA301 на шасси САУ 2С1 украинского производства. «Ассалтеры» получили распространение и в целом ряде африканских стран — Чаде (42), Сенегале (27), Камеруне (12), Анголе (10), Джибути (минимум одна машина). WMA-301 армий Камеруна и Чада уже прошли боевое крещение в операциях против исламистов.
На новом шасси
К моменту начала более или менее массового производства PTL-02 (и его экспортного варианта) шасси машины уже не считалось современным — конструкция, уходящая корнями в 70-е годы, исчерпала резервы своего развития. Любые попытки дальнейшего усиления бронирования и установки более мощного вооружения наталкивались на ограниченную грузоподъёмность шасси. Да и многие конструктивные решения выглядели устаревшими. Это и обусловило сравнительно скромный объем выпуска PTL-02 для НОАК — по сути, машина стала лишь переходной к новой колёсной БМТВ.
Базой для нового «колёсного танка» стала четырёхосная боевая машина пехоты ZBL-08. Первые его фото появились в 2013 году. Первоначально БМТВ фигурировала в публикациях под обозначением ZTL-09, но вскоре стало известно её истинное обозначение — ZTL-11 (Zhuangji Tujiche Lunshi — бронированная машина, штурмовая, колёсная). Переход от аббревиатуры «PTL» к «ZTL» означал изменение взглядов на место БМТВ в структуре сухопутных войск НОАК и новую концепцию применения этих машин — теперь они из артиллерийского вооружения перешли в категорию бронетанкового. Напомним, что основные боевые танки в китайской номенклатуре обозначаются ZTZ (Zhuangji Tujiche Zixing). То есть, ZTL-11 признавалась тактическим аналогом танка — лишь с поправкой на колёсное шасси. В то же время, защищённость БМТВ существенно ниже: в лобовой проекции её броня защищает от 12,7-м пуль, а в боковой — лишь от 7,62-мм.
От базовой машины «колёсный танк» отличается переносом моторно-трансмиссионного отделения из передней части корпуса в корму. ZTL-11 оснащена копией немецкого дизеля «Дойц» BZ6M1015CP мощностью 450 л.с. Машина является плавающей. Движение на плаву обеспечивается двумя гребными винтами в кольцевых насадках.
На корпус БМТВ водружена башня от плавающего танка ZTD-05 со 105-мм нарезным орудием, 7,62-мм спаренным и 12,7-мм зенитным пулемётами. Боекомплект орудия состоит из 36 выстрелов унитарного заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также ПТУР GP2. Подкалиберный снаряд этой пушки способен пробить эквивалент 500-мм брони на дистанции 2000 м.
Считается, что к настоящему времени сухопутные войска НОАК получили до 950 БМТВ ZTL-11. Они поступают на вооружение средних смешанных бригад — аналогов американских бригад «Страйкер». Каждая такая бригада состоит из четырёх батальонов по три мотопехотные роты (десять БМП ZBL-08 в каждой) и одной роты огневой поддержки (четырнадцать БМТВ ZTL-11).
Ещё одним производным от ZBL-08 (точнее, её экспортного варианта VN1) стала БМТВ ST1, предназначенная для экспорта. Она существенно отличается от ZTL-11, являясь, по сути, не вариантом последней, а другой машиной, использующей схожую базу. Шасси ST1 сохранило компоновку базовой машины с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, а башня до мельчайших подробностей напоминает башню БМТВ WMA301 «Ассалтер». Прототип ST1 был представлен в 2014 году. Первым (и пока единственным известным) покупателем стала Нигерия, получившая партию ST1 в 2020 году и уже успевшая применить их в боях против формирований «Боко Харам». Корпорация NORINCO активно ищет новых покупателей. В частности, в апреле 2021 года она предложила ST1 Бразилии для замены бронеавтомобилей ЕЕ-9 «Каскавел».
Хотя ZTL-11 является сравнительно новой машиной, в НОАК уже испытывается новая БМТВ. В ней, как считается, устранены основные недостатки предшественника: скромные возможности прицельного оборудования командира и слабое бронирование. Машина, впервые представленная в 2018 году, использует шасси БТР VP10. Последний создан на базе ZBL-08 (VN1), но отличается улучшенным модульным бронированием: в лобовой проекции оно защищает от 25-мм снарядов, а в бортовой — от 14,5-мм пуль.
Тактико-технические характеристики китайских колёсных БМТВ
. | PTL-02 | ZTL-11 |
БОЕВАЯ МАССА, Т | 19 | 22 |
ЭКИПАЖ, ЧЕЛ. | 4 | 4 |
ВООРУЖЕНИЕ (БОЕКОМПЛЕКТ) | 1×100-мм пушка (30 снарядов),
1×7,62-мм и 1×12,7-мм пулемёты |
1×105-мм пушка (30 снарядов),
1×7,62-мм и 1×12,7-мм пулемёты |
РАЗМЕРЫ, ММ: | ||
ДЛИНА
ВЫСОТА ШИРИНА |
8200
2900 3150 |
9000
3000 3200 |
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л.С. | 320 | 450 |
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 80 | 100 |
ЗАПАС ХОДА, КМ | 700 | 800 |
Литература
-
-
- army-guide.com
- topwar.ru
- weaponsystems.net
- army-guide.com
- sinodefence.com
-
источник: https://warspot.ru/19846-kitayskie-kolyosnye-tanki