13

Содержание:

Введение

Данный пост вносит изменения в предыдущее описание судьбы испанских кораблей, размещенное тут:

Кировская Весна. Испанская эскадра.

Лёгкие крейсера типа «Principe Alfonso»

Лёгкие крейсера типа «Принсипе Альфонсо» были спроектированы в Великобритании фирмой Армстронга как вариант британских крейсеров типа «Е» и построены в Испании в период с 1917 по 1930 годы: первый из трех однотипных крейсеров, «Principe Alfonso», был заложен в 1917 и вошел в строй в 1925 году, а последний, «Miguel de Cervantes», был заложен в 1926 и вошел в строй в 1930 году. Столь существенный период времени был вызван ходом Первой Мировой войны, в течение которой строительство крейсеров было приостановлено.

Стандартное водоизмещение крейсеров составило 7475 тонн, полное 9237 тонн, максимальная длина 176,6 метров, ширина 16,5 метров, максимальная осадка 5,1 метра. Энергетическая установка включала в себя четыре турбозубчатых агрегата «Парсонс», питаемых восемью котлами Ярроу, суммарной мощностью 80000 л.с. Максимальная скорость крейсеров достигала 33-34 узлов, дальность плавания 5000 миль на скорости 15 узлов или 1200 миль на скорости 30 узлов.

Система броневой защиты была полностью аналогична типу «Е» (пояс 76 — 37 мм, палуба 25 мм, щиты орудий ГК 25 мм).

Главное вооружение состояло из восьми 152-мм орудий Виккерс-Каррака длиной в 50 калибров, установленных в трех спаренных и двух одинарных установках в диаметральной плоскости. Угол возвышения всех установок составлял 35 градусов. Одинарные установки находились в оконечностях, спаренные — в возвышенных позициях на носу, на корме и в середине корпуса. Зенитная артиллерия дальнего боя состояла из четырех 102-мм пушек в одинарных установках. Две 47-мм пушки Гочкиса и пулеметы составляли легкую зенитную артиллерию. Четыре 533-мм трехтрубных торпедных аппарата устанавливались на верхней палубе побортно. Никакого авиационного вооружения крейсера не несли.

Первый корабль серии «Принсипе Альфонсо», названный в честь наследника престола, в начале службы совершил несколько заграничных походов с королем Альфонсо XIII на борту — в Гетеборг в 1928 году, в Киль в 1930, в средиземноморские порты Франции и Италии, на Мальту. В 1931 году, после провозглашения республики, бывший король на крейсере отправился за границу. Тогда же «Принсипе Альфонсо» был переименован в «Либертад». В начале Гражданской войны в 1936 году «Либертад» вместе с «Мигелем де Сервантесом» и линкором «Хайме I» находился в Эль-Ферроле, где получил приказ следовать в Кадис. Офицеры корабля колебались в выборе политической ориентации. В это время команды самовольно захватывали корабли, арестовывали офицеров. После приказов от центрального правительства флот, сохранивший верность республике, был сконцентрирован в Танжере. В течение Гражданской войны «Либертад» служил в составе республиканского флота, базируясь, главным образом, на Картахену. Он был наиболее активным из крупных кораблей республиканского флота и действовал с наибольшей интенсивностью. Флагман флота в течение всей войны, «Либертад» участвовал во всех операциях. «Либертад» возглавлял республиканские силы в бою у мыса Палос в марте 1938 году, закончившемся потоплением «Балеареса». 18 апреля 1938 году Крейсер, не смотря на ураганный огонь артиллерии ПВО, получил повреждения во время налета фашистской авиации и простоял в ремонте 3 месяца.

Второй корабль серии, «Альмиранте Сервера», в начале Гражданской войны корабль перешел в Эль-Ферроль, где стал флагманом адмирала Морено, и присоединился к Националистическому движению. В то время крейсеру требовался ремонт котлов — он мог развивать только 23 узла, хотя считалось возможным при острой необходимости привлекать его к сопровождению конвоев. Крейсер активно действовал в течении всей войны, часто вместе с «Канариасом», и принял участие во многих операциях.

Последний в своем типе, «Мигель де Сервантес» после начала войны остался в составе республиканского флота и 22 ноября 1936 году неподалеку от Картахены был торпедирован итальянской подводной лодкой «Торричелли», переданной франкистам под названием «Генерал Мола». Поврежденный крейсер был отбуксирован в Картахену. Для ремонта корабля в Картахене пришлось удлинять сухой док, оказавшийся слишком коротким для «Сервантеса». В ходе ремонта крейсер получил новые повреждения от внезапного воздушного налета франкистской авиации, в результате чего он вошел в строй только в марте 1938 году На завершающем этапе Гражданской войны крейсер фактически бездействовал.

Таким образом, в 1936 году два корабля серии (первый и третий) остались верны республиканскому правительству, а второй перешел на сторону мятежников.

Лёгкие крейсера типа «Blas de Lezo»

Лёгкие крейсера типа «Blas de Lezo» были спроектированы как вариант британских крейсеров типа «C» и построены в Испании в период с 1922 по 1925 годы, в серию входило 2 корабля. «Blas de Lezo» потерпел крушение 11 июля 1932 года, Méndez Núñez – остался верен присяге и воевал на стороне правительства республиканцев.

Стандартное водоизмещение крейсеров составило 4860 тонн, полное 6330 тонн, максимальная длина 141 метр, ширина 14 метров, максимальная осадка 4,4 метра. Энергетическая установка включала в себя четыре турбозубчатых агрегата «Парсонс», питаемых 12 котлами Ярроу, суммарной мощностью 45000 л.с. Максимальная скорость крейсеров достигала 29 узлов, дальность плавания 5000 миль на скорости 13 узлов.

Главное вооружение состояло из шести 152-мм орудий Виккерс-Каррака длиной в 50 калибров, установленных в одинарных установках (два в диаметральной плоскости, четыре побортно). Зенитная артиллерия дальнего боя отсутствовала. Четыре 47-мм пушки Гочкиса и пулеметы составляли легкую зенитную артиллерию. Четыре 533-мм трехтрубных торпедных аппарата устанавливались на верхней палубе побортно. Никакого авиационного вооружения крейсера не несли.

11 ноября 1938 года перед битвой за Каталонию глава испанского правительства Х.Негрин написал письмо Кирову, в котором настоятельно просил срочно прислать большие объемы вооружения, чтобы победоносно закончить войну. «Помощь капля по капле», писал испанский премьер, уже не даст результатов. С письмом Негрина в конце ноября в Москву был срочно направлен командующий ВВС республики Игнасио Идальго де Сиснерос. В качестве приложения к посланию испанского премьера содержались конкретные заявки на необходимое республике оружие. В частности, речь шла о 600 противотанковых пушках калибра 45 мм, 312 орудиях калибра 107 мм, 400 тысячах винтовок, 10 тысячах ручных и станковых пулеметов, 200 истребителях И-16, 60 истребителях И-15 и 90 бомбардировщиках СБ, 250 танках Т-26. Помимо техники и вооружений для сухопутных сил и ВВС, для флота просили 6 сторожевых кораблей и 12 торпедных катеров. Потребность в вооружениях была сформирована на сумму в 103 миллионов долларов.

Для перевозки последней, решающей крупной партии вооружения, испанским правительством было предложено использовать двухступенчатую логистическую схему. На первом этапе предусматривалась поставка военной техники и вооружения из СССР на пароходах компании французской судоходной компании «Франс Навигасьон» (фактически управляемой французскими коммунистами и созданной за счет средств испанского правительства), рейсами Мурманск-Бордо. На втором этапе предусматривалась поставка вооружения по железной дороге из Франции в Испанию.

К этому моменту переданное в СССР испанское золото было уже целиком использовано в оплату за поставку Испанской республике продовольствия, нефтепродуктов, вооружения и военной техники.

Точка бифукации в альтернативной реальности «Кировская весна»

Обсудив просьбу испанского правительства, Совет Труда и Обороны предложил испанскому правительству бартерную сделку: обмен трех крейсеров и четырех эсминцев, итоговой ценой 30 миллионов долларов США («Либертад» и «Мигель де Сервантес» оценили по 10 миллионов долларов за штуку, «Мендес Нуньес» в 6 миллионов долларов, эсминцы по 1 миллионов долларов за штуку), на равноценную партию сухопутного вооружения.

К концу 1938 года обстоятельства на фронтах гражданской войны сложись так, что сухопутное вооружение представлялось важнее морского, и бартерная сделка была одобрена испанским правительством.

Первые три парохода прибыли в Бордо еще вовремя, чтобы находившееся на них вооружение смогло принять участие в борьбе за Каталонию. Сиснерос вспоминал: «Оружие погрузили на семь советских пароходов, которые отплыли во французские порты. Первые три судна прибыли в Бордо, когда наша армия еще имела в запасе достаточно времени, чтобы использовать привезенные материалы. Но французское правительство придумывало различные предлоги, затягивая их переброску через Францию. Когда же вооружение прибыло в Каталонию, было уже поздно. Мы не имели ни аэродромов, где можно было бы производить сборку самолетов, ни территории, чтобы защищаться. Если бы правительство Франции сразу после прибытия советских пароходов разрешило переправить оружие республиканцам, участь Каталонии могла бы быть иной. Располагая этим вооружением, мы имели бы возможность сопротивляться еще несколько месяцев, а принимая во внимание обстановку, складывавшуюся в Европе, это могло оказаться гибельным для осуществления фашистских планов». Но так как 6 декабря 1938г. Германия и Франция подписали декларацию о дружбе, то лишь небольшое количество оружия удалось переправить через французскую границу. Воспользоваться ими республиканские войска уже не смогли, и большую часть грузов пришлось отправить назад, во Францию, а другую уничтожить.

Тем не менее, в соответствии с буквой договора 1 января 1939 года стороны подписали соответствующий акт, и на крейсерах и эсминцах были подняты военно-морские флаги ВМС РККА. Испанские моряки под руководством советских экс-советников обеспечили переход эскадры во Владивосток, некоторая их часть позднее вернулась в Испанию. При проходе Гибралтарского пролива советский конвой был встречен почетным эскортом легких сил Флота Ее Величества, который был заранее оговорен в результате консультаций Наркома иностранных дел Литвинова с Министерством иностранных дел Великобритании – бескровное удаление части боевых кораблей из зоны военных действий и в частности из Средиземноморья в целом соответствовало интересам Великобритании.

Тихоокеанский флот ВМС РККА СССР в альтернативной реальности «Кировская весна»

Как в связи с неготовностью причального хозяйства Северного флота для приема крупных кораблей в 1938 году, так и в связи с острейшей внешнеполитической напряженностью на Дальнем Востоке, испанские крейсера и эсминцы, вошли в состав советского Тихоокеанского флота и прошли капитальный ремонт и перевооружение в 1940 году.

С крейсеров типа «Принсипе Альфонсо» (в ВМС РККА «Свобода» и «Равенство») были демонтированы 102-мм и 47-мм зенитные пушки, число шлюпок уменьшено на 4 единицы. Взамен крейсера получили по четыре спаренных универсальных 100-мм орудийных установок типа Минизини и по шесть 37-мм автоматических пушек 70-К.


С крейсера «Мендез Нуньез» (в ВМС РККА «Братство») были демонтированы две 152-мм пушки главного калибра и все 47-мм зенитные пушки. Взамен крейсер получил две спаренных универсальных 100-мм орудийных установок типа Минизини и семь 37-мм автоматических пушек 70-К.

Подписаться
Уведомить о
guest

24 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account